Священномученик Влади́мир Амбарцумов, Московский, пресвитер
Житие
Священномученик Владимир родился 20 сентября 1892 года в городе Саратове. Его отец Амбарцум Егорович Амбарцумов вместе с Федором Андреевичем Pay был одним из основоположников обучения и воспитания глухонемых в России. Овдовев, с тремя маленькими детьми он приехал в немецкую колонию Сарепту под Царицыном в поисках воспитательницы для осиротевших младенцев. В местной кирхе ему порекомендовали добропорядочную девицу из лютеранской семьи Каролину Кноблох.
Взяв на себя заботы о детях Амбарцума Егоровича, Каролина Андреевна со временем полюбилась отцу воспитываемых ею сирот и вышла за него замуж. Во втором браке у Амбарцума Егоровича родилось еще трое детей, младшим из которых был Владимир. Детей воспитывали в лютеранской вере.
В Саратове, по семейному преданию, Амбарцум Егорович содержал частную школу для глухонемых. Будучи человеком милостивым, нестяжательным (детей бедных людей он учил безвозмездно) и непрактичным, он не смог поставить бытие своей школы на прочную материальную основу и разорился. Из Саратова семья Амбарцумовых в конце 1890-х годов переехала в Москву и поселилась на Шаболовке. Владимир Амбарцумович поступил учиться в Московское Петропавловское училище при Петропавловской лютеранской церкви, находившееся в Петроверигском переулке. После окончания училища для продолжения образования он переехал в Берлин, где жили в то время братья его матери Каролины Андреевны.
В 1913-1914 годах, учась в Берлинском политехникуме, Владимир Амбарцумович давал частные уроки. Тогда же он впервые познакомился с христианским молодежным движением.
Однажды утром в июле 1914 года Владимир Амбарцумович проснулся и почувствовал с исключительной остротой, что ему надо возвращаться в Россию. Завершив в течение дня все неотложные дела, он выехал из Берлина на одном из последних поездов, уходящих в Россию перед началом Первой мировой войны.
По возвращении в Россию Владимир поступил на физико-математический факультет Московского Императорского университета. В годы обучения в университете он стал членом Христианского студенческого кружка и перешел в баптизм. Целью христианского студенческого движения была проповедь слова Божия среди молодежи, а основной формой деятельности – изучение Евангелия в небольших кружках. В России в христианском студенческом движении принимала широкое участие и православная интеллигенция.
В Христианском студенческом кружке Владимир познакомился с Валентиной Алексеевой, с которой его связывали общие духовные устремления, и в 1916 году женился на ней.
После окончания университета Владимир, будучи талантливым физиком, оставил научную деятельность, устроился преподавателем и решил полностью посвятить свою жизнь проповеди Евангелия. Смыслом жизни молодой четы стало развитие деятельности молодежного христианского кружка. Такое душевное устроение, при котором религиозные интересы ставились выше всех других, Владимир унаследовал от своих предков, среди которых были миссионеры и религиозные деятели. Искание «единого на потребу» влекло его сердце к православию.
В годы Гражданской войны из-за голода в Москве Владимир Амбарцумович с семьей и близкими друзьями переехал в Самару и устроился на работу в музей. Владимир Амбарцумович организовал в Самаре около десяти христианских кружков, в каждый из которых входило от десяти до пятнадцати человек. Собрания кружков вначале устраивались на частных квартирах, а затем был приобретен дом пятистенок, в одной половине которого поселилась семья Владимира Амбарцумовича, а в другой проводились занятия и собрания кружков. За активную деятельность по организации молодежного христианского движения Владимир Амбарцумович впервые был арестован в 1920 году и привезен в Москву. Через пять недель он был освобожден из заключения с подпиской о невыезде из столицы.
Валентина Георгиевна с сыном Евгением возвратилась из Самары в Москву. Владимир, восстановив связь с московским студенчеством, организовал новый христианский кружок. В Кречетниковском переулке был найден брошенный дом и силами студентов приведен в порядок. В этом доме поселилась семья Владимира Амбарцумовича и наиболее активные члены кружка, здесь проводились занятия с молодежью по изучению Евангелия.
В начале 1920-х годов христианское студенческое движение получило развитие во многих городах России. Объединяющим центром движения стал Центральный комитет Христианских студенческих кружков, председателем которого был избран Владимир Амбарцумов. Центральный комитет вел организационную работу, устраивал съезды представителей кружков.
24 мая 1923 года у Владимира Амбарцумова умерла от пищевого отравления жена, оставив ему пятилетнего сына Евгения и годовалую дочь Лидию. Прощаясь с мужем, она сказала: «Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя: будь для детей не только отцом, но и матерью... Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите...»
Заботу о детях взяла на себя Мария Алексеевна Жучкова (будучи православной, она при крещении Евгения и Лидии в 1925 году стала их крестной матерью). После смерти жены Владимир Амбарцумович целиком посвятил себя работе в кружке и жил в основном на его средства (время от времени он находил работу, не требовавшую от него большой отдачи: в 1922-1923 годах он состоял на службе в Рентгеновском институте, а в 1923-1924 годах – в Союзе коммунальников).
До 1924 года христианские студенческие кружки пользовались всеми правами легальных общественных организаций, проводили публичные лекции на религиозные темы, в том числе и в Политехническом музее. В 1924 году деятельность христианского студенческого движения советской властью была запрещена, и многие руководители движения были готовы подчиниться запрещению. Но Владимир Амбарцумович рассудил иначе. Он считал, что в такое сложное и бурное время, какими были послереволюционные годы, христианское просвещение в России необходимо, и принял решение продолжать деятельность нелегально. Занятия кружков проводились на частных квартирах, и даже организовывались съезды представителей кружков.
