Богопознание и самопознание

Православный христианин
Первостепенным для спасения являются Богопознание и самопознание.
http://azbyka.org/znanie
Тема для меня исключительно актуальная. Очень много раз в своей жизни мне приходится сталкиваться с такими мнениями, когда говорят или пишут, что мол мирянину не надо учиться и любомудрствовать, пусть мол этим занимаются профессора и студенты, а мирянам необходимо заниматься добрыми делами милосердия. При этом люди, которые произносят такие речи сами не стесняются поучать других, причем многословно и авторитарно навязывая свое мнение. А так же приводят в защиту своей позиции различные цитаты из книг. Значит так, спрашиваю я сторонников невежества: "Вы утверждатете, что учиться необходимо студентам и академикам, соответсвенно Вы и сами придерживаетесь своих принципов? Сами Вы тоже не читаете, не учитесь, а только занимаетесь делами милосердия?" Как правило в ответ я слышу всякие глупости, нравоучения, доходило дело и до угроз. Самое жуткое, что люди придерживающиеся такой позиции сами не учась, поучают других. Этот парадокс объяснить невозможно- получается "учу тебя своему невежеству". Я придерживаюсь позиции, что учиться необходимо всем христианам и мирянам и не только, систематично и ежедневно. Заниматься Богопознанием и самопознанием - это является первостепенным для спасения. Читала множество жития святых, многие из них будучи мирянами были великолепно образованы, есть пример мирянина, который не имел сана, однако по его книгам сегодня учат в духовных семинариях. Ссылка.
В самом начале этого поста прекрасная статья называется "Знание" со святотеческими цитатами, не сочтите за труд просмотреть, чтобы не цитировать здесь цитаты повторно.
Но одну ересь позволю себе процитировать:
88. Гносимахи: они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию.
http://azbyka.org/otechnik/?Ioann_Damaskin/o_100_eresyax#p88
 
оренбург
Православный христианин
... Я придерживаюсь позиции, что учиться необходимо всем христианам и мирянам и не только, систематично и ежедневно. Заниматься Богопознанием и самопознанием - это является первостепенным для спасения. ....
смотря о каком Богопознании речь, если о книжном, то оно не является первостепенным(хотя на некотором уровне и возможно первостепенное их значение)
апостол Павел говорил: "знание надмевает, а любовь назидает".
Т.е. если речь о познании Бога через Его откровение, то - да, оно первостепенно.... ибо "кто любит Бога, тому дано знание от Него"(апостол Павел).
Проще говоря, книжные знания хороши в меру, а знания от Бога - без меры.
Но знания от Бога даются более через исполнение Евангелия.
 
Православный христианин
смотря о каком Богопознании речь, если о книжном, то оно не является первостепенным, ибо как сказал апостол Павел "знание надмевает, а любовь назидает".
Если о познании Бога через Его откровение, то - да, оно первостепенно.... ибо "кто любит Бога, тому дано знание от Него"(апостол Павел).
Проще говоря, книжные знания хороши в меру, а знания от Бога - без меры.
Но знания от Бога даются более через исполнение Евангелия.
Хорошо Дмитрий, спасибо. Естественно исполнение Евангелия - это жизнь во Христе, считаю, что это даже не обязанность, а великое право каждого христианина. Бог открывается горячим в вере, любящим Бога, стучащим, верным....
 
Уральск
Православный христианин
Богопознание - тоже может быть двояким. Не обязательно останавливаться только на "книжном Богопознании" - надо идти, конечно дальше - вглубь. Я думаю Ирина об этом и говорит.
 
Православный христианин
Не обязательно останавливаться только на "книжном Богопознании" - надо идти, конечно дальше - вглубь. Я думаю Ирина об этом и говорит.
Евгения, я хотела здесь обратить внимание именно на необходимость изучения Православного вероучения, а именно догматических текстов. Естественно оно изложено в книгах. Поэтому и книжное тоже.
 
Православный христианин
Богопознание - тоже может быть двояким. Не обязательно останавливаться только на "книжном Богопознании" - надо идти, конечно дальше - вглубь. Я думаю Ирина об этом и говорит.
Для абсолютного большинства современных людей Богопознание в начале должно быть именно книжным. Через слова святых отцов,которые нам разъясняют мудрость мирскую и премирную, с нами говорит Бог.

Вы ведь,наверняка,встречались с протестантами? Так вот почти каждый из них считает себя "носителем Божьего откровения". Печальное зрелище,правда ведь?
 
