тело, душа и дух

Крещён в Православии
Бог Слов воспринял разумную душу и тело не Своей Божественной природа, а Своей Божественной Ипостасью.
Не понимаю почему Вы мне указали на это? Воспринять Божественной Природой и Воспринять Божественной Ипостасью для меня одинаково. Однако Вы указали именно " не Своей Природой", значит, это что-то значит.
Однако здесь Вы пишете следующее;
А зачем их разрывать? О чем речь?
Действительно зачем Их разрывать. Если способ бытия Божественной Природы только в Ипостасях, то возможно ли бытие Божественной природы вне Ипостасей? Независимо от нашего созерцания. Если есть Божественная Ипостась как способ ЕЁ - Природы бытия, что даёт и нам возможность созерцать такое бытие. То получается Ипостась как-бы вторична, так как Она лишь способ Бытия, то Природа Божества получается первична. Это То, что выразилось в Ипостасях как бытие. Способ как бы вторичен, по отношению к тому, кто использует этот способ. Ведь не может же выразится в Ипостаси, То что не существует. Так и с человеческой ипостасью, в которой наблюдается природа тела и природа души. Для которых ипостась лишь способ существования, а для нас удостоверение в существовании таких природ. Путаюсь в понятиях. Или в результате союза природы тела и души, ипостась имея обе эти природы, являет уже собой что-то новое, что является уже природой самой ипостаси?
Что Вы понимаете под воплощением Сына Божьего
Что я понимаю. Ладно скажу как понимаю. Господь Иисус Христос это Представитель Ипостаси Бога - Слова на Земле. Для чего Ипостасью Бога - Слова, от чистых кровей Богородицы была соткана Божественная Плоть Человека с одухотворённой умной душой. Такая Плоть и Душа через воспринятие Божественной Ипостасью, и стала таковой Божественной Ипостасью Бога - Слова в нашем подвластным законам времени в бытии, и является и полнотой Природы Божества и полнотой Человечества.
 
Православный христианин
Как эти слова святителя Игнатия (Брянчанинова) связаны с отрицанием того, что душа на иконе изображается символически? Святитель Игнатий является святым только РПЦ и не является святым отцом Церкви.
Вячеслав, он больше Вас написал, Оптинские старцы о нём хорошо отзывались ...
Чем воскресшее обожествленное тело Иисуса Христа отличается от невоскресшего обожествленного тела Иисуса Христа? Вы причащаетесь обожествленного тела Иисуса Христа? Тело Иисуса Христа при Его воплощении сразу стало обожествленным?
Заметили, Вы стали вопросами отвечать? Я знаю, что так легче ...
Евангелие от Иоанна

20:17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я
еще
не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим
и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и
к Богу Моему и Богу вашему.
**********************************************************************************************************************
Какого ответа Вы ждёте?
Смотрите сами, до этого Его касались и Он касался, ещё стал входить закрытыми дверями, а раньше так не делал ...
Данный текст не поясняет в чем заключается воплощение Сына Божьего. Если Вы не знаете, так и напишите.
А что мы вообще знаем от Него об этой тайне? Кому Он сказал и как известил?
Вы вот святителя Игнатия не почитаете за авторитет ...
... На вопрос: имеет ли душа какой-либо вид? — преподобный Макарий отвечал: «Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку». Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими Угодниками Божиими древнего Христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: «Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бестелесными.
 
Крещён в Православии
Не понимаю почему Вы мне указали на это? Воспринять Божественной Природой и Воспринять Божественной Ипостасью для меня одинаково. Однако Вы указали именно " не Своей Природой", значит, это что-то значит.
Однако здесь Вы пишете следующее;
Нет, это не одно и тоже. Бог Слово воспринимает одушевлённое разумной душой тело, давая им Божественное бытие. Бог Слово после воплощение стал не только Богом, но и человеком, а Его ипостась стала сложной, ибо дает бытие двум природам. Природа же не может воспринять другую природу, не изменившись сама и не изменив воспринятую другую природу.
Действительно зачем Их разрывать. Если способ бытия Божественной Природы только в Ипостасях, то возможно ли бытие Божественной природы вне Ипостасей? Независимо от нашего созерцания. Если есть Божественная Ипостась как способ ЕЁ - Природы бытия, что даёт и нам возможность созерцать такое бытие. То получается Ипостась как-бы вторична, так как Она лишь способ Бытия, то Природа Божества получается первична. Это То, что выразилось в Ипостасях как бытие. Способ как бы вторичен, по отношению к тому, кто использует этот способ. Ведь не может же выразится в Ипостаси, То что не существует. Так и с человеческой ипостасью, в которой наблюдается природа тела и природа души. Для которых ипостась лишь способ существования, а для нас удостоверение в существовании таких природ. Путаюсь в понятиях. Или в результате союза природы тела и души, ипостась имея обе эти природы, являет уже собой что-то новое, что является уже природой самой ипостаси?
Логически первично бытие, а затем уже природа. Похоже Вы не до конца продумали, что есть ипостась, а что есть природа.
Что я понимаю. Ладно скажу как понимаю. Господь Иисус Христос это Представитель Ипостаси Бога - Слова на Земле. Для чего Ипостасью Бога - Слова, от чистых кровей Богородицы была соткана Божественная Плоть Человека с одухотворённой умной душой. Такая Плоть и Душа через воспринятие Божественной Ипостасью, и стала таковой Божественной Ипостасью Бога - Слова в нашем подвластным законам времени в бытии, и является и полнотой Природы Божества и полнотой Человечества.
Иисус Христос есть Сам Бог Слово и Он же Сын Божий, а не представитель Ипостаси Бога Слово,
 
Крещён в Православии
Вячеслав, он больше Вас написал, Оптинские старцы о нём хорошо отзывались ...
Это не делает его святым отцом Церкви.
Заметили, Вы стали вопросами отвечать? Я знаю, что так легче ...
Евангелие от Иоанна

20:17. Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я
еще
не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим
и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и
к Богу Моему и Богу вашему.
**********************************************************************************************************************
Какого ответа Вы ждёте?
Смотрите сами, до этого Его касались и Он касался, ещё стал входить закрытыми дверями, а раньше так не делал ...