В этот период жизни Владимир Амбарцумович чудом избежал ареста. Однажды ночью в дом Николая Евграфовича Пестова, где находился Владимир Амбарцумов, с ордером на обыск и арест пришли сотрудники ОГПУ. Чекист, проводивший обыск, не зная, что Владимир Амбарцумович является председателем движения, продержал его всю ночь и наутро отпустил, арестовав Николая Евграфовича.
После этого случая Владимир Амбарцумович изменил свою наружность (сбрил бороду и постриг волосы), уволился с гражданской службы и не имел постоянного места жительства, но, несмотря на опасность положения, продолжал работу в кружке.
В середине 1920-х годов круг общения Владимира Амбарцумовича обновился, среди его знакомых появилось много православных людей; тогда же он познакомился с протоиереем Валентином Свенцицким, оказавшим большое влияние на его духовную жизнь. 5 декабря 1925 года в Никольской церкви на Ильинке отец Валентин крестил детей Владимира Амбарцумовича – Евгения и Лидию.
Глубокая внутренняя сосредоточенность на предметах веры, искание правды Божией и истинного ее исповедания привели Владимира Амбарцумовича в начале 1926 года, в возрасте тридцати трех лет, к решительному переходу в православие.
Став прихожанином Никольского храма на Ильинке, он начал прислуживать и читать в церкви, принял участие в организации и осуществлении большого паломничества в Дивеево и Саров. По семейному преданию, блаженная Мария Ивановна Дивеевская сказала ему, что он примет священство.
В конце 1927 года Владимир Амбарцумович, по рекомендации протоиерея Валентина Свенцицкого, был направлен в город Глазов к единомысленному с отцом Валентином епископу Ижевскому и Воткинскому Виктору (Островидову).
4 декабря в кафедральном Преображенском соборе он был рукоположен епископом Виктором во диакона, а 11 декабря – во иерея и определен на служение к Георгиевской церкви города Глазова. 25 декабря 1927 года отец Владимир был перемещен на службу в Московскую епархию и назначен настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке.
Отец Владимир имел попечение преимущественно о молодежи и подростках. Со свойственной ему ревностью он заботился о благолепии храма, уделял много внимания церковному хору.
В 1928 году отец Владимир перешел под духовное руководство архимандрита Георгия (Лаврова). Декларация от 29 июля 1927 года митрополита Сергия (Страгородского) вызвала резкий протест у отца Валентина Свенцицкого; после ее выхода он почти до самой своей кончины не признавал духовной власти митрополита Сергия. Отец Георгий, напротив, убеждал своих духовных чад не вносить новых разделений в Церковь, и без того бедствующую, и остался на стороне Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В мае 1928 года отец Георгий был арестован и после вынесения приговора выслан в Казахстан, в поселок Кара-Тюбе.
Летом 1928 года отец Владимир по просьбе священника Василия Надеждина, с которым его связывали подлинно братские отношения, временно служил в храме святителя Николая у Соломенной Сторожки.
В 1929 году Князе-Владимирский храм был закрыт. Оставшись без места, отец Владимир с сыном Евгением пытался проехать к отцу Георгию в Кара-Тюбе, но из-за голода и болезни сына вынужден был с дороги вернуться в Москву. В октябре отца Василия Надеждина арестовали и приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь. В лагере он заболел и 19 февраля 1930 года скончался в Кеми. Перед кончиной он написал письмо своим духовным детям и отцу Владимиру, прося его возглавить осиротевший приход. Отец Владимир откликнулся на предсмертную просьбу своего друга и перешел служить в Никольский приход.
В храм ходило много молодежи, но преимущественно прихожанами его являлись жители поселка при Петровско-Разумовской академии, жизнь которых была наполнена служением науке и практическому сельскому хозяйству России.
Отец Владимир сумел сохранить и укрепить приход, созданный отцом Василием. Служа в Никольском храме, он много проповедовал. Прихожанам запомнились его проповеди на темы Апостольских Посланий и Евангелия; они были содержательными и поучительными, но более рациональными, чем проповеди отца Василия.
Весной 1931 года благочинный предложил духовенству следовать формуле поминовения властей, введенной Временным Патриаршим Священным Синодом при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском), и определить свое отношение к июльской Декларации 1927 года. В случае несогласия предлагалось уволиться на покой, чтобы не попасть под запрещение в священнослужении. Отец Владимир принял решение выйти за штат. В сентябре 1931 года он поступил на гражданскую службу в Научно-исследовательский институт птицеводства заведующим группой измерительных процессов.
5 апреля 1932 года отец Владимир был арестован органами ОГПУ как «активный участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации “Истинно Православная Церковь”». Будучи допрошенным следователем, он сказал: «Как верующий человек я, естественно, не могу разделять политики советской власти по религиозному вопросу. В Институт птицеводства я поступил 8 сентября 1931 года, дал несколько изобретений – приборов по птицеводству. О том, что я лишен избирательных прав и был священником, в институте не знали. Фамилии своих знакомых предпочитаю не называть, дабы не навлечь на них неприятностей... Ведя организованную работу среди молодежи, я ставил перед собой задачу удовлетворения их личных запросов, в духе христианского понимания жизни... Повторяю, что назвать персонально этих людей я отказываюсь по моральным и религиозным причинам...»
Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ СССР 7 июля 1932 года он был приговорен к ссылке в Северный край сроком на три года, но затем вышло постановление приговор считать условным и обвиняемого «из-под стражи освободить». Об освобождении отца Владимира ходатайствовало руководство Академии наук, где он в то время работал.
В 1933 году повсеместно проводилась паспортизация, и отцу Владимиру для получения паспорта пришлось уехать на год в город Россошь и там жить и работать. В 1934 году он возвратился в Москву и устроился на работу в Институт климатологии в поселке Кучино. В Кучине отец Владимир снял две комнаты и переехал туда вместе с детьми и Марией Алексеевной; в 1935 году представилась возможность переехать в Никольское – ближе к Москве. Живя в Никольском, семья отца Владимира посещала храм в честь Почаевской иконы Божией Матери у станции Салтыковка; в этом храме отец Владимир обычно молился в алтаре. В 1930-е годы он продолжал руководить своими духовными детьми, совершая богослужения в домах наиболее близких из них.
