Бегство к реальности. О богословии прп. Исаака Сирина

Православный христианин
я ссылку дал на сайт; недавно Максима в ВК спросил, закончился ли спор, он написал - нет. Оспаривают оптинцы авторство прп. Исаака по второму тому. Там же много неправославных моментов, как я понимаю. Так что с "новыми текстами" нужно быть осторожными. Лучше дождаться церковной рецепции.
Я доверяю митрополиту Илариону. Не думаю, что в его переводе, по которому делает свои выпуски Максим, есть тексты не принадлежавшие поеподобному Исааку.
 
Православный христианин
 
Москва
Православный христианин
О книге : Слова подвижнические преподобного Исаака Сирина и о изданиях этой книги - уже писала.
Если речь теперь о переводе митрополита Иллариона ( Алфеева ) и его книге : Духовный мир преподобного Исаака Сирина.
То эта книга издана с грифом : Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.


Спорить то для чего - ? Кто хочет озакомиться с книгами, находит их в интернете и читает. Находит что для себя не полезное в них, закрывает их и забывает о том что читал.
В книге : Слова подвижнеческие преподобного Исаака Сирина ( Издательство Троице-Сергиевой Лавры ), ничего неполезного не прочитала. Согласна с мнением компетентных людей что преподобный Исаак Сирин, - тонкий знаток человеческих душ и сердец.
Книги в переводе митрополита Иллариона ( Алфеева ) только мельком просмотрела. Но для меня достаточно что они с грифом : *Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви.
А то получается как с молитвой Иисусовой. Ведь в прелесть впадают не от этой молитвы. А от гордости, с которой она совершается. Упаси нас, от этого Господи!
 
Последнее редактирование:
Православный христианин


«Один из паломников, выпускник богословского факультета, утверждал, что авва Исаак Сирин был несторианином, и повторял – к несчастью для себя – известное западное воззрение по этому вопросу.»
 
Православный христианин
Не знаю про этот спор, но Максим ведёт свою деятельность по благословению митрополита Илариона (Алфеева) насколько я знаю и является главным редактором его портала «Иисус».
UPD: Каждое видео из цикла «Бегство к реальности» начинается с текста: «По благословению митрополита Будапештского и Венгерского Илариона». Для меня это многое значит, поэтому смотрю эти видео, вникаю в них и стараюсь применять слова преподобного Исаака Сирина в жизни. Мне вот из последнего очень понравилось про беседу с похотями и беседу с Богом:
«Но я согрешил и совершил зло пред собою и пред Тобою, оставив святую беседу с Тобою и отдав дни мои беседам с похотями. Умоляю Тебя, Господи, не вмени мне грехов юности моей, неведение старости моей и слабость естества моего, которая одолела меня и потопила меня в размышлении о ненавистных вещах.» - Беседа 5. Беседы мар Исаака о сокровенной молитве.

Я вот стараюсь возвращаться по мере сил к беседе с Богом посредством Иисусовой молитвы. Господи Иисусе, даруй нам постоянное памятование о Тебе!
 
Православный христианин
Не думаю, что в его переводе, по которому делает свои выпуски Максим, есть тексты не принадлежавшие поеподобному Исааку.
Тогда Вам придется примириться с мыслью, что автор этих текстов - еретик. А оптинские монахи не согласны с этим и обосновывают, что еретические положения там - это вставки переписчиков-еретиков.
 
Православный христианин
Тогда Вам придется примириться с мыслью, что автор этих текстов - еретик. А оптинские монахи не согласны с этим и обосновывают, что еретические положения там - это вставки переписчиков-еретиков.
Будьте добры, ознакомьтесь пожалуйста с видео из цикла передач «Бегство к реальности» Максима и укажите конкретно на ересь. Не думаю, что митрополит Иларион (Алфеев) позволил бы выпускать подобное на своём портале. Ссылка на плейлист в первом сообщении этой темы.
 
Москва
Православный христианин
Вот знаете что... любят на форуме ( в жизни просто не разговариваю на такие темы ) приписывать еретичество направо и налево. Патриарха Кирилла называли еритиком. Сколько такого в интернете понаписано. Здесь сколько на него нападок было - не сосчитать.

