<span class=bg_bpub_book_author>Валентина Киденко</span> <br>Дедушки: праотцы в семье

Валентина Киденко
Дедушки: праотцы в семье

О православной семье написано многое, но интернет мало что расскажет о дедушках, об их роли в детском духовном взрослении. Внуки и дедушки видятся реже, внутренняя дистанция между ними растет. Между тем, еще до прихода Христа в мир многие тысячелетия деды и прадеды были особенно почитаемы как носители сакрального знания о Боге и посланном нам Спасителе.

«Дедушки» из Ветхого Завета

История Ветхого Завета начинается именно с «прадедов» человечества – Авраама, Исаака и Иакова. Как не удивляться в век продвинутых информационных технологий, что именно они и их потомки пронесли через толщу веков устное предание о Спасителе мира – Мессии. Это сейчас дедушки рассказывают внукам сказки (и то все реже). Тогда же они несли священное знание-быль – и в точности донесли его, не исказив, не предав забвению, не растеряв во время войн или рабства, гонений и испытаний. И эта правда, сбереженная праотцами, привела к исполнению древних обетований и пророчеств и Рождеству Самого Христа!

IMG 3652 - Дедушки: праотцы в семьеСловно вступлением к Евангелию звучит фраза: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «Путь христианина. Проповеди» говорит так: «Церковь чтит святых праотцев. Они не видели Христа, но верили в Его пришествие, они не имели в руках Святого Евангелия, но подчинялись закону своей совести, нерукописной книги, начертанной в их сердцах. Праотцы видели Христа очами своей веры, а некоторые – в пророческом прозрении. Они исполняли волю Христа, совершая дела добра, любви, всепрощения. В Библии есть слова: «Авраам, Исаак и Иаков, не сделавшие зла» (молитва Манассии, царя иудейского, чин пения 12-ти псалмов). Святитель Димитрий Ростовский объясняет это так: «В жизни своей они не желали никому никакого зла, не хотели ни обидеть, ни оскорбить ни одного человека». Итак, святые праотцы – это христиане, которые жили до Христа». Вот какие невероятные «дедушки» у всех нас – не просто исторические фигуры, а живые наши предки в Царствии Небесном, которые еще при земном существовании деятельно заботились о своем потомстве – и потому к ним стоит молитвенно обращаться и быть услышанным.

Духовные поводыри

Сегодня проводниками ребенка во взрослый мир уверенно считают себя педагоги. А вот в старинном русском быту положение таких поводырей по праву принадлежало бабушке и дедушке, которые пользовались большим уважением.

Дедушка обычно не ухаживал за маленькими детьми, но как только ребятня подрастала – охотно пестовал ее, развлекая самодельными игрушками и рассказами об увиденном на своем веку. Дед по праву старшинства выстраивал жизнь всей крестьянской семьи, часто жившей в одной избе: воспитывал и наставлял не только свою жену, но и многочисленных сыновей и невесток, и еще более многочисленных внуков и внучек. Семейная трапеза начиналась только тогда, когда старший мужчина брал в руки ложку и приступал к еде – об этом непреложном правиле все знали с младенчества. Как рассказывают люди старшего поколения, во многих семьях эта традиция пережила Великую Отечественную войну и была утрачена в послевоенное время – наверное, и многих дедушек не стало, и семьи разъехались по новостройкам, оторвавшись от земли и корней.

Дети взрослели – и бабушке с дедушкой выпадала важная роль приобщения их к духовному миру. Старшее поколение на Руси, почти как в ветхозаветные времена, было хранителем памяти о прошлом, природных и духовных знаний и внутреннего опыта. Мудрые и в меру долголетия прозорливые, кто как не они обладал повышенным чувством справедливости и мог направить детей к вере и спасению? На собственном примере они учили первым молитвам, вместе ходили в храм, рассказывали про Евангелие, святых и чудеса. От дедушки можно было выучиться духовным стихам, церковному пению, чтению Псалтири и другим полезным вещам, на которые у родителей не хватало времени и сил.DSC 0348 - Дедушки: праотцы в семье

