Библия запрещает почитать святых?

Православный христианин
Одной из наиболее важных и исконных черт христианской веры является почитание святых. Многие представители современного иудаизма, ислама и даже протестантизма усматривают в этой практике искажение монотеистического учения, а потому призывают православных , римо-католиков и коптов (а также представителей других дохалкидонских церквей) "покаяться" и отказаться от т.н. "языческих нововведений" в вере. Тем не менее, если мы рассмотрим данный вопрос несколько внимательней, то увидим, что практика молитвенного призывания святых присутствовала в христианстве с самого начала его существования. В ее пользу выступали не только ранние христиане, но и все последующие Отцы Церкви.

В данной статье мы рассмотрим несколько наиболее популярных возражений против почитания святых и проанализируем эти возражения на предмет их соответствия христианской вере.

●1) Возражение первое: "Почему православные поклоняются святым? Ведь поклоняться можно только Богу!"

ОТВЕТ: Следует сразу заметить, что православные христиане поклоняются одному лишь Господу Богу, а святых угодников Божиих мы почитаем. Однако, в греческом языке, традиционном для православного богословия, существует два разных слова, обозначающих поклонение: "латрео" (λατρεια) и "проскинесис" (προσκυνησις). [1]

Термин "латрео" означает "служение", т.е. особое поклонение, которое надлежит воздавать одному лишь Творцу. Что же касается термина "проскинесис", то под ним понимается другое, почтительное поклонение, которое уже можно воздавать иконам и святым. Следовательно, отношение православных к святыням можно выразить словом 'проскинесис', а вот поклонение и служение Богу у нас будет обозначаться, как 'латрео'.

Примечательно, что почтительное отношение христиан к святыням является вполне стандартным для Священного Писания. К примеру, можно вспомнить Иисуса Навина, который "разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю перед ковчегом Господним и лежал до самого вечера" (Навин 7:6). Так и пророк Давид поклонился Кивоту Завета, нисколько не боясь оскорбить тем самым Господа (Псалтирь 131:7), а Иаков, согласно Библии, "поклонился на верх жезла своего" (Евреям 11:21). Неужели все эти праведники были идолопоклонниками? Разумеется, нет. Почитая и совершая поклонение перед святынями, они, тем самым, воздавали почести Самому Господу Богу. То же самое можно сказать и про почитание святых. Как пишет в "Точном изложении православной веры" Преподобный Иоанн Дамаскин: "честь, воздаваемая усерднейшим из соработников", то есть святым, "указывает на расположение к общему Владыке", то есть Богу. [2]

● 2) Возражение второе: "В Писании сказано, что единственным посредником между Богом и людьми является Иисус Христос (1-Тим. 2:5). Почему же, в таком случае, вы используете святых как посредников?".

ОТВЕТ: Православные христиане полностью согласны с тем, что Господь наш Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человечеством. Однако "посредником" Спаситель называется по той причине, что имеет в Себе две природы: Божественную и человеческую, которые "неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно" соединились в Его Божественной Ипостаси (Ефесянам 1:10). Господь потому и называется "единым посредником", что Он единственный одновременно единосущен и нам, и Богу-Отцу, только Отцу Он единосущен по Божественной природе, а нам по человеческой. Именно по этой причине Христос называет Себя единственным путем к Отцу (От Иоанна 14:6).

Что же касается святых, то они являются для нас не посредниками, а СО-молитвенниками. Дабы несколько яснее разъяснить этот термин, следует привести один пример.
 
Православный христианин
Представим, что в городе N живут два христианина: Пётр и Иоанн. К сожалению, в течение многих дней Пётр страдает от головной боли. Будучи верующим человеком, он решает помолиться Богу о помощи. Перед этим он звонит своему другу Иоанну, рассказывает ему о своей нелегкой ситуации и, зная, что Иоанн тоже христианин, просит его помолиться о нём Богу. В итоге получится, что о головной боли Петра Господу будут вместе молиться два человека: сам Пётр и Иоанн. Значит ли это, что Пётр использует Иоанна в качестве "посредника"? Нет, не значит. Посредник бывает нужен лишь в тех случаях, когда две других стороны не имеют возможности вести разговор напрямую. Следовательно, раз о своей голове Пётр может помолиться Богу без участия "промежуточных" сторон, то это значит, что его обращение к брату-единоверцу никоим образом не будет свидетельствовать о чьей-либо посреднической роли. Кем же тогда Иоанн будет считаться по отношению к Петру? Думаю, что вы уже догадались: сомолитвенником. Так же и святые являются не посредниками, но СО-молитвенниками, ибо в своих обращениях к угодникам Божиим мы просим их помолиться о нас нашему общему Создателю.

