"Человек - мера всех вещей"

Православный христианин
Если рассматривать это выражение с атеистической точки зрения, то именно она является опорой гуманизма и как бы позволяет нерелигиозному человеку найти смысл жизни хоть в чём-то. Этот ужасный мир, в котором истину признали относительной, держится лишь на признании самоценной жизнь человека. Мне кажется, мнение кучки людей, как бы много их ни было, не является достаточно авторитетным подтверждением истинности чего либо, ведь нормальный торговец имеет гирьку, вес которой не относителен и не переменчив и именно всесовершенный Бог должен быть мерой и опорой всего. Хотелось бы услышать размышления, которые покажут всю несостоятельность искания смысла в конечной жизни и опровергнут эту противную мысль о том, что общепринятые ценности и есть наш идеал, потому что сам я додуматься ни до чего не могу, а именно эта мысль, мне кажется, губит сейчас множество потенциальных христиан. Это какая-то паутинка или напыление, не дающее неверующему стать нигилистом, но провозглашающее истину вне Христа
 
Православный христианин
Хотелось бы услышать размышления, которые покажут всю несостоятельность искания смысла в конечной жизни и опровергнут эту противную мысль о том, что общепринятые ценности и есть наш идеал, потому что сам я додуматься ни до чего не могу, а именно эта мысль, мне кажется, губит сейчас множество потенциальных христиан.
Дима, ты на все вопросы хочешь в 15 лет найти ответы? Ну вот скотинка - живёт без вечной души ... и что?
Кстати, есть старческая депрессия по номерному списку болезней: https://nasrf.ru/baza-znaniy/psikhiatriya/starcheskaya-depressiya
Депрессия у пожилых людей - причина значительного ухудшения качества жизни, утраты дееспособности. Заболевание провоцирует поведенческие нарушения, повышается риск суицида. Болезнь негативно влияет на когнитивные способности, которые в пожилом возрасте и без депрессии не на высоком уровне. Страдает концентрация внимания, возникают расстройства мышления, нарушается память.

Депрессия - расстройство психическое, однако оно сопровождается соматическими нарушениями. У стариков отчетливее проявляются необъяснимые с физиологической точки зрения боли по всему телу. Характерно отсутствие аппетита, потеря веса, проблемы с пищеварительной системой.

Болезнь постепенно отнимает дееспособность пожилого пациента. Возникают трудности с выполнением повседневных несложных задач. Человек начинает изолироваться от социума, обрывает контакты с друзьями и родственниками. В старости депрессия убивает желание двигаться, страдает моторная сфера, человек большую часть времени проводит в постели. Даже легкие формы расстройства опасны для лиц позднего возраста, поскольку из-за отсутствия двигательной активности общее состояние здоровья ухудшается с каждым днем.

Что тебе "до всех христиан", разве ты епископ? Патриарх? Управь себя, сам спасись и довольно ...
 
Православный христианин
Просто я ведь хожу в школу и стараюсь отцеживать нужную информацию, а когда на многих уроках убедительнт говорят нечто и представляют это православной и вообще человечной позицией, то я и сам невольно принимаю различные пагубные мысли и потом с удивлением нахожу, что это противоречит Святым Отцам.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Дима, ты просто порадовал. Самим фактом своего существования). Современный школьник и задается такими глубокими вопросами.!
Даже не принципиально кто и что тебе ответит - ты на верном пути, учитывая, что ты и Святых Отцов читаешь. Только на древних не налегай, они тяжело на юную душу ложатся.
 