А что мы вообще знаем от Него об этой тайне? Кому Он сказал и как известил?
Вы вот святителя Игнатия не почитаете за авторитет ...
... На вопрос: имеет ли душа какой-либо вид? — преподобный Макарий отвечал: «Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку». Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими Угодниками Божиими древнего Христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: «Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бестелесными.
Остальное не комментирую. Не вижу смысла. Кроме того, святитель Игнатий учили, что душа является телом. Это ошибочное учение.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Логически первично бытие, а затем уже природа, который ипостась дает бытие.. Похоже Вы не докончу продумали, что есть ипостась, а что есть природа,
Похоже да!
Иисус Христос есть Сам Бог Слово и Он же Сын Божий, а не представитель Ипостаси Бога Слово,
Да это так образно. Бог же предсказывал Воплощение, значит готовил такое. А если нужна была подготовка, значит реально можно было Воплотиться именно таким способом. Ведь состав Пресвятой Троицы неизменен, а Ипостась Бога - Слова и на небе, и на Земле. Значит Иисус Христос это способ пребывания Бога - Слова на Земле. Или после Воплощения о Боге Слово, как третьем Лице Пресвятой Троицы, уже не нужно говорить? Третье лицо стало - Иисусом Христом.
 
Крещён в Православии
Логически первично бытие, а затем уже природа, который ипостась дает бытие.. Похоже Вы не докончу продумали, что есть ипостась, а что есть природа,
Похоже да!
Иисус Христос есть Сам Бог Слово и Он же Сын Божий, а не представитель Ипостаси Бога Слово,
Да это так образно. Бог же предсказывал Воплощение, значит готовил такое. А если нужна была подготовка, значит реально можно было Воплотиться именно таким способом. Ведь состав Пресвятой Троицы неизменен, а Ипостась Бога - Слова и на небе, и на Земле. Значит Иисус Христос это способ пребывания Бога - Слова на Земле. Или после Воплощения о Боге Слово, как третьем Лице Пресвятой Троицы, уже не нужно говорить? Третье лицо стало - Иисусом Христом.
 
Православный христианин
Остальное не комментирую. Не вижу смысла. Кроме того, святитель Игнатий учили, что душа является телом. Это ошибочное учение.

Вопрос 54. О достоинстве воскресшего Христа​

Теперь нам надлежит рассмотреть достоинство воскресшего Христа, под каковым заглавием наличествует четыре пункта: 1) было ли тело Христа после Его воскресения истинным; 2) воскрес ли Он со всем Своим телом 286 ; 3) было ли Его тело прославленным; 4) о явленных на Его теле ранах.

Как говорит в своей пасхальной проповеди Севериан, «да никто не помыслит, что по воскресении Христос изменил Свои свойства». Эти слова должно понимать как сказанные об очертании Его членов, поскольку после воскресения в теле Христа, которое было зачато Святым Духом, ничего не утратилось и не исказилось. Однако по воскресении Он обрел сияние славы, и потому упомянутый автор далее прибавляет: «Но с прекращением смертности и началом бессмертия изменился облик, хотя обретение облика славы и не влечет за собою утраты субстанции облика». Впрочем, Его явление тем ученикам не было явлением в славе, но как в Его власти было быть телесно видимым или невидимым, точно так же в Его власти было представать перед видевшими Его в прославленном или не прославленном образе, или в отчасти прославленном и отчасти нет, или в каком бы то ни было ином виде. В самом деле, для представления в ином образе не требуется привнесения больших различий.
Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают), хотя много тончайшее, нежели мы. Они суть тела, по изречению Апостола, который говорит так: И телеса небесная, и телеса земная (1 Кор. 15, 40); и опять: Сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор. 15, 44). Из сих (слов Апостола) вытекает ясное заключение, что ничего нет бестелесного, кроме единого Бога, и что, следовательно, только Он может проникать во все духовные и разумные существа, потому что един Он весь всюду и во всех находится, так что Он видит и провидит помышления и внутренние движения человеков, все тайны духа (ума).
 
Крещён в Православии
Мир всем! Полностью согласен с уважаемым Вячеславом1959 в том, что «свои мысли надо всегда проговаривать в общении с другими людьми», см. https://azbyka.ru/forum/threads/telo-dusha-i-dux.25300/page-34#post-443952 . Взяв эти слова в качестве эпиграфа, позволю себе поделиться своими весьма смутными рассуждениями, которые я «жевал и пережевывал» не один год и уже более месяца пытаюсь как-то их сформулировать. Эти расплывчатые соображения касаются понятия «личность», которое, по-моему, помогло бы объединить несколько разрозненные, на мой взгляд, категории – «дух», «душа» и «тело». Свои мысли мне приходится начинать издалека с тем, чтобы попробовать как-то их обосновать. Приношу извинения за длинный и, возможно, неудобоваримый пост, но за неимением времени на подборку более веских доводов предлагаю к обсуждению свои заведомо «сырые» размышления. С благодарностью принимаю любые корректно аргументированные возражения, изменения и дополнения.

Итак, отбросив неуверенность, попробую с Божьей помощью начать весьма сложное и неоднозначное обсуждение.

