1. Зрите в корень
Всякая проблема имеет причины и следствия. Попадая на прием к врачу, пациент слышит вопрос: «Что вас беспокоит?», и за этим следует подробный опрос о симптомах, если необходимо, назначаются анализы и обследования. Всё это нужно для того, чтобы врач получил полную картину заболевания и установил его причину. Это необходимо для того, чтобы назначаемое лечение было эффективным. Грамотный врач никогда не ограничится лечением симптоматики, но всегда найдет источник заболевания и постарается устранить его. Если же только снимать симптомы и при этом не лечить само заболевание, то это будет крайне неэффективно. Болезнь раз за разом будет обостряться, и каждый раз последствия будут всё более сложными.
Так и в духовной жизни – не найдя первопричину, можно сколь угодно долго разгребать завалы грехов, но так и не прийти к деятельному покаянию. Например, такие грехи, как осуждение, зависть, ненависть, раздражение, уныние и многие другие имеют в своей основе грех гордыни. Не борясь с гордыней, невозможно перестать осуждать людей. Каждый раз после исповеди осуждение будет вновь и вновь возвращаться в различных формах, а кажущаяся невозможность избавления от него может довести до уныния. Поэтому нужно анализировать свою жизнь, и критерием такого анализа всегда является Евангелие, заповеди Божьи. Анализируя ситуации, поступки, отношения с другими людьми, ищите то самое начало, откуда возникла проблема, и именно его рассмотрите с позиции Евангельского учения. Если обрели первопричиной грех, то это именно то, в чем надо каяться и с чем нужно бороться. Именно этот, начальный, грех «оброс» другими грехами и стал в совокупности с ними некой непробиваемой стеной, он лежит в фундаменте. Разрушив фундамент, будет легче разгребать «завалы» из других грехов.
2. Пресекайте в корне
Грех подобен небольшому снежному кому, который скатывают с горы. Катясь по уклону, ком набирает скорость, собирает в себя всё больше и больше снега и в итоге превращается в снежную лавину, которую ничто не может остановить. Гораздо проще остановить ком из собственных грехов в самом начале пути, не дав ему набрать скорость, не дожидаясь, пока он вырастет и, подобно лавине, начнет сметать всё на своем пути, пуская под откос всю жизнь.
Каждый наверняка знает, как развивается грех осуждения. Сначала приходит помысел, потом он «обрастает» мыслями, а затем в разговоре с кем-то он выражается языком. И чем больше говоришь, осуждая кого-то, тем больше и глубже погружаешься в этот грех. Перемывать чужие кости – занятие, которое многие не только не отметают от себя, но и любят. Такая любовь к осуждению и сплетням говорит лишь об одном – человек не боролся с греховными мыслями с самого начала, не воспринял их как нечто противное Богу, а, приняв, сделал своими, холит их и лелеет. А уж повод для осуждения всегда найдется, ведь «все вокруг плохие, а я не такой».
3. Призывайте имя Божье
В деле борьбы с грехом чрезвычайно важна молитва. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5), – говорит Господь. Если человек самонадеянно думает, что он способен всё сделать сам, то неудивительно, что его попытки не венчают успехи. Только с Божьей помощью можно успешно бороться с грехами, страстями и бесовскими нападками. И этой помощи не получить без живой и искренней молитвы. Несомненно, Господь и так знает все наши нужды и скорби. А если человек ленится просить у Бога помощи, то будет ли Он ему помогать? Мы вряд ли сможем с уверенностью ответить на этот вопрос, только Бог знает ответ. Но Господь Иисус Христос учит нас: «истинно говорю вам: о чём ни попросите Отца во имя Моё, даст вам» (Ин.16:23). Итак, молиться о помощи Божьей в борьбе с грехом необходимо. Делать это надо с усердием, можно и своими словами.
