Богопознание и самопознание

С

Светлана Нико*

Guest
Христианин, но не православный? Простите, ничего личного, просто скрытность всегда наводит на мысль о том, что человек и в ответах своих что-то не договаривает или даже лукавит. Извините, обидеть ни в коем случае не хочу.
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Павел, я писал не об этом. Вы, видимо, меня не поняли.
А поконкретнее о вероисповеданиии?
Вы православный христианин?
 
С

Светлана Нико*

Guest
Вы мне скажите, я православный христианин или нет?

Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно (Иоан.5:31)
Точно, из протестантов. И не понимаю, Вы что - стыдитесь этого, что ли? Скрывать то зачем?
 
Православный христианин
Книжное знание ассоциируется с "рацио", "плотской ум".
Бог открывается по мере очищения ума и причащения Божественной благодати. Святые Отцы учат - Духовное знание даётся духовному житию.
Благодаря книгам мы имеем возможность прочитать Евангелие.
 
Православный христианин
И все-таки, Богопознание, как сказано святыми, плод ЖИВОГО опыта. Книжное знание дает теорию но теория обманчива. Теория проверяется и познается опытом собственной духовной жизни.
И второе, что хотелось бы обсудить: бывают ли излишества в знаниях? Опять же, повторюсь, если ты не богослов, не философ, так ли уж необходимо углубляться в теоретическое богословие?В одном из своих писем о. Иоанн (Крестьянкин) приводит чью-то цитату: Нам не было поручено сделать так, чтобы Истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней.И дополняет от себя, что нам самим надо жить во спасение, свидетельствуя о Истине, прежде всего, своей жизнью.
Верующий человек должен в первую очередь самому себе ответить на вопрос о содержании своей веры. Когда вы читаете святотеческие книги, то сравниваете "свое мнение" с православным. Православный христианин с помощью книг все больше избавляется от своего тем самым приближается к единомыслию со святыми отцами. Если бы книги святых отцов были бы не нужны, поверьте их бы в Церкви - не было. Что касается углубления то здесь все очень индивидуально, каждому дан свой талант, который нельзя зарывать в землю. Святотеческое наследие настолько богато, что для каждого христианина написаны как для него лично книги Святого Отца. Когда читаем книги, то вступаем в общение с живым человеком, который писал лично тебе.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Верующий человек должен в первую очередь самому себе ответить на вопрос о содержании своей веры. Когда вы читаете святотеческие книги, то сравниваете "свое мнение" с православным. Православный христианин с помощью книг все больше избавляется от своего тем самым приближается к единомыслию со святыми отцами. Если бы книги святых отцов были бы не нужны, поверьте их бы в Церкви - не было. Что касается углубления то здесь все очень индивидуально, каждому дан свой талант, который нельзя зарывать в землю. Святотеческое наследие настолько богато, что для каждого христианина написаны как для него лично книги Святого Отца. Когда читаем книги, то вступаем в общение с живым человеком, который писал лично тебе.
Я в основном с Вами согласна. Хотя, ИМХО, содержание веры православной во всей полноте определяется Символом Веры. Его знания и понимания вполне достаточно для понимания, во что ты веришь.
А что надо читать святоотеческое наследие, я и не спорю. Но прежде всего о том, что необходимо для твоего личного спасения - о покаянии, молитве, борьбе со страстями.
 
Православный христианин
"Знание надмевает, а любовь назидает

Раньше думала,что любовь-это чувство.Нет-действия и поступки,жертвенность,терпение недостатков,неосуждение,молитва за любимых,часто и материальная поддержка.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Раньше думала,что любовь-это чувство.Нет-действия и поступки,жертвенность,терпение недостатков,неосуждение,молитва за любимых,часто и материальная поддержка.
Но ведь нельзя отрицать и того, что любят сердцем, а не разумом. Значит, любовь является чувством, а перечисленное Вами - это уже проявление любви к ближним.
 
Православный христианин
Апостол Павел призывал: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим. 4:16).
«Образ богопочитания заключается в сих двух вещах: в точном познании догматов благочестия (1) и в добрых делах (2). Догматы без добрых дел не благоприятны Богу, не приемлет Он и добрых дел, если они основаны не на догматах благочестия»
святитель Кирилл Иерусалимский
 
Православный христианин
Но ведь нельзя отрицать и того, что любят сердцем, а не разумом. Значит, любовь является чувством, а перечисленное Вами - это уже проявление любви к ближним.
Любовь скорее чистейший сосуд для всех добродетелей).
 
Православный христианин
А вобще,и Богопознание (Богосозерцание),и *само*познание (видение всех сердечных глубин своих грехов),только Богом (благодатию Духа) в человеке и открывается.Сам человек в вопросах сиих ничего не может.А как стяжать сии открытия?Деятельной верой,а не одним лишь умозрением.Ибо дела благочестия,и ум наш во Христе поставляют.Посему и минута умной,сердечной молитвы,во сто крат ценнее года *богословствований* в инете.А один день внутреннего поста,в тысячекрат ценнее годового чтения буквы внешним умом.Ибо и что бы и букву понимать верно,надобно и ум иметь верным,во Христе стоящим.Ибо сказано по Писанию:духовное познаётся духовным (Духом),а что бы Его благодать стяжать,то надобно потрудится не мало,ибо вера без дел мертва.Впрочем...