1. У прп. И. Дамаскина есть утверждение: «Святые же отцы как вид, так и род называют природой, формой, образом, сущностью», (см. прп.И. Дамаскин, ФГ, глава V. «О звуке», https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/filosofskie_glavy/ ). Имеется также утверждение, что «субстанция, природа, форма – самый низший вид одно и то же. Поэтому индивиды, подчиненные одному и тому же самому низшему виду, у них называются единосущными, имеющими одну природу, один вид, один род и одну форму» (см. там же, глава XLI. «О форме»). Следовательно, по словам уважаемого Вячеслава1959, взятым, очевидно, из трудов прп. И. Дамаскина, «сущность, природа, форма и естество - это одно и тоже. Кроме того, эти понятия синонимы», см. https://azbyka.ru/forum/threads/zhizn-v-drugix-galaktikax-i-xristianstvo.25210/page-22#post-438979 . Отсюда следует понимать, что человек представляет собой и сущность, и естество, и форму.

2. Имеется утверждение - человек есть природа. Не возражаю. Но позволю себе дополнить, что человек к тому же есть сущность (естество), заключенная в задуманную Господом форму. Под формой я понимаю не только лишь человеческое тело, ограничивающее сущность в пространстве, но созданный Творцом колоссальный материально-информационный кластер (скопление мат. составляющих - частиц, молекул, соединений, клеток и т.д.). И этот кластер, оживотворенный Духом Святым и наполненный Им глубочайшим смыслом, представляет собой личность, принимающую осмысленные и осознанные решения. Тут следует, по-моему, предположить, что человеку-личности дана возможность, принимая осмысленные свободные решения, быть составной деятельной и, не побоюсь этого слова, главенствующей частью Мироздания.

3. В то же время, следуя прп. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом».

4. Бытует также мнение, что все люди состоят из разумной души и неразумного тела. Т.е. сущность-человек состоит из сущности-души и сущности-тела. Следовательно, душа имеет форму (??!), поскольку, как я отмечал, встречается утверждение, что сущность, природа, форма и естество - это одно и то же. У свт. И. Брянчанинова и свт. Ф. Затворника есть разногласия по поводу «материальности» (телесности/бестелесности) души (см., например, https://lib.pravmir.ru/library/readbook/418 ). И если душа хоть "чуть-чуть материальна" (по Брянчанинову) по сравнению с абсолютной нематериальностью Творца, то она не бестелесна, следовательно, имеет форму?? Но куда же тогда подевался дух человеческий? Ведь согласно Апостолу Павлу «есть тело душевное, есть тело и духовное», см. 1 Кор. 15:44.

Итак, что нам по этому поводу говорит Азбука Веры в разделе «Человек. Основы христианской антропологии в таблицах», см. https://azbyka.ru/shemy/chelovek.shtml ? Согласно дихотомической концепции человек состоит из тела и души. Согласно трихотомии человек состоит из тела, души и духа. Трихотомия определяет, что душа - низшая духовная сущность. Душа, пребывая в теле, обладает им, используя как орудие и инструмент. Тело - аппарат души для общения с внешним миром. Человеческий дух («дух» - с прописной буквы!) – высшая часть души, заключающая в себе способность к Богопознанию. Отсюда вытекает интересное и довольно странное словосочетание – «дух – это высшая часть низшей духовной сущности».

Тогда возникает вопрос: душа – низшая сущность по отношению к чему? К духу? Но ведь дух человеческий – это высшая часть низшей сущности-души, и если дух – часть души, то неужели душа ниже духа, т.е. ниже своей же части? Однако если предположить, что душа все-таки ниже духа, то исподволь напрашивается вывод: дух – это тоже некая сущность (разумная или неразумная??), которая выше по статусу, чем душа.

Сюда же можно отнести и понятие «тело». Азбука Веры в упомянутой схеме говорит: «Тело стало господствовать над душой и оказалось подвержено болезням и смерти». Поскольку «неразумное» тело обрело власть над душой, то и его можно определить как некую сущность, возымевшую господство над душой-сущностью?

Что же получается? Человек согласно дихотомии двусоставен, а согласно трихотомии имеет три составные части. Другими словами, в трихотомической версии человеческая сущность состоит из низшей сущности-души; из высшей сущности-духа, который почему-то отождествляют с душой; и из какой-то неопределенной по своему статусу сущности-тела, подавляющей душевную сущность. Но ведь ни тело, ни душа, ни дух человеческий в условиях падшего Мироздания не существуют раздельно! Что же объединяет эти категории?

По-моему, их объединяет понятие «личность». Однако «Трудность заключается в том, что богословие, и особенно святоотеческое, не знало этого понятия. «Я же лично должен признаться в том, – писал В.Н. Лосский, – что до сих пор не встречал в святоотеческом богословии того, что можно было бы назвать разработанным учением о личности человеческой…», см. https://azbyka.ru/lichnost . Ни в коей мере не стремясь к безапелляционности, позволю себе весьма и весьма упрощенно проиллюстрировать на жизненном примере свое видение этой крайне неоднозначной категории. Далее все – ИМХО.

Я как «технарь» представляю себе личность в виде этакого одноместного автономного батискафа, который погружен на перископную глубину (на глубину, позволяющую использовать перископ – важно!). Корпус батискафа, снабженный и увешанный различными датчиками, – это своеобразное тело личности. Внутри батискафа расположен анализатор, т.е. сравнивающее устройство или компаратор (от лат. слова «comparare» - сравнивать). А над поверхностью воды возвышается перископ, который позволяет вести наблюдение за надводной сферой. Датчики сообщают компаратору данные о подводной обстановке вокруг батискафа, а через перископ компаратор получает информацию о надводной ситуации.

Но кто же или что принимает решение о выборе курса батискафа? В свое время Владимир Высоцкий пел о ЯКе-истребителе - «но тот, который во мне сидит, считает, что он истребитель». Тут, по-моему, прослеживается иллюстрация того, как тело (самолет) пытается подчинить себе личность пилота, принимающего решения. Так и в нашем случае - личность, т.е., по аналогии, «тот, который сидит в батискафе», является именно тем, кто принимает решения и воплощает/не воплощает их.

Допустим, что батискаф, затерянный в море, находится вдали от береговой линии. Теперь представим погружение батискафа в подводную бездну как удаление от Бога, а движение батискафа в сторону берега – как стремление к спасительному порту назначения (либо к базовому судну). Так что же может происходить с батискафом в сложившихся условиях?