Возьмем, к примеру, молитву св. Николаю Чудотворцу:

"О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень,
теплый наш ЗАСТУПНИЧЕ, и везде в скорбех скорый помощниче!
Помози ми, грешному и унылому, в настоящем сем житии,
УМОЛИ ГОСПОДА БОГА даровати ми оставление всех моих грехов,
елико согреших от юности моея,во всем житии моем,
делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы;
и во исходе души моея помози ми, окаянному,
УМОЛИ ГОСПОДА БОГА, всея твари Содетеля,
избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения,
да всегда прославляю Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное ПРЕДСТАТЕЛЬСТВО,
ныне и присно и во веки веков.
Аминь."

Как видим, мы называем Свт. Николая "заступником" и "предстателем", и дважды просим его "умолить Господа Бога". Таким образом, помогает Сам Господь Бог, но по молитвам св. Николая.

В этой ситуации Свт. Николай является не посредником, но сомолитвенником, т.к. мы вместе с ним молимся Богу о том или ином вопросе. При этом, как и в случае с ранее рассмотренным нами примером с головной болью, св.Николай будет молиться Богу не ВМЕСТО нас, но ВМЕСТЕ с нами, т.е. ЛИЧНО молиться Господу мы не прекратим.
● 3) Возражение третье: "Но зачем вам кого-либо просить о том, чтобы о вас помолились Богу? Неужели вашей личной молитвы недостаточно? Неужели Бог вас не услышит?"

ОТВЕТ: Когда я слышу подобные вопросы от мусульман или протестантов, то они всегда мне кажутся несколько странными, т.к. в исламе люди делают друг за друга "д'уа" (просительная молитва Аллаху), а уж протестанты так тем более постоянно молятся о своих собратьях по вере.

Однако необходимо вспомнить, что Святая Православная Церковь - это одно тело, Глава которому Господь (Ефесянам 1:10). Все христиане (в том числе и святые) – это члены единого Тела Христова, а потому они заботятся друг о друге. Обратимся к Библии и увидим там следующие слова: "...дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены." - (1 Коринфянам 12:25-26)

Недаром Сам Господь повелел обращаться к молитвенному ходатайству святых:

1) "сказал ему [Авимелеху] Бог... помолится [Авраам] о тебе, и ты будешь жив... И помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха"
(Бытие 20:6-7:17)

2) "Пойдите к рабу Моему Иову... Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму... Сделали так, как Господь повелел им, - и Господь принял лицо Иова"
(Иов 42:8-9).
 
Православный христианин
Кто-то может возразить, что в вышеупомянутых цитатах речь идет сугубо о живых людях, а не мертвых. Верно. Однако из св.Писания Нового Завета мы знаем, что: "Бог... не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы." (Св. Евангелие от Луки 20:38). Иллюстрацией этому может служить Преображение Господне на горе Фавор (От Марка 9:4), когда со Христом говорили как умершие праведники (в лице Моисея), так и живые (в лице Илии). Это лишь подтверждает Библейское учение, что во Христе соединено "земное с небесным" (Ефесянам 1:10), а значит и люди, пребывающие на земле, могут обращаться за молитвенной помощью к праведникам, находящимся на небесах. Воистину, "много может усиленная молитва праведного" (Иаков 5:16)!

●4) Возражение четвертое: "Но ведь обращаясь к святым, вы тем самым поклоняетесь им и считаете, что они самостоятельно помогут вам, без помощи Бога!"

ОТВЕТ: Это не так. Мы не поклоняемся и не служим святым вместо Бога, а наоборот, почитаем их ввиду пребывающей в них Божией Благодати. Источником абсолютно каждого чуда, совершаемого святыми, является Господь Бог, поэтому считать, что у угодников Божиих имеется какая-то отдельная "магическая сила" было бы в корне неверно.

Что же касается самого словосочетания "молитва святым", то в нем нет ничего плохого. Надо понимать, что "мольба", "молитва" - это истинное, пламенное обращение. В русском языке есть даже такое выражение: "взмолился к кому-то". Поэтому, "обращаться к святым за молитвенной помощью" и "молиться святым" - это абсолютно одно и то же.
● 5) Возражение пятое: "Но зачем святым молиться о нас? Разве им недостаточно того, что сами они попали в Рай?".