Профессора Осипова записывали в еретики. Здесь же, на форуме, про книги Н. Е. Пестова ( Современная практика православного благочестия ), - плохие отзывы читала. Потом долго с таким отношением к этим книгам ходила. А потом приехали в Оптину и было у меня что спросить у батюшек тамошних. Подошла спросила. Батюшка, оптинский монах, вместо ответа... - пошёл ... за книгой и принёс мне книгу... Н. Е. Пестова, про которого писали здесь что его книги лучше не читать. Принёс мне ту книгу, сказал на какой главе открыть и прочитать, там же в храме. Что и было ответом на мой вопрос. А потом ему эту книгу и отдать. И давал читать он эту книгу не мне одной.

Поэтому, могу сказать всем, - раздающим священнослужителям или тем кто пишет о православии, звание - еретик! - быть осторожней. Сами не читаете книг о которых негативно отзываетесь и других вводите в смущение.
 
Православный христианин
Вот знаете что... любят на форуме ( в жизни просто не разговариваю на такие темы ) приписывать еретичество направо и налево. Патриарха Кирилла называли еритиком. Сколько такого в интернете понаписано. Здесь сколько на него нападок было - не сосчитать.

Профессора Осипова записывали в еретики. Здесь же, на форуме, про книги Н. Е. Пестова ( Современная практика православного благочестия ), - плохие отзывы читала. Потом долго с таким отношением к этим книгам ходила. А потом приехали в Оптину и было у меня что спросить у батюшек тамошних. Подошла спросила. Батюшка, оптинский монах, вместо ответа... - пошёл ... за книгой и принёс мне книгу... Н. Е. Пестова, про которого писали здесь что его книги лучше не читать. Принёс мне ту книгу, сказал на какой главе открыть и прочитать, там же в храме. Что и было ответом на мой вопрос. А потом ему эту книгу и отдать. И давал читать он эту книгу не мне одной.

Поэтому, могу сказать всем, - раздающим священнослужителям или тем кто пишет о православии, звание - еретик! - быть осторожней. Сами не читаете книг о которых негативно отзываетесь и других вводите в смущение.
Да, я тоже поражаюсь этому. Патриарха Кирилла то за что? Церковная комиссия оправдала Осипова и он продолжает по благословению свои лекции давать, которые я тоже часто слушаю. Абсолютно согласен, что нужно осторожно разбрасываться этим словом - «еретик», к себе самому лучше пристальней присматриваться стоит.
 
Православный христианин
Будьте добры, ознакомьтесь пожалуйста с видео из цикла передач «Бегство к реальности» Максима и укажите конкретно на ересь. Не думаю, что митрополит Иларион (Алфеев) позволил бы выпускать подобное на своём портале. Ссылка на плейлист в первом сообщении этой темы.
Константин, я сейчас не имею возможности ознакомиться с видео. Но выше я дал конкретные ссылки и привел пример явного несторианского утверждения, приписываемого перп. Исааку, которое всякий может найти в книге митр. Илариона, размещенной на портале Азбука. В своё время, ознакомившись с доводами о. Никона (Скарги) и его единомышленников, решил очень осторожно относится к новооткрытым текстам преп. Исаака, чего и Вам желаю. Моё дело предупредить. Меня удивляет Ваше упорство и желание прикрыться грифами и именами и нежелание разбираться по существу.

Кстати, Несторий был патриархом константинопольским ))
 
Православный христианин
Сегодняшнее видео. Абсолютно восхитительное видение молитвы у преподобного Исаака Сирина. Это лучший цикл передач о Православии, что я видел, Максим - восхитительный лектор. Каждый раз переслушиваю и новое для себя нахожу.
 
Православный христианин
Сказано же!!!
"новооткрытые тексты" или "2 Том" прп. Исаака Сирина - несторианская фальшифка

