Страдания ада

О мучениях грешника в раю. Не утверждалось, что ад и рай это места в пространстве, а тем самым это могут быть и состояния, что уже писалось.

И что принципиально это меняет.Хорошо-СОСТОЯНИЕ адских мук конечно или нет?...
 
Бога воспринимают как тирана только те, кто читая правила собора так заранее решил и теперь смысла прочитанного и не понимает.
А картинка рушится не от этой несуществующей и выдуманной проблемы. То, от чего картинка, как вы выразились, рушится, уже было сказано. Почитайте внимательно тему, я об этом писал.

Я не знаю, давайте я вам еще раз напишу, что причиной мучений грешника является не приближение Христа, а их природа.

Вы пишете, что важно и то и другое. А кто спорит то? Важно, но по разному.
Это не сложно понять, если отрешиться от представлений о Боге как о тиране.
Источник жизни и бытия есть Бог. Бытие вовсе без Бога невозможно. Как и блаженство. Говорить, что благодать не должна осенять грешника, чтобы его не мучить, значит говорить, что этот грешник должен тут же обратиться в ничто.
Вы считаете что это лучше чем мучения? Вот это и надо показать. А показать это невозможно, поскольку лучше не то, что считаете вы, а то, что делает Бог. Вот как разрешается ваш аргумент о приближении Понтия Пилата. Приближение Пилата не является необходимым для бытия, а воздействие благодати Бога необходимо.
что то не очень понятно.Мне понятно одно Присутствие Христа мучительно для бесов.Присутствие ХРИСТА-не Пилата,ни Иуды ни кого-либо другого.
 
Москва
Православный христианин
что то не очень понятно.Мне понятно одно Присутствие Христа мучительно для бесов.Присутствие ХРИСТА-не Пилата,ни Иуды ни кого-либо другого.

Так. Только поймите до конца.
Присутствие Христа мучительно для бесов не тем, что это присутствие Христа, а тем, что они греховны. Мучает их греховность, а не Христос.
Но если для Пилата или Иуды или еще кого бы то ни было возможно их отсутствие, и это собственно никак на дьяволе и грешниках не сказывается, то для Бога такое отсутствие равносильно переходу дьявола и грешников в ничто, так как источником бытия всего сущего есть Бог.
То есть это то, что я имел в виду, когда писал: приближение Пилата не является необходимым для бытия, а воздействие благодати Бога необходимо.
 
Москва
Православный христианин
И что принципиально это меняет.Хорошо-СОСТОЯНИЕ адских мук конечно или нет?...

Принципиально ничего. Просто тогда грешник не сможет находиться в раю, как вы пишете, так как для него рай будет адом. А для праведника кстати ад раем.

Состояние адских мук конца не имеет.
 
Принципиально ничего. Просто тогда грешник не сможет находиться в раю, как вы пишете, так как для него рай будет адом. А для праведника кстати ад раем.

Состояние адских мук конца не имеет.
Поскольку возможность мучений грешника в раю вы не исключаете,а вопрос о мучений грешника от божьего присутствия уходит скорее в сферу терминологии, осталось выяснить что же такое собственно ад?Предлагаю сузить рамки вопроса до "присутствует ли Бог в аду?"?.Если исходить из того,что ад скорее состояние,чем место этот вопрос можно изложить так "предполагает мучение ада божье присутствие?"
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Состояние адских мук конца не имеет.
Совершенно верно.

Учение о конечности загробных мучений имеет против себя в первую очередь тот моральный аргумент, что сие учение порождает нерадение о своем спасении и фактически уравнивает праведных, грешных и демонов. К тому же проповедники этого учения подпадают под анафематствование V Вселенского Собора: «Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление (ἀποκατάστασις) демонов и нечестивых людей, да будет анафема» (9-е анафематствование на Оригена).
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
И что принципиально это меняет.Хорошо-СОСТОЯНИЕ адских мук конечно или нет?...

Каково же было у Отцов видение загробной участи конкретной личности? Его можно охарактеризовать как симметричное. Вечному раю соответстует вечный ад, вечному бытию с Богом соответствует вечное бытие без Бога. Именно к этой симметричности апеллировали многие Св. Отцы в споре со сторонниками мнения о конечности адских мук.