После перехода на гражданскую службу отец Владимир выполнял много договорных работ, которые высоко оплачивались. Значительную часть заработанных средств он отдавал семьям сосланных или умерших в заключении священнослужителей. Духовные чада отца Владимира, имевшие достаток, по послушанию духовному отцу также помогали семьям ссыльных, причем отец Владимир строго следил за тем, чтобы эта помощь оказывалась своевременно и соответствовала оговоренным суммам.
Семья же самого отца Владимира имела только необходимое, ни в пище, ни в одежде не допускалось никакого излишества. Однажды дочери Лидии подарили спортивные тапочки, и они ей очень нравились.
– У тебя есть туфли, а у других ничего нет, – сказал отец Владимир дочери, и подаренные ей тапочки передал нуждающимся.
В августе 1937 года начались массовые аресты. В ночь с 8 на 9 сентября сотрудники НКВД явились в дом, где жил отец Владимир со своей семьей, и предъявили ордер на обыск и арест. В керосиновой лампе, стоявшей на шкафу, был спрятан антиминс, который с особенным тщанием искали следователи. Они разворачивали и внимательно рассматривали каждую шелковую тряпочку, но антиминса не обнаружили, ибо «яко одушевленному Божию Кивоту, да никакоже коснется рука скверных». Производившие обыск сотрудники НКВД клали на стол бумаги, письма, книги, молитвословы, положили и медальон с мощами святителя Николая. Мария Алексеевна глазами показала Жене на медальон, и он осторожно взял его со стола и положил себе в башмак. Когда уводили отца Владимира, решили, что лучше ему переобуться в ботинки сына, бывшие менее изношенными. Женя сумел снять ботинки так, что медальон с мощами остался при нем, – таким образом святыня сохранилась в семье.
Отец Владимир был заключен в Бутырскую тюрьму.
– Следствие располагает данными, что вы у себя на квартире проводили тайные богослужения. Дайте показания по этому вопросу, – потребовал следователь.
– Тайных богослужений у себя на квартире я не проводил. Начиная с 1931 года я как священник не служу, и с тех пор богослужениями не занимаюсь вообще, хотя сана с себя не снимал – не отказывался...
– Вы указали, что советская власть религиозных людей не понимала и не понимает, таким образом, на этой почве вы высказали явную враждебность к советской власти. Объясните это положение.
– Я враждебно к советской власти не настроен, и мой ответ так рассматривать нельзя...
– Вы вчера отказались дать показания в отношении лиц, входивших в организацию в 1920 году, известных вам сейчас как по месту жительства, так и по месту работы. Следствие настаивает, чтобы вы перечислили их.
– Так как я не усматриваю в деятельности этой организации ничего контрреволюционного, то я окончательно отказываюсь называть фамилии ее членов.
– 20 сентября сего года вы точно так же отказались назвать круг ваших деловых и бытовых связей, то есть людей, с коими вы имеете связь и общение в настоящее время. Следствие требует перечислить их.
– Личных знакомств у меня нет, кроме отношений по службе и по договорным работам...
– Признаете ли вы себя виновным в предъявленном вам обвинении?
– Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю...
3 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Амбарцумов был расстрелян 5 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Составитель священник Максим Максимов
«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Сентябрь-Октябрь». Тверь, 2003 год, стр. 202-216.
Библиография
- ГАРФ. Ф. 10035, д. 63970.
- ЦА ФСБ РФ. Д. Р539811. Т. 1, 2, 3.
- Амбарцумов Владимир Амбарцумович, священник. // За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956. М., 1997.
- Каледа-Амбарцумова Л. Соломенная Сторожка: О храме святителя Николая и его последних настоятелях. Московский журнал. 1992, № 10.
- [Прот. Глеб Каледа]. Он всю жизнь искал Бога. Лампада. 1997, № 27.
- Краткое жизнеописание отца Владимира Амбарцумова (1892-1937). Вестник РХД. 1990, № 160 (III).
Источник: fond.ru
Богослужения
Служба священномученику Владимиру Амбарцумову, пресвитеру Московскому
Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
21 октября 2016 года (журнал № 96)
Ме́сяца октября́ в 23-й день
Священному́ченика Влади́мира, пресви́тера Моско́вскаго
На вели́цей вече́рни
На Го́споди, воззва́х: стихи́ры, глас 2.
Подо́бен: Егда́ от Дре́ва:
Егда́ Боже́ственныя ре́вности/ се́рдце твое́ испо́лни Госпо́дь,/ священному́чениче пресла́вне,/ тогда́ всем житие́м твои́м/ ева́нгельстей про́поведи послужи́ти потща́лся еси́,/ и ничто́же возмо́же тя от Христа́ отврати́ти,/ ни скорбь, ни теснота́, ни гоне́ния,// богоблаже́нне Влади́мире.
Егда́ све́том ве́ры и́стинныя/ озари́ тя Госпо́дь,/ му́чениче всече́стне,/ тогда́, вся жите́йская во уме́ты вмени́в,/ свяще́нства дар прия́л еси́/ и, в тесноте́ и гла́де пребыва́я,/ пра́вило благоче́стия ча́дом твои́м яви́,// богому́дре Влади́мире.
Егда́ любо́вь соверше́нную/ в души́ твое́й уве́де Госпо́дь,/ свяще́нниче достохва́льне,/ тогда́ к испове́данию ве́ры правосла́вныя/ и по́двигу му́ченическому тя призва́,/ и́бо и смерть не возмо́же разлучи́ти тя/ от любве́ Бо́жия, я́же о Христе́ Иису́се./ Те́мже ны́не прославля́ем тя,// богоизбра́нне Влади́мире.