Наш мир ужасен лишь в том, как вы его видите. Хотите видеть ужасным - и он таким будет. Хотите видеть прекрасным - он будет прекрасным.
Если осознать единственной стоящей целью своей жизни саму свою жизнь, как она тут же наполняется смыслом.: наполнить ее полезными (для себя и других) и интересными (для себя) событиями.
мнение кучки людей, как бы много их ни было, не является достаточно авторитетным подтверждением истинности чего либо
Тут вы правы. Не является. Мнение этой кучки должно согласовываться с наблюдениями (в естественных науках), либо приносить пользу обществу (в науках гуманитарных). Польза обществу заключается в выживании этого самого общества.
С одной разницей. Естественные науки изучают законы, которые не изменяются со временем (s=vt что 1000 лет назад, что сейчас). А законы общества изменяются. Я уже приводил примеры на основе заповеди "не убий", как меняется ее понимание с первобытных времен до наших дней.
Это в равной мере относится и к ученым, и к так называемым отцам церкви. Напомню: даже святые могут ошибаться, это официальная позиция христианства.
Бог должен быть мерой и опорой всего.
Допустим. Но в разных религиях разные боги дают разные меры. Выходит, что здесь тоже нет абсолютности мнения.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
разных религиях разные боги дают разные меры.
А при чем тут разные религии? Речь же идет об одной (конкретной) религии и одной (конкретной) гуманистической идее.
Тогда уж нужно сравнивать и все прочие нерелигиозные идеи, порой далекие от гуманизма.
PS Не нужно там сразу приписывать науку)). Эдакая хитрость. Она никакого отношения ни к атеизму, ни к гуманизму не имеет.
Вопрос был (и тема вообще) сугубо философский.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Если осознать единственной стоящей целью своей жизни саму свою жизнь
Этим вы Дмитрия не собьёте.) Он давно уже понял эту уловку. И бренность и бессмысленность любых достижений, если они через 30-40 лет станут ничем, и я стану ничем и даже самого факта существования не останется. В 15 лет это осознается более чем.
Для своего (да и не только) возраста он уже достаточно умён.
PS Кстати, обратите внимание на его изложение мыслей, грамотную нить повествования и сравните его со сверстниками атеистического толка (коих полно на многочисленных молодежных форумах). Там уровень олигофрении. Вопрос даже не в грамотности, а в уровне развития. С Дмитрием даже сравнить не получится. Не утверждаю, что все такие (с обоих сторон), но тенденция весьма ощутима. Человек ищущий Бога в философском разговоре всегда интереснее безбожника. Потому что последний о высоком и не думает, ему об этом и думать ни к чему, он априори отрицает.
 
Православный христианин
Если осознать единственной стоящей целью своей жизни саму свою жизнь, как она тут же наполняется смыслом.: наполнить ее полезными (для себя и других) и интересными (для себя) событиями.
Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1Кор 15:32) вот и сводится всё атеистическое мировоззрение к выстраиванию какой-то шаткой стеночки вокруг проблемы смерти. Но в итоге приходит потоп и спасённым остаётся Ной и его семья, который трудился над Ковчегом, а не решил посвятить жизнь интересным событиям или даже саморазвитию, но спасению.
Где сейчас Аристипп и Эпикур, жившие ради удовольствия? Ласкает ли их та слава, которую они приобрели? Что была их жизнь в сравнении с 2300 годами без них? Одеяло не существует чтобы одеяло. Оно существует для удовлетворения потребности человека. Неужели на всякий предмет мы будем смотреть "снаружи" и искать смысл вне, а саму жизнь таким взглядом окинуть мы не в силах? Кто, переезжая из гостиницы в постоянное жилище, будет тратить время на то, чтобы обустроиться в гостинице поудобней? Такой человек переедет несобранным. Не разумно ли посвятить жизнь приготовлению к смерти? Может быть, по-настоящему полезным является лишь то, что положительно повлияет на место, где я проведу ближайшие 10 000 лет (а потом еще 10 000...)?
Истину невозможно положить, её можно лишь констатировать и законы физики действуют вне зависимости от того, какого я о них мнения. Заповедь "не убий" пребывала неизменной, но менялось её восприятие. Идеал существует вне человеческого о нём представления и совершенство может быть лишь одно, а всё остальное - несовершенно. Человеку на каком-то глубинном уровне приятен альтруист, усердно скрывающий свои добрые дела, но мы испытываем отвращение, видя хвастливого, хотя и хорошего человека. Мы восхищаемся героями, пренебрёгшими собой ради высшей цели. Достойны уважения те, которые погибли за других людей. Не складывается ли как пазлик то, что христиане называют любовью, которая "не гордится" и "не ищет своего"? Приложу текст, который мне очень понравился.

