Реки начинаются с ручейка, а пьянство — с рюмочки

Реки начинаются с ручейка, а пьянство — с рюмочки

Проблема детского алкоголизма: как сделать из ребёнка алкоголика, не подозревая об этом? О профилактике детского алкоголизма и о трезвости.

В нашей стране проблема алкоголизма стоит остро уже несколько веков. Казалось бы, уровень жизни вырос. Приняты законы о регулировании торговли алкоголем, хоть эта мера не нова. Только с 1640 по 1917 год в России было принято 2344 законодательных акта, которые, в основном, защищали производство и продажу алкогольных изделий, регламентировали деятельность питейных заведений, казённого управления винной торговлей, развитие пьянства и алкоголизма и т.д.

Сегодня отсутствует реклама спиртного на ТВ и запрещена наружная реклама алкоголя. Однако проблема не только не уходит. Алкоголизм, как Дориан Грей, молодеет, губя уже детские души.

Детский алкоголизм – сравнительно новое и относительное понятие. Терминологического определения в медицинских справочниках, изданных до 1991 года – нет; даже в новых медицинских справочниках практически нет информации на тему детского алкоголизма. Тем не менее, у детей алкоголизм в отличие от взрослых имеет ряд характерных особенностей:

– быстрое привыкание к спиртным напиткам (это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма);

– злокачественное течение болезни (в подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения);

– принятие ребенком больших доз алкоголя (принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно);

– быстрое развитие запойного пьянства.

Не стоит забывать, что любой алкоголизм – это также духовная проблема. Отражение алкоголизма на духовных сторонах натуры:

  • ослабление воли и духа
  • моральный индифферентизм
  • моральный кретинизм, озверение (частая причина криминальных происшествий с участием подростков)

Семья, двор и бескультурная среда

«Я – алкаш! Да! Я – алкаш!
Я – алкаш! Отстаньте от меня, правильные люди!» (С. Шнуров)

По статистике дети начинают пробовать алкоголь в 13-14 лет. Но есть ряд факторов, которые предшествуют первой пробе спиртного. Корни могут уходить в детство и доподростковый период.

Когда речь идет о воспитании детей, часто говорят, что всё идет из семьи. Бесполезно воспитывать ребенка, воспитывайте себя, ибо дети – подражание и продолжение своих родителей. При чем тут детский алкоголизм, спросите вы? А при том, что его зачатки, как это ни странно, тоже стоит искать в семье. Что самое интересное – семья может об этом даже не догадываться.

По результатам исследования московских врачей, которое было проведено в одной из школ, выяснилось, что в 67% случаев знакомство детей со спиртным произошло дома, в семье.

Дошкольники и младшие школьники могут пристраститься к алкоголю в своей же семье, даже если родители не пьяницы. Основные причины – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному, неправильное воспитание и дурной пример.

Педагогическая неграмотность родителей может проявляться в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя. Неграмотность родителей ведет в лучшем случае к отравлению ребенка, в худшем – к летальному исходу.

Помимо суеверий о «пользе» алкоголя в тех или иных бытовых ситуациях, взрослые пробуждают интерес к спиртному, покупая, например, детское шампанское на праздник малышам. Понятно, что никакого алкоголя в нем нет, но бутылка той же формы, что и для взрослых. «А содержание, интересно, отличается?», – рано или поздно может задаться вопросом ребенок. Также «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества может превратиться в граненый стакан тяжелой зависимости. И хотя «немного можно» происходит с согласия родителей, в кругу семьи, все же такое приобщение детей к вину ни в коем случае нельзя оправдать. Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и ребенок чувствует себя взрослым, считает себя вправе выпить со сверстниками, если появляется такая возможность.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему. Эта склонность может развиться в реальную зависимость, если перед ребенком будет соответствующий пример для подражания: обстановка «невинного» пьянства в семье по поводам и без – будь то встреча Нового года – сначала русского, потом китайского и так далее.

Неправильное воспитание в семье – одна из серьезных причин детского алкоголизма. С одной стороны – это дети, лишенные внимания родителей вплоть до безнадзорности, с другой стороны – дети, находящиеся под гиперопекой. Если со стороны родителей отсутствует контроль, ребенок предоставлен сам себе, вероятность попасть в плохую компанию вырастает в разы. А там, он начнет спиваться из-за многочисленных внутренних проблем, которые его, брошенного, окружают с раннего детства. Гиперопека также пагубно влияет на ребенка, не позволяет ему принимать самостоятельные решения. Родители, пекущиеся о ребенке сверх меры, создают ему тепличные условия, которые впоследствии станут благодатной почвой для алкогольной зависимости. Ведь все детство и юность детей под гиперопекой лишали необходимости бороться с какими-либо трудностями, все делали за них. И когда эти дети сталкивается с жизненными проблемами самостоятельно, то они понимают, что совершенно не готовы к подобным испытаниям. Тут на помощь приходит алкоголь, как средство, которое создает видимость благополучия.