«Ибо если будет когда-нибудь конец мучению, — пишет св. Василий Великий, — то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению?»
«Как наказания вечны, так и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца» (блаж. Иероним Стридонский) . Согласно этому видению, вечный — и именно вечный! — ад существовал бы как потенция даже в том случае, если бы от Бога не отпал ни Люцифер, ни прародители рода человеческого. Как потенция, обусловленная свободной волей сотворенных существ, он существовал бы, даже если бы в нем не оказалось никого.
 
Каково же было у Отцов видение загробной участи конкретной личности? Его можно охарактеризовать как симметричное. Вечному раю соответстует вечный ад, вечному бытию с Богом соответствует вечное бытие без Бога. Именно к этой симметричности апеллировали многие Св. Отцы в споре со сторонниками мнения о конечности адских мук.

«Ибо если будет когда-нибудь конец мучению, — пишет св. Василий Великий, — то и вечная жизнь, без сомнения, должна иметь конец. А если не смеем думать сего о жизни, то какое основание полагать конец вечному мучению?»
«Как наказания вечны, так и вечная жизнь не должна иметь впоследствии какого-либо конца» (блаж. Иероним Стридонский) . Согласно этому видению, вечный — и именно вечный! — ад существовал бы как потенция даже в том случае, если бы от Бога не отпал ни Люцифер, ни прародители рода человеческого. Как потенция, обусловленная свободной волей сотворенных существ, он существовал бы, даже если бы в нем не оказалось никого.
сергей,предлаю вам тоже ответить на поставленный выше вопрос,т.к.ответ на него предполагает ряд принципиальных выводов.
 
Москва
Православный христианин
Поскольку возможность мучений грешника в раю вы не исключаете,а вопрос о мучений грешника от божьего присутствия уходит скорее в сферу терминологии, осталось выяснить что же такое собственно ад?Предлагаю сузить рамки вопроса до "присутствует ли Бог в аду?"?.Если исходить из того,что ад скорее состояние,чем место этот вопрос можно изложить так "предполагает мучение ада божье присутствие?"

Безусловно. Бог присутствует везде. Хотя это тоже момент тонкий. К Богу неприменимо понятие места, но таким образом, что он оказывается везде, то есть обладает вездесущностью. А если ад состояние, то вопрос смысла не имеет, так как состояние не связано с местом. Хотя что ад - состояние это не учение, а предположение возможно и неверное.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
сергей,предлаю вам тоже ответить на поставленный выше вопрос,т.к.ответ на него предполагает ряд принципиальных выводов.
Никита,Вы же знаете мою позицию по даному вопросу.И рай и ад это специальные места имеющие свои духовные законы.В раю росли деревья, плодами которых могли питаться только люди,для остальных всех живущих-трава.

Ад был местом нахождения прежде всего служебных духов-ангелов,но уже отвергших духовную иерархию любви.
Здесь нужно помнить о том,что и ложе Авраама тоже было в аду,и он хотел помочь богачу облегчить мучения.Значить нахождение в аду имело свои градации,как бы сейчас сказали.Да и древние языческие боги знали что им уготовоно место на самом дне ада,которое имело название-тартар.
Далее Христос говорит слова - "Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее"Мф.16,18
Здесь видим что было ограда рая,куда подходили для бесед дети Адама и Евы,и также были врата ада.Т.есть существовало четкое местонахождение.

Учитывая то,что Христос восстановил падшего Адама,разарушив ад,сделав из него выход,можно предположить что и Адам,до грехопадения мог свободно лицезреть адское сообщество падших ангелов.Т.есть имелся ещё и от Бога данный ему дополнительный сигнал-помни о смерти.
Конечность адских мук пояснена выше,её нет,в силу весьма обьективных духовных законов,но имееться Правосудие Божие,где Бог как Судия перемещает вместе с адом в геену огненную и падших ангелов вместе с дьяволом,тем самым ввергая их в мучения соотвественно с их злодейскими действиями.Таким образом ад попадая в геену огненную не прерывает своих связей со своими обитателями.Геена только расширяет и захватывает в муки тех,кто в аду чувствувал себя безнаказано,а это относится к духам безтелесным.