"
Итак, мне представляется крайне непоследовательным утверждать реальность нравственности, отрицая при этом реальность личностного, сверхъестественного и любящего Бога.
Представьте, что высшая реальность, как источник нашего бытия, личностна, разумна, нравственна и преисполнена любви. Каковы должны были бы быть ее проявления? Любовь стремится дать другим наивысшее благо. Высшее благо включает в себя общение с источником всякого блага – значит. Высшая Реальность будет стремиться привести нас к общению с Собой. В высшее благо входит благо свободы — думаю, Вы с этим согласитесь. Значит, Высшая Реальность не будет принуждать нас к общению с Собой помимо нашей воли. Высшее благо включает в себя нравственное совершенство. Значит, Высшая Реальность будет стремиться сделать нас совершенными в «агапе». Любовь уважает выбор другого – значит Высшая Реальность будет признавать реальность нашего выбора и его последствий. Любовь проявляется в отдаче себя другим, значит Высшая Реальность проявит себя в жертве. Есть у нас какие-либо исторические свидетельства того, что эта Высшая Реальность, Тот, кого теисты называют Богом, проявил Себя в человеческой истории? Да, есть. У нас есть свидетельства о человеке, который сказал, что Он Сын и Посланник Бога; более того, что Он и Отец – одно. Что цель Его прихода – пострадать и умереть, чтобы искупить наши грехи (т.е. взять на себя последствия нашего порочного выбора), что через общение с Ним мы можем обрести моральное возрождение и стать новыми людьми, что в Нем мы можем обрести близкие и доверительные отношения с Богом и разделить с ним ту вечную жизнь, которой обладает Он сам."
А ужасным я вижу возвращение в состояние до рождения. Я осознаю свою мысль, осознаю существование разума - и если мне нужно осознать прекращение собственной мысли, то придется принять её суетность.
 
Православный христианин
Этим вы Дмитрия не собьёте.) Он давно уже понял эту уловку. И бренность и бессмысленность любых достижений, если они через 30-40 лет станут ничем, и я стану ничем и даже самого факта существования не останется. В 15 лет это осознается более чем.
Для своего (да и не только) возраста он уже достаточно умён.
PS Кстати, обратите внимание на его изложение мыслей, грамотную нить повествования и сравните его со сверстниками атеистического толка (коих полно на многочисленных молодежных форумах). Там уровень олигофрении. Вопрос даже не в грамотности, а в уровне развития. С Дмитрием даже сравнить не получится. Не утверждаю, что все такие (с обоих сторон), но тенденция весьма ощутима. Человек ищущий Бога в философском разговоре всегда интереснее безбожника. Потому что последний о высоком и не думает, ему об этом и думать ни к чему, он априори отрицает.
"Иустин (Попович) внимательно, по-детски
любознательно слушая, встревожено произнес: «Вот, я бы был каким-
нибудь взбалмошным философом, вроде слабоумного и тоскливого
Ницше, если бы не встретил Господа Христа моего!..» И зарыдал, и из его,
как небо, голубых, чистых глаз потекли два потока слез."
Не хочу обворовывать Бога и признаю, что без Его невероятной помощи, я был бы таким же. Удивляюсь тому, что именно мне даровал он веру из моего огромного окружения и становится как-то не по себе от притчи о зарытом таланте
 
Станем есть и пить, ибо завтра умрем! (1Кор 15:32) вот и сводится всё атеистическое мировоззрение к выстраиванию какой-то шаткой стеночки вокруг проблемы смерти
Кто ж вам сказал такую глупость.

