Благоверный князь Влади́мир Владимирский
Дни памяти
6 июля - Собор Владимирских святых
Житие
Благоверный князь мученик Владимир Владимирский (Владимир Георгиевич) родился примерно в 1215 году (между летом 1214 и весной 1216 г.) во Владимире в княжеской семье. Отец – благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович (в 1212-1216, 1218 –1238 вел. кн. владимирский). Мать – благоверная княгиня мученица Агафия Владимирская. Внук вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо.
После возвращения Георгия Всеволодовича в феврале 1218 г. во Владимир на великокняжеский стол, святой Владимир принимал участие в ряде торжественных церковных церемоний, имевших большое значение для всей религиозной жизни Сев.-Вост. Руси: 14 марта 1227 г. во Владимире поставление на кафедру священномученика Митрофана Владимирского, 9 марта 1230 г. перенесение мощей мч. Авраамия Болгарского в Успенский собор владимирского Княгинина в честь Успения Пресв. Богородицы монастыря.
1236 г.– вел. кн. Георгий Всеволодович «ожени сына своя Володимера и Мстислава», жена – благоверная княгиня мученица Христина (1219—1238) (происхождение неизвестно, предположительно — из рода Мономашичей).
1237 г. – святой Владимир по-видимому по поручению отца, находился в Москве.
В сер. янв. 1238 г. он вместе с воеводой Филиппом Нянькой оборонял Москву от войск Чингизидов. Здесь попал в плен к хану Батыю.
2 февраля 1238 г. – монголы привели князя к Золотым воротам Владимира. Князь «бе... уныл лицем», но не терял мужества. После отказа владимирцев сдать город святой Владимир принял мученическую кончину от рук монголов недалеко от Золотых ворот. После ухода захватчиков оставшиеся в живых горожане нашли тело князя-мученика и похоронили в Успенском соборе Владимира рядом с братьями Мстиславом и Всеволодом, погибшими при обороне Владимира.
Предположительно в память о месте гибели святого Владимира на левом (западном) косяке арочного проёма Золотых ворот уставом была сделана памятная надпись: «Гюргич», к-рую Н. Н. Воронин датировал днем смерти святого – 2 февр. 1238 г.
Во 2-й пол. XVII в. мощи святого Владимира вместе с мощами Мстислава и Всеволода Георгиевичей, а также кн. Феодора-Ярослава Всеволодовича покоились в приделе вмч. Георгия.
Во время реставрации Успенского собора в 1882 г. захоронения были освидетельствованы. В гробнице святого Владимира помимо его останков лежало множество сложенных в беспорядке костей. В нач. XX в. гробница с мощами святого Владимира находилась в правом придельном алтаре в нише, на к-рой была высечена надпись: «Мощи благоверного великого князя Владимира Георгиевича положены на сем месте в лето 6745 февраля 7 дня»
Имя святого Владимира было записано в митрополичий синодик, поминалось не только во Владимире, но и в Москве. В синодике Успенского собора Московского Кремля установлено пение «вечной памяти» «благоверному князю Васильку Константиновичу и благоверному князю Володимиру Юрьевичу, избиенным отъ Батыя».
Имя святого Владимира попало в некоторые списки синодика нижегородского Печерского в честь Вознесения Господня муж. мон-ря. Здесь святой Владимир записан ранее братьев Всеволода и Мстислава, что с хронологической т. зр. верно, ибо он погиб прежде их.
В грамоте царя Иоанна IV Васильевича Грозного клирикам Успенского собора кон. 40-х – нач. 50-х гг. XVI в. (не сохр., известна в публикации XIX в.) излагался порядок поминания архиереев, вел. князей, княгинь и их детей, чьи останки почивали во Владимире. О поминании вел. кн. Георгия и его сыновей в грамоте говорилось: «Великого князя Георгия Всеволодича по детех по Владимире, по Всеволоде, по Мстиславле в год по всех