«...Я знаю, что Бог есть, — говорит св. Василий. — Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения».
По мысли св. Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». Следуя святому, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. Он утверждает, что«Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающеесяза пределы всякого понятия о времени и природе».
По слову св. Григория Нисского, «велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает знаков, указующих на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, — изъясняет св. Григорий,— … Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения».
Следуя св. Григорию Паламе, сущность Бога также безусловно непостижима не только для человеческого интеллекта, но и для всего ангельского мира. Сущность Бога непостижима потому, что«Бог превышает все существующее, и Он выше всякого естества».
Учение о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности в Православии совсем не умаляет Богопознания, не свидетельствует о невозможности познать Бога. Неизреченная Божественная сущность, окутанная мраком по Своему «сокровенному местопребыванию» (св. Дионисий Ареопагит), имеет внешние исхождения, действия. В исхождениях и действиях сокровенной сущности Божественное бытие может познаваться и даже сообщаться творению. Божественное бытие имеет неодну сущность, но и Божественные энергии — неотделимые от сущности действия вовне, в которых Боготкрывается тварному миру.«Бог существует одновременно и в Своей сущности и вне Своей сущности, — подчеркивает православный богослов В. Н. Лосский. — Всецело непознаваемый в Своей Сущности, Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях».)
 
Последнее редактирование:
С

Светлана Нико*

Guest
А вобще,и Богопознание (Богосозерцание),и *само*познание (видение всех сердечных глубин своих грехов),только Богом (благодатию Духа) в человеке и открывается.Сам человек в вопросах сиих ничего не может.А как стяжать сии открытия?Деятельной верой,а не одним лишь умозрением.Ибо дела благочестия,и ум наш во Христе поставляют.Посему и минута умной,сердечной молитвы,во сто крат ценнее года *богословствований* в инете.А один день внутреннего поста,в тысячекрат ценнее годового чтения буквы внешним умом.Ибо и что бы и букву понимать верно,надобно и ум иметь верным,во Христе стоящим.Ибо сказано по Писанию:духовное познаётся духовным (Духом),а что бы Его благодать стяжать,то надобно потрудится не мало,ибо вера без дел мертва.Впрочем...

«...Я знаю, что Бог есть, — говорит св. Василий. — Но что такое есть сущность Его, поставляю сие выше разумения».
По мысли св. Григория Богослова, существо Божие есть «Святая Святых, закрываемая и от самих серафимов». Следуя святому, представлять себя знающим, что есть Бог равнозначно повреждению ума. Он утверждает, что«Божественная природа есть как бы море сущности, неопределенное и бесконечное, простирающеесяза пределы всякого понятия о времени и природе».
По слову св. Григория Нисского, «велико и непроходимо расстояние, отделяющее несозданное естество от всякой созданной сущности». Подобно обширному морю, Божественная природа не дает знаков, указующих на какое-либо начало. «Бог не может быть охвачен ни именем, ни понятием, не иной какой постигающей силой ума, — изъясняет св. Григорий,— … Он пребывает выше всякого не только человеческого, но даже ангельского и премирного постижения».
Следуя св. Григорию Паламе, сущность Бога также безусловно непостижима не только для человеческого интеллекта, но и для всего ангельского мира. Сущность Бога непостижима потому, что«Бог превышает все существующее, и Он выше всякого естества».
Учение о непостижимости и трансцендентности Божественной сущности в Православии совсем не умаляет Богопознания, не свидетельствует о невозможности познать Бога. Неизреченная Божественная сущность, окутанная мраком по Своему «сокровенному местопребыванию» (св. Дионисий Ареопагит), имеет внешние исхождения, действия. В исхождениях и действиях сокровенной сущности Божественное бытие может познаваться и даже сообщаться творению. Божественное бытие имеет неодну сущность, но и Божественные энергии — неотделимые от сущности действия вовне, в которых Боготкрывается тварному миру.«Бог существует одновременно и в Своей сущности и вне Своей сущности, — подчеркивает православный богослов В. Н. Лосский. — Всецело непознаваемый в Своей Сущности, Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях».)
Впечатлили и дали над чем подумать, благодарю Вас!
И пора, пожалуй, попоститься от информационных впечатлений и от интернет-многословия, пора! Отдельное Вам спасибо за эту подсказку:)
 
Православный христианин
Впечатлили и дали над чем подумать, благодарю Вас!
И пора, пожалуй, попоститься от информационных впечатлений и от интернет-многословия, пора! Отдельное Вам спасибо за эту подсказку:)
Во Славу Божию.
 
Сверху