Атеизм практически всегда свидетельствует о независимом, здравом рассудке, или даже о здоровом рассудке. Ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным. (Ричард Докинз)
Лишь мудрец вправе быть атеистом. (Пьер Марешаль)
Жить как атеист - это большая ответственность. Вы творите добро не ради награды в ином мире, а потому, что ощущаете беспокойство за этот мир. Все добрые чувства естественны. (Санал Эдамаруку)
Отказываясь прятать реальность человеческого страдания за фантазией о вечном блаженстве, атеист остро чувствует, насколько драгоценна человеческая жизнь - и как прискорбно то, что миллионы людей подвергают друг друга страданиям и отказываются от счастья по прихоти собственного воображения. (Сэм Харрис)
Достаточно осознать, что эта жизнь - единственная, чтобы она стала более драгоценной. Поэтому атеистическая позиция - более жизнеутверждающая, способствующая улучшению жизни, но без самообмана, без принятия желаемого за действительное. (Александр Никонов)
Не разумно ли посвятить жизнь приготовлению к смерти?
Нет. Жизнь надо посвятить жизни. Которая есть здесь и сейчас. А вот чем ее наполнить, чтобы перед смертью можно было сказать "я не зря прожил свою жизнь" каждый решает сам. Главное, чтобы это было не противозаконно, не аморально и не вредило своему здоровью.
Человеку на каком-то глубинном уровне приятен альтруист, усердно скрывающий свои добрые дела, но мы испытываем отвращение, видя хвастливого, хотя и хорошего человека. Мы восхищаемся героями, пренебрёгшими собой ради высшей цели. Достойны уважения те, которые погибли за других людей. Не складывается ли как пазлик то, что христиане называют любовью, которая "не гордится" и "не ищет своего"?
Складывается. Однако эта любовь не свойственна только верующим. Она зависит скорее от того, как человек воспитан.
"Для благородного человека само сознание того, что он поступил благородно,я вляется лучшей наградой дляо свершения гуманных поступков.Н икакие божьи награды и божьи карыр пиличному человеку не нужны."
Публий Корнелий Сципион,
римский полководец 2 в. до н.э.
"Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти"
Альберт Эйнштейн
 
агностик
Атеизм практически всегда свидетельствует о независимом, здравом рассудке, или даже о здоровом рассудке.
Ммм... Нет, не согласен. Ни атеизм, ни теизм, ни вообще какие-либо религиозные взгляды об этом не свидетельствуют.
По-моему, очень много людей являются атеистами не как вы, изучив литературу и много размышляя о теме, а просто потому что "в космос летали уже и никого там не видели".

Мне кажется, мнение кучки людей, как бы много их ни было, не является достаточно авторитетным подтверждением истинности чего либо, ведь нормальный торговец имеет гирьку, вес которой не относителен и не переменчив и именно всесовершенный Бог должен быть мерой и опорой всего.
Позволю себе немного развить эту метафору. Гирьку ведь тоже люди произвели, и сколько ей весить определили. Килограмм - выдуманное людьми понятие, а ведь есть ещё унции и фунты, да и другие меры весов. Так что они как раз являются произвольными и относительными мерами, придуманными людьми для удобства. И работают они так универсально лишь потому, что достаточно большая кучка людей договорилась их принимать.

С моралью все обстоит очень схоже, мне кажется.

Хотелось бы услышать размышления, которые покажут всю несостоятельность искания смысла в конечной жизни
Это как раз просто. Смысл действия всегда находится либо вне этого действия, либо в удовольствии от самого процесса.
Например, смысл похода в магазин в том, чтобы иметь дома продукты после этого похода. Не будь этого "после", никто не ходил бы в магазин.
А смысл игры в крестики-нолики в том, чтобы просто получить удовольствие от процесса, и здесь никакого результата "после" не предполагается.

Поэтому и с жизнью, если не верить в ее загробное продолжение, дело обстоит так же: искать в ней смысл помимо получения удовольствия от нее - бессмысленно. :)
Конечно, тут возникает вопрос - как получить от нее наибольшее суммарное удовольствие, и этот вопрос совсем не из лёгких, но уже не по теме...
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Однако эта любовь не свойственна только верующим.
Душа каждого человека по природе христианка, только не каждый реализует природу своей души, живя временными, тленными ценностями.
перед смертью можно было сказать "я не зря прожил свою жизнь"
Перед смертью будут совсем другие мысли. Умирает каждый сам, один. И все эти "зря\не зря" будут иметь совсем иной смысл. Нужно больше общаться с умирающими. На смертном одре человек не врет (по крайней мере себе).
В атеистическом ракурсе "зря\не зря" вообще не актуальны. Он же становится ничем, даже воспоминаний нет.
Какая разница что было написано в тетради, которую покойный автор сжег? Быть может там были гениальные стихи, а может она была пустой. Быть может он работал над этим годами, а быть может она просто в столе валялась. Эта тетрадь и есть жизнь атеиста. И никакого "зря\не зря" по отношению к пеплу быть не может. Да и не к кому уже применить эту категорию.
 
