Что такое человек?

Православный христианин
Внезапно появился вопрос.
Приехала сестра с племянницей. Племяннице всего 7 месяцев. Кошка на неё внимания не обращает и, кажется, не понимает, что это человек.
А мне-то как доказать, что это человек?

Да, и про меня тоже вопрос: как доказать, что я — человек? Я-то себя осознаю человеком, а но если кто-нибудь скажет, что самосознание ничего не значит, и я должен доказать, что я человек, то что же мне сказать?
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Здравствуйте.
А зачем кошке доказывать, что младенец - человек? И кто знает, что именно понимает о младенце кошка... Кошки - они такие... Загадочные. :cool:

Вопрос, конечно, интересный, кому-либо доказывать, что я - не верблюд.

Но мне кажется, Евгений Анатольевич, что Вы эту тему открыли с каким-то серьезным посылом. С каким?
 
Православный христианин
Но мне кажется, Евгений Анатольевич, что Вы эту тему открыли с каким-то серьезным посылом. С каким?
Поведение кошки вызвало некое удивление, а из удивления родился вопрос. А тут есть ветка "Человек", в которой говорят о разном, но никто не спрашивает: "Что такое человек?"
Школьный ответ известен: "Человек — венец творения, образ Божий". Но в этом ответе ещё больше вопросов.

Я подумал, что хорошо бы задать вопрос по существу. А вдруг мы сформулируем ответ.
 
Православный христианин

Вячеслав 2040

Так спрашивающий — я сам. Как мне самому убедиться, что я — человек? Как мне быть уверенным в том, что моё самосознание не обманывает меня. Ведь, кто-то когда-то сказал мне, что я — человек, но никто не дал мне надёжного определения человека. По факту получается, что я верю в то, что я человек, но даже не знаю, во что я верю.

Но я же говорю в Символе веры: «нас ради человек, и нашего ради спасения». Получается, что человек — это тот, ради кого пришёл Христос. И если я верю в это, и считаю, что Христос пришёл и ради меня, то получается, что я и в самом деле человек.

Но что тогда сказать о тех, кто в это не верить? Нельзя ли сказать, что человек становится человеком, только став христианином?
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
ДНК-тест покажет, что моё тело подобно некоторым другим телам, которые биологи относят к определённому биологическому виду. Однако моё самосознание упрямо мне говорит, что тело — это не весь я. Мало того, оно даже утверждает, что тело — моё. ДНК покажет, что моё тело принадлежит к такому-то виду, но я-то сам кто? Когда я умру, ДНК-тест покажет то же самое, а меня уже нет.
 
Православный христианин
Внезапно появился вопрос.
Приехала сестра с племянницей. Племяннице всего 7 месяцев. Кошка на неё внимания не обращает и, кажется, не понимает, что это человек.
А мне-то как доказать, что это человек?