В контексте темы не следует путать такие вещи по отношению к Богу
1.В силу того, что Бог не зависит от пространства, следует, что Бог для Своего бытия не нуждается в месте. Именно этим обусловлено евангельское требование поклонения Богу "в духе и истине" (Ин. 4, 21),
2.В правде Божией можно различать два действия — правду законодательную и правду мздовоздаятельную. Об этих двух действиях говорит святой апостол Иаков (Иак. 4, 12): "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить", то есть Бог одновременно является и Законодателем и Судией
Во Втор. 32, 35, Бог говорит: "У Меня отмщение и воздаяние". В Рим. 2, 5-8 говорится о Боге, как о Мздовоздаятеле, Который "воздаст каждому по делам его".
 
Безусловно. Бог присутствует везде.
Вывод сколь поспешный,счтоль и необдуманный.Давайте посмотрим,что об этом говорится?
"Слово "ад" в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1,6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4)"

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученности от Бога: "Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет преподобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, потому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль. Ибо что может быть хуже отлучения от Тебя, Спаситель? Что мучительнее того, чтобы разлучиться с Жизнью и жить там подобно мертвому, лишившись жизни, и вместе с тем быть лишенным всех благ, потому что удаляющийся от Тебя лишается всякого блага"
"Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон" (Лк. 13, 28)
"Но Он скажет: говорю вам: не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды" (Лк. 13, 27)
"Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы" (2 Пет. 2, 17)
Когда грешник будет изгнан от лица Божия, тогда вопля и плача его не вынесут основания вселенной. Преподобный Ефрем Сирин (27, 412).
Отчуждение от Бога, вечные муки в аду, вечное общение с диаволом и диаволоподобными людьми, пламя, холод, мрак геенны - вот что достойно называться скорбью (108, 551).
Отцы Церкви в основном описывают ад,как место,лишенное божьего присутствия.
 

Арсентий

Заблокирован
Москва
Интересующийся
Вся тварь существует благодаря тому, что тварное бытие поддерживается божественными энергиями. Иначе тварь была бы самосущей.
Следовательно Бог, хотя бы на уровне энергий, существует везде, почему и назван Вездесущим.
 
