Ответ на рецензию Дневника кающегося Епископа Панкратия, наместника Валаамского монастыря.
РЕЦЕНЗЕНТ: «Видеть свой грех – это дар от Бога, что, в свою очередь, подразумевает наличие неких взаимоотношений между Ним и верующим».
Ответ: Вера – это тоже дар Божий, но даётся он не просто так и кому попало. Требуется изучение основ Веры (оглашение), то есть Вера от слышания (сравните 1Кор. 1: 21). Но точно также и дар видения грехов своих не может быть дан без знания о грехах. В противном случае, зачем отцы вообще писали о грехах и приводили примеры их?
РЕЦЕНЗЕНТ: «Господь открывает Себя верующему как любовь и милосердие…»
Ответ: Господь открывает Себя и как Судия праведный и судить нас будет Бог по Евангельским заповедям, которые святитель Игнатий называет сводом законов.
РЕЦЕНЗЕНТ: «…любовь и милосердие, которые ищут не повода совершить справедливый суд, а вернуть погибающего к чистоте, Богообщению и жизни вечной».
Ответ: Первые признаки правильного покаяния – это страх Божий, сокрушение сердца, нищета духа и плач о грехах. Но как это обретёт человек, если не будет точно знать о своих грехах? Чистота бывает намного позже, когда страсти будут вытеснены добродетелями, а Богобщение достигается вообще на высоких степенях внутреннего делания. Нельзя достичь высшего, не пройдя первого!
РЕЦЕНЗЕНТ: «Тяжесть греха осознается христианином не как степень девиации от некоего юридического перечня статей нравственного закона…»
Ответ: Перечень статей нравственного закона – это новозаветные заповеди. Степень отклонения от заповедей определяет степень греховности человека. А тяжесть отдельного греха может быть понята человеком только при условии объяснения ему смысла самого греха с точки зрения Евангельской нравственности.
РЕЦЕНЗЕНТ: «…мера греховности или праведности понимается не как «сальдо» между первым и вторым».
Ответ: Дневник кающегося предназначен не для сведения счетов с Богом, как это кажется рецензенту, а для ознакомления человека с основами аскетики: со страстями – смертельными болезнями души, с примерами грехов по каждой страсти и со смертными грехами, как наиболее опасными для человека. Если этого всего не узнает христианин, то так и не покается в своих грехах и будет продолжать совершать их бесстрашно. Тогда, выражаясь бухгалтерским языком рецензента, на Суде постигнет уже не «сальдо», а «бульдо».
РЕЦЕНЗЕНТ: «Создается впечатление, что для него ответ на Страшном суде – это нечто вроде проверки бухгалтерской отчетности».
Ответ: Создаётся впечатление, что рецензент вовсе не знаком с учением о мытарствах, которое хотя и не канонично, но очень полезно, как говорит святитель Игнатий, уча проходить их на земле. Также и чаши весов упоминаются не напрасно!
РЕЦЕНЗЕНТ: «…детализация «уровней» одного и того же греха вызывает в памяти формулировки уголовного кодекса…»
Ответ: Разве праведный Суд Божий совершается по шаблону? Разве Бог не учитывает всех обстоятельств дела? Разве канонические послания святителя
Василия Великого не подчёркивают уровня грехов? Так и болезни бывают разной степени тяжести. Духовнику ли не знать этого?
РЕЦЕНЗЕНТ: «…перечисляемые в «Дневнике» варианты грехов заставляют думать, что для автора существует «просто грех» и «грех с отягчающими обстоятельствами».
Ответ: Убеждён, что в зависимости от обстоятельств дела грех может быть смертным или не смертным, простительным или тяжким (готов, если потребуется, привести примеры). И Апостол говорит, что есть грех не к смерти, а есть к смерти.
РЕЦЕНЗЕНТ: «Въедливое, мелочное и безжалостное капание в гастрономических наклонностях («привязывались к приправам – майонез, кетчуп, горчица…»)…»
Ответ: Привязанность – это уже зависимость. Безжалостно было бы не предупредить человека об опасности попадания в зависимость от своего чрева.
РЕЦЕНЗЕНТ: «Въедливое, мелочное и безжалостное капание … в подробностях интимной жизни («допускали заигрывание», «доводили до измены постоянным отказом в супружеской близости»)…»
Ответ: Если супруги допускают заигрывание при своих детях, то это удел животных, а для человека – грех развращения младших. И зачем тогда было бы Апостолу говорить о воздержании временном, а потом супругам быть вместе, чтобы не искушал сатана? Безжалостно будет молчать о безобразных блудных грехах, наполнивших наши дома по причине повсеместной проповеди разврата.
РЕЦЕНЗЕНТ: «…не оставляет ни человеческой стыдливости, ни Божиему милосердию».
Ответ: Если человеку не сказать о грехе, то он бесстыдно будет продолжать грешить. А милость у Бога мерою, как говорит преподобный
Симеон Новый Богослов, и даётся тем, кто сам милует. Если же кто не милует, то такому Суд без милости!
РЕЦЕНЗЕНТ: «…способность автора к дифференциации таких состояний как, скажем, «напиться до беспамятства», «уйти в запой» и «отравиться алкоголем» подталкивает к выводу, что нюансы этого греха каким-то образом известны ему не понаслышке».
Ответ: Такие слова выглядят насмешкой и издёвкой. Со многими грехами я знаком лично, о чём искренне сожалею, но не со всеми. Часть примеров взяты из «Опыта построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), часть – из приходской практики работы с реальными людьми. Дифференциация даёт возможность человеку увидеть своё собственное специфическое проявление греха и глубже осознать ошибку.
РЕЦЕНЗЕНТ: «Только благодаря некоторым лексическим оборотам публикация «Дневник кающегося» имеет нечто сходное с христианством».
Ответ: А деление всех грехов на 8 групп — страстей? А выделение смертных грехов? А понятие простительные грехи? А примеры грехов, взятые, в том числе, и у святителя Игнатия? Как видно рецензент не знаком с трудами святителя Игнатия (Брянчанинова) и не читал 2-й том Добротолюбия?
РЕЦЕНЗЕНТ: «В остальном своим юридизмом она вполне могла бы быть сопоставлена с ветхозаветными требованиями».
Ответ: В Ветхом Завете за нарушение закона полагалась смерть. Мы же помогаем подготовиться человеку к Исповеди, чтобы получить прощение грехов, но для этого нужно их знать. Ещё помогаем научиться борьбе со страстями, чтобы более не грешить. Для этого, как раз, и составлен «Дневник кающегося». Строгий юридизм, как мне видится, есть в канонических посланиях святителя
Василия Великого об епитимиях, однако, никто не осуждает святого.
РЕЦЕНЗЕНТ: «Последние, однако, сбалансированы библейской верой в Божию любовь и милость к кающемуся, чего нельзя сказать о данном «Дневнике».
Ответ: Понятие синергии предполагает труд и самого человека. И Апостол говорит, что вера без дел мертва, а покаяние предполагает изменение жизни. Пуста надежда того, кто грешить не прекращает по причине любви ко греху, но ждёт милости Божией.
К сожалению, не могу согласиться ни с одной мыслью автора рецензии, в котором не видны качества духовника.
Сергей Михайлович Масленников 21.03.2014