Прот. Димитрий Смирнов: «Наказывать ребенка надо… с утра и до вечера»

Прот. Димитрий Смирнов: «Наказывать ребенка надо… с утра и до вечера»

Слова приснопоминаемого отца Димитрия о воспитании продолжают наставлять и утешать родителей и после его перехода в мир иной. Вот что говорит духовный пастырь о мере терпения и родительской любви.

Про грань родительского терпения

– Отец Димитрий, воспитываю двоих детей, семи и пяти лет, и вот дабы не наказывать с раздражением, хочу попросить совета: как реагировать, если по отношению к родителям проявляются дерзость или открытое непослушание? Где вот эта грань родительского терпения?

– Грань находится как раз там, между небом и землей, повыше к облакам. Посмотрите на небо, и вы эту грань обязательно увидите. Теперь по поводу терпения.

Терпение должно быть безграничное, потому что, если у родителей кончается терпение, с этого момента прекращается всякая педагогика.

fmt 94 24 shutterstock 1570550314 - Прот. Димитрий Смирнов: «Наказывать ребенка надо… с утра и до вечера»

Говорить и учить детей с раздражением – это значит совершать антипедагогический акт. То есть это полностью неусвояемая пища.

Она приводит к тому, что дети только пугаются и начинают врать, изворачиваться, друг на друга клеветать и беззастенчиво врать – вот к чему приводит этот испуг.

«Наказывать» в переводе на русский язык – это значит учить, поэтому нельзя никак детей не наказывать, нужно их наказывать с утра до вечера, только нужна верная форма этого наказания.

Эта форма должна быть облечена в слова любви, в ласковое, но твердое выражение лица.

И даже тон голоса должен быть тихий, спокойный, участливый, терпеливый. Нужно своим всем видом показать ребенку, что у вас и силы больше, вы все равно добьетесь своего.

Что у вас терпения много больше, чем у него, и что ему все равно придется делать то, что вы от него просите, вы должны быть в этом последовательны.

Есть у вас нет терпения – ну, дайте объявление в газету: «отдам своих детей кому-то, все, умываю руки, от двух детей уже с ума сошла, никак невозможно».

Советую вам почитать книги по возрастной психологии, возрастной физиологии детей. Тогда вы узнаете, что в определенный период в жизни детей (вот, кстати, это обычно до семи лет крайняя черта, а вообще-то он начинается с трех до пяти с половиной) дети не только не бывают послушными, а если вдруг они становятся послушными, это значит, они серьезно больны, нужно показать психиатру, что-то с ребенком не так.

На этот период приходится такое мощное становление личности человека, и некоторые исследователи говорят, что к четырем-пяти годам человек полностью формируется в основных чертах. А с трех лет он начинает пробовать самостоятельность и даже пытается управлять взрослыми.

И многие дети при полной беспомощности, как ваша, своих родителей, – они очень здорово обучаются и в общем властвуют над всеми бабушками-дедушками, папой-мамой, и вьют из них веревки.

Просто дети, во-первых, гораздо более целеустремленны, знают, что они хотят, они существа цельные и достаточно психически сильные, поэтому побеждают родителей. И тогда горе и этим родителям, но и детям.

Потому что после того, как ребенок почувствовал власть над взрослым, он уже эту власть никому не отдаст, а будет продолжать наращивать свои мощности, и к тринадцати годам превратится в монстра, просто в чудовище.

А это антивоспитание приведет к полной невозможности дать этому человеку в ближайшем будущем приобрести какие-то христианские черты.

Воспитание – подвиг ежеминутный

Поэтому воспитание детей – это подвиг не ежедневный, а ежеминутный.

Даже когда ребенок спит, дает краткий отдых своим родителям – в это время надо тоже думать о детях. Потому что, если вы какое-то внимание от детей оторвете, тут же произойдет что-то весьма и весьма неприятное.

Если не верите – съездите в ожоговый центр, поглядите, и вам там расскажут истории, что с этим мальчиком, что с этой девочкой.

Поэтому дети требуют постоянного внимания.

Причина того, что наши родители, которые сейчас живут в нашей стране, предпочитают своих детей убивать, или оставлять в детдоме или в роддоме – как раз именно та, что дети и современные взрослые слишком расслаблены, чтобы быть в постоянном напряжении и внимании.

И поэтому проще от детей избавиться. Одни делают на ранних стадиях, убивают в чреве, а те, которые не позаботились об этом вовремя, оставляют их в роддомах. Почему?

Потому что дети требуют напряженного внимания, а вот этого внимания нет, а вместе с ним нет и терпения.

Вот причина вымирания нашей страны – она не в отсутствии экономических дотаций или еще чего-то. Посмотрите на улицу, даже в деревнях. Вот я поразился – приехал в деревню зимой, смотрю: все женщины в мехах.

Простые крестьянки – у одной выдра, у другой ондатра, раньше так только боярыни ходили, а тут, понимаешь все приодеты. Когда это крестьянки ходили в мехах? В овчине – это ещё куда ни шло, а тут, понимаете, выделанные такие воротники.

Так что причина как раз не в этом, не в бедности. В этом есть причина, но она какая-то сотая. Потому что Русь и в лаптях ходила, а в кожаных сапогах – это вообще достижение такое послевоенное, а так, как сейчас люди одеваются, питаются – это, конечно, не сравнить, что там ребеночек съест.

А причина в том, что нет терпения. А почему нет терпения? Потому что нет любви. А почему нет любви? Потому что эгоисты, любим себя. А почему эгоисты? От малодетности.

Потому что выросли в семье, где один-два ребенка, и поэтому родители все-все-все отдали именно им, и они не привыкли вообще ни с кем делиться, ни о ком заботиться.

Потому что этому научиться можно только в многодетной семье. Поэтому вырос народ, который может только вообще заботиться о себе. Все хотят пожить, не неся никакой ответственности.

Теперь уже дошло до того, что и жениться не хотят, чтобы ответственность вообще ни за кого не нести. Вот в чем причина.

И вот это такой ужасающий эгоизм, который пожирает даже естественную любовь к детям. Ну, а если нет к детям любви, конечно, нет и терпения.

Поэтому грань между терпением и нетерпением – на небесах. Бог есть любовь, и вот от этой любви и зависит, будет ли терпение или нет. Желаю вам ее стяжать.

Соб. инф.
Видео-версия беседы

Комментировать