Да, и про меня тоже вопрос: как доказать, что я — человек? Я-то себя осознаю человеком, а но если кто-нибудь скажет, что самосознание ничего не значит, и я должен доказать, что я человек, то что же мне сказать?
Не нужно усложнять, на Азбуке на все есть ответы:
https://azbyka.org/chelovek-sm
А в этом разделе:
…Человек!.. Все творения немеют перед этим самым необычным чудом во всех мирах. Бог как бы собрал чудеса из всех Своих миров, слил их воедино, и получился человек. Ощущать – разве это не чудо? Мыслить – разве это не чудо? Желать – разве это не чудо? Не ищи чуда вне себя, ибо ты сам величайшее чудо. Существовать – разве не есть это нечто само по себе бесконечно удивляющее и непонятное? У всякого создания, имеющего силы думать о человеке, начинает кружиться голова. Со всех сторон человек окружён бесконечностями…
Не есть ли жизнь человека на земле паломничество по безднам? Ведь всякий серьёзный вопрос, который человек задаёт себе или мир – человеку, уводит его мысль в бездну. Вопрос истины разве не есть бездонная проблема? В поисках истины, пробиваясь к её святилищу, мысль человека всегда пробирается через страшные пропасти. А проблема справедливости, а проблема добра, а проблема зла – всё сплошь пропасти и горные ущелья, паломничества, мучительные и тяжёлые, разве нет? Ненасытная же мысль человека, гонимая неким врождённым инстинктом, страстно бросается из проблемы в проблему и никак не может насытиться. И так вечно, до тех пор, пока её не подчинит себе двуединая проблема – проблема Бога и человека, по своей сути, всепроблема, от решения которой зависит судьба человека во всех мирах.
Нет ничего более страшного для человека, чем быть непосредственно с самим собой; и ничего нет неприятнее для человека, чем быть непосредственно с людьми; и ничего нет печальнее для человека, чем быть непосредственно с миром. Только когда человек примет Господа Христа как посредника между собой и людьми, между собой и миром, между собой и самим собой, тогда его печаль претворяется в радость, отчаяние в восхищение и смерть в бессмертие; тогда горькая тайна мира претворяется в сладкую тайну Божию…
 
Православный христианин
Так спрашивающий — я сам. Как мне самому убедиться, что я — человек? Как мне быть уверенным в том, что моё самосознание не обманывает меня. Ведь, кто-то когда-то сказал мне, что я — человек, но никто не дал мне надёжного определения человека. По факту получается, что я верю в то, что я человек, но даже не знаю, во что я верю.

Но я же говорю в Символе веры: «нас ради человек, и нашего ради спасения». Получается, что человек — это тот, ради кого пришёл Христос. И если я верю в это, и считаю, что Христос пришёл и ради меня, то получается, что я и в самом деле человек.

Но что тогда сказать о тех, кто в это не верить? Нельзя ли сказать, что человек становится человеком, только став христианином?
Нельзя так говорить. Потому что тогда все остальные кто? Животные , недочеловеки.? На пирамидионе Аменхотепа 2 написано послание -наставление. Не христианское и одновременно христианское. Созерцание. Наверное ,через Моисея ,пришедшее в христианскую созерцательную мистику . Возможно ,только так можно о познать и себя и ответить на вопрос -что есть человек? Так да светит ваш свет...Пирамидион светился .когда вокруг уже было темно. Ну ,не петух опщипанный же на самом деле.
 
Последнее редактирование:
Санкт-Петербург
Православный христианин
Как мне самому убедиться, что я — человек? Как мне быть уверенным в том, что моё самосознание не обманывает меня.
Вы, как личность, можете наблюдать за своей природой ( природой человека ), имеете способность отличать природу человека от других природ животного мира...
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Православный христианин
на Азбуке на все есть ответы:
Это прекрасно! Преподобный Иустин говорит, что человек — чудо. Так и я согласен, что чудо. И такое чудо, что пока не думаю, что такое человек, то, кажется, что понимаю, а как задумаюсь, то ничего не понимаю. А может, и не надо понимать? Разве чудо понимают? Ему радуются. Или боятся.

И прав преподобный: «Ведь всякий серьёзный вопрос, который человек задаёт себе или мир – человеку, уводит его мысль в бездну». Спросишь: «Что такое человек?» — и в бездну. А иной раз на кошку смотрю и тоже спрашиваю: «А кошка? Что это такое за чудо?» А она сидит, жмурится и тоже о чём-то думает.
 
Православный христианин
Ф
Это прекрасно! Преподобный Иустин говорит, что человек — чудо. Так и я согласен, что чудо. И такое чудо, что пока не думаю, что такое человек, то, кажется, что понимаю, а как задумаюсь, то ничего не понимаю. А может, и не надо понимать? Разве чудо понимают? Ему радуются. Или боятся.