Православный христианин
Жить как атеист - это большая ответственность. Вы творите добро не ради награды в ином мире, а потому, что ощущаете беспокойство за этот мир. Все добрые чувства естественны.

"Для благородного человека само сознание того, что он поступил благородно,я вляется лучшей наградой дляо свершения гуманных поступков.Н икакие божьи награды и божьи карыр пиличному человеку не нужны."
Публий Корнелий Сципион,
римский полководец 2 в. до н.э.
"Было бы очень скверно для людей, если бы их можно было удерживать лишь силой страха и кары и надеждой на воздаяние по заслугам после смерти"
Альберт Эйнштейн
Главной мотивацией совершения добра для христианина является любовь к Богу, из которой логично истекает любовь к ближнему. Страх вечных мучений или предвкушение Царствия Небесного являются второстепенной "блокадой" для тех, кто еще не возрос до христианского совершенства. Попробуйте-ка прожить хоть день по Евангелию и не прибегать к воспоминанию о загробной участи.

"Иная, более личная форма откровения абсуда, содержится в
отчаянном возгласе Ивана Карамазова: «Если бессмертия нет, то все
позволено.». Для некоторых это звучит как клич освобождения; но тому,
кто всерьез думал о смерти, или имел случай сам глубоко прочуствовать
неизбежность собственной смерти, лучше знать. В отличие от
большинства гуманистов с их вечными уклончивыми рассуждениями,
сторонник философии абсурда, хотя и отрицая бессмертие, признает
центральное место этого вопроса. К нему можно относиться безразлично
только если не стремишся к истине, или если это стремление заслонено
чем-то повседневным и обманчивым – удовольствиями, работой,
искусством, ученостью – всем тем, что мир с радостью принимает за
истину. Весь смысл человеческой жизни зависит от истинности (или
ложности) учения о бессмертии.
С точки зрения последователей идеологии абсурда это учение ложное.
И потому их мир столь необычен: в нем нет надежды, в нем смерть –
верховное божество. Апологеты абсурда, как и апологеты
гуманистического стоицизма, видят здесь только «мужество», готовность
жить не ожидая «утешения» в загробной жизни; они смотрят свысока на
тех, кому требуется небесная «награда» за свои земные дела. По их
мнению, нет нужды верить в рай и ад, чтобы «творить добро» в земной
жизни. И это звучит вполне убедительно; многие, даже называя себя
христианами, готовы отказаться от веры в вечную жизнь ради
«экзистенциальной» веры в единый текущий миг.
Такой опаснейший самообман – не что иное, как одна из тысячи
масок, за которой прячется лицо смерти: если бы смерть действительно
означала конец, никто не смог бы противостоять ее ужасу. Достоевский
был совершенно прав, давая бессмертию центральное место в своем
христианском мировоззрении. Если земная жизнь человека неизбежно
завершается небытием, то все дела его в полном смысле слова
несущественны: они не приносят результатов. Тогда и разговоры о «жизни
во всей ее полноте» лишаются основания и смысла. Совершенно
справедливо, что «если бессмертия нет», то мир абсурден и «все
позволено», иначе говоря, ничего и не стоит делать; смертный прах не
только душит всякую радость, но и осушает всякие слезы – о чем,
собственно, плакать? Такому миру и в самом деле лучше бы не стоять
вовсе.
Ничто – ни любовь, ни добро, ни святость – не имеет ни ценности, ни
даже смысла, если жизнь не продолжается за своими земными пределами.
Тот, кто намеревается «творить добро» лишь в этих пределах, не
понимает, что данная фраза пародирует христианское понятие о Добре,
простирающемся в вечность. Только если мы бессмертны, и только если
будущий мир таков, как Бог открыл Своему избранному народу, лишь
тогда наши дела приобретают смысл и значение, потому что любой наш
поступок есть доброе или злое семя, прорастающее уже в этой жизни, но
не приносящее плодов вплоть до жизни будущей. Верящим, напротив, что
добродетель начинается и кончается на земле, остается всего лишь шаг до
тех, кто отрицает добродетель как таковую; о том, как просто сделать
подобный шаг, красноречиво свидетельствует все наше столетие."
(Серафим (Роуз))