Сла́ва, глас 4:
Прииди́те, ве́рнии, лик соста́вим/ и воспои́м но́ваго священному́ченика,/ всем се́рдцем Бо́га возлюби́вшаго/ и за́поведи ева́нгельския до́бре испо́лнившаго./ Что бо обря́щем в заве́те его́?/ Или́ что насле́дим от име́ния его́?/ Не мя́гки ри́зы, но броню́ пра́вды,/ меч глаго́ла Бо́жия и щит ве́ры правосла́вныя./ Сия́ вся ору́жия и нам пода́ждь,/ священному́чениче Влади́мире,/ и моли́твами твои́ми сонасле́дницы Христу́ соде́лай,// подаю́щему тобо́ю нам ве́лию ми́лость.
И ны́не, Богоро́дичен: И́же Тебе́ ра́ди Богооте́ц проро́к Дави́д:
Вход. Проки́мен дне.
И чте́ния 3 священному́ченику.
На лити́и стихи́ры, глас 4:
О сла́вный Правосла́вия побо́рниче,/ священному́чениче Влади́мире,/ с любо́вию припа́дающе к тебе́,/ прославля́ем твоя́ по́двиги и мо́лимся:/ моли́ приле́жно за нас Го́спода,// во е́же спасти́ся душа́м на́шим.
Просвети́ся житие́ твое́ доброде́тельными светлостьми́,/ и́миже, ве́рныя просвети́в,/ тьму нече́стия разгна́л еси́./ Те́мже, сын све́та благода́тию Ду́ха Свята́го быв,/ всели́лся еси́, иде́же Свет невече́рний сия́ет,/ священному́чениче Влади́мире./ Мы же, светоно́сное твое́ прославле́ние соверша́юще,// любо́вию тя почита́ем.
Сла́ва, глас 6:
Помяни́, Го́споди, и́же о Тебе́ пострада́вшаго,/ но́ваго страстоте́рпца Влади́мира,/ му́жественно Тя испове́давшаго/ и му́ки многоразли́чныя претерпе́вшаго,// и приими́ его́ моле́ния о спасе́нии на́шем.
И ны́не, глас то́йже:
О Благода́тная и Пречи́стая Де́во Мари́е,/ Хода́таице и Засту́пнице всех ве́рных,/ предста́тельством те́плаго моли́твенника,/ священному́ченика Влади́мира,// сохрани́ и защити́ зе́млю Ру́сскую.
На стихо́вне стихи́ры, глас 5.
Подо́бен: Ра́дуйся, Живоно́сный Кре́сте:
Ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,/ крести́телю Руси́ тезоиме́нне,/ ра́дуйся, кра́сный благове́стниче,/ и́мже мно́зи глаго́лы ве́чныя услы́шаша/ и наде́жду спасе́ния улучи́ша,/ ра́дуйся, па́стырю, житие́м и сме́ртию/ доны́не ве́ре науча́яй нас.// Моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,/ ве́рою патриа́рхом дре́вним подо́бный!/ Ра́дуйся, проро́че неве́дущим Бо́га,/ ра́дуйся, Ду́ха Свята́го оби́теле!/ Ты бо в пусты́ни безбо́жия/ вся́кий во́зраст ко Христу́ приводи́л еси́/ и, я́ко друг Женихо́в,/ Тому́ страда́ньми после́довал еси́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,/ о́браз Христо́в нам явля́яй,/ ра́дуйся, кимва́ле доброгла́сный любве́ Боже́ственныя,/ ея́же ра́ди креще́нием Христо́вым крести́лся еси́/ и ча́шу Того́ испи́ти сподо́бился еси́./ Ра́дуйся, трапе́зы Небе́сныя о́бщниче/ и соприча́стниче новому́чеников и испове́дников земли́ на́шея,/ Престо́лу Христо́ву предстоя́щих,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Сла́ва, глас 8:
Ве́ра твоя́ вмени́ся в пра́вду, избра́нниче Бо́жий,/ и упова́ние па́че упова́ния во страда́ниях обре́л еси́,/ любо́вию Христо́вою созида́емь./ Те́мже и ны́не, у престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы предстоя́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
И ны́не, Богоро́дичен: Безневе́стная Де́во:
Тропа́рь, глас 3:
От ю́ности Бо́га усе́рдно взыска́вый,/ и́стину в Це́ркви Правосла́вней обре́л еси́/ и, крест па́стырскаго служе́ния ре́вностно подъе́мый,/ ве́рныя во дни гоне́ний до́бре окормля́л еси́./ Те́мже и преще́ний безбо́жных не убоя́вся,/ да́же до кро́ве пострада́л еси́,/ о́тче священному́чениче Влади́мире,// моли́ Ми́лостиваго Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
На у́трени
По 1-м стихосло́вии седа́лен, глас 1:
Ду́хом Ева́нгелия просвети́лся еси́/ и любо́вию Боже́ственною,/ е́юже позна́ются Христо́ви ученицы́,/ ча́дом свои́м и бли́жним послужи́л еси́,/ со Христо́м взыва́я:/ а́ще кто хо́щет бы́ти пе́рвым, да бу́дет всем слуга́.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Благове́стия гла́сом,/ Безневе́стная Де́во, Ма́ти Христа́ Бо́га позна́лася еси́./ Тому́ послужи́вши чи́стым житие́м Твои́м, Пресвята́я,/ от всех родо́в прославля́ешися досто́йно.