Корпус-тело батискафа, если им не управлять, стремится уйти в пучину вод без какого-либо сопротивления – человек не сравнивает курс с Заповедями Божьими и «набирает глубину» своего грехопадения. Компаратор получает сигналы от датчиков, а «тот, который сидит в батискафе», снимает показания компаратора, и принимает неверные решения, исходя из сравнения показаний с имеющейся у личности искаженной информацией. Данные датчиков – это, так сказать, «нейтральная» информация. В то же время имеющаяся у личности «база данных» (память), т.е. накопленная и неадекватно осмысленная информация, представляет собой основу личностного и в нашем случае искаженного мировоззрения. Тогда можно сказать, что компаратор априори настроен неверно со всеми вытекающими последствиями. Ко всему же у личности имеется лоция с рекомендациями, как обойти препятствия, однако личность игнорирует лоцию, полагаясь лишь на собственные силы. Несложно предположить, что в подобной ситуации батискаф будет либо медленно погружаться в бездну, либо получит ускорение движения в глубину, либо наткнется на мель или скалы в результате неадекватно принятого человеком решения. Тут личность даже не пытается взглянуть в перископ и откорректировать свой курс, сверяя его с лоцией.

Однако представим, что батискаф направляется личностью, у которой «база данных», основа личностного мировоззрения, адекватно осмыслена и согласована с верным курсом. Тогда «тот, который сидит в батискафе», постоянно сверяет данные датчиков, пользуясь верно настроенным компаратором. С помощью выверенного сравнивающего устройства личность постоянно согласует данные, поступающие «от тела», т.е. от корпуса батискафа, с «картинкой», наблюдаемой через перископ и определяющей необходимое движение в спасительном направлении, к тому же все показания аппаратуры сверяются с утвержденной лоцией.

Батискаф – это личность, объединяющая в себе три составляющие: тело – корпус батискафа, душу – сравнивающее устройство, и дух человеческий – перископ. Кроме всего прочего у «того, который сидит в батискафе», имеется лоция – Слово Божие, сконцентрированное в Библии и в Предании.

Сравнение корпуса батискафа с телом в общем-то понятно – на батискаф действуют силы сопротивления (враждебные злые силы) - перепады давления и температуры, неисправности, поломки и т.п., которые постоянно приходится преодолевать и устранять. Тело устает, устает и «тот, который…», в лоцию он даже не заглядывает, перископ бесполезен. И поскольку у личности опускаются руки, начинается погружение всего батискафа (с корпусом-телом, компаратором-душой и перископом-духом) в сатанинскую бездну со всеми вытекающими последствиями. И тут аналогия – враждебные силы, действуя через корпус-тело, подавляют личность, заставляя ее использовать неисправный компаратор-душу. Перископ-дух при погружении на большую глубину становится попросту бесполезным.

Человеческий дух – это, в моем понимании, некий перископ, т.е. «духовное око личности», посредством которого человек воспринимает Духа Святого и создает свое мировоззрение, основанное на принятии или непринятии Духа. Перископ у каждой личности замутнен по-своему – у кого-то стекло замутнено сильнее, у кого-то стекло чище. Наш мир через этот перископ «…мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…», 1 Кор. 13:12. И Дух Божий влияет на личность в зависимости от «степени «замутненности» ее духовного ока.

А вот с душой в моей иллюстрации сложнее. Азбука веры так трактует понятие «душа»:

«Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. <…> Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. <…> Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога»
, см. https://azbyka.ru/dusha . И все же, как я упоминал выше, следуя прп. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом».

Что получается? Душа вроде как и проста, и бестелесна, и в то же время «чуть-чуть телесна» и «слегка оформлена». Следовательно, она не так уж проста, как кажется. И к тому же способность души к познанию Бога называется духом. В одном случае, в трихотомии, дух – это высшая часть низшей сущности-души, в другом, в дихотомии, – это некая способность. По-моему, тут возникает какая-то неувязка в терминологии…

Однако хотелось бы еще раз вслед за проф. В. Н. Лосским остановиться на том, что в святоотеческий период не было в обиходе понятия «личность». Мне же кажется, что рассмотрение категорий «душа», «дух» и «тело» именно в личностном аспекте помогло бы уйти от некоторых понятийных затруднений. Для этого я позволю себе рассмотреть все чаще встречающееся сегодня понятие «триггер». Я по специальности радиотехник, поэтому термин «триггер» для меня не новый, однако в более широком применении триггер - это устройство, приводящее в действие некую систему, находящуюся, скажем так, в ждущем режиме.

Триггер (англ. trigger в значении существительного «собачка, защёлка, спусковой крючок — в общем смысле, приводящий нечто в действие элемент»; в значении глагола «приводить в действие»), см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Триггер_(значения) . Здесь хотелось бы обратить внимание и увязать значение «триггер» в медицинском и психологическом аспектах.

Кроме того, следовало бы дополнить психологический ракурс: «В последнее время (на 2021 год) термин триггер в психологии стали использовать для обозначения более широкого понятия, включающего все сигналы (события, ситуации), вызывающие срабатывание механизмов автоматических психологических и поведенческих реакций...», см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Триггер_(психология) .

Господь при сотворении человека создал и даровал ему систему сравнения, которая заключается в принятии решений посредством выбора одной из двух альтернатив (в реальности может быть и три, и значительно больше альтернатив). Выбор – это всегда сравнение, имеющее целью выяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», т.е. что есть добро, а что – зло. Для осуществления сравнений должен присутствовать некий фактор, побуждающий систему постоянно принимать решения. «Фа́ктор, лат. factor «делающий, производящий», — причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты», см. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фактор . Для этого просто необходим, как я упоминал, анализатор, т.е. некий, условно говоря, сравнивающий механизм.