Нехристианская добродетель намного удобоисполнимее, чем христианская и всякий, кто читал 5 главу Евангелия от Матфея с толкованием свт. Иоанна Златоуста осознаёт это.
Нет. Жизнь надо посвятить жизни. Которая есть здесь и сейчас. А вот чем ее наполнить, чтобы перед смертью можно было сказать "я не зря прожил свою жизнь" каждый решает сам. Главное, чтобы это было не противозаконно, не аморально и не вредило своему здоровью.
Смерть приходит как тать и далеко не всякий удостаивается пофилософствовать на смертном одре, а стремление "выкачать все" из этого промежутка времени является логичным после отступления человека от Бога, но это обесценивает жизнь, делая её стремлением к какому-то мнимому совершенствованию, которое прервётся смертью и утонет в вечности. Спросите у пустоты, много ли ей толку от того, как человеку нравилось жить. Сколько бы баллов по шкале удовольствия человек не набрал, в атеистическом мировоззрении, после смерти счётчик не останавливается, а исчезает. В таком случае, лучше человеку и не рождаться чтобы перед смертью не испытать тот пугающий холод небытия, который перевешивает всякую радость жизни.
Весь Екклесиаст несёт мысль, что истинная мудрость вне Бога сознает суетность самой этой мудрости.
Достаточно осознать, что эта жизнь - единственная, чтобы она стала более драгоценной. Поэтому атеистическая позиция - более жизнеутверждающая, способствующая улучшению жизни, но без самообмана, без принятия желаемого за действительное. (Александр Никонов)
Да ведь и сами христиане признают, что эта жизнь - единственный шанс для человека принять решение и выбрать вектор движения в вечности. А вот самообманом христианство может назвать атеизм. Это религия человека, возлюбившего хлеб земной, ставшего плотским, огрубевшего и отказавшегося от истины.
Отказываясь прятать реальность человеческого страдания за фантазией о вечном блаженстве, атеист остро чувствует, насколько драгоценна человеческая жизнь - и как прискорбно то, что миллионы людей подвергают друг друга страданиям и отказываются от счастья по прихоти собственного воображения. (Сэм Харрис)

– Почему, геронда я не всегда ощущаю в сердце радость?

– Если твой ум не в Боге, то как ты почувствуешь радость Божию? Ты забываешь Христа, твой ум постоянно занят работой, суетой, потому и останавливается твой духовный мотор. Включи молитву и тихое песнопение, и полетишь вперёд, и будешь обращаться вокруг Христа словно звезда. Только во Христе человек обретает подлинную, настоящую радость, потому что только Христос даёт радость и духовное утешение. Где Христос – там истинная радость и райское ликование. Находящиеся далеко от Христа не имеют истинной радости. Они могут предаваться мечтаниям «Сделаю то-то и то-то, съезжу туда, съезжу сюда», им могут оказывать почести, они могут предаваться развлечениям и оттого испытывать радость, но эта радость не насытит их душу. Эта радость вещественная, мирская, а мирская радость не насыщает душу, и человек остаётся с пустотой в сердце. Знаешь, что говорит Соломон? «Я построил дома посадил виноградники, разбил сады, собрал золото, приобрел всё, чего желало моё сердце, но в конце понял, что всё это суетно» (См. Еккл.2,4–11).
Человек еще на земле чувствует свою геенну или рай. Святые всегда пребывали в духовной радости. Они не лишили свою жизнь счастья, но заменили довольство плоти на довольство духа и человека, который лишает себя греховных утешений, утешает сам Бог. (преп. Паисий Святогорец)

Лишь мудрец вправе быть атеистом. (Пьер Марешаль)
Ньютон, Ломоносов, Сократ, Платон, Толстой, Чехов, Гоголь, Достоевский, Паскаль, Менделеев, Фарадей, Левитан, Паустовский - список глупых людей можно продолжать довольно долго.
В мире без Христа мораль - относительна, знание и удовольствие - конечны и смешаны со страданием, смысл жизни изолирован в ней самой, справедливость раздавлена под тяжестью человеческого лукавства, истина провозглашается множеством, а умение постоять за себя есть необходимость.