По 2-м стихосло́вии седа́лен, глас 5:
Дея́ний муже́й апо́стольских после́дователь яви́лся еси́,/ Христа́ ре́вностно пропове́дуя,/ и ду́хом на вся́цем ме́сте моля́ся,/ рука́ма свои́ма рабо́тая,/ скита́яся и беды́ терпя́,/ ны́не на Небесе́х воздая́ние пра́ведных/ прие́млеши досто́йно.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Велича́ет весь мир Тя, Ма́ти Бо́жия,/ А́нгельския си́лы славосло́вят,/ проро́цы ра́достне лику́ют,/ апо́столи благогове́йне покланя́ются,/ му́ченицы и пра́ведницы воспева́ют Тя дерзнове́нно.
По полиеле́и седа́лен, глас 1:
Му́чениче свя́те Влади́мире,/ от ю́ности Христа́ возлюби́в,/ житие́м нескве́рным во́зраст ста́рости и му́дрость приобре́л еси́,/ и ча́да твоя́, зло́бою младе́нствовати науча́я,/ я́ко де́ти ко Христу́ приве́л еси́.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Де́во Богоизбра́нная Отрокови́це,/ ве́дуще Тя я́ко Ма́терь Бо́жию/ и Засту́пницу ро́да на́шего,/ со умиле́нием непреста́нно взыва́ем Ти:/ Влады́чице Преми́лостивая, не оста́ви ча́да Твоя́.
Та́же, степе́нна, 1-й антифо́н 4-го гла́са. Проки́мен, глас 4: Честна́ пред Го́сподем// смерть преподо́бных Его́.
Стих: Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми? Вся́кое дыха́ние:
Ева́нгелие от Луки́, зача́ло 67.
По 50-м псалме́ стихи́ра, глас 6:
Ве́рою жив, пра́ведниче, был еси́,/ де́лы любве́ и милосе́рдия сию́ укрепля́я,/ священному́чениче Влади́мире,/ а́лчущим бо и кро́ва лише́нным потре́бная подава́л еси́/ и в гоне́нии непрекло́нен пребы́л еси́./ Сего́ ра́ди бесо́в полки́ победи́л еси́/ и уста́ безбо́жных загради́л еси́, я́коже не́когда Дании́л уста́ льво́в:// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Кано́н Богоро́дице со ирмосо́м на 6
и священному́ченику на 8, глас 2.
Песнь 1
Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие,/ пои́м песнь Христу́ Бо́гу,/ разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди,/ я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския,// я́ко просла́вися.
Гряди́те, лю́дие,/ пои́м песнь Христу́ Бо́гу,/ разде́льшему неве́дения на́шего мо́ре/ и наста́вльшему ны пе́ти свята́го му́ченика Своего́ Влади́мира,/ в не́мже просла́вися.
Ре́вности Моисе́овы/ испо́лнен быв, о́тче Влади́мире,/ в пусты́ни безбо́жия ве́ру умно́жил еси́/ и дости́гл еси́ обетова́нныя земли́,/ Правосла́вныя Це́ркве.
Тя, священному́чениче Влади́мире, за́поведи Госпо́дни при́сно храня́ща,/ по́лчища супоста́т не устраши́ша,/ те́мже во огра́ду Це́ркве Правосла́вныя вшед,/ дости́гл еси́ Земли́ Обетова́нныя.
Богоро́дичен: Ковче́же святы́й и Ски́ние Боже́ственная,/ путево́ждствуй и нас ны́не в Го́рний Иерусали́м,/ при́сно от Бо́га отпа́дающия,/ да насле́дницы бу́дем Земли́ Обетова́нныя.
Песнь 3
Ирмо́с: На ка́мени мя ве́ры утверди́в,/ разшири́л еси́ уста́ моя́ на враги́ моя́./ Возвесели́ бо ся дух мой, внегда́ пе́ти:/ несть свят, я́коже Бог наш// и несть пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.
Ве́рою укрепля́емь, пра́ведне,/ не затвори́л еси́ уста́ твоя́, прише́дшей годи́не безбо́жия,/ но па́че разшири́л еси́ я, пропове́дуя Христ́а,/ и, я́коже Ной пра́ведный, ве́рою обличи́л еси́ нечести́выя.
Темни́цы и враче́бницы посеща́я,/ Христа́ Авраа́млим страннолю́бием прия́л еси́,/ и я́коже о́наго, изведе́ тя Госпо́дь в Зе́млю Обетова́нную, во е́же пе́ти:/ несть пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.
Про́поведь твоя́ возсия́ во оте́честве на́шем,/ егда́ мно́зи зако́ннии Це́ркве сы́нове впадо́ша в нече́стие,/ ты же благослове́ние Иа́ковле ве́ры ра́ди насле́довал еси́,/ те́мже с новому́ченики взыва́еши:/ несть свят, па́че Тебе́, Го́споди.
Богоро́дичен: При́зри на ны, окамене́нныя се́рдцем и умо́м, Пресвята́я Де́во,/ и моли́ Сы́на Твоего́,/ да и мы ча́да Авраа́мля бу́дем/ и в ве́ре утверди́мся предста́тельством Твои́м, взыва́юще:/ несть пра́веден па́че Тебе́, Го́споди.
Седа́лен, глас 1:
Не доста́нет нам вре́мене, повеству́ющим о ве́ре твое́й,/ ю́же яви́л еси́ кроме́ Це́ркве, о́тче Влади́мире,/ но послу́шествован се́ю быв,/ дости́гл еси́ Небе́снаго Иерусали́ма,/ на Нача́льника ве́ры Иису́са взира́я,/ и кре́стным по́двигом, я́коже ле́ствицею,/ возше́л еси́ к Це́ркви напи́санных на Небесе́х,/ иде́же мо́лишися,/ да и мы с тобо́ю соверше́нство прии́мем.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Не доста́нет нам вре́мене воспе́ти чудеса́ Твоя́, Влады́чице,/ не доста́нет слове́с просла́вити та́инства, бы́вшая на Тебе́,/ па́че же дерзнове́ния не и́мамы, во гресе́х су́ще/ и во осужде́ние уста́ своя́ отверза́юще,/ но Ты сия́ очи́сти, Чисте́йшая А́нгел.
