Как учить малыша правильному поведению в храме

Как учить малыша правильному поведению в храме

Как научить малыша правильному поведению в церкви и дома, не проявляя авторитарности, но и не роняя детского достоинства? Уважение – это прекрасно, но не подразумевает, что мы позволим чаду всё и не посмеем сказать слова поперёк.

Принцип одной овечки

По словам протоиерея Александра Авдюгина, «Православие – вера добрая, удивительная по своей многогранности. В каждом человеке она видит эксклюзив, уникальность. Почему Господь идет за одной овечкой? Потому что каждая овечка – это чудо, это эксклюзив».

Любимые Богом овцы – это не только мы, но и наши дети. Правда, иногда эти уникальные овечки превращаются в упрямых, чересчур резвых, бестолковых барашков – например, на литургии в храме. Но пасти маленькую овечку мы можем, не загоняя в клетку, а применяя по отношению к ней разумные меры, ограничения и правила – причем с мягкостью и завидным постоянством.

По учению Церкви, каждый из нас «удобоизменчив», причем как в лучшую, так и в худшую сторону, так что лепить свое чадо лучше начинать как можно раньше.

Показать маленькому ребенку церковную жизнь во всей ее полноте и многообразии, сделать его частью Церкви можно, как и приучить к правильному и разумному поведению, – считает педагог-психолог Светлана Назина. По опыту работы с детьми, приобщать ребенка к церковной жизни можно и нужно с самого рождения. Грудные дети появляются в храме с родителями, и уже тогда начинают чувствовать благоприятную обстановку, слышать благозвучную музыку, любоваться огоньками свечей.

Когда ребенок подрастает и осмысленно переступает порог храма за ручку с мамой или папой, многое меняется. И если у взрослого человека восприятие веры идет от внутреннего к внешнему, то у ребенка, наоборот – от вешнего к внутреннему.

Многие вещи формируем мы сами, многое приходит извне. В храме его собственный внешний вид, облик родителей и молящихся, окружающая его особая благообразная красота помогает четко понимать, где он находится, осознавать, что это место – Божий дом, где нужно склонить голову со смирением и вести себя со всей серьезностью.

«Маленькому прихожанину очень важен настрой на то, что завтра он пойдет в церковь. Помню, моя бабушка перед тем, как идти в храм, с вечера мылась, собирала одежду и вещи – это был обязательный ритуал, в котором и я участвовала – помогала.

Собираясь в храм, можно открыть вместе церковный календарь, посмотреть, память каких святых празднуется, обязательно вместе помолиться. Такая подготовка всегда дисциплинирует, а дисциплина маленькому ребенку важна – она выстраивает его жизнь, помогает чувствовать себя в безопасности» – говорит психолог и мама.

На добром примере

Что касается поддержания у малышей дисциплины поведения, но не палочной, а воспитания у них благоговейного отношения к богослужению и посильного внимания к основным его элементам, то протоиерей Николай Чернышев считает, что это возможно при условии доброго примера взрослых и, самое главное, их искренности:

«По словам Достоевского, впечатления, пусть неосознанные, полученные в раннем детском возрасте, не заменимы ничем, они не пропадают и оказывают сильнейшее влияние на дальнейшую жизнь.

DSCN1449 - Как учить малыша правильному поведению в храме

Как важно, чтобы это были впечатления, полученные от пребывания малыша на литургии. И как много здесь зависит от того, какими людьми он окружен, чувствует ли вокруг себя настоящую церковную семью или толпу людей посторонних, холодных и безучастных!»

Нужно почувствовать, когда ребенку становится мало внешней стороны храмового благочестия – целования икон, крестика, пребывания в храме на руках у мамы.

Не упустить момент, когда пора перейти на другой уровень восприятия – прочесть первые детские книжки о Церкви, детское Евангелие, вместе обсудить прочитанное.

Что бывает, если этого вовремя не сделать? То, что и дети из церковных семей, и воспитанники воскресных школ утрачивают детское восприятие и больше не испытывают надлежащего почтения к православным святыням, неблагоговейно ведут себя во время службы – и порой это касается даже маленьких алтарников.