4. Регулярно прибегайте к Таинствам Исповеди и Причащения
Нет ничего более действенного в борьбе с грехом, чем исповедь и причастие. Исповедь – Таинство Покаяния, в котором искренне исповедующий грехи свои при видимом изъявлении прощения от священника невидимо разрешается от грехов Самим Богом. Покаяние – это не только осознание своих грехов, но и исправление. В греческом оригинале покаяние звучит как «метанойа», что дословно переводится как «исправление ума». Таким образом, именно исправление ума, изменение отношения к греху, следующие за его осознанием, лежат в основе покаяния. И именно исповедь помогает очиститься от греха и начать исправление. И силы для такого исправления мы получаем в Таинстве Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Спасителя. Сколько бы мы ни старались, без Бога в деле покаяния не можем сделать ничего (Ин.15:5), и всё можем в укрепляющем Иисусе Христе (Фил.4:13).
5. Сосредоточьтесь на проблеме
Осознавая свою греховность, порой хочется каким-то невероятным усилием взять и победить все страсти сразу. Но это невозможно. Даже если пытаться бороться одновременно с несколькими страстями, то духовных сил часто не хватает, получается рассеяние, и из-за этого вся духовная борьба сходит на нет. Гораздо правильней будет быть последовательным и сосредоточиться на посильной ноше – борьбе с той или иной страстью. В этом отношении очень удобны многодневные посты. К примеру, в один из постов можно поставить задачу бороться с грехом чревоугодия. Это не означает, что как только закончится пост, можно вдоволь усладиться этой страстью, бороться с чревоугодием порой приходится очень долго. Но усердная духовная работа и сугубая молитва о помощи Божьей в борьбе со страстью хотя бы в течение многодневного поста вряд ли пройдут незаметно. Таким образом, последовательное сосредоточение на борьбе с конкретными грехами и страстями принесет гораздо больше пользы, чем рассеяние сил на борьбу со всем сразу.
6. Советуйтесь с духовником
Одна голова хорошо, а две лучше – гласит народная мудрость. А если вторая голова еще и имеет больший духовный опыт и больше духовных знаний, то грех этим не воспользоваться. Духовник – это священник, который помогает расти духовно, наставляет в вере и благочестии, принимает исповеди. Чем больше человек стремится быть ближе к Богу, тем сильней ополчается на него лукавый. Бесовские козни могут быть изощренными и хитрыми, незаметными на первый взгляд. Но они, несомненно, ведут к совершению тех или иных грехов. Общение с опытным духовником помогает обнажить козни лукавого и не впадать в новые грехи. Христианин – это воин, который обретает опыт в битвах с невидимым противником. Но как воину нужен опытный командир, так христианину нужен наставник – духовник.
7. Изучайте опыт Церкви
У Церкви богатейший опыт духовной борьбы, огромное наследие творений святых отцов. Раздел православного богословия, который изучает процесс возрождения, исцеления падшего человеческого естества в процессе осуществления христианского подвижничества, именуется аскетикой. Изучение этой науки даст возможность изучить духовный опыт христианских подвижников (аскетов), уже прошедших более или менее длительный путь духовного возрождения и преображения. Этот живой опыт Церкви может и должен быть востребован всяким, желающим вести активную духовную жизнь, немыслимую без духовной брани, которая «не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф.6:12).
8. Молитесь святым, которые преуспели в борьбе с грехом
В Церкви есть древняя традиция просить о помощи святых угодников. Особенно тех, кто преуспел в борьбе с грехом и является добрым примером для православных христиан. Так, о помощи в борьбе с блудной страстью, среди прочих, молятся прп. Марии Египетской, которая была блудницей и стала великой святой.
9. Не ждите быстрых результатов
Очень наивно полагать, что результаты духовной борьбы не заставят себя долго ждать. Во-первых, это во многом борьба с самим собой, со своими страстями, которые холили и лелеяли годами и даже десятилетиями. Это, пожалуй, и есть главный бастион, который нужно сокрушить. Но кому же хочется долго и упорно бороться с самим собой и сокрушать один за другим оплоты страстей? Во-вторых, страсти подогреваются лукавым, а этот враг рода человеческого просто так не сдается. Чем больше человек проявляет усердия в духовной брани, тем злее становятся нападки бесов, тем изощренней становятся их уловки. Но с Божьей помощью возможна победа и над собой, и над лукавым. Дерзайте!