Часть 1
Часть 2:
Вселенский Собор(пятый) осудил учение об апокатастасисе. У христианина должно быть смирение перед решением собора, в противном случае он уже не христианин. Смирение это наивысшая добродетель, которая украшает христианина. Спаси Господи.
Отцы, собравшиеся на V Вселенский Собор (553 г.) анафематствовали всех: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся в связи с ним апокатастасис, да будут анафема». Учение же
Оригена было осуждено не за апокастасис, а за то, что в своей попытке переложить христианство на язык понятный эллинистам, он пришел к далеко не православным выводам. В частности, апокастасис у него был связан с идеей реинкарнации...
«V Вселенский Собор,—подчеркивает митрополит Макарий (Оксиюк),—не нашел оснований для исключения святого Григория из числа православных отцов… Он учения святого Григория о всеобщем апокатастасисе не одобрил и не осудил… Правда, может показаться, что V Вселенский Собор, осудивши учение о апокатастасисе в сочинениях
Оригена, тем самым осудил данное учение и в творениях святителя Нисского. Но это… не может быть признано справедливым. Дело в том, что названный собор касался учения о всеобщем апокатастасисе, принадлежащего исключительно
Оригену… Само собой понятно, что данное анафематствование учения о всеобщем апокастасисе… святого
Григория Нисского, который не только не учил, но даже опровергал мнение о предсуществании душ, касаться не может… Отцы… составили анафематствование на всех приверженцов этого лжеучения, не осудив, однако, взглядов святого
Григория Нисского. Да и как можно было осудить их, когда этот святитель еще до Третьего Вселенского Собора был признан Церковью святым».
Ориген (†254 г.):
Бог сотворил определенное количество духовно-разумных существ. Первоначальные существа обладали одинаковым совершенством, а приобщаясь к сущности Божества, могли совершенствоваться лишь в той мере, в какой находились в общении со своим Источником. Как сущности сотворенные, они по своей природе не обладают постоянством и могли приближаться или отдаляться от Бога, т. е. отпадать и грешить. Так и случилось. Тогда как одни последовательно укреплялись в жизни в Логосе и создали мир высших духов, другие пали и стали душами (psychai), т. е. остыли в любви к Богу и, как следствие, оделись в тела. Это падение произошло помимо Бога, ведь сотворенные Им духи пали по своей воле. Но чтобы каждая душа смогла получить тело, соответствующее ее падению или внутреннему состоянию, что уже само по себе было наказанием, возникла необходимость сотворения чувственного материального мира. Злые души обремененные телесностью низвергаются во ад, где претерпевают огненные муки. И вот эти-то муки являются не только наказанием, но и средством, исцеляющим нравственно испорченную природу грешников. Огонь, карающий грешников, имеет очистительный характер, а ад, где они подвергаются таковым мукам, является местом очищения. Посредством этих мук, ограниченных во времени и предназначенных Богом для блага тех, кого Он ими наказывает, злые люди или духи постепенно освобождаются от зла и одновременно от мук, и ...соединяются с Богом.
Климент Александрийский (†215 г.):
Те, кто не усвоил себе заслуг Христа в земной жизни, идут после смерти во ад, где Христос и апостолы возвещают им Евангелие (1 Петр. 3, 18-19). Поэтому спасение зависит и от их свободной воли. Но поскольку спасение невозможно без исправления, без «постепенного очищения», то в будущей жизни следует допустить присутствие неких исправительных средств, ибо раскаяние происходит одновременно с наказанием9. Суть этих наказаний будет состоять в огненных мучениях10. Их претерпевать будет и «начальник зла» сатана, и его ангелы. Климент признает реальность адских мук, но отрицает их бесконечность. «Божия справедливость милосердна,—утверждает он,—как и справедлива Его любовь». И потому Бог не может допустить вечного наказания. Под влиянием наказания грешник осознает свою вину, а сознание вины приводит его к окончанию наказаний и к совершенству, к
осуществлению своего предназначения—жизни с Богом и в Боге. Тогда он освободится от всяких мук и вместо них обретет награду и достоинство.
Процесс нравственного совершенствования, однако же, не заканчивается в земной жизни, но продолжается и после смерти.
Максим Исповедник (†662 г.):
Боговоплощение происходит во всех (членах), весь вид спасается от смерти, действия греха обратятся в небытие, все станут причастниками воскресения, весь мир в Сыне войдет в повиновение Отцу. Потерянная и обретенная овца—это вся единая и цельная человеческая природа. Вся вселенная будет возвращена Логосом в первозданное состояние, ибо Он спасает всех, весь род, поскольку Его неизреченная тайна обымает собой все эоны и все места».