Я сказал "в основном" потому что есть и другие описания ада:
"Мучимые в геенне поражаются бичом любви, - говорит святой Исаак. - И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение, которое сильнее всякого другого страшного мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, болезненнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей. Любовь... дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучает грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою тех, кто исполнил свой долг (перед Богом). И вот, по моему рассуждению, таково геенское мучение - оно есть раскаяние"
вятой Василий : “Глас Господа, пресецающего и разделяющего пламень огня, нужен для того, чтобы огнем наказания стало непросвещающее, а светом упокоения осталось несожигающее”
Обращаясь к словам Иоанна Предтечи, сказанным им о Христе, “Он будет крестить вас Духом Святым и огнем” (Мф. 3, 11; Лк. 3, 16), святитель Григорий говорит, что здесь Предтеча являет ту истину, что люди воспримут соответственно либо мучающее, либо просвещающее свойство благодати. Вот его слова: “Он, говорит (Предтеча), будет крестить вас Духом Святым и огнем, являя просвещающее и мучающее свойство, когда каждый человек будет получать соответствующее своему расположению”
Напрашивается вывод-либо отцы противоречат друг другу,либо говорят о разных вещах,в первом случае-об аде во втором-об "геенне огненной".Ад в этом случае описывается как место,лишенное божественной благодати,любви.Геенна огненная-напротив-характеризуется присутствием Бога,божественной благодати,любви.Действие этой благодати двояко-на грешников она действует как "огонь поядающий",на праведников-наоборот-как радость,просвещение и т.д.
Геенна огненная почти всегода описывается в контексте Страшного Суда,а вернее того,что после него наступит.
Если рассматривать ад с позиции состояния или места,то я думаю правомерен вывод,что скорее всего это и то и другое-и место и состояние.Причем одно (место) должно соответствовать другому (состоянию).Мучения Адама в раю были вызванны именно этим-несоответствием внутреннего (состояние) внешнему-раю.Что касается ада-все вроде закономерно-место соответствует состоянию.А вот с геенной огненной ситуация немного сложнее...Состояние то греховное,а вот окружение-такое же как и праведников (во всяком случае,если это рассматривать с точки зрения действия божественной благодати,божественного присутствия,божественной любви).Напрашивается вывод-Может ли Господь грешнику навязать свое присутствие?Ведь в этом заключается элемент насилия?...Ну и пусть бы себе сидел в аду,зачем его,грубо говоря "затаскивать в рай"?...Я думаю тут все дело в элементе так сказать теоретичности (если будет так-то будет так),со взглядом так сказать в ВОЗМОЖНУЮ перспективу.Если эта перспектива возможна,это не всегда означает,что она НЕПЕРЕМЕННО наступит.Упростим задачу-пусть каждый ответин на несколько вопросов,например:
!.Вы совали в детстве палец в розетку? (допустим ответ-да)
2.Вы можете сунуть палец в розетку в будущем (ответ-да,я смогу сунуть палец в розетку)
3.Вы будете в будущем совать палец в розетку? (ответ-Я НИКОГДА В БУДУЩЕМ НЕ СУНУ ПАЛЕЦ В РОЗЕТКУ).
Таким образом при явной возможности совершения действия (сунуть палец в розетку) само действие ИСКЛЮЧЕНО.
То же самое с геенной огненной-может ли грешник после страшного Суда мучиться в раю?Да,он может там мучиться,но он НИКОГДА там не будет мучиться,потому что уже "сунул палец в розетку"-побывал в аду....
Это удовлетворяет аксиоме "состояние должно соответствовать окружению".В принципе не противоречит соборным правилам и одновременно отвечает на вопросы,а вернее проблемы церковного либерализма-"как может Бог позволить грешнику мучаться бесконечно,ведь это пречеркивает божественный план?".Эта проблема не решена в богословии т.к. в нем постоянно смешиваются два совершенно различные понятия-ада и геенны огненной-образовалась "каша" в которую накидали все в одну кучу-и озеро серное,и тьму внешнюю.
 
Москва
Православный христианин
То же самое с геенной огненной-может ли грешник после страшного Суда мучиться в раю?Да,он может там мучиться,но он НИКОГДА там не будет мучиться,потому что уже "сунул палец в розетку"-побывал в аду....
Это удовлетворяет аксиоме "состояние должно соответствовать окружению".

... проблемы церковного либерализма-"как может Бог позволить грешнику мучаться бесконечно,ведь это пречеркивает божественный план?". Эта проблема не решена в богословии т.к. в нем постоянно смешиваются два совершенно различные понятия-ада и геенны огненной-образовалась "каша" в которую накидали все в одну кучу-и озеро серное,и тьму внешнюю.

Не знаю как насчет каши...
Давайте ка разбираться.
1) по поводу розетки, вы не договариваете самого главного. Могу ли я сунуть палец в розетку? вы говорите: могу, но не суну, потому что я его уже совал. Могу, и не сделаю, потому что не хочу делать (совал - было плохо), но если захочу, то суну и смогу, потому что захотел. Поэтому мне например совершенно не ясно откуда это следует: "Да,он может там мучиться,но он НИКОГДА там не будет мучиться,потому что уже "сунул палец в розетку"-побывал в аду...." ... захочет - будет мучаться.

2) "Состояние должно соответствовать окружению" Это не аксиома. Вообще лучше не лепить аксиомы куда попало. У дьявола или Иуды было очень хорошее окружение при падении, что не скажешь о состоянии.