ОТВЕТ: Конечно, недостаточно! К примеру, находясь на земле, апостолы непрестанно молились о своих единоверцах (Колоссянам 1:8). Неужели, достигнув спасения и соединившись с Богом, Который есть Любовь, они вдруг плюнули на христиан, живущих на земле и перестали о них молиться? Разумеется, нет! Такой подход противоречит самой идее христианства. К тому же, можно вспомнить умершего богача из притчи Спасителя - богача, который беспокоился о живых братьях даже после своей смерти (Евангелие от Луки 16:19-31). Не стоит также забывать про святых мучеников, убиенных за слово Божие (Откровение Иоанна Богослова 6:9), которые вопиют, прося у Бога отмщения своим убийцам (т.е. они знают, что убийцы этого отмщения еще не получили).

Если мученики молят об отмщении своим убийцам, то, без сомнения, ещё более просят милости своим братьям, как об этом молил ангел: "Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом...? тогда в ответ ангелу... изрёк Господь слова благие, слова утешительные" (Захария 1:12-13). Отрицание этого предположения представляет святых угодников Божиих весьма аморальными существами, что, конечно же, не соответствует истине.

Наконец, из неканонических книг Ветхого Завета, издревле признаваемых Церковью, мы знаем, что ветхозаветные усопшие святые молились за народ Израиля. К примеру, можно вспомнить Иуду Маккавея, лицезревшего в своем видении Онию, умершего первосвященника, который стоял, простирая руки и молился за весь народ иудейский:

"Виде ние же его было такое: он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго, почтенного видом, кроткого нравом, приятного в речах, издетства ревностно усвоившего все, что касалось добродетели, – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ Иудейский.
Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий."
(2 Мак.15:12-14)

Недаром взывал пророк Варух: "Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля!" (Вар.3,4).

● 6) Возражение шестое: "Но каким образом святые могут слышать находящихся на земле людей, которые просят угодников Божиих помолиться за них? У них нет такой силы!"

ОТВЕТ: Обращенные к ним молитвы святые слышат по благодати Божией. По той же самой благодати, благодаря которой уже упомянутые выше мученики видят, что их кровь еще не отомщена (Откровение Иоанна Богослова 6:10).

● 7) Возражение седьмое: "В любом случае, люди не могут самовольно наделять кого-то святостью, как делает это Церковь! Так что вы не знаете, кто святой, а кто нет!"

Святость - это дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Прославляя (канонизируя) святых угодников Божиих, Церковь не "наделяет" их святостью, а лишь признает сам факт её наличия в их жизни. [3]

* * *

Как видим, все возражения против молитвенного призывания и почитания святых оказались несостоятельны. Не опустим без внимания и такой характерный факт: учение о призывании и молитвенном предстательстве святых исповедуют согласно с Православной Церковью и все отделившиеся от неё в древности. Сюда входят не только католики и несториане, но и абиссинцы, копты и армяне. Это ещё раз подчеркивает оригинальность суждения критиков православия об отношении к святым, и эта оригинальность симпатична лишь для тех, кто не желает знать ни истории Церкви, ни истории их богословской мысли в частности. http://vk.com/topic-21081640_24141719
 
Православный христианин
БИБЛИОГРАФИЯ:

● [1] А.В. Карташев, "Вселенские Соборы", глава: VII Вселенский собор (787 г.):

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kartashev/cou..

● [2] Преподобный Иоанн Дамаскин, "Точное изложение православной веры", книга 4, глава 15: О почитании святых и их мощей.

http://azbyka.org/hristianstvo/dogmaty/damaskin_izlozh..

● [3] Статьи, посвященные канонизации святых угодников Божиих и ее причинам:

http://azbyka.org/dictionary/17/svyatost-all.shtml

http://azbyka.org/dictionary/10/tsypin_osnovaniya_pros..

http://azbyka.org/tserkov/duhovnaya_zhizn/osnovy/iz_pr..

● [4] священник Вячеслав (Рубский), "Православие - Протестантизм. Штрихи полемики", глава: Молитвенное призывание и почитание святых.

http://azbyka.org/religii/konfessii/rubskiy_pravoslavi..
 