По мнению доктора психологических наук, член-корреспондента РАО Виктора Слободчикова, ребенку сложно повстречаться с «полным» по замыслу Божию человеком: «Ведь мы всегда какие-то частичные: младенец или молодой человек – это не весь человек, старик – также не весь человек! Такого полного человека раньше ребенок мог видеть в большой патриархальной семье: это и не появившийся еще на белый свет младенец, это младший брат или сестра, старшие сестры и братья, родители, бабушки и дедушки, а может быть и прабабушки или прадедушки. Перед ним представал буквально весь человек: от зачатия до последнего вздоха – во всей развертке всех состояний! В такой полной семье ребенку все было открыто о человеке, там происходило становление человеческого в нем! То были условия полноценного, гармоничного, неущербного взросления ребенка».

Как пишет Слободчиков, «у ребенка возникает вечный острый вопрос: «Кто я? Откуда? И вот тогда-то бабушка или дедушка становятся источником ответов и родовой памяти. Он может узнать об истории своей семьи и об отдельных событиях, о бедах или о достижениях от живого человека, да еще в таких подробностях, которых не найдешь в книжках. Кроме того, в бабушках и дедушках, несомненно, кроется тайна непрерывности рода: это живые люди, которые соединяют своим бытием, своим живым присутствием разорванные куски истории, как бы снимая разрывы во времени».

Умеющие молиться

img 5235 270x300 1 - Дедушки: праотцы в семьеСегодня модель семьи стремительно меняется. Много перемен принес ХХ век, не говоря о полутора десятилетиях XXI-го. В послевоенное время семьи стали малочисленными, из них ушло много мужчин. Стереотип советской семьи, в которой избалованный вниманием «редкий» мужчина обрел свободу и надолго не задерживался – это одинокая мама и ребенок. Как горько шутили современники, хорошая советская семья – это мама, бабушка и дети. Увы, мы во многом унаследовали эти стереотипы – возможно, переняв от старших разводы, неполные семьи, гражданские браки.

Поколения сменяются, и давно стали прошлым рассказы бабушек и дедушек о своем военном детстве, работе в тылу или участии в боях в Великой Отечественной войне. Все реже достают семейные реликвии: гимнастерки, пилотки, трудовые и боевые ордена, медали, грамоты, старые фотографии. Сейчас в возраст бабушек и дедушек входит поколение шестидесятников, и нетрудно понять, какие ценности они вынесли из тех времен: всеобщий дефицит и очереди, рок-н-ролл и свободная любовь, культ творческой личности и горделивый дух диссидентства. О вере с пенсионерами родом из 60-х-70-х годов не всегда получается поговорить. Сумеют ли они молиться за своих детей и внуков? И удастся ли им восстановить утраченный уклад жизни, единство веры и ощущение сплоченности, которые были раньше в русской семье?

Но каким бы сложным ни было сегодняшнее старшее поколение – отношения дедов с внуками испокон века оставались близкими. Мальчику особенно нужен дедушка, если нет отца. Родители всегда «строжили», а бабушки-дедушки защищали, прощали, утешали, становясь поверенными детских тайн. И эту традицию не так-то просто сломать.

По мнению Виктора Слободчикова, быть бабушками и дедушками надо учиться: «Появление внуков означает, что сразу и немедленно у тебя появился совершенно другой статус в жизни, как если бы сержанта генералом назначили! У тебя теперь новое звание, ты с этого места должен видеть на километры дальше, глубже и выше! У тебя теперь другое пространство – ты должен его обжить, освоиться в нем, быть осторожным: отсюда, с высоты теперешнего положения говорить с детьми и внуками и даже следить за интонациями своей речи! Незрелость, неготовность прародителей как раз и выражается в том, что они отказываются от новой позиции, защищаются против нее («ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал») либо, напротив, «с восторгом и усердием» узурпируют родительскую роль, отнимая ее молодых родителей. Хотя именно теперь им следует сознательно пойти на умаление своей социально-психологической роли и масштаба своих действий. Но это умаление в семейных отношениях замещается возрастанием духовной вертикали: появлением «зрячести», трезвого видения проблем».