«…Таким образом, мы видим следующую картину: преп. Исаак нарочно приводит свидетельство двух величайших, совершенно единомысленных отцов Церкви, двух нераздельных друзей, которые буквально вторят друг другу, что человек — храм Божий. Однако рука несторианского переписчика не постеснялась расторгнуть этот священный союз дружбы великих Василия и Григория. Чем не понравился несторианам свт. Григорий Богослов, этот вселенский учитель, догадаться не трудно, — своей христологией. Из имеющихся в творениях свт. Григория многочисленных фрагментов на христологическую тему мы приведем только один:
Сын Божий, истощая свое Божество и воспринимая человечество, соделался не двумя, но восхотел сделаться одним; потому что то и другое, и воспринявшее и воспринятое, есть Бог, два естества, соединившиеся в одно, но не два сына (да не унизится соединение ложным пониманием)[111].
Содержащееся в этом отрывке православное богословие, изложенное святителем ещё до появления Феодоровской доктрины, выявляет последнюю как совершенно ложное учение о Христе…».
[111] К сожалению, сверка этого пассажа с мелькитскими рукописями Sin. syr. 24 и Var. syr. 125 не дала положительного результата. Однако, отсутствие таких крупных цитат "о естественном ведении" в двух мелькитских рукописях не означает, что эти не чуждые преп. Исааку мысли являются интерполяцией. Тем и ценен для нас греческий перевод, сделанный на рубеже VIII-IX веков, что в нём мы имеем, возможно, ещё одно свидетельство о недошедшем до нас сирийском списке. На вопрос, с какого именно списка делали перевод греческие переписчики затрудняются ответить даже специалисты. Мысль "о естественном ведении" не только присуща Исааку, она является одной из основных аскетических разработок посвящённой 3-м степеням ведения. Если признать эту мысль интерполяцией, внесённой греками, то придётся признать интерполяцией не только другие цитаты с этой мыслью, рассеянные по всему корпусу, но и целые трактаты, посвящённые этой теме. Напротив, Феодору была чужда эта мысль, что и вынуждало несторианского переписчика изъять её из ближайшего контекста.
Читать подробнее:
ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААК СИРИН –
ПРАВОСЛАВНЫЙ ИЛИ НЕСТОРИАНИН?
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ


«…Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все телесные дела. Дела телесные без печали ума — то же, что и тело неодушевленное. (89)
Печаль ума – драгоценное Божие даяние. Кто переносит ее, как должно, тот подобен человеку, носящему в членах своих святыню.
(89)
Если не можешь потрудиться телом своим, поскорби хотя умом.
(89)
Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатью вместо чистого делания.
(90)
Лексические повторы наглядно прослеживаются как в сирийском, так и в переводах на другие языки. Более того, эту-же мысль находим и в другом трактате 1 тома (40-м):
… печаль умная превосходит и телесный труд. (40)
Таким образом, преп. Исаак несколько раз повторяет эту мысль: в начале 89-го Слова он выдвигает её как некий тезис; в течение трактата возвращается к ней, рассматривая с разных сторон; а в конце — приводит в её подтверждение библейскую историю о внешнем покаянии царя Ахава. Иначе говоря, рассматриваемый стих является завершительным выводом из всего контекста.
Приведённые примеры наглядно показывают, что фраза: «скорбь ума достаточна, чтобы заменить всякое телесное делание» является частым выражением именно преп. Исаака, которое он повторяет неоднократно в своих трактатах без ссылок на Феодра Мопсуестийского. Как мы видим, "удачная" попытка несторианского переписчика скрыть интерполяцию на поверку оказалась совершенно безрезультатной…».
Читать подробнее:
ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААК СИРИН –
ПРАВОСЛАВНЫЙ ИЛИ НЕСТОРИАНИН?
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ
 
Православный христианин
Сказано же!!!
"новооткрытые тексты" или "2 Том" прп. Исаака Сирина - несторианская фальшифка