Православный христианин
"Вас смущает, как вы пишете - моление к святым, и вы боитесь, как бы не подвергнуться осуждению в идолопоклонстве. Нет, наше моление святым и их чествование не имеет ничего идолопоклоннического. Было бы идолопоклонство, если бы мы почитали их богами; но мы чтим их, как слуг Божиих и ходатаев о нас пред Богом. Внутреннее чувство должно говорить вам, что вы не почитаете их Богом, и не считаете их первою причиной просимых благ, а только орудием подаяния их. Взывая к святому мы говорим: "Святый Божий, помолись о нас; умоли Господа дать нам то и то". Возьмите во внимание и вот что: мы, живущие здесь на земле, чада Церкви, просим друг друга молиться о нас. Все это делают. И никто не думает, чтобы тут было что-либо идолопоклонническое. Вы пишете же ко мне: "помолитесь о том то и о том то". Опасаетесь ли при этом провиниться в идолопоклонстве? Я думаю, что никого еще в свете не было, кто б так думал. Как же это у вас в голове держится мысль, что когда святые были здесь на земле, можно было безопасно просить их о молитве, а когда они перешли туда - в Царство Небесное, стало нельзя? Отошедшие отцы и братия наши, не смотря на сие отшествие, пребывают в Церкви Божией, так же, как и мы оставльшиеся здесь.

Отношения наши взаимные, как членов Церкви, остаются те же, в силе, вот и молим их, как молили прежде.

Существо идолопоклонства в том, что твари присвояют божеские свойства, и в силу сего чтут их; мы же святым Божиим никаких божеских свойств не присвояем, а чтим их как совершеннейших из людей, в меру возраста исполнения Христова достигших, а чрез то приблизившихся к Богу, приискреннее других. Войдите внутрь себя и рассмотрите: считаете ли вы святых богами? Чувство должно сказать вам это. Если окажется, что вы считаете их такими, то перестаньте считать, а если не считаете, нечего и смущать себя помыслом - не попасть бы в идолопоклонницы.

Господь да умиротворит душу вашу. Приношу вам врачевство от подобных смущений. Как только вспадет что подобное на ум, молитесь Господу о вразумлении и придет просветление мыслей. Равно, когда придет какое страстное движение, молитесь - порадует. На молитве такой предпосылается всегда отвержение, чем сильнее отвергнуть неправую мысль и неправое желание и влечение. Господь близ и внемлет".
(Святитель Феофан Затворник)
 
Православный христианин
Виктор о чем вы вообще мыслите во время молитвы и мыслите ли вы вообще во время молитвы? И не является ли сама молитва мыслями? Объясните пожалуйста что есть молитва для вас лично? Опишите что вы делаете при молитве?
Молитва - обращение к Богу и обращение ко всем святым.

Мы и поклоняемся как Образу божию.
ЧЕЛОВЕКОМ явился бог понимаете?

В исламе не может быть поклонения Аллаху потому, что перед поклоном НЕТ Аллаха.
В исламе тогда есть ПОСВЯЩЕНИЕ поклона Аллаху. но это посвящение относится к ПОНЯТИЮ =МЫСЛИ об Аллахе но каждый как указанно выше мыслит по своему =ПО РАЗНОМУ ибо понимает слова об Аллахе по разному каждый мусульманин.
 
Православный христианин
Вы молитесь Богу и всем святым? Помимо Бога вы ещё святым молитесь?
Конечно.

Я же вам говорю, что Бог явился ЧЕЛОВЕКОМ.

вот смотрите:


26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему,.......

Бытие 1 глава.

Человек - Образ божий.

Мы поклоняемся Образу божию в Котором он явился нм.

Т.е. ЧЕЛОВЕКОМ.

И тут не важно портретное сходство.

Например в Африке христиане на Иконе изображают негром Христа.
И тут НЕТ ОШИБКИ ибо -----Бог явился ЧЕЛОВЕКОМ и уже не важно негр или кореец:D

Понимаете?

Бог явился в том Образе по которому он Сам сотворил человека.
 

Абд-ал-Масих

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Помимо Бога вы ещё святым молитесь?
Один мусульманин как-то сказал:
Бог в гневе от того что человек в молитвах обращается не к Творцу, а к творению.
На что я ему ответил:
Спрошу также: а в каких отношениях находятся Творец и творение? Может у Бога быть интерес, чтобы люди обращались не только к Нему, но и к людям Его?
Представьте себе, что если Бог хочет, чтобы Вы чтили Его святых. Чтобы Вы их уважали, чтили, общались с ними. Что если для Бога интересно мнение Его святых? Знаете, Бог зовёт людей в Своё Царство. Несложно догадаться, что Бог хочет, чтобы в Его Царстве все люди имели друг с другом согласие и любовь.
Люди, которые на земле друг друга не любят не могут войти в Царство Небесное.
Поэтому, если Вы не будете почитать святых и любить их, Вы не сможете войти в Царство Небесное. Отдельные ямы, где нет других людей - только в аду. А в раю либо все вместе в любви, либо никак.
И разумеется Вы не можете любить святых и их игнорировать, не общаться с ними, это будет не любовь, а наплевательство, не вера, что они с Богом, а неверие. И если думаете, что они не могут слышать нас, помогать нам, молить Бога о нас - это неверие в то, что они живы у Бога. Говоря, что святые ничего не могут Вы их выставляете мёртвыми, инвалидами какими-то, глухими и слепыми, или чистейшими эгоистами, где каждый сам за себя.
Итак, отвергая и хуля святых Вы проявляете неверие.
Проявляете и непокорность Богу, Который хочет, чтобы все люди в Его Царстве любили друг друга, были живы и как живые общались друг с другом, по-настоящему.
Итак вся Ваша хула на святых - от неверия.