Григорий Богослов (†389 г.):
«Знаю,—говорит он,—огонь очистительный, который воврещи на землю ( Лк. 12, 49) пришел Христос, и Сам применительно именуемый огнем
(Евр. 12, 29). Он истребляет вещество и злые навыки; почему Христос и хочет, чтобы он скорее возгорелся
(Лк. 12. 49); ибо желает ускорить благодеяние, когда и углие огненное дает нам в помощь
(Ис. 47, 14, 15). Знаю огонь и неочистительный, но карательный или Содомский…уготованный диаволу и аггелом его»
(Мф. 25, 41).
Григорий Нисский (†395 г.):
"Итак, для того чтобы естеству оставалась и власть свободы воли и вместе с тем отстранить зло, Премудрость Божия нашла такой план: допустить человеку быть в том, что он для себя избрал, дабы вкусив от зла, которого возжелал, и на опыте познав, что на что он променял, он невольно востек бы назад по причине желания первого блаженства, сбросив всякую страстность и бессловесность, как некий груз естества, и очистив себя - или в настоящей жизни: чрез трезвение и любомудрие, или после преставления туда: чрез плавильную пещь очистительного огня " ( Слово об усопших.
Григорий Нисский).
«Бог,—замечает профессор
Несмелов об этом элементе учения
Оригена и святого Григория,—спасает свою тварь универсальной жертвой Своего Сына и Сам деятельно руководит всех ко спасению благими советами, вразумлениями, наказаниями и, наконец, очистительным огнем». Спасение совершается постоянно и непрерывно действием Божественной Правды или благодатию Святого Духа и состоит в очищении себя от грехов. Однако не все люди достигают этого очищения в земной жизни. Для них собственно и приготовлены адские муки. Ад является огненной купелью (Он будет крестить вас Духом Святым и огнем
(Мф. 3, 11)) для тех, кто умирает не очищенным от грехов, а также для тех, кто, не познав смерти, изменится в последний день и должен будет пройти через определенный период мучений, чтобы раскаяться в своих грехах. Эти муки не являются наказанием за грешную жизнь. Бог ими исцеляет падшую природу и ведет свое творение к первозданной благодати. «…Поскольку есть потребность, чтобы каким-либо врачеванием и от души были отъяты приросшие к ней от грехов скверны, то поэтому в настоящей жизни для уврачевания таковых ран предложено врачевство добродетели; если же душа остается неуврачеванной, то сберегается для нее врачевание в жизни будущей». Следует различать относительную эоническую вечность, и вечность абсолютную.
Бог сотворил человека для общения с Богом, а не на гибель. Бог достаточно всесилен, чтобы осуществить Свой план, не нарушая при этом справедливости или свободы тварных существ. Творение не может противиться своему спасению, ведь Бог для того его и создал, чтобы оно свободно достигло обожения, а когда оно согрешило, то устроил так, что оно оказалось спасенным во Христе.
«Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и
преисподних, и
всякий язык исповедал, что Господь
Иисус Христос в славу Бога Отца
(Флп. 2, 9-11). Толкование
Феофилакта Болгарского на послание к Филиппийцам, святого апостола Павла: "...То есть весь мир, ангелы, люди и демоны; не противоборствуя более истине. То есть чтобы все говорили, что Господь
Иисус Христос есть Господь и Бог. В том заключается слава Отца, что Он имеет Такого Сына, Которому покоряется все. Видишь ли, что в прославлении Единородного заключается слава Отца? Так что, напротив, умаление Его составляет унижение Отца".
Апостол причисляет к преисподним, обозначая этим словом то, что наконец, после длинных вековых периодов, порок исчезнет и ничего не останется вне добра; напротив—и преисподними единогласно будет исповедано господство Христово, т. е. и падшие духи уразумеют, наконец, истину и обратятся ко Христу».
Иоанн Лествичник:
«Хотя не все могут быть бесстрастными, тем не менее не невозможно, чтобы все спаслись и примирились с Богом» (
Иоанн Лествичник. Лествица 26. 82).
Блаженный Августин:
“Тот, кто в прошлом веке не принес плода обращения, прежде должен быть очищен очистительным огнем, и хотя тот огонь не будет вечным, однако я поражаюсь, до какой степени он будет тяжек” (Илларион Алфеев. Интервью).
Амвросий Медиоланский:
"Грешник по смерти “пройдет через страдание огня, дабы, быв очищен огнем, он спасся и не мучился непрестанно” (Илларион Алфеев. Интервью).
Иоанн Златоуст:
«Если бы кто, имея сыновей, позволил им делать все и не наказывал их, то, скажи мне, кого они не сделались бы хуже? Итак, если между людьми наказание есть дело благости, а безнаказанность – жестокости, то ужели не так у Бога? Следовательно, потому Он и уготовал геенну, что Он – благ. Хотите ли, я покажу вам благость Божию и с другой стороны? Кроме всего сказанного,
(страх наказания) не позволяет и добрым сделаться зльми. Если бы все ожидали одного и того же, то все сделались бы злыми; а теперь добрые и в этом находят немалое утешение» (Том 11 книга 2, толкование на послание ап. Павла к Филимону . Беседа 3).