И прав преподобный: «Ведь всякий серьёзный вопрос, который человек задаёт себе или мир – человеку, уводит его мысль в бездну». Спросишь: «Что такое человек?» — и в бездну. А иной раз на кошку смотрю и тоже спрашиваю: «А кошка? Что это такое за чудо?» А она сидит, жмурится и тоже о чём-то думает.
Это все ? Вопрос закрыт?
 
Православный христианин
Как же он закрыт? У него дна нет — бездна.
Пожалуй, пора прочитать «Слово о человеке» святителя Игнатия.
Вот, видите! Задал вопрос, подумал, почитал ответы, и вспомнилось произведение на тему. Приглашаю к обсуждению. Если какие-то мысли появятся при чтении, то я их тут и буду приводить. Или отдельную тему создать?
 
Православный христианин
Как же он закрыт? У него дна нет — бездна.
Пожалуй, пора прочитать «Слово о человеке» святителя Игнатия.
Вот, видите! Задал вопрос, подумал, почитал ответы, и вспомнилось произведение на тему. Приглашаю к обсуждению. Если какие-то мысли появятся при чтении, то я их тут и буду приводить. Или отдельную тему создать?
Читая епископа Игнатия ,главное понимать,что он писал о Богочеловеке. Те.надо определиться ,о ком мы говорим. Например,есть такое определение. Человек- это тело,душа и Святой Дух.Ириней Лионский.
 
Православный христианин
Погодите. Если посмотреть на Оглавление, то речь идёт именно о человеке.
1. Предисловие
2. Введение
3. Определение человека
4. Мироздание
5. Сотворение человека
6. Тело и душа
7. Силы души
8. Образ и подобие Божии
9. Рай
10. Введение в рай и совершенство первозданных
11. Падение первозданных
12. Смерть души
13. Подчинение человека диаволу
14. Земная жизнь
15. Мир
16. Идолопоклонство
17. Смерть и ад
18. Преуспеяние зла на земле
19. Из писем святителя Игнатия

Да вот и святитель ставит вопрос такой же, что и я:
Среди предметов необъятного мироздания вижу и себя – человека. Кто я?
А дальше то, что я в себе нахожу:
Человек – тайна для самого себя.
И объясняет, почему так:
Неужели эта тайна запечатлена окончательно и нет никакого средства раскрыть ее? Да! Запечатлел ее для человека грех, запечатлело ее для него падение его. Человек лишен истинного самовоззрения и самопознания. Доколе я пребываю в падении моем, дотоле тайна – человек – пребывает для меня неразъяснимою: извращенный, пораженный слепотою и ложью разум мой недостаточен для раскрытия ее. Не понимаю души моей, не понимаю тела моего; понятия, которые думаю иметь о них, оказываются, при рассмотрении неповерхностном и нелегкомысленном, очень недостаточными, по большей части ошибочными.
Вот же! Вот и не удовлетворяли меня никакие антропологии, ибо человек грешный сам себя не знает, и не познает, пока не очистится от греха.
 
Православный христианин
Кроме всего прочего, чтобы дать определение понятию,, человек" ,необходимо для начало определиться , с со временем появления человека ,посмотреть на его развитие.обозначить этапы. А так...мы не можем давать целостную характеристику ,беря какой - то небольшой отрезок. И начинать надо с миллионов лет назад Правда,это пойдет вразрез с христианской антропологией,так стоит ли будоражить? Человек - дом Бога. И ладно.
 
мне-то как доказать, что это человек?
Эээ... кошке?
Здравствуйте)
Способность к творчеству и речи (устной, письменной).....
И так далее)
Устная речь есть у животных. Как минимум: дельфины, киты, обезьяны.

Для начала надо определиться, чтотесть человек. А потом строить доказательства.
 
Например, у Азимова первый закон робототехники гласит: роьот не может причинить вред человеку. Но на одной планете роботы считали людьми только жителей этой плагеты, а инопланетян за людей не считали.
Поэтому - начинать надо с терминологии.
 
Сверху