Уральск
Православный христианин
Евгения, я хотела здесь обратить внимание именно на необходимость изучения Православного вероучения, а именно догматических текстов. Естественно оно изложено в книгах. Поэтому и книжное тоже.
Да, конечно, не исключая и книжное. Мне нр. поэтому так нравиться прот. Андрей Ткачев - он прямо говорит, что мы, православные, очень мало знаем о своей вере. И это - надо исправлять.
 
Уральск
Православный христианин
Для абсолютного большинства современных людей Богопознание в начале должно быть именно книжным. Через слова святых отцов,которые нам разъясняют мудрость мирскую и премирную, с нами говорит Бог.

Вы ведь,наверняка,встречались с протестантами? Так вот почти каждый из них считает себя "носителем Божьего откровения". Печальное зрелище,правда ведь?
Не совсем поняла - при чем тут протестанты ? У них как раз наоборот : никакого уважения к словам древних святых, к их мудрости; у них всё - "новьё". Всё - своё доморощенное.
 
Православный христианин
Не совсем поняла - при чем тут протестанты ? У них как раз наоборот : никакого уважения к словам древних святых, к их мудрости; у них всё - "новьё". Всё - своё доморощенное.
Просто выше тут было сказано,что Т.е. если речь о познании Бога через Его откровение, то - да, оно первостепенно
 
Уральск
Православный христианин
Но ведь и все эти наши древние святые писали не "от ветра головы своея", а - именно руководствуясь откровением Истины от Бога. Их надо изучать - потому что человек не сразу приходит к вершинам Богопознания (как у святых), сначала человек - питается "молоком", а только потом - "твердой пищей" (по Апостолу).
 
С

Светлана Нико*

Guest
И все-таки... Апостол Павел сказал "Знание надмевает, а любовь назидает". И по толкованию на эти слова Иоанна Златоуста, знание без любви производит в человеке гордость и надменность, поэтому апостол заповедует иметь знание, соединенным с любовью, иначе это знание не только бесполезно, но даже вредно.
Мы тратим бесценное время на изучений теорий - богословских, догматических, книжных - а, например, в приведенной Вами ссылке про Богопознание сказано, что Богопознание плод ЖИВОГО духовного опыта. Живого, а не теоретического, книжного.
И стоит ли тратить время, частицы нашей жизни, дарованной нам для спасения на глубокое изучение, например, католического Филиокве и его несоответствия Православным догматам? Что даст это знание для твоего личного спасения, для твоей души?
Читать святых отцов - древних и современных - о борьбе со страстями, о молитве, о покаянии, это надо, это жизненно необходимо для спасения души. А прочее, недающее ничего для спасения, а, напротив, надмевающее - зачем? Зачем на это знание тратить время, если ты не богослов и не философ?
 
Православный христианин
И все-таки... Апостол Павел сказал "Знание надмевает, а любовь назидает". И по толкованию на эти слова Иоанна Златоуста, знание без любви производит в человеке гордость и надменность, поэтому апостол заповедует иметь знание, соединенным с любовью, иначе это знание не только бесполезно, но даже вредно.
Мы тратим бесценное время на изучений теорий - богословских, догматических, книжных - а, например, в приведенной Вами ссылке про Богопознание сказано, что Богопознание плод ЖИВОГО духовного опыта. Живого, а не теоретического, книжного.
И стоит ли тратить время, частицы нашей жизни, дарованной нам для спасения на глубокое изучение, например, католического Филиокве и его несоответствия Православным догматам? Что даст это знание для твоего личного спасения, для твоей души?
Читать святых отцов - древних и современных - о борьбе со страстями, о молитве, о покаянии, это надо, это жизненно необходимо для спасения души. А прочее, недающее ничего для спасения, а, напротив, надмевающее - зачем? Зачем на это знание тратить время, если ты не богослов и не философ?
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
 
С

Светлана Нико*

Guest
Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
А разве требуется суперглубокие знания для подобного ответа? Отчет о моем уповании изложен в Символе Веры. Пояснить кратко историю Символа веры, разъяснить его основы (если будет такая необходимость) и вполне достаточно, нет?
Серьезно интересующийся найдет информацию (подскажу, где искать), а любопытствующему вполне достаточно.
 