Иустин (Попович)
Цитата: «О атеизме»



"Ощущение бесконечности присуще всякому человеку. Пробудившись, оно проявляется через религию; оставшись в спящем состоянии, оно уступает место безрелигиозности, безразличию и атеизму. Безрелигиозность и атеизм проявляются у тех людей, у которых это космическое, это бесконечное ощущение опьянено солипсическим эгоцентризмом. Если человек начнет искать смысл жизни, смысл, который бы был более логичным, чем у моли, то в нем моментально пробуждается спящее ощущение бесконечности. И человек через религию всем свои существом тянется за пределы себя и над собой в поисках желанного смысла. В этом случае религия становится средством победы над эгоизмом, над солипсизмом; средством продления, расширения, углубления, обесконечивания человеческой личности. Через религию человек борется за расширение круга реальности, за смысл безусловный, за цель непреходящую, за оптимизм неугасимый, за бессмертность блаженную. В этом смысл и оправдание всех религий, возникших на нашей многострадальной планете."
Но какое же блаженство успокоиться во Христе, узнать о Его всеблагом промысле, о неизреченном человеколюбии и готовности простить всякий грех, о страшных обещаниях вроде "Просите - и дастся вам", о возможности перестать искать, но начать изучать истину, о откровении единственно полного смысла существования - вечного обожения, о уверенности, что Он никогда не оставит и возможности созерцать Его и даже соединиться в Таинстве Евхаристии.
 
Душа каждого человека по природе христианка
Принципиально неверно. Вера прививается ребенку при воспитании. Иначе все были бы христианами, а христианство не самая древняя религия.
В атеистическом ракурсе "зря\не зря" вообще не актуальны.
Опять неверно. Тогда и жизнь атеиста не имеет смысла. А она имеет, о чем уже писано.
Попробуйте-ка прожить хоть день по Евангелию и не прибегать к воспоминанию о загробной участи
Здесь уже звучали подобные предложения (не от вас?). Можно не хуже жить по другим законам.
Если бессмертия нет, то все
позволено
Еще одна крайне ошибочная фраза. Повторю еще раз. Представьте, что вы перестали верить в Бога. Представили? А теперь скажите: вы сразу начнете нарушать все заповеди? Если да, то вы потенциально опасны для общества. Если нет, то религия вам не нужна, чтобы жить честно.
Ничто – ни любовь, ни добро, ни святость – не имеет ни ценности, ни
даже смысла, если жизнь не продолжается за своими земными пределами.
Опять неверно. Имеет смысл как для творящего (иначе зачем ему это делать, тратить свои силы)', так и для того, кому это предназначено.
В мире без Христа мораль - относительна
Мораль всегда относительна, т.к. нормы морали порождены обществом. Если общество выбирает правильные нормы - оно выживает. Неправильные - вымирает. Естественный отбор.
Ньютон, Ломоносов, Сократ, Платон, Толстой, Чехов, Гоголь, Достоевский, Паскаль, Менделеев, Фарадей, Левитан, Паустовский - список глупых люде
Эк вы Толстого с Менделеевым к верующим записали. Да и Ломоносова... Ну да ладно, не о том сейчас речь.
 