Так вот душа, в моем понимании (ИМХО), кроме функции сравнивающего устройства (механизма), выполняет еще и функцию этакого триггера, приводящего в действие и разумные (рассудочные, умственные), и чувственные, и желательные (вожделевательные) силы личности. Я сознательно перенес на личность те свойства, которые приписываются душе: «В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) – разумную, раздражительную и вожделевательную (ум, чувства и волю)», см. https://azbyka.ru/dusha .

Для меня не понятно, почему душу пытаются отделить от личности? Ведь в той же Азбуке веры говорится: «Душа́ — 1) составная, субстанциональная часть человеческой сущности… (Быт.1:26); 2) отличная от тела часть человеческой ипостаси (Быт.2:7); 3) человек (Быт.46:26)», см. там же. Кроме того «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею ТВОЕЮ и всем разумением ТВОИМ», Мф. 22:37, см. http://bible.optina.ru/new:mf:22:start .Ну никак, по-моему, любая часть чего бы то ни было не может быть больше целого! Отсюда, и душа как часть целостной личности не может быть больше и «главнее» самой личности. Несомненно то, что душа есть важнейший элемент личности, «запускающий» в действие эту самую личность, точнее, упомянутые выше силы личности. Также следует обратить внимание, например, на высказывания: «прославляйте Бога и в телах ВАШИХ и в душах ВАШИХ, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20); «Сам Бог мира да освятит ВАС во всей полноте, и ВАШ дух и душа и тело во всей целости да сохранит без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23)». Здесь явно прослеживается, что душа принадлежит личности. Ведь если мы говорим, что, мол, мне пора пойти и очистить свою душу исповедью, то подразумеваем, что личность принимает решение об очистке и приведении своего «компаратора» в соответствие Слову Божию. Но если бы личность не владела душой (сравнивающим устройством), то человек попросту не удосуживался как-то корректировать свои решения, действия и поступки. Это была бы уже не полноценная личность, но некий, образно говоря, «овощ, гниющий на стебле безысходности», т.е. это был бы индивидуум, не принимающий никаких решений.

Ко всему же личность и душа нерасторжимы и в посмертии. Грешное земное тело человека истлевает, дух же человеческий возвращается к Богу: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его», Еккл. 12:7. После смерти собственно дух человеческий уже как бы и не нужен личности, ибо она будет созерцать Бога во всей Его полноте, так сказать, «без замутненного перископа» - «…тогда же лицем к лицу…», 1 Кор. !3:12. Похоже, что в посмертии личность будет представлена исключительно душой. Следовательно, душа также может быть отождествлена с личностью, ибо личность и душа неразделимы. Я уже останавливался на этом моменте, прошу прощения, но привожу копипаст из своего же поста: «Так вот, по-моему, тут следовало бы рассмотреть понятие "личность", которой принадлежит душа как информационная составляющая той же личности. Вся информация, накопленная за время земной жизни человека, сконцентрирована и зафиксирована именно в душе. Душа, так сказать, и "помнит" и "знает" абсолютно все о человеке. Поэтому она просто неотделима от личности и отождествляется с ней. А вот грешное тленное тело душе-личности попросту не нужно - ведь в посмертии, очевидно не возникнет необходимость в поте лица добывать хлеб свой насущный. Именно для "добычи хлеба" в условиях прОклятой земли было дано человеку его земное тело, которое облачено в кожаные одежды и обречено на тление и распад. Спасенные же души-личности будут облачены в белые одежды, очевидно, в "тела духовные", а нераскаявшиеся грешники пребудут, возможно, в "телах душевных", отчасти соответствующих земным телам, и будут ощущать и боль, и страдания», см. https://azbyka.ru/forum/threads/telo-dusha-i-dux.25300/page-34#post-443886 .

У-фф! Сам еле-еле дочитал до этих строк… Чтобы как-то завершить свое и без того длиннющее и «развесистое» повествование, хочу сформулировать основные положения этого опуса.

1. «Личность», в моем понимании, это индивидуум (индивид), принимающий осознанные и осмысленные решения, используя свои душевные, духовные и телесные особенности (качества?). Индивидуальность - это, образно говоря, набор неповторимых человеческих качеств (особенностей?), принадлежащих индивидууму, т.е. – это своеобразная основа, «базис» личности. Однако индивидуум априори одарен свойством принимать свободные решения. Именно принятие осмысленных решений делает индивида личностью, поскольку общение человека с себе подобными возможно только лишь посредством принятия и воплощения, еще раз подчеркиваю, осмысленных решений, что отличает личность-человека от особи-животного, принимающего инстинктивные решения.

2. Я бы не стал отождествлять понятия «индивидуум», «индивидуальность» и «индивидуализм». Индивидуум и индивидуальность - см. выше. Индивидуализм же – это, грубо говоря, противопоставление себя обществу. Т.е. здесь личность как бы превозносит себя по отношению к окружающим , демонстрируя эгоизм в разной степени его проявления. Подробнее можно ознакомиться, например, в разделе «Гуманизм – это индивидуализм», см. «Православное понимание личности», https://azbyka.ru/pravoslavnoe-ponimanie-lichnosti .

3. Душа, тело и дух человеческий – это, по-моему. составные части личности, посредством которых человек определяет свое бытие и проявляет свое отношение к Мирозданию, к себе подобным и, самое главное, к Богу.

Вот как-то так я все это понимаю… Не обессудьте.

Храни Вас Господь!
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Первое, на что хочется обратить внимание, прочитав сообщение Анатолия Дунчевского (спасибо за столь подробное сообщение), это на подмену понятий в силу их омонимичности.
Так понятие «форма», которая в понимании ее тождественности сущности, природе и естеству определяется как идея, подменяется ее омонимичным определением как внешний вид (внешними границы вещи). Форма как сущность есть идея вещи или ее формальная причина, которая формирует сущность вещи, то есть то, что ее делает именно тем, для чего она предназначается.

