- Православный христианин
Одной из наиболее важных и исконных черт христианской веры является почитание святых. Многие представители современного иудаизма, ислама и даже протестантизма усматривают в этой практике искажение монотеистического учения, а потому призывают православных , римо-католиков и коптов (а также представителей других дохалкидонских церквей) "покаяться" и отказаться от т.н. "языческих нововведений" в вере. Тем не менее, если мы рассмотрим данный вопрос несколько внимательней, то увидим, что практика молитвенного призывания святых присутствовала в христианстве с самого начала его существования. В ее пользу выступали не только ранние христиане, но и все последующие Отцы Церкви.
В данной статье мы рассмотрим несколько наиболее популярных возражений против почитания святых и проанализируем эти возражения на предмет их соответствия христианской вере.
●1) Возражение первое: "Почему православные поклоняются святым? Ведь поклоняться можно только Богу!"
ОТВЕТ: Следует сразу заметить, что православные христиане поклоняются одному лишь Господу Богу, а святых угодников Божиих мы почитаем. Однако, в греческом языке, традиционном для православного богословия, существует два разных слова, обозначающих поклонение: "латрео" (λατρεια) и "проскинесис" (προσκυνησις). [1]
Термин "латрео" означает "служение", т.е. особое поклонение, которое надлежит воздавать одному лишь Творцу. Что же касается термина "проскинесис", то под ним понимается другое, почтительное поклонение, которое уже можно воздавать иконам и святым. Следовательно, отношение православных к святыням можно выразить словом 'проскинесис', а вот поклонение и служение Богу у нас будет обозначаться, как 'латрео'.
Примечательно, что почтительное отношение христиан к святыням является вполне стандартным для Священного Писания. К примеру, можно вспомнить Иисуса Навина, который "разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю перед ковчегом Господним и лежал до самого вечера" (Навин 7:6). Так и пророк Давид поклонился Кивоту Завета, нисколько не боясь оскорбить тем самым Господа (Псалтирь 131:7), а Иаков, согласно Библии, "поклонился на верх жезла своего" (Евреям 11:21). Неужели все эти праведники были идолопоклонниками? Разумеется, нет. Почитая и совершая поклонение перед святынями, они, тем самым, воздавали почести Самому Господу Богу. То же самое можно сказать и про почитание святых. Как пишет в "Точном изложении православной веры" Преподобный Иоанн Дамаскин: "честь, воздаваемая усерднейшим из соработников", то есть святым, "указывает на расположение к общему Владыке", то есть Богу. [2]
● 2) Возражение второе: "В Писании сказано, что единственным посредником между Богом и людьми является Иисус Христос (1-Тим. 2:5). Почему же, в таком случае, вы используете святых как посредников?".
ОТВЕТ: Православные христиане полностью согласны с тем, что Господь наш Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человечеством. Однако "посредником" Спаситель называется по той причине, что имеет в Себе две природы: Божественную и человеческую, которые "неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно" соединились в Его Божественной Ипостаси (Ефесянам 1:10). Господь потому и называется "единым посредником", что Он единственный одновременно единосущен и нам, и Богу-Отцу, только Отцу Он единосущен по Божественной природе, а нам по человеческой. Именно по этой причине Христос называет Себя единственным путем к Отцу (От Иоанна 14:6).
Что же касается святых, то они являются для нас не посредниками, а СО-молитвенниками. Дабы несколько яснее разъяснить этот термин, следует привести один пример.
В данной статье мы рассмотрим несколько наиболее популярных возражений против почитания святых и проанализируем эти возражения на предмет их соответствия христианской вере.
●1) Возражение первое: "Почему православные поклоняются святым? Ведь поклоняться можно только Богу!"
ОТВЕТ: Следует сразу заметить, что православные христиане поклоняются одному лишь Господу Богу, а святых угодников Божиих мы почитаем. Однако, в греческом языке, традиционном для православного богословия, существует два разных слова, обозначающих поклонение: "латрео" (λατρεια) и "проскинесис" (προσκυνησις). [1]
Термин "латрео" означает "служение", т.е. особое поклонение, которое надлежит воздавать одному лишь Творцу. Что же касается термина "проскинесис", то под ним понимается другое, почтительное поклонение, которое уже можно воздавать иконам и святым. Следовательно, отношение православных к святыням можно выразить словом 'проскинесис', а вот поклонение и служение Богу у нас будет обозначаться, как 'латрео'.
Примечательно, что почтительное отношение христиан к святыням является вполне стандартным для Священного Писания. К примеру, можно вспомнить Иисуса Навина, который "разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю перед ковчегом Господним и лежал до самого вечера" (Навин 7:6). Так и пророк Давид поклонился Кивоту Завета, нисколько не боясь оскорбить тем самым Господа (Псалтирь 131:7), а Иаков, согласно Библии, "поклонился на верх жезла своего" (Евреям 11:21). Неужели все эти праведники были идолопоклонниками? Разумеется, нет. Почитая и совершая поклонение перед святынями, они, тем самым, воздавали почести Самому Господу Богу. То же самое можно сказать и про почитание святых. Как пишет в "Точном изложении православной веры" Преподобный Иоанн Дамаскин: "честь, воздаваемая усерднейшим из соработников", то есть святым, "указывает на расположение к общему Владыке", то есть Богу. [2]
● 2) Возражение второе: "В Писании сказано, что единственным посредником между Богом и людьми является Иисус Христос (1-Тим. 2:5). Почему же, в таком случае, вы используете святых как посредников?".
ОТВЕТ: Православные христиане полностью согласны с тем, что Господь наш Иисус Христос является единственным посредником между Богом и человечеством. Однако "посредником" Спаситель называется по той причине, что имеет в Себе две природы: Божественную и человеческую, которые "неслитно, неизменно, неразлучно и нераздельно" соединились в Его Божественной Ипостаси (Ефесянам 1:10). Господь потому и называется "единым посредником", что Он единственный одновременно единосущен и нам, и Богу-Отцу, только Отцу Он единосущен по Божественной природе, а нам по человеческой. Именно по этой причине Христос называет Себя единственным путем к Отцу (От Иоанна 14:6).
Что же касается святых, то они являются для нас не посредниками, а СО-молитвенниками. Дабы несколько яснее разъяснить этот термин, следует привести один пример.