Антон Пакшин

Участник, заслуживающий доверия
Православный христианин
Принципиально неверно. Вера прививается ребенку при воспитании. Иначе все были бы христианами
Насчет воспитания вы правы. Но я не писал, что человек-христианин, я писал, что его душа по природе - христианка. Это большая разница.
А теперь скажите: вы сразу начнете нарушать все заповеди?
Каждый человек в той или иной мере нарушает все заповеди. Просто одни это, с Божьей помощью, осознают, приносят покаяние и стараются исправиться. А другие, даже не осознают.
Да и Ломоносова.
"Вечернее размышление о Божием величестве" (М.В. Ломоносов). Чудесное произведение.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ничто не мешает человеку, будучи атеистом, быть счастливым, уравновешенным, глубоко интеллигентным и высокоморальным. (Ричард Докинз)
А на чем базируется эта высокая моральность? Не на воспитании ли, которое имело начало в преподании людям Заповедей?
Мораль всегда относительна, т.к. нормы морали порождены обществом. Если общество выбирает правильные нормы - оно выживает. Неправильные - вымирает. Естественный отбор.
А общество либо помнит Бога, либо нет. Нормы морали - это Заповеди Божии.
Имеет смысл как для творящего (иначе зачем ему это делать, тратить свои силы)', так и для того, кому это предназначено.
Вы не понимаете значения слова "смысл", видимо. Здесь, на "Азбуке", есть замечательная лекция https://azbyka.org/usloviya-dopustimosti-very-v-smysl-zhizni, ознакомьтесь.
С позиций формальной логики доказывается, что смысл любой вещи всегда лежит за пределами этой вещи.
Применительно к смыслу жизни это означает, что либо есть жизнь после смерти тела (а значит - есть Бог, и есть смысл жизни!), либо, если жизнь кончается окончательно со смертью тела человека, то жизнь - бессмысленна.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
А вот чем ее наполнить, чтобы перед смертью можно было сказать "я не зря прожил свою жизнь" каждый решает сам.
Я умру, память о моих делах умрет. Умрут люди, которым я помог. Умрут мои труды, мои идеи, мои достижения, мои дети и внуки и вообще весь мир и память о нем. Так что если "там" ничего нет, то я в любом случае проживу свою жизнь зря.
 
Православный христианин
Я умру, память о моих делах умрет. Умрут люди, которым я помог. Умрут мои труды, мои идеи, мои достижения, мои дети и внуки и вообще весь мир и память о нем. Так что если "там" ничего нет, то я в любом случае проживу свою жизнь зря.
Даже земляные черви не проживают жизнь зря, остаётся гумус и увеличивается плодородие почвенного слоя, столетия идёт процесс.
 
Православный христианин
Принципиально неверно. Вера прививается ребенку при воспитании. Иначе все были бы христианами, а христианство не самая древняя религия.

Опять неверно. Тогда и жизнь атеиста не имеет смысла. А она имеет, о чем уже писано.

Здесь уже звучали подобные предложения (не от вас?). Можно не хуже жить по другим законам.

Еще одна крайне ошибочная фраза. Повторю еще раз. Представьте, что вы перестали верить в Бога. Представили? А теперь скажите: вы сразу начнете нарушать все заповеди? Если да, то вы потенциально опасны для общества. Если нет, то религия вам не нужна, чтобы жить честно.

Опять неверно. Имеет смысл как для творящего (иначе зачем ему это делать, тратить свои силы)', так и для того, кому это предназначено.

Мораль всегда относительна, т.к. нормы морали порождены обществом. Если общество выбирает правильные нормы - оно выживает. Неправильные - вымирает. Естественный отбор.

Эк вы Толстого с Менделеевым к верующим записали. Да и Ломоносова... Ну да ладно, не о том сейчас речь.
Атеисты, не веруя в Бога, используют христианские нормы морали и этот левитирующий дом без фундамента считают стойким. Да, можно быть духовным человеком, не веруя в дух, но это просто уживающееся противоречие в голове у человека
 
Крещён в Православии
Даже земляные черви не проживают жизнь зря, остаётся гумус и увеличивается плодородие почвенного слоя, столетия идёт процесс.
Однако и гумус сгорит когда Солнце из желтого карлика превратится в красного гиганта. Будет уничтожен и гумус и все, что выросло на этом гумусе. И даже коровы, которые питались травой, выросшей на этом гумусе. Так что вся работа червяка - это просто мартышкин труд. Впрочем как и любая работа человека, конечно при условии что "там" ничего нет.
 
Последнее редактирование:
Сверху