Второе, неверное понимание того, что нижний вид разделяется на природы, а не на ипостаси, приводит к неверному понимании человеческой природы как сложной природе (армянская ересь). Хотя сложный должна быть ипостась (православное учение). Вид человек разделяется на ипостаси, а не на составные части души и тела.

Третье, нельзя личность определять через индивида или делать личность атрибутом индивида. Индивид есть понятие сущностное (нераздельная единица сущности), а не онтологическое. Личность необходимо соотносить с ипостасью, чтобы придать ей онтологический характер. Также личность необходимо определять через инаковость и общение, которое приводит инаковость в единство с другими инаковостями.

Четвёртое, перестать составность человека соотносить с его природой. Это разрушает понимание того, что каждый из людей создаётся как образа Иисуса Христа - сложная ипостась в двух природах. При этом необходимо принять как аксиому, что дух при трехсоставности есть Божественная благодать, дарованная Адаму для его существования в логосе благобытия, а не некая третья природа человека.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Четвёртое, перестать составность человека соотносить с его природой. Это разрушает понимание того, что каждый из людей создаётся как образ

Иисуса Христа - сложная ипостась в двух природах. При этом необходимо принять как аксиому, что дух при трехсоставности есть Божественная благодать, дарованная Адаму для его существования в логосе благобытия, а не некая третья природа человека.
Так понятие «форма», которая в понимании ее тождественности сущности, природе и естеству определяется как идея, подменяется ее омонимичным определением как внешний вид (внешними границы вещи). Форма как сущность есть идея вещи или ее формальная причина, которая формирует сущность вещи, то есть то, что ее делает именно тем, для чего она предназначается.

«Сам Бог мира да освятит ВАС во всей полноте, и ВАШ дух и душа и тело во всей целости да сохранит без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23)».
Анатолий, признателен за уместное вступление в дискуссию. Трихотомия человека не подлежит сомнению, о ней и апостол Павел говорил уверенно, вводя понятия из Вашей цитаты, кроме того:
10. А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12. Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13. что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16. Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.

Вячеслав, Ваше предложение "необходимо принять как аксиому, что дух при трехсоставности есть Божественная благодать, дарованная Адаму для его существования в логосе благобытия, а не некая третья природа человека" может быть только гипотезой.
Притом, при логических построениях Вы воззрения о тонкой материальности души человека свт. Игнатия Ставропольского посчитали
ошибкой, но святитель опирался на отцов:

Как Священное Писание, так и все Святые Отцы Восточной Церкви, хотя и называют Ангелов, демонов и человеческие души духами, но именно в том смысле, как объясняет святой Иоанн Дамаскин. Постоянно называет их духами Макарий Великий во всех своих сочинениях; но в этих его сочинениях мы имеем его суждение о сотворенных духах, еще более определительное, нежели суждение Дамаскина. Заимствовал его Угодник Божий из своего превосходнейшего совершенства. «Высокое некое, — говорит он, — и глубокое слово, по силе ума моего предложити хощу. Неизследимый и безплотный Господь за безмерную Свою благость плоть на Себе приемлет, и умален быти является велий Сый и преестественный, да возможет с разумными Его тварьми сочислитися, душами, глаголю, святыми и Ангелами, яко да и те безсмертныя Божества Его жизни причастники будут. Зане каждое из сих по естеству своему тело есть, аще Ангел, аще душа, аще демон. Хотя бо тончайшие суть, однако в ипостасе, характере (начертании) и образе по тонкости естества своего тело суть, якоже в ипостасе своей сие наше тело дебело есть. Сим образом и душа тело сущи тончайшее, окружается и одевается членами тела сего.

Надевает око, имже и смотрит; надевает ухо, имже и слышит; руки, ноздри, и просто рещи все члены тела приемлет и срастворяется со всеми душа, посредством которых и вся, елика к житию человеческому потребна суть, исправляет». На вопрос: имеет ли душа какой-либо вид? — преподобный Макарий отвечал: «Имеет образ и вид, подобный Ангелу. Якоже бо Ангелы имеют образ и вид, и якоже внешний человек имеет вид: так и внутренний человек образ имеет, подобный Ангелу, и вид внешнему человеку». Преподобный Кассиан Римлянин, беседовавший с величайшими Угодниками Божиими древнего Христианского Египта, учениками великих Антония, Макария, Пахомия, передает учение их о сем предмете таким образом: «Хотя мы называем некоторые существа духовными, каковы ангелы, архангелы и прочие силы, также самая душа наша, или, конечно, этот тонкий воздух; однако никак не должно признавать их бестелесными.

Ибо они имеют свойственное себе тело, в котором содержатся (пребывают), хотя много тончайшее, нежели мы. Они суть тела, по изречению Апостола, который говорит так: И телеса небесная, и телеса земная (1 Кор. 15, 40); и опять: Сеется тело душевное, возстает тело духовное (1 Кор. 15, 44). Из сих (слов Апостола) вытекает ясное заключение, что ничего нет бестелесного, кроме единого Бога, и что, следовательно, только Он может проникать во все духовные и разумные существа, потому что един Он весь всюду и во всех находится, так что Он видит и провидит помышления и внутренние движения человеков, все тайны духа (ума). О Нем едином провозгласил Апостол: Живо бо слово Божие и действенно, и острейше паче всякого меча обоюду остра, и проходящее даже до разделения души же и духа, членов и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным. И несть тварь неявлена пред Ним, но вся нага и объявлена пред очима Его (Евр. 4, 12, 13).
*******************************************************************************************************************************************************
Простите за длинную цитату, но прежде, чем идти дальше в рассуждениях, надо определиться, мы с отцами или с Вячеславом, или нечто третье, если Макарий Великий и Вячеслав об одном глаголят разными словами? :)
Природу духа предлагаю не отделять (пока) от природы души для целей настоящего исследования.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, Ваше предложение "необходимо принять как аксиому, что дух при трехсоставности есть Божественная благодать, дарованная Адаму для его существования в логосе благобытия, а не некая третья природа человека" может быть только гипотезой.
Вы то сами как понимаете, что такое дух в трихотомии? Цитировать стихи Писания со словом дух без собственных пояснений много ума не надо. Жду Вашего понимания, что есть дух в сравнении с душой и телом. Прошу изложить кратко без цитирования.
 