Песнь 4
Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, слух Твой, и убоя́хся,/ разуме́х дела́ Твоя́, и диви́хся, и возопи́х:// сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Услы́шав Го́спода, призыва́ющаго тя,/ по сло́ву Его́ вся су́щая в ми́ре оста́вив,/ на крест возше́л еси́.
Но́зе во благовествова́ние ве́ры обу́в/ и от си́лы в си́лу восходя́,/ свяще́нства благода́тию обле́клся еси́,/ та́же и му́ченическим венце́м увенча́лся еси́.
Моли́твы де́лание возлюби́вшаго,/ слу́жбы святы́я соверши́теля тя поста́ви Госпо́дь,/ Ему́же, и в темни́цу вве́ржен, при́сно воспева́л еси́:/ сла́ва си́ле Твое́й, Го́споди.
Богоро́дичен: Слух Госпо́день услы́шавшия/ и дела́ Госпо́дня уразуме́вшия укрепи́, Пресвята́я Де́во,/ и сподо́би си́лою Сы́на Твоего́/ дела́ Бо́жия твори́ти.
Песнь 5
Ирмо́с: Све́та Пода́телю, и веко́в Тво́рче, Го́споди,/ во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви нас,// ра́зве бо Тебе́ ино́го Бо́га не зна́ем.
Све́та испо́лнено бысть/ свяще́нное служе́ние твое́,/ те́мже во све́те за́поведей Христо́вых/ ве́рныя лю́ди ходи́ти поуча́л еси́,/ му́дрыми словесы́ вразумля́я.
Любо́вию о́трока сиро́тствующа всынови́в, свя́те,/ и духо́вная ча́да, я́коже родна́я прие́м,/ ны́не му́ченическим дерзнове́нием/ и нас духо́вныя сро́дники своя́ соде́лай.
Повеле́нием Госпо́дним усе́рдно после́дуя,/ ча́дом твои́м ми́лостивый оте́ц яви́лся еси́/ и, я́ко до́брый па́стырь, тех, любо́вию назида́я,/ Христу́ приве́л еси́.
Богоро́дичен: Угаси́ раздо́ры церко́вныя, Христе́,/ моли́твами Ма́тере Твоея́/ и наста́ви ны, не челове́ком угожда́ти, но Тебе́, Влады́ко,/ ра́зве бо Тебе́ ина́го Бо́га не зна́ем.
Песнь 6
Ирмо́с: Ко Го́споду от ки́та Ио́на возопи́:/ Ты мя возведи́ из глубины́ а́да, молю́ся,/ да я́ко Изба́вителю во гла́се хвале́ния,// и́стины же ду́хом пожру́ Тебе́.
Благоче́стное погребе́ние жены́ твоея́/ челове́ка не́коего к ве́ре приве́де,/ му́ченическая же смерть твоя́/ мно́гия из глубины́ ме́ртвых дел возставля́ет.
Во единонадеся́том часе́ при́зван,/ труды́ ре́вностныя и кончи́ну му́ченическую Христу́ прине́сл еси́,/ те́мже полу́ченный дина́рий пода́ждь нам, мо́лимся,/ я́коже всегда́ тре́бующим твори́л еси́.
Прови́дящи жена́ твоя́ гоне́ния, возвести́ тебе́ смерть за Христа́, священному́чениче,/ ты же, словесы́ си́ми укрепле́н,/ му́ченический вене́ц му́жественне восприя́л еси́.
Богоро́дичен: Ду́хом и и́стиною Бо́гу покланя́ющеся,/ воспева́ем Тя, Ма́ти Бо́жия,/ я́ко и́стинно Сло́во О́тчее ро́ждшую/ и моля́щуюся о спасе́нии ро́да христиа́нскаго.
Конда́к, глас 7:
Ору́жием пра́вды облече́нный,/ страда́ния за ве́ру му́жески прия́л еси́/ и, я́ко и́стинный во́ин Христо́в,/ мучи́телем противоста́л еси́, глаго́ля:/ привре́менно есть госпо́дство ва́ше./ Мы же вопие́м ти:/ ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,// во Ца́рствии Небе́снем венце́м нетле́нным от Бо́га увенча́нный. И́кос:
Ве́рою стра́нствия на земли́ прия́л еси́,/ Оте́чествия и́стиннаго взыску́я,/ те́мже Бог угото́ва ти Небе́сный град;/ ве́рою поноше́ние Христо́во в бога́тство вмени́в,/ еги́пет мы́сленный оста́вил еси́,/ те́мже Бог на го́ру Богови́дения тя возведе́;/ ве́рою кровь свою́ пролия́л еси́,/ на мздовоздая́ние взира́я,/ те́мже па́льмовыя ве́тви в ру́це прие́м./ Мы же ны́не вопие́м ти:/ ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,/ во Ца́рствии Небе́снем венце́м нетле́нным от Бо́га увенча́нный.
Песнь 7
Ирмо́с: О́бразу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му,/ трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния:/ посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми поя́ху:// благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Безве́стно, я́ко а́гня незло́бивое пострада́в, священному́чениче Влади́мире,/ ны́не, в бе́лых оде́ждах на Небесе́х А́гнцу предстоя́, пое́ши:/ благослове́ние и честь и сла́ва Тебе́ во ве́ки.
Небре́гл еси́ безбо́жных веле́ния, я́ко о́троцы в Вавило́не,/ те́мже по сме́рти А́нгел вознесе́ ду́шу твою́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же со ста́рцы и А́нгелы покланя́ешися Престо́лу Влады́чню.