Под дурным примером, который может стать причиной детского алкоголизма является пример родителей, чаще отцов. Если отец частенько приходит домой подшофе либо имеет привычку регулярно пить пиво в присутствии детей (кстати, пивной алкоголизм незаметнее и опаснее водочного), своим примером он показывает ребенку стиль жизни, в котором алкоголь живет на правах членов семьи.

Пожалуй, самый опасный период, когда «алко-зло» может проникнуть в жизнь ребенка – подростковый и юношеский. В качестве основных причин алкоголизма этого периода психологи называют следующие:

  • неблагополучие семьи;
  • недостаток внимания родителей;
  • чрезмерная опека родителей;
  • пример злоупотребляющих родителей;
  • влияние плохой компании;
  • позитивная реклама среди сверстников и в около культурной среде (напр., группировка «Ленинград»);
  • наличие незанятого ничем свободного времени;
  • отсутствие знаний о последствиях алкоголизма;
  • уход от подростковых проблем;
  • психологические особенности личности;
  • самоутверждение.

В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголизм, формирующийся в подростковом и юношеском возрасте (от 13 до 18 лет), обычно называют ранним алкоголизмом. Считается, что в этом возрасте клинические проявления алкоголизма развиваются быстрее, чем у взрослых.

Почему алкоголь так привлекателен? Причина кроется в основном в той по большей части неосознанной психологической мотивации обращения к вину (пиву, водке и др.) в тех желаниях и потребностях, которые человек пытается удовлетворить с его помощью. Первым и наиболее частым является желание повеселиться, создать приподнятое настроение на свадьбе, дне рождения, встрече друзей, то есть в случаях, в которых традиции винопития особенно прочны.

Как правило, выбирается не алкоголь, а компания, в которой выпивка является обязательным элементом взаимодействия. Эта дворовая, как правило, компания может быть однородной по возрасту или, что чаще, разнородной, с двумя-тремя старшими «заводилами». Чем же привлекают подростков эти компании? Главное это то, что в уличной микросреде ребенок с рассмотренной выше предысторией находит группу себе подобных «изгоев». Именно в этих группах будущие алкоголики находят реальное поле самоутверждения, могут обрести, наконец, «высокий статус», проникнуться самоуважением, чего они не в состоянии были сделать ни в школе, ни в своей семье. Употребление алкоголя занимает в такой компании особое положение. Именно выпивка нередко играет роль своеобразного посвящения в члены «тайного общества». Умение пить символизирует в группе взрослость, воспринимается как признак особой силы и мужественности.

Советские психологи Б. С. Братусь и П. И. Сидоров так описывают процесс приобщения к пьянству молодежи. Все подчас начинается с попыток «культивирования» эйфории опьянения, что достигается особой эмоциональной заражаемостью, предвосхищением, подъемом в период подготовки и ожидания выпивки, коллективной взаимоиндукцией в процессе принятия спиртного. Для этих целей используются и громкая ритмическая музыка, и порой даже медикаментозные средства, усиливающие оглушение.

В дальнейшем стиль алкоголизации, принятый в «алкогольной компании», начинает постепенно восприниматься как естественный и нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию бытующих тут алкогольных обычаев. Алкоголизация становится все более частой и приводит, в конечном счете, к зависимости.

Но не только дворовая субкультура виновата в обольщении детей спиртными напитками. Массовая культура внедряет в сознание детей установку на пьющий образ жизни, как на норму. Одна только модная нынче группа «Ленинград» чего стоит. Не говоря уже о кинематографе и ТВ, где на экранах пьют все подряд – и антагонисты, и главные герои.

Профилактика детского алкоголизма

Профилактика заключается в том, что ее нужно начинать с формирования полноценной, здоровой семьи, в которой все ведут трезвый здоровый образ жизни и совершенно счастливы без употребления какого-либо допинга. Профилактика должна быть и в учебных учреждениях. Ведь именно в школьном возрасте дети любят пробовать все новое и неизведанное.

Не подлежит сомнению отсутствие свободного времени в качестве профилактики различных глупостей. Дети должны быть заняты учебой и разными секциями, находиться под наблюдением родителей и в контакте с ними. У детей должны быть такие интересы в жизни, чтобы мысли о «пойти, попить пивка» даже не возникало в их голове.

Стоит отметить, что даже эпизодическое употребление алкоголя в детском возрасте является для организма стрессом, а для души – отравой. Это сразу же отражается на психике ребенка, его поведении, учебе, взаимоотношениях с родителями и сверстниками.