Православный христианин
Вы то сами как понимаете, что такое дух в трихотомии? Цитировать стихи Писания со словом дух без собственных пояснений много ума не надо. Жду Вашего понимания, что есть дух в сравнении с душой и телом. Прошу изложить кратко без цитирования.
Слово душа в В.З. часто используется в нескольких смыслах, "душа живая" - может адресовать просто человека ...
В Библии содержится три слова со значением «душа»: нешама, руах и нефеш. Нешама и руах означают также «дыхание», а нефеш - «живое существо в целом» и даже «тело».

Уважаемый Вячеслав, я не скажу ТАК ДОКАЗАТЕЛЬНО И ЁМКО, СО ССЫЛКАМИ НА ПЕРВОИСТОЧНИК, КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ГЕБРАИСТ ЩЕДРОВИЦКИЙ Д.

Итак, душа человека, как она описана в данном и других местах Библии, состоит из трех основных уровней (при этом в «нешама» различаются еще два высших уровня, о которых мы сейчас говорить не будем,— חיה ‹хайа́› и יחידה ‹йехида́›, соответственно «живая» и «единственная»). В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 11–14; Втор. 12, 23). Это относится к животной душе «нефеш» — началу, оживляющему тело через кровь. Следующий уровень, «руах»,— духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой; наконец, «нешама» — сам высший дух, берущий исток в сущности Божества, подобно тому, как дыхание человека исходит из «глубины» его существа. Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух «нешама», и после этого человек стал душой «нефеш». Весь стих Быт. 2, 7 описывает, следовательно, воздействие духа на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа, необходимое для проявления личности на земном, вещественном уровне.

«Нешама» — «дыхание», или «вдохновение» — способна к ритмическому движению, обновлению, обладает высшим самосознанием, наделена вечным существованием. А то, что она изошла «из глубин» Создателя, говорит о той «искре», о том Божественном начале, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности.

Об этой высшей части души говорится в Книге Притчей так:

Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)

Здесь словом «дух» переведено древнееврейское «нешама».

В Книге Иова мы читаем:

Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение. (Иов. 32, 8)

Буквальный перевод такой: «Но „руах” находится в человеках [«в человеке» — в собирательном смысле], а „нешама” Шаддая [напомним, что это имя означает «Всемогущий»] вразумляет их». Следовательно, в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. А слова Книги Притчей о «духе [„нешама”] человека, испытывающем все глубины сердца», указывают на самопознание и говорят о том самом «третьем невидимом», который следит за всеми движениями души и тела как бы со стороны и выносит свой приговор, осуждая или оправдывая нас.
 
Крещён в Православии
Слово душа в В.З. часто используется в нескольких смыслах, "душа живая" - может адресовать просто человека ...
В Библии содержится три слова со значением «душа»: нешама, руах и нефеш. Нешама и руах означают также «дыхание», а нефеш - «живое существо в целом» и даже «тело».

Уважаемый Вячеслав, я не скажу ТАК ДОКАЗАТЕЛЬНО И ЁМКО, СО ССЫЛКАМИ НА ПЕРВОИСТОЧНИК, КАК ВЫДАЮЩИЙСЯ ГЕБРАИСТ ЩЕДРОВИЦКИЙ Д.

Итак, душа человека, как она описана в данном и других местах Библии, состоит из трех основных уровней (при этом в «нешама» различаются еще два высших уровня, о которых мы сейчас говорить не будем,— חיה ‹хайа́› и יחידה ‹йехида́›, соответственно «живая» и «единственная»). В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Лев. 17, 11–14; Втор. 12, 23). Это относится к животной душе «нефеш» — началу, оживляющему тело через кровь. Следующий уровень, «руах»,— духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой; наконец, «нешама» — сам высший дух, берущий исток в сущности Божества, подобно тому, как дыхание человека исходит из «глубины» его существа. Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух «нешама», и после этого человек стал душой «нефеш». Весь стих Быт. 2, 7 описывает, следовательно, воздействие духа на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа, необходимое для проявления личности на земном, вещественном уровне.

«Нешама» — «дыхание», или «вдохновение» — способна к ритмическому движению, обновлению, обладает высшим самосознанием, наделена вечным существованием. А то, что она изошла «из глубин» Создателя, говорит о той «искре», о том Божественном начале, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности.

Об этой высшей части души говорится в Книге Притчей так:

Светильник Господень — дух человека, испытывающий все глубины сердца. (Прит. 20, 27)

Здесь словом «дух» переведено древнееврейское «нешама».

В Книге Иова мы читаем:

Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение. (Иов. 32, 8)