В ро́ве земне́м скры́ти беззако́ние свое́ мня́ху уби́йцы,/ а́нгели же ду́шу твою́ к же́ртвеннику Бо́жию вознесо́ша,/ отону́дуже тщету́ мучи́телей свиде́тельствуеши, вопия́:/ благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.
Богоро́дичен: О́бразу злато́му не покланя́ющихся/ ороси́ ми́лостию Твое́ю, Богоро́дице,/ Ни́ва бо Ты еси́ неора́нная,/ ороше́нная же Ду́хом Святы́м/ и прозя́бшая Еди́наго от Тро́ицы, Бо́га оте́ц на́ших.
Песнь 8
Ирмо́с: В пещь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго,/ и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га,/ по́йте, дела́, я́ко Го́спода,// и превозноси́те во вся ве́ки.
Власть мучи́телеву, я́ко вре́менную обличи́в,/ в темни́цу вве́ржен был еси́,/ ю́же ти Госпо́дь росо́ю Ду́ха в храм претвори́./ Ны́не же пред Престо́лом Бо́жиим слу́жиши Ему́ во ве́ки.
Доброму́др быв, егда́ разделе́ния церко́вная прилучи́шася,/ Христу́ Еди́ному ве́рно послужи́л еси́/ и ча́да своя́ в послуша́нии Тому́ сохрани́л еси́./ Те́мже Седя́щий на Престо́ле обита́ет в тебе́ во ве́ки.
Бо́жие промышле́ние безро́потно прия́л еси́/ и, скита́яся и лише́ния терпя́,/ бли́жним служе́ния не оста́вил еси́, о́тче Влади́мире./ Те́мже по сло́ву Госпо́дню ра́дости неизрече́нныя насыща́ешися.
Богоро́дичен: О́гненныя пе́щи и тьмы гее́нския изба́ви нас, Влады́чице,/ но ми́лостива к нам бу́ди,/ да Тя, я́ко Богоро́дицу и Ма́терь Све́та, в пе́снех возвели́чим.
Песнь 9
Ирмо́с: Безнача́льна Роди́теля Сын, Бог и Госпо́дь,/ вопло́щься от Де́вы нам яви́ся,/ омраче́нная просвети́ти, собра́ти расточе́нная,// Тем Всепе́тую Богоро́дицу велича́ем.
Земны́м отце́м Свяще́нному Писа́нию науче́н,/ от Отца́ Небе́снаго печа́ть Ду́ха Свята́го прия́л еси́/ и, Сы́ну Бо́жию после́довав,/ да́ры Небе́сныя по́двигом му́ченическим оправда́л еси́.
Гоне́ния, предрече́нная ти, прия́л еси́ от безбо́жных/ и, сло́ву ева́нгельскому после́дуя,/ мно́гия ско́рби и муче́ния претерпе́л еси́,/ сего́ ра́ди ны́не лику́еши во оби́телех О́тчих.
Бо́гу ны́не предстоя́,/ просвети́ ны, грехми́ мно́гими омраче́нныя,/ воздви́гни от сна грехо́внаго/ и научи́ ны воспева́ти Тро́ицу Единосу́щную и Неразде́льную.
Богоро́дичен: И́мамы в бе́здне му́читися, омраче́ннии страстьми́,/ а́ще не Ты, Де́во, умо́лиши Сы́на Твоего́,/ да поми́лует нас,/ тем Всепе́тую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Свети́лен:
Днесь све́тлый о́блак свиде́телей Бо́жиих призва́вше,/ вся новому́ченики Це́ркве Ру́сския просла́вим,/ да облиста́ет нас Со́лнце Пра́вды, Христо́с Бог наш,/ моли́твами священному́ченика Влади́мира,/ и́же ку́пно с ни́ми Престо́лу Бо́жию предстои́т/ и Све́та Невече́рняго наслажда́ется.
Сла́ва, и ны́не, Богоро́дичен:
Днесь, Богома́ти,/ сия́нием Твои́х образо́в огражда́еши и осеня́еши нас./ Мы же благода́рне вопие́м Ти:/ ра́дуйся, Засту́пнице усе́рдная,/ гре́шных Спору́чнице и всех скорбя́щих Ра́досте.
На хвали́тех стихи́ры на 4, глас 1.
Подо́бен: Всехва́льнии му́ченицы:
О всехва́льне священному́чениче!/ Ты мучи́тельми в зе́млю лю́те вве́ржен был еси́,/ но А́нгели на Не́бо ду́шу твою́ прия́ша,/ отону́дуже всем лю́бящим тя,/ я́ко звезда́ пресве́тлая сия́еши,/ и па́мять твою́ днесь све́тло соверша́ющих// в Небе́сныя оби́тели путево́дствуеши.
О всехва́льне священному́чениче!/ Ты, сла́вы земны́я бе́гая,/ кра́сная ми́ра сего́ отве́ргл еси́/ и на путь скорбе́й и страда́ний/ му́жественне возше́л еси́./ Сего́ ра́ди му́ченик Госпо́день наре́клся еси́/ и, в ли́це святы́х ны́не водворя́яся,// мо́лишися о спасе́нии душ на́ших.
О всехва́льне священному́чениче!/ Тебе́ чи́стыми се́рдцем и усты́/ похвале́ние приноси́ти подоба́ет,/ ты же, не́мощь душе́вную на́шу/ и ску́дость слове́сную ве́дая,/ приими́ с любо́вию днесь пе́ние сие́/ и, Престо́лу Бо́жию предстоя́,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Сла́ва, глас 2:
Со́тника ве́ру, и во Изра́или неве́домую, показа́в,/ от лю́теровы ве́ры в Правосла́вие преше́л еси́/ и, стори́чный плод Христу́ прине́с,/ во Ца́рствии Небе́снем со Авраа́мом возле́гл еси́./ Те́мже с ним Го́спода моли́,/ да изба́вит нас тьмы кроме́шния// и спасе́т ду́ши на́ша.