3) Ну и самое главное, совершенно не ясно как разделение понятий ада и геены может привести к разрешению проблемы перечеркивания плана. Вот тут, если можно поподробнее. С чего бы это? Это разделение вовсе не разрешает эту проблему да и не может разрешить.
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Не будем вдаваться в подробную структуру ада, которая сложится после Страшного Суда. Это не так важно для понимания нашего спасения. Несомненно, что ад и рай это не состояния души, когда праведные и грешники находятся в одном мире, но в разных состояниях – одни блаженствуют с Богом, а другие здесь же сидят в кустах в отдалении от Бога, устыдясь своей наготы. Это будут два отделенных друг от друга мира. Один мир восходящий к совершенству, к Богу, а другой, как я представляю, - это фактически помойка с непрощенными грехами и грешниками, их породившими.

В раю вместе с Богом будут жить праведники, то есть те, чьи грехи прощены Христом. Праведники приобретут новое духовное тело, станут как боги и будут сотворцами и посредниками Бога в освящении и обожении всего тварного мира. Бог в раю пребывает своими Божественными энергиями во всей силе, славе и благодати.
Грешники же в аду останутся без общения с Богом, несмотря на то, что Божественные энергии будут присутствовать там. Бог, хотя и наполняет все, но в аду не общается с грешниками, не существует для них как организующая, творческая сила и не наполняет ад светом и любовью. Божественные энергии там не управляют жизнью грешников, а только удерживают ад в замкнутом состоянии, сковывает его цепями. Фактически ад будет представлять свалку с грехами и страстями. Я не могу согласиться с преп. Исааком Сириным, что в аду грешники будут мучиться от бича любви Божией. Какая же это любовь к тому, что уже выброшено на свалку. Зачем после Суда хлестать грешников бичом любви и жечь их лавой любви? Зачем Богу вообще воздействовать на них чем либо, если после Суда они навсегда и окончательно потеряны для Него? Я думаю, что после Страшного Суда Бог не будет иметь к мучениям грешников в аду никакого отношения.
Источник мучений грешников в аду после Суда не в воздействии на них Бога, а в грехах и страстях, от которых грешники не смогут избавиться. Они будут мучиться грехами, которые останутся с ними, так как грехи никуда не исчезнут, если не прощены Христом. Страсти будут одолевать их, но не будет удовлетворения этих страстей и избавления от них. Это подобно тому, как постоянно одолевает жажда и не можешь насытиться так, чтобы жажда исчезла. Страсти будут их мучить, так как грешники в аду не будут получать те удовольствия, которые получали в земной жизни от совершения грехов. Не будет у них уже той плоти, которая получала удовольствие и наслаждение. Ад это жизнь в мучениях страстей без возможности избавиться от них, без возможности насытиться, получить наслаждение, удовольствие, радость, блаженство, утешение и упокоение. Чем больше страстей, тем больше мучений.

И конечно, можно согласиться с преп. Исааком Сириным, что все грешники в аду потерпят мучение от того, что согрешили против любви Бога к ним, пренебрегли ею. В том числе это будут и те, кто в основном жил по совести, но не покаялся за все грехи перед Христом, хотя бы даже потому, что не признал в Нем Бога. Они также будут мучиться тоской по Богу. Уже само по себе отсутствие радости и бесцельность жизни это и есть мучение. Именно к этим людям, находящимся не в гиене огненной, не в пропасти ада, а на поверхности его, вблизи ворот рая, и можно применить слова Исаака Сирина о том, что это мучение сильнее всякого другого страшного мучения. Единственное, что может ослабить такое мучение это смирение и признание справедливости воли Божией. Поэтому так важно в нашей земной жизни стяжание смирения и покаяние.
 