Буквальный перевод такой: «Но „руах” находится в человеках [«в человеке» — в собирательном смысле], а „нешама” Шаддая [напомним, что это имя означает «Всемогущий»] вразумляет их». Следовательно, в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. А слова Книги Притчей о «духе [„нешама”] человека, испытывающем все глубины сердца», указывают на самопознание и говорят о том самом «третьем невидимом», который следит за всеми движениями души и тела как бы со стороны и выносит свой приговор, осуждая или оправдывая нас.
Если Вы не умете кратко излагать свои мысли, беря в подпорку костыли - чужие цитаты, то надеюсь выводы из предлагаемых Вами цитат Вы можете делать. Поэтому прошу Вас сделать вывод в отношении Ваших цитат и связать его со своим ответом на мой вопрос (цитирую повторно свое сообщение): "Вы то сами как понимаете, что такое дух в трихотомии? Цитировать стихи Писания со словом дух без собственных пояснений много ума не надо. Жду Вашего понимания, что есть дух в сравнении с душой и телом. Прошу изложить кратко без цитирования.".
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Вы то сами как понимаете, что такое дух в трихотомии? Цитировать стихи Писания со словом дух без собственных пояснений много ума не надо. Жду Вашего понимания, что есть дух в сравнении с душой и телом. Прошу изложить кратко без цитирования.".
Вячеслав, в интересах дискуссии подчиняюсь Вашему требованию по существу и по форме:
Дух - высшая часть души, функционально (дар благодати) отвечающая за связь с Богом, определяющая, что есть добро и зло, способная молиться Богу и благоговеть перед Творцом. По подобию - это ангельская часть природы человека.
************************************************************************************************************************************
Считайте, ответил без цитирования, для анализа предлагаю ещё один ВАЖНЫЙ источник для церковной антропологии в рамках дискуссии для НЕТОРОПЛИВОГО ИЗУЧЕНИЯ и ИССЛЕДОВАНИЯ:

Тело не умаляет естества человеческого; наоборот, оно его восполняет, сообщает некоторую законченность. В человеке благодаря этому Палама находит и превосходство его над Ангелами. Прежде всего это имеет отношение к образу Божию в человеке. Если Ангелы превосходят человека по подобию, то по образу Божию душа человека выше Ангела. «Умное и словесное естество души, — говорит он, — одно только обладает и умом, и словом, и животворящим духом. Только оно одно больше, чем Ангелы, было создано Богом по Его образу. И этого изменить нельзя, хотя бы даже оно и не знало своего достоинства и не чувствовало и не действовало достойно Создавшего его по Своему образу. Так после прародительского греха... утратив житие по Божественному подобию, мы не потеряли житие по образу Его». Это первое, что возвышает человечество над миром бесплотных небожителей. Вспомним, кстати, что эта мысль проходит и в нашем литургическом богословии: «…образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений».
 
Крещён в Православии
Логически первично бытие, а затем уже природа. Похоже Вы не до конца продумали, что есть ипостась, а что есть природа.
Здравствуйте Вячеслав. Конечно, отрицать что бытие первичнее, логически, правильно. Но знаете, сколько не разливай воду по разным стаканам, в каждом стакане будет полнота воды. И разность самих стаканов нужна только для того, что -бы отличить кому из какого пить. Поэтому почему нам так важно что, Бог воплотился именно Ипостасию? Ипостась Его стала сложной, ну и замечательно. Что это меняет для нас в Богопознании? Сложная Ипостась Христа имеет так-же всю полноту Божией Природы. Той-же которой владеют и другие Лица Пресвятой Троицы. Если образно представить что Ипостась Бога - Слова, воплотилась в трёх Христах, то всё едино было бы, одной Ипостасию Бога -Слова и каждый Христос имел всю полноту Природы Бога. Но в этом случае Ипостась указывала, лишь на личности, для различения личности этих Христов, как связующий мост, между Природой Ипостасью и Личностью. Для чего Ипостась как определение? Ведь не только для созерцания Природы Бога, Возможно Ипостась и служит этаким связующим звеном между личностью и природой. Тогда этом случае природа всё-же первичней, так-как выражает себя в ипостаси, которая указует на личность. Личность, как и ипостась несёт так-же всю полноту природы.
 
Православный христианин
Тогда этом случае природа всё-же первичней, так-как выражает себя в ипостаси, которая указует на личность.
Мне нравится ход Ваших мыслей по отдельной ветке темы, добавлю, что природа (ы) Адама не меняются в детях, ипостасно личность единственна и неповторима и природа Адама предшествовала моей ипостаси во времени ПО ПЛОТИ, но не по духу, который Богом даётся при зачатии, как свет даруется тёмной комнате рукой человека.
 
Крещён в Православии
Вячеслав, в интересах дискуссии подчиняюсь Вашему требованию по существу и по форме:
Дух - высшая часть души, функционально (дар благодати) отвечающая за связь с Богом, определяющая, что есть добро и зло, способная молиться Богу и благоговеть перед Творцом. По подобию - это ангельская часть природы человека.
Спасибо!
На основании своего вывода прошу Вас прокомментировать следующие стихи из послание к Евреям

4:12. Ибо слово Божие живо и действенно и острее
всякого меча обоюдоострого: оно проникает до
разделения
души и духа, составов и мозгов, и
судит помышления и намерения сердечные.

PS Неужели высшая часть души разделяется со всей душой?
 
Крещён в Православии
Здравствуйте Вячеслав. Конечно, отрицать что бытие первичнее, логически, правильно. Но знаете, сколько не разливай воду по разным стаканам, в каждом стакане будет полнота воды. И разность самих стаканов нужна только для того, что -бы отличить кому из какого пить. Поэтому почему нам так важно что, Бог воплотился именно Ипостасию? Ипостась Его стала сложной, ну и замечательно. Что это меняет для нас в Богопознании? Сложная Ипостась Христа имеет так-же всю полноту Божией Природы. Той-же которой владеют и другие Лица Пресвятой Троицы. Если образно представить что Ипостась Бога - Слова, воплотилась в трёх Христах, то всё едино было бы, одной Ипостасию Бога -Слова и каждый Христос имел всю полноту Природы Бога. Но в этом случае Ипостась указывала, лишь на личности, для различения личности этих Христов, как связующий мост, между Природой Ипостасью и Личностью. Для чего Ипостась как определение? Ведь не только для созерцания Природы Бога, Возможно Ипостась и служит этаким связующим звеном между личностью и природой. Тогда этом случае природа всё-же первичней, так-как выражает себя в ипостаси, которая указует на личность. Личность, как и ипостась несёт так-же всю полноту природы.
Алексей, я не буду комментировать Ваше сообщение, чтобы не нанести Вам душевной травмы. Скажу только одно, что Вы далеки от истины и идете совсем в другую сторону.
 
Сверху