И ны́не, глас то́йже:
Все упова́ние мое́ на Тя возлага́ю,/ Ма́ти Бо́жия,// сохрани́ мя под кро́вом Твои́м.
На Литурги́и
Слу́жба вся священному́ченику
Моли́тва
О священному́чениче Влади́мире, избра́нный учениче́ и после́дователю Христо́в! От ю́ности твоея́ Бо́га усе́рдно взыска́в, ве́ру и́стинную обре́л еси́ и, сло́вом ева́нгельским, я́ко свети́льником, весь путь жития́ твоего́ озари́в, в те́мную годи́ну гоне́ний крест па́стырский небоя́зненно подъя́л еси́ и, ве́рным наста́вник, окорми́тель и уте́шитель быв, смерть за ве́ру претерпе́л еси́. Те́мже моли́ся и ны́не Влады́це Христу́, правосла́вныя христиа́ны от разделе́ний соблюсти́, свяще́нники и мона́шествующия в по́двизе укрепи́ти, о́троки от па́губных и бесо́вских наве́тов сохрани́ти и вся ве́рныя в Правосла́вии утверди́ти и сию́ ве́ру святу́ю непрело́жну нам соблюсти́, да просла́вим ку́пно с тобо́ю на Небесе́х Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
От ю́ности Бо́га усе́рдно взыска́вый,/ и́стину в Це́ркви Правосла́вней обре́л еси́/ и, кре́ст па́стырскаго служе́ния ре́вностно подъе́мый,/ ве́рныя во дни́ гоне́ний до́бре окормля́л еси́./ Те́мже и преще́ний безбо́жных не убоя́вся,/ да́же до кро́ве пострада́л еси́,/ о́тче священному́чениче Влади́мире,/ моли́ Милостива́го Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: С юности Бога усердно искавший, истину в Церкви Православной обрел ты и, крест пастырского служения ревностно поднявший, верующих во дни гонений прекрасно окормлял ты. Потому и угроз безбожников не побоялся, даже до смерти пострадал ты, отче священномученик Владимир, моли Милостивого Бога о спасении душ наших.
Кондак, глас 7
Ору́жием пра́вды облече́нный,/ страда́ния за ве́ру му́жески прия́л еси́/ и, я́ко и́стинный во́ин Христо́в,/ мучи́телем противоста́л еси́, глаго́ля:/ привре́менно е́сть госпо́дство ва́ше./ Мы́ же вопие́м ти́:/ ра́дуйся, священному́чениче Влади́мире,// во Ца́рствии Небе́снем венце́м нетле́нным от Бо́га увенча́нный.
Перевод: Надевший доспехи праведности (Рим.13:12, 2Кор.6:7), мученичество за веру мужественно претерпел ты и, как истинный воин Христов, восстал против мучителей, говоря: «Временна власть ваша». Мы же взываем к тебе: «Радуйся, священномученик Владимир, в Царствии Небесном венцом нетленным Богом увенчанный».
Молитва
О, священному́чениче Влади́мире, избра́нный учениче́ и после́дователю Христо́в! От ю́ности твоея́ Бо́га усе́рдно взыска́в, ве́ру и́стинную обре́л еси́, и сло́вом ева́нгельским, я́ко свети́льником, весь путь жития́ твоего́ озари́вый, в те́мную годи́ну гоне́ний крест па́стырский небоя́зненно подъя́л еси́, и ве́рным наста́вник, окорми́тель и уте́шитель быв, смерть за ве́ру претерпе́л еси́. Те́мже моли́ся и ны́не Влады́це Христу́ правосла́вныя христиа́ны от разделе́ний соблюсти́, свяще́нники и мона́шествующия в по́двизе укрепи́ти, о́троки от па́губных и бесо́вских наве́тов сохрани́ти и вся ве́рныя в Правосла́вии утверди́ти и сию́ ве́ру отце́в непрело́жну нам соблюсти́, да просла́вим ку́пно с тобо́ю на Небесе́х Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
2-я Молитва
О, святы́й священному́чениче Влади́мире, избра́нный учениче́ и после́дователю Христо́в, ве́рою, я́ко свети́льником, озари́вый ве́сь пу́ть жития́ твоего́, наипа́че же в те́мную годи́ну гоне́ний, егда́ и сме́рть за ве́ру претерпе́л еси́ и возше́л еси́ к све́ту Богообще́ния, иде́же лице́м зри́ши Бо́га, Ему́же послужи́л еси́. Благода́ть восприя́л еси́, ве́ру у́бо, в не́йже бе́ воспита́н умно́жив, креще́нием и́стинным крести́лся еси́, и кре́ст свяще́ннический на пе́рси восприя́в, на кре́ст Голгофский возше́л еси́, от си́лы ве́ры вы́ну в си́лу любве́ восходя́, бли́жним у́бо послужи́л еси́, у́зники и больны́я уте́шив, ве́рныя от раско́ла сохрани́в и дру́ги твоя́ от безбо́жных гони́телей сокры́в. Те́мже приими́ и на́шу моли́тву, ча́д твои́х, Бо́га о тебе́ благодаря́щих, Госпо́дь бо не сокры́ по́двига твоего́ от на́с, и просла́вити тя́ благослови́, и сро́дники твоя́ моли́твами твои́ми Це́ркви вся́ко послужи́ти сподо́би. Те́мже моли́ся и ны́не Влады́це Христу́, свяще́нники умудри́ти и от разделе́ний соблюсти́, мона́шествующия в по́двизе укрепи́ти, де́ти от па́губных наве́тов бесо́вских сохрани́ти и вся́ ве́рныя в правосла́вии утверди́ти, и сию́ ве́ру отце́в непрело́жну до конца́ на́м соблюсти́, да просла́вим ку́пно с тобо́ю на Небесе́х Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?