К профилактике следует отнести духовно-нравственное воспитание. Святейший Патриарх Кирилл, выступая перед участниками V Общецерковного съезда по социальному служению 3 сентября 2015 года, сказал:

«Мы знаем о замечательных результатах наших православных обществ трезвости до революции. Но есть один фактор, который сегодня понижает использование церковных средств, по крайней мере, делает их не всегда эффективными. Этим фактором является уровень реального воцерковления нашего народа»…

Поэтому, как ни крути, начинать родителям придется с себя, и с пересмотра своего отношения к спиртному. Возможно даже, с пересмотра собственного образа жизни.

О трезвости[1]

Великий русский педагог С.А.Рачинский впервые четко сформулировал главное правило утверждения трезвой жизни: «Трезвенная работа может быть плодотворной только в Церковном приходе, т.к. только под благодатным воздействием Церкви возможно исцеление человеческой души от пороков».

Эстафету учения о трезвости в православном образовании принял иеромонах (впоследствии игумен) Павел (Горшков), создавший в 1905 году первую в России школу трезвости. С 1909 года учение о трезвости преподавалось в духовных семинариях, а с 1910 года – в церковно-приходских школах. Педагогическая общественность России широко обсуждала проблему обучения трезвости в школе. Выпускались учебники трезвости, авторами некоторых были священники. Проблема обучения и воспитания трезвенности неразрывно связана с проблемой развития и жизнедеятельности человека, его жизнью.

Православное образование, как уже было отмечено выше, знакомило учащихся с отношением Церкви к употреблению алкоголя. Все рассмотренное представляет историю православного образования в формах его становления и развития по следующим критериям: время создания, наименование образовательного учреждения, характеристика образовательных программ и инициатор создания образовательного учреждения. Но самое главное, как известно, это содержание православного образования, и в рассматриваемом нами случае это содержание, соотносимое с воспитанием трезвости. Именно поэтому вся периодизация православного образования осуществляется в контексте акцента на его духовно– нравственное содержание, одним из постулатов которого является трезвость.

Содержанием православного образования во все времена являлось изучение Библии, являющейся основной Книгой духовно-нравственного воспитания, охватывающего все стороны жизни человека. Религиозное образование неизбежно знакомило учащихся с отношением Церкви к употреблению алкоголя в силу того, что они изучали тексты Священного Писания.

Здесь важно отметить, что, опираясь на библейские повествования, Церковь рассматривает вино, прежде всего, как Божественный Дар. Вот что говорит царь Давид в одном из своих псалмов при рассказе о сотворении мира: «Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли. И вино веселит сердце человека, умастити лице елеем, и хлеб сердце человека укрепит» (Пс. 103, 14-15). Вино, используемое в качестве вещественной жертвы, являлось важной составной частью Ветхозаветного богослужения: «Не медли приносить Мне начатки от гумна твоего и от точила твоего…» (Исх.22, 29). Во времена Нового Завета вино становится важнейшим веществом, используемым при совершении Евхаристии – главнейшего таинства Церкви: «Подобнее и чашу от плода лознаго прием, растворив, благодарив, благословив, освятив… рек: пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Новаго Завета…» (Служебник). В Евангелии апостола Иоанна повествуется об участии Господа в праздничной трапезе по случаю брака в Кане Галилейской. Присутствие на столе хмельного напитка, наряду с прочими яствами, нисколько не смутило Спасителя и даже стало причиной совершённого им великого чуда (Ин.2,1-11). Вино служило прекрасным средством для врачевания души и тела: «Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душою; пусть он выпьет и забудет бедность свою и не вспомнит больше о своем страдании» (Притч.31, 6-7). В послании к Ефесскому епископу Тимофею св. апостол Павел советует своему ученику употреблять немного вина «ради желудка и частых недугов» (1 Тим. 5, 23).

Но очень существенно, что там же встречаются мудрые предостережения о злоупотреблении этим даром. Уже в Книге Бытия рассказывается о праведном Ное, который насадил виноградник и, не зная о свойстве виноградного сока превращаться в вино, выпил его очень много и лежал обнаженным в своем шатре (Быт.9, 20-21). Он совершил свой грех по неведению, но все же это был грех. По самой постановке вопроса Ветхий и Новый Завет категорически осуждают пьянство и призывают к трезвой, благочестивой жизни.

История его вкратце такова: «С самого начала моей школьной работы, – пишет Рачинский, – я не мог не обратить внимания на вопиющее зло, причиняемое моим ученикам постоянным усилением пьянства в крестьянской среде… Для меня стало очевидным, что для ограждения моих учеников от окружающего зла нужны средства более сильные, чем простые увещевания и поучительные речи. И единственное средство, которое я мог придумать, было устройство в тесном кругу моих учеников (из коих многие в то время были уже взрослые) общество трезвости, т.е. абсолютного воздержания от спиртных напитков».

Примечание

[1] Отрывок из диссертации Гусева Г.В. «ИСТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ТРЕЗВОСТИ В ПРАВОСЛАВНОМ ОБРАЗОВАНИИ». – М., 2007

Комментировать