Близкие к вечности

Виктор Слободчиков задается и другим важным вопросом: чем отличаются родители от прародителей? «С духовной точки зрения, родители больше живут сегодняшним днем, пребывая в житейских заботах, поэтому их мышление и даже речь сиюминутны. А бабушки и дедушки представляют вечность, некую совокупность времен: большое прошлое и довольно обозримое будущее. Они и говорят от этого большого времени, а не в интересах «здесь и теперь», как молодые родители. Если общение с родителем дарит ребенку непосредственную радость существования, то встреча с бабушкой и дедушкой позволяет ему усмотреть в жизненных ценностях свое собственное сокровище, богатство своей души.

Если родительская позиция тяготеет к тому, чтобы родители повторялись в детях, продолжали себя в своем ребенке, то бабушка и дедушка мудро отказываются от повторения себя и видят свою цель в том, чтобы помочь маленькому человеку обрести способность к самостоянию в жизни, научиться уважать себя и других, принять себя и мир. Для внуков в бабушке и дедушке воплощается вся полнота любви: внукам простится то, что не простится сыну или дочери – и простится полностью, всей душой».

Психолог убежден, что «для подростка мудрые бабушка и дедушка должны стать «абсолютным ухом», в которое он может выговориться. Родители начинают с подростком спорить, беседовать как с равным или поучать его как дошкольника. Чтобы быть услышанным и понятым, подростку нужен чистый «пониматель» – им и являются мудрые бабушка и дедушка! Они только слушают – не комментируют, не оценивают, и тогда в своем монологе подросток уясняет, чего он не понимал или что не так делал. «Ненавидь грех, но люби человека», – этот принцип в состоянии реализовать именно бабушки и дедушки».

Слободчиков считает, что только в свете евангельского абсолютного смысла жизни можно понять миссию старшего поколения. Если у бабушек и дедушек «откроются глаза», то появится шанс не воевать с молодыми, не разоблачать их, не укорять за ошибки и промахи. Функция мудреца предписана бабушкам и дедушкам, которые все видят в свете и перспективе вечности. И мудрость их должна разливаться и на внуков, и на собственных детей. Вместо того чтобы киснуть, дряхлеть и ждать медицинского конца, они обретают возможность открыть целый мир и новую жизнь в этом новом статусе».

Не допустим «переформат»

Святейший Патриарх Кирилл не раз отмечал, что жизнь человека напрямую зависит от существования традиционной семьи: «Мы сталкиваемся с попытками пересмотреть представление о семье, изменить культуру и законодательство таким образом, чтобы понятие семьи было искажено и в итоге разрушено… Семья – это Богом установленная институция, она укоренена в самой природе человеческой личности.

o. Viktor - Дедушки: праотцы в семьеПоэтому разрушить семью, не переформатировав этой природы, этого сознания, невозможно. И когда мы сегодня это констатируем, то должны ясно понимать, что речь идет… о разрушении самой человеческой личности». От слов Предстоятеля Церкви невозможно не вздрогнуть. Ведь, когда во Франции семейные пары с детьми вышли на шествие в защиту традиционной семьи и ее ценностей, то кто, кроме журналистов, услышал их?

Наша молитва заметнее Богу, чем транспаранты, действеннее, чем шествия. Но многое зависит от нас – способных не только к разрушению, хаосу, греху, но к созиданию семьи с любовью ко всем ее поколениям. Требуется дедушка? Звоните ему, пишите, настойчиво зовите в гости, пусть отвлечется от зарабатывания денег и соцсетей и навестит детей и внуков, и у вас найдется, о чем поговорить, чем душевно обогатить друг друга.

Вспоминая собственного дедушку, его мудрость, терпение и неиссякаемую доброту, каждый может представить: если он, простой человек, был настолько заботлив, так умел любить и прощать своих капризных, эгоистичных и бестолковых внуков – то каков же тогда Отец наш Небесный, который любит больше него?

Валентина Киденко

Фото автора

Комментировать