Борис Т

Супер-Модератор
Санкт-Петербург
Православный христианин
Конечно, люди верующие должны знать свое вероучение, разбираться в нем. И должны, безусловно, учиться, и не на уровне "бабушка в лавке сказала".
Умные люди никогда не будут никого поучать. Те, кто поучает, пускай себе поучают, нужно стараться внимания не обращать.
Ну и, конечно, Богопознание на первом месте (и в мистическом смысле тоже). Человек может достичь такого состояния, когда ему всё становится ясно и никакой надобности в самопознании уже нет.
 
Православный христианин
А разве требуется суперглубокие знания для подобного ответа? Отчет о моем уповании изложен в Символе Веры. Пояснить кратко историю Символа веры, разъяснить его основы (если будет такая необходимость) и вполне достаточно, нет? Серьезно интересующийся найдет информацию (подскажу, где искать), а любопытствующему вполне достаточно.
Светлана, тема интересная, сегодня уже не смогу дать развернутого ответа, так как у нас уже поздно. Но в ближайшее время рассмотрим этот вопрос. Я считаю, что сама христианская жизнь должна строиться как минимум двух составляющих: первостепенным для спасения являются Богопознание и самопознание. Самопознание включает в себя именно то что Вы описали-цитирую:Читать святых отцов - древних и современных - о борьбе со страстями, о молитве, о покаянии, это надо, это жизненно необходимо для спасения души. А Богопознание - это первая на мой взгляд очень важная часть христианской жизни. До завтра!
 
Православный христианин
Книжное знание ассоциируется с "рацио", "плотской ум".
Бог открывается по мере очищения ума и причащения Божественной благодати.
Святые Отцы учат - Духовное знание даётся духовному житию.
 
Последнее редактирование:
С

Светлана Нико*

Guest
Светлана, тема интересная, сегодня уже не смогу дать развернутого ответа, так как у нас уже поздно. Но в ближайшее время рассмотрим этот вопрос. Я считаю, что сама христианская жизнь должна строиться как минимум двух составляющих: первостепенным для спасения являются Богопознание и самопознание. Самопознание включает в себя именно то что Вы описали-цитирую:Читать святых отцов - древних и современных - о борьбе со страстями, о молитве, о покаянии, это надо, это жизненно необходимо для спасения души. А Богопознание - это первая на мой взгляд очень важная часть христианской жизни. До завтра!
И все-таки, Богопознание, как сказано святыми, плод ЖИВОГО опыта. Книжное знание дает теорию но теория обманчива. Теория проверяется и познается опытом собственной духовной жизни.
И второе, что хотелось бы обсудить: бывают ли излишества в знаниях? Опять же, повторюсь, если ты не богослов, не философ, так ли уж необходимо углубляться в теоретическое богословие?
В одном из своих писем о. Иоанн (Крестьянкин) приводит чью-то цитату: Нам не было поручено сделать так, чтобы Истина восторжествовала. Нам было поручено всего лишь свидетельствовать о ней.И дополняет от себя, что нам самим надо жить во спасение, свидетельствуя о Истине, прежде всего, своей жизнью.
 
Умные люди никогда не будут никого поучать.

И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... (1Кор.12:28)

Бог поставил в Церкви учителями неумных людей (ибо "умные никогда не будут никого поучать")? :(

Те, кто поучает, пускай себе поучают, нужно стараться внимания не обращать
Среди тех, кто поучает могут оказаться и люди, которым дан именно этот дар благодати Божией:

по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры;[имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении... (Рим.12:6-8)

Неужели, получивший от Духа дар пророчества или дар утешения скажет: мне не нужен учитель?

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... Тело же не из одного члена, но из многих... Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее (1Кор.12:13-22)
 
С

Светлана Нико*

Guest
И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... (1Кор.12:28)

Бог поставил в Церкви учителями неумных людей (ибо "умные никогда не будут никого поучать")? :(

Среди тех, кто поучает могут оказаться и люди, которым дан именно этот дар благодати Божией:

по данной нам благодати, имеем различные дарования, [то], [имеешь ли] пророчество, [пророчествуй] по мере веры;[имеешь ли] служение, [пребывай] в служении; учитель ли, - в учении... (Рим.12:6-8)

Неужели, получивший от Духа дар пророчества или дар утешения скажет: мне не нужен учитель?

Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело... Тело же не из одного члена, но из многих... Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее (1Кор.12:13-22)
Павел, можно узнать Ваше вероисповедание, оно Вами не указано.
 
Сверху