«…Таким образом, мы видим следующую картину: преп. Исаак нарочно приводит свидетельство двух величайших, совершенно единомысленных отцов Церкви, двух нераздельных друзей, которые буквально вторят друг другу, что человек — храм Божий. Однако рука несторианского переписчика не постеснялась расторгнуть этот священный союз дружбы великих Василия и Григория. Чем не понравился несторианам свт. Григорий Богослов, этот вселенский учитель, догадаться не трудно, — своей христологией. Из имеющихся в творениях свт. Григория многочисленных фрагментов на христологическую тему мы приведем только один:
Сын Божий, истощая свое Божество и воспринимая человечество, соделался не двумя, но восхотел сделаться одним; потому что то и другое, и воспринявшее и воспринятое, есть Бог, два естества, соединившиеся в одно, но не два сына (да не унизится соединение ложным пониманием)[111].
Содержащееся в этом отрывке православное богословие, изложенное святителем ещё до появления Феодоровской доктрины, выявляет последнюю как совершенно ложное учение о Христе…».
[111] К сожалению, сверка этого пассажа с мелькитскими рукописями Sin. syr. 24 и Var. syr. 125 не дала положительного результата. Однако, отсутствие таких крупных цитат "о естественном ведении" в двух мелькитских рукописях не означает, что эти не чуждые преп. Исааку мысли являются интерполяцией. Тем и ценен для нас греческий перевод, сделанный на рубеже VIII-IX веков, что в нём мы имеем, возможно, ещё одно свидетельство о недошедшем до нас сирийском списке. На вопрос, с какого именно списка делали перевод греческие переписчики затрудняются ответить даже специалисты. Мысль "о естественном ведении" не только присуща Исааку, она является одной из основных аскетических разработок посвящённой 3-м степеням ведения. Если признать эту мысль интерполяцией, внесённой греками, то придётся признать интерполяцией не только другие цитаты с этой мыслью, рассеянные по всему корпусу, но и целые трактаты, посвящённые этой теме. Напротив, Феодору была чужда эта мысль, что и вынуждало несторианского переписчика изъять её из ближайшего контекста.
Читать подробнее:
ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААК СИРИН –
ПРАВОСЛАВНЫЙ ИЛИ НЕСТОРИАНИН?
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ

«…Сердце, исполненное печали о немощи и бессилии в делах телесных, явных, заменяет собою все телесные дела. Дела телесные без печали ума — то же, что и тело неодушевленное. (89)
Печаль ума – драгоценное Божие даяние. Кто переносит ее, как должно, тот подобен человеку, носящему в членах своих святыню. (89)
Если не можешь потрудиться телом своим, поскорби хотя умом. (89)
Печаль, какую чувствуем при своих поползновениях, вменяется нам благодатью вместо чистого делания. (90)
Лексические повторы наглядно прослеживаются как в сирийском, так и в переводах на другие языки. Более того, эту-же мысль находим и в другом трактате 1 тома (40-м):
… печаль умная превосходит и телесный труд. (40)
Таким образом, преп. Исаак несколько раз повторяет эту мысль: в начале 89-го Слова он выдвигает её как некий тезис; в течение трактата возвращается к ней, рассматривая с разных сторон; а в конце — приводит в её подтверждение библейскую историю о внешнем покаянии царя Ахава. Иначе говоря, рассматриваемый стих является завершительным выводом из всего контекста.
Приведённые примеры наглядно показывают, что фраза: «скорбь ума достаточна, чтобы заменить всякое телесное делание» является частым выражением именно преп. Исаака, которое он повторяет неоднократно в своих трактатах без ссылок на Феодра Мопсуестийского. Как мы видим, "удачная" попытка несторианского переписчика скрыть интерполяцию на поверку оказалась совершенно безрезультатной…».
Читать подробнее:
ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААК СИРИН –
ПРАВОСЛАВНЫЙ ИЛИ НЕСТОРИАНИН?
ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМАТИКУ
Я больше доверяю митрополиту Илариону (Алфееву), уж простите…
 
Православный христианин
В чем сие выражается?
Если ложь от сатаны.
В том, что я доверяю митрополиту Илариону и главному редактору его портала «Иисус» - Максиму Калинину. Я доверяю их трудам и профессионализму.

Так же я доверяю Церкви давшей одобрение на публикацию данного перевода.

А что касается лжи, так она и на Вашей стороне может быть.. В продолжении этого бессмысленного спора смысла не вижу.
 
Православный христианин
Я с большим уважением отношусь к Максиму Калинину и к владыке Илариону, но меня очень сильно напрягает ситуация, когда научное сообщество, к которому я в данном случае отношу и владыку Илариона игнорирует позицию монахов из Оптиной. Общецерковного диалога нет (по крайней мере, его не слышно), церковной рецепции этих текстов нет... Представляется, что разномыслие заходит слишком далеко. При этом чисто научные вопросы уже вылились в публичные лекции для неспециалистов, и обычные миряне раскрыв рты внимают тайнам "сирийских мистиков", среди которых многие были осужденными еретиками, о чем и сам Максим мимоходом говорит.
 
Москва
Православный христианин
игнорирует позицию монахов из Оптиной.
Спасибо, за мнение. И его озвучивание в этой теме. Я прислушаюсь к мнению монахов Оптиной Пустыни.
р.s : просто я спросила у монаха Оптиной в переписке в ВК, он ответил. поэтому приняла такое решение.
 
Последнее редактирование:
Сверху