Как реагировать, если по отношению к тебе совершили несправедливость? Как отвечать с любовью на зло? Приводим мнения приснопоминаемого протоиерея Димитрия Смирнова, а также иеромонаха Макария (Маркиша) и иерея Игоря Сильченкова.
О том, что обидчику нужно подставить другую щеку, в Писании читали все мы. И все же, вопрос о том, как правильно реагировать на зло, всякий раз ставит нас в тупик. Ко встрече с ним мы никогда не бываем готовы. Сталкиваясь с неправдой, мы цепенеем в растерянности и порой не знаем, что предпринять дальше.
Особенно много таких ситуаций бывает в семейной жизни. Самые болезненные раны наносят те, кого мы любим: супруги, родители, дети, и тогда в семье вместо мира надолго водворяется разлад. Ссоры и злоба подтачивают основания домов.
Между тем, никакого тупика нет, жизнь продолжается и предлагает нам иные выходы. Какие? Отвечают священнослужители Русской Православной Церкви.
Третьего не дано
«Есть две духовные природы во Вселенной: добро и зло; Бог и сатана; Царствие Небесное (рай) и ад. Третьего не дано.
И если кто-то злобится на нас, то мы должны побеждать зло добром, как сказал апостол Павел в Послании к Римлянам.
Если кто-то находится в гневе по отношению к тебе или ненавидит, или даже ударил тебя, то в каком состоянии находится этот человек?
Он находится в состоянии зла. Он находится во грехе. Как победить этого человека?
Вернее, победить не человека, а зло, которое внутри него?
Многие люди, которые живут без креста, без Бога, без молитвы, считают сказанные Иисусом слова «если ударят по правой щеке, подставь левую…» трусостью.
А сможет ли трусливый человек так сделать? Не озлобиться, не возненавидеть?
Трус убежит или накинется в ответ с палкой, он будет агрессивно защищаться. Только очень смиренный и близкий к Богу человек сможет подставить вторую щеку.
Он не озлобится, не затаит обиду или ненависть.
Самая главная победа добра над злом происходит в самом человеке, которого ударили.
Потому что, когда нам причиняют зло, в нашей душе может родиться гнев, ненависть, обида. То есть те же самые чувства, что и в нашем обидчике.
Но если мы сумеем себя обуздать, победить гнев, победить страх, который гонит нас схватить палку и отомстить обидчику, это означает, что мы одержали победу над злом.
В этом случае возможно также победить зло, которое находится и в обидчике. Если человек нанёс нам удар, но вместо ответной агрессии увидел смирение, то, возможно, он успокоится и увидит, что был не прав.
Но если ответить ударом на удар, то завяжется драка. Драка выльется в ненависть и злобу.
В чём же будет победа? Да ни в чём. Была злоба в одном человеке, и теперь она поселилась в другом. Они обменялись злом, и оно умножилось.
Подставить другую щеку – это евангельская высота. И взять её сходу очень трудно. Возможно, к ней надо идти всю жизнь. Но идти – надо!»
(Иерей Игорь Сильченков, миссионер).
Рана зарастёт
«Злоба, гнев, ненависть, раздражение – это всё страсти человеческие, которые мучают душу. Нужно обращаться к Спасителю.
Он и пришёл на землю, чтобы нас от этого освободить. Поэтому нужно молиться Богу, чтобы он нас освободил от этих пагубных страстей. Если мы будем усердно просить, то ненависть уляжется.
Все наши беды происходят от незнания Священного Писания. Господь сказал: «Молитесь за обижающих вас». Если человек молится за того, кто причинил ему зло или обиду, то довольно-таки скоро обида проходит.
Каждый раз на молитве поминайте обидчика, желая ему и доброго здравия, и спасения души. Ведь всегда, когда мы молимся за какого-то человека, он становится нам родным и близким.
Если мы будем целенаправленно бороться со злопамятством, то эта рана обязательно зарастёт».
(Протоиерей Дмитрий Смирнов (1951-2020 гг.), церковный и общественный деятель).
Чтобы победить, нужно сострадать
«Апостол Павел в Послании к Римлянам пишет: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром».
Здесь, как в капельке воды, отражается вся евангельская нравственная мудрость: побеждай зло добром, потому что источник добра – Бог, и воплощение воли Божьей на земле – это добро».
Этот принцип – побеждай зло добром, а не давай злу победить себя – общий не только для христианского сознания, но и практически для всех подлинных религиозных конфессий.
Мы знаем, что Ветхий Завет содержит в себе всякие истории, в том числе жестокие и кровопролитные. Но это вовсе не значит, что религия Ветхого Завета этому учит.
А чему учит Ветхий Завет? В Книге Притч Соломоновых есть такие строчки: «долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собой лучше завоевателя».
Действительно, есть такая христианская установка – владей собой, не пытайся владеть другими.
И потом, храбрость – это, конечно, доблесть, но гораздо более существенная доблесть для подавляющего большинства из нас – это способность терпеть.
Интересно, что древние мудрецы Китая говорили о том же самом. Лао-Цзы, живший за пятьсот лет до Христа, писал: «Кто сострадает, тот побеждает в сражении».
Вот ведь парадокс: для того, чтобы победить в сражении, оказывается, нужно иметь сострадание»…
(Иеромонах Макарий (Маркиш), церковный публицист, миссионер).
Комментировать