Подольск
Православный христианин
Из толкования к Евангелию от Матфея Гл.27 ст.44

...Итак, три дня и три ночи Дух Христа, Дух Господень, проповедовал в аду духам умерших и отныне они будут ожидать теперь Его второго пришествия, дабы получить по заслугам. На третий же день Дух Христов войдёт в тело своё, преобразит Его и воскреснет Он, и явиться ученикам Своим преображенным, ибо те сразу не узнают Его. И вознесётся затем «духом,… который восшед на небо, пребывает одесную Бога и которому покорились Ангелы и Власти и Силы» (1Петр.3:22). Сказано: «…Христос вошёл… в самое небо, чтобы предстать… пред лице Божие» (Евр.9:24). Вновь же Он явиться «для ожидающих Его во спасение» (Евр.9:28), тех, кто будет тогда жить и тех, кто ожидает трубный глас в преисподней, находясь или в состоянии ада, или в состоянии рая. Спасённые обретут Бога, грешники же будут брошены во тьму внешнюю. Для спасенных же Иоанн сказал: «и услышал Я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их… и смерти не будет уже,… ибо прежнее прошло» (Откр.21:1-5). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом бытия Своего» (Прем.Сол.2:23). Раем является состояние проявления Божиего бытия через человека. Да, это «дар», каким является, а точнее означает с древнеиндийского языка, слова «рай». В какой-то степени справедливо и значение его, как «ограниченного, или огороженного со всех сторон места» (Парадиз), от древне- иранского и греческого. Но это т.н. «место» и есть Сам Бог, с Коим воссоединиться человек по спасению своему, всё же остальное есть тьма внешняя, Он же есть Свет и Любовь. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Бог приготовил «спасенным» пребывание в Себе, где наши плотские приземлённые органы чувств не понадобятся, ибо это пребывание, или Новое бытие, имеет иную природу. «…Мы теперь дети Божии; но ещё не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). Восприятие рая как некоего «сада» (Эдема), или «Небесного Иерусалима», в буквальном понимании неверно, ибо это аллегорическое изображение, привязанное к земным образам. О первом, мы уже вскользь упомянули, а что же касается «Небесного Иерусалима», то и здесь, как ранее, «старый» Иерусалим был символом избранного еврейского народа, находящегося под покровом Божиим, так и Новый, Небесный Иерусалим, несёт собой символический образ спасенных избранных Господом христиан, пребывающих в Боге.
Итак, говоря о том, что Дисмас будет нынче же в раю с Ним, Иисус говорит, что они нынче же, когда дух каждого покинет тело своё, то пребудут в преисподнюю в состоянии рая, где Дисмас и останется до всеобщего воскресения, Иисус же, пробыв там в духе три ночи и три дня, благовествуя духам умерших, на третий день воскреснет, дабы явить себя ученикам Своим, дабы многие уверовали в Него – Спасителя человеков. Говоря о Дисмасе в данном состоянии, состоянии рая, мы непременно должны вспомнить такое понятие как «лоно Авраамово». «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его». Если предположить, что «лоно Авраамово» это и есть аллегорическое изображение рая, то могила, в кою похоронили (т.е. до времени сокрыли) богатого, а точнее глубина её есть ад, дно которого, есть сама преисподняя. Но ведь похоронили и Лазаря и Самого Христа!? Значит, через смерть и могилу, а значит и через ад, проходит каждый человек? Но умерший нищий был сразу восхищен на лоно Авраамово, при том, что и его вероятно тоже хоронили. Значит могиле остаётся только плоть человеческая. А где же тогда пребывает душа сразу после смерти? Вероятно в рассказанной у Луки притче и говорится о пребывании души, что душа нищего была отнесена на лоно Авраамово, в рай, а душа богатого впала в состояние ада. «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Лк.16:23). Таким образом и ад и рай в досягаемости одного взгляда, обращённого внутрь себя, но между ними, как сказано в притче далее: «утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). Это означает только одно, что и ад и рай есть состояние человеческой души, и мы в своих изысканиях на правильном пути. Но в таком случае вернёмся к Иисусу и его спутнику в состояние рая...
 
Санкт Петербург
Православный христианин
Таким образом и ад и рай в досягаемости одного взгляда, обращённого внутрь себя, но между ними, как сказано в притче далее: «утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк.16:26). Это означает только одно, что и ад и рай есть состояние человеческой души
Если бы рай и ад были просто только состоянием души, то не было бы ворот рая и вообще каких-либо преград, разделяющих рай и ад. Праведники и грешники жили бы вместе в одном мире, но жили бы в разном состоянии души. Примерно так же, как мы сейчас живем на Земле.
Но на самом деле праведники и грешники после Суда будут разделены так, что они воскреснут в двух непересекающихся мирах, разделенных преградой. Как можно испытывать блаженство в раю, если видишь, как грешники страдают в аду? Несомненно ад будет недоступен взгляду праведных, находящихся в раю.
 

Сергей Калайда

24.11.1959 - 03.02.2022
Православный христианин
Это означает только одно, что и ад и рай есть состояние человеческой души,
Дополню ответ Юрия такой цитатой
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Быт. 2, 25)
Т.есть помимо места,присутствовало ещё и осознание тела.

Нынешний человек потерял гармонию.Ап. Павел предупреждал Галатов, что плоть желает противного духу , а дух противного плоти . Нельзя рассматривать душу как что то отдельное , составными человека являются дух , душа и тело (плоть) и если при создании человека (Адама ) , Бог питал дух человеческий , дух питал душу , а уже душа питала тело (плоть) , то ныне происходит совсем иное.

Плоть требует , душа дать не может потому как дух ни чем не питает из-за пустоты.
Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение. (Иов. 32, 8)
Дословно- «Дыхание (нешама) Вседержителя дает ему разумение»
Вот плоть и начинает самостоятельный поиск , а от этого страдает и душа и дух.
"Воскресение мертвых будет и телесным, хотя воскресшие тела будут духовными." Епископ Александр Семенов-Тян-Шанский. Православный Катихизис.

На сколько я понимаю, это не то тленное немощное тело, которое погребается. Апостол Павел говорил: "...плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления." У воскресшего тела будут иные свойства... см. Ин. 20:26,27, 1Кор 15:35-55...Т.есть дух человека соединившись с Духом Божиим,преобразит и тело.Причём оно не потеряет своих чувственых функций.Вспомним как Христос по Воскресении рыбу печёную ел с апостолами на море,да и потом,при явлении Фоме.
А вот тело не могущее быть преобразовано Духом,останется таким же дебелым и страстно-болевым.Совсем безперспективным для блаженства,а значит и темницей души.Таким образом Бог присутствуя всюду своими энергиями или Силой,будет восприниматься как огонь хлещущий,снова и снова находящий.А дальше уж по мере греховности и будут мучения.
 
Это означает только одно, что и ад и рай есть состояние человеческой души, и мы в своих изысканиях на правильном пути. Но в таком случае вернёмся к Иисусу и его спутнику в состояние рая...
Хорошо,обратимся к Откровению?
"И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет".
"И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего".
"И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и пока*зал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога....Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела".

Немного необычно для описания СОСТОЯНИЯ?....
 
3) Ну и самое главное, совершенно не ясно как разделение понятий ада и геены может привести к разрешению проблемы перечеркивания плана. Вот тут, если можно поподробнее. С чего бы это? Это разделение вовсе не разрешает эту проблему да и не может разрешить.

Во-первых АДСКИЕ мучения конечны.
"Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим.И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая."
Во-вторых,конечность мучений ада отнюдь не означает конечность мучений вообще.Это удовлетворяет требованию Сорборных правил.
В-третьих в отличии от мучений ада,о которых можно говорить и в прошедшем и в будущем времени,гееннские мучения,как мучения после Страшного Суда можно рассматривать только в будущем времени.Хотя пониятия "будущее и прошлое" наверное не так уж актуальны на "том свете",но поскольку мы еще здесь,то и понятия эти актуальны.
в-четвертых,я все таки настаиваю на аксиоме "внутреннее должно соответствовать внешнему",если это не так-приведите цитату из Библии,перечеркивающую эту аксиому.Всязи с этим-адские мучения и геенские мучения отличаются тем,что в гееннских внутреннее состояние противоречит внешнему окружению.Ввиду того,что (повторюсь) мучения геенны рассматриваются с перспективой в будущее ,я осмелюсь предположить,что внутреннее (греховное) состояние не может иметь место быть.
Я постараюсь обосновать.Почему Господь создал ад как место мрачное,мучительное,безнадежно-бесконечное (можно еще привести эпитеты,но думаю и так понятно).Наверняка в воспитательных целей.Мера ада не как временной срок (ввиду абсурдности понятия "время" в Вечности),а как мера искупленияпо-видиму и рассчитана на то,что бы человек вошел в Царство Божие раскаянным?....
 
Сверху