Писал я также, когда другой мусульманин кощунствовал о мощах святых.
Я писал ему о том, почему мы целуем мощи святых и почитаем их.

почему?
Потому что Господь говорит: Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.
После того как Господь Воплотился Он освятил человеческую природу. Наши тела стали Храмами Духа Святого!
Говорит пророк Давид:
А я, по множеству милости Твоей,
войду в дом Твой,
поклонюсь святому храму Твоему
в страхе Твоем.
...
Услышь голос молений моих,
когда я взываю к Тебе,
когда поднимаю руки мои
к святому храму Твоему.


Коль скоро Бог прославил и тела наши, то мы не можем не почитать Его святыню.
Он есть Воскресение и Жизнь. И потому даёт такую благодать Своим святым, что и после кончины, уже сегодня в них проявляется слава воскресения и они имеют благодать от Бога и после кончины продолжать действовать через свои освящённые Богом тела.

Мы не гностики, которые гнушались плотью, называя плоть созданием сатаны. Мы не язычники, типа Платона, который говорил, что тело - темница души. Мы христиане. Мы чтим и славим всё, что создал Бог, что Он освятил и прославил, чему дал жизнь и благодать. Мы убеждены в силе и действительности Воскресения.

Мы целуем святых, которые живы для Бога, чьи тела Бог освятил и сделал Храмами Духа Святого, Который разрушил смерть и даёт Жизнь и Воскресение!
...

Теперь объясню почему мы молимся святым.
Совсем не потому, что Бог якобы туг на ухо.
Но всё Писание говорит нам о том, что Бог имеет личный интерес к человеку. Бог заинтересован, чтобы люди не только общались с Ним, но и друг с другом, чтобы мы любили друг друга.

Предположить, что святым пофиг на нас, своих братьев - кощунственно. Святые - те, кто научился любить, любить искренне и не лицеприятно. Предположить, что им до нас нет дела - значит назвать их всех эгоистами.

И это угодно Богу, чтобы люди любили друг друга. Поэтому мы и обращаемся к святым, как к нашим братьям, мы любим их, а они любят нас. И Богу угодно, чтобы мы спасались вместе, помогали другу другу в деле спасения, чтобы мы друг друга любили.

Об этом также хорошо писал преп.Иоанн Дамаскин:
Прикасавшийся к мертвому, даже к самому Моисею [умершему], считался нечистым 78). Теперь же память святых празднуется. Труп Иакова оплакивали 79), а смерть Стефана празднуется всенародно. Поэтому, или устрани всенародное празднование памяти святых, совершаемое вопреки древнему закону, или согласись и на изображения, существуюшия, как ты говоришь, вопреки закону. Но невозможно не праздновать памяти святых. Ибо сонм святых Апостолов и богоносных Отцов повелевает, чтоб это было. Ибо с тех пор, как Бог-Слово стал плотию, уподобившись нам во всем, кроме греха, неслиянно соединился с нашею природою и, не изменяя, обожествил плоть чрез взаимное неслиянное соединение 80) Его божества и Его плоти, мы действительно освящены. И с тех пор как Сын Божий и Бог, не будучи по божеству подверженным страданию, пострадал, принявши [на Себя плоть] и уплатил наш долг, излив за нас выкуп, достойный и внимания и удивления, мы действительно стали свободными, ибо кровь Сына достаточна для того, чтобы умолить Отца, и достойна благоговения. И с тех пор, как, сошедши во ад, Он возвестил от века скованным душам, как бы пленным, освобождение, как бы слепым, прозрение, и, связавши крепкаго, 81) вследствие превосходства Своей силы, воскрес, одаривши нетлением воспринятую Им от нас плоть, мы действительно стали нетленными. И с тех пор, как мы родились водою и духом, мы действительно сделались сыноположниками и наследниками Бога. Поэтому Павел называет верных святыми 82). Поэтому мы не оплакиваем смерти святых, но празднуем.
 
Сверху