Дети не всегда осознают, где в жизни грань игры и реальности, и где в храме грань видимого и невидимого мира, к которым они прикасаются. Это говорит о том, что внутренняя сторона веры – Евангелие, личность и пример Христа не близки или малоизвестны им – не привиты с раннего возраста либо насаждаются формально.

Хвалим за поступки

DSCN1505 - Как учить малыша правильному поведению в храме

Светлана Назина подчеркивает еще один важный момент: да, в восприятии малыша должны различаться храм и дом, улица и детский сад – абсолютно разные для него места и сообщества.

Но нужно добиваться того, чтобы поведенческие стороны его личности одинаково адекватно проявлялись везде. Проще говоря, чтобы и в воскресной школе, и за церковной оградой ребенок оставался добрым, послушным, искренним и внимательным к другим людям.

«Для этого на практических занятиях в воскресной школе мы моделируем ситуации из обычной жизни. Выводы бывают самыми неожиданными. Все стараются быть хорошими, успешными – во многом этому способствует современная программа дошкольных и младших школьных учебных учреждений, где пропагандируется установка на успех.

Но в таком вот «успехе во что бы то ни стало» для ребенка кроется большой духовный подвох. Получается, что детский эгоизм ставится нами во главе угла, а на самом деле малыш не представляет собой то, о чем заявляет.

Нужно первым делом «включать» не современную педагогику, а верный христианский принцип: хвалить ребенка за поступки, оценивать не его самого, а его дела. Но хвалить нужно обязательно!

Вот, например, реальный случай: на занятиях в воскресной школе мальчик хорошо отвечал и заработал больше всех звездочек, но никто за него не порадовался. Это очень его расстроило. Оказывается, друзья, вполне воцерковленные малыши, просто позавидовали ему и… по-взрослому смолчали».

Вася рядом!

Для полноценной христианской – церковной и повседневной бытовой жизни – малышу важно учиться как можно раньше понимать других людей и их проблемы. Психолог привела пример, как в летнем православном лагере одному парнишке в нужный момент не помогли сверстники – не со зла, а просто не поняли, не разобрались, что он нуждается в помощи.

«Точно также в сознании ребенка существует разрыв между реальной жизнью и тем, что он узнает о Боге. Нищие и прокаженные из Евангелия вызывают сочувствие, но они где-то далеко, а стоящий рядом Вася не просит о помощи – так зачем ему помогать?

Чтобы объяснить это, то есть для более живого восприятия христианских истин детьми, нам нужны очень мудрые и тонкие, вдумчивые методы духовного воспитания и религиозного образования. А дома, для начала, просите ребенка помогать – польза от его маленьких действий велика, поскольку доставляет ему много радости».

Продолжить наше краткое размышление на эту непростую тему хотелось бы словами игумена Арсения (Соколова): «Взрослея, ребенок не может долго оставаться с детской верой. Если же он будет пытаться ее удержать, есть риск, что он станет или инфантильным, или лицемером.

Детская вера основана на подражании родителям, на воспитании; взрослая – на личном выборе. Воспитанный в церковной семье ребенок однажды становится перед этим выбором. Если он его сделает правильно, то его вера станет зрелой, ответственной.

Выбор – это, конечно, всегда риск. Но так уж Создатель уважает свободу личности, что этот выбор предоставляет каждому. На этом пути родители и мы, служители Церкви, не имеем права быть неискренними и скучными. Но есть простое и безопасное правило: обращайся с ребёнком, как со своим самым дорогим и любимым другом».

Валентина Киденко
Фото автора

Комментировать

2 комментария

  • Кристина, 05.06.2018

       Очень полезная информация , которая меня как мать направляет  , отрезвляет  ,помогает!

    Ответить »
    • Valentina, 05.06.2018

      Спасибо, Кристина! Рада, что Вам понравилось. Очень важно иметь обратную связь с читателем. Будет здорово, если поделитесь, о чем еще Вам было бы интересно прочитать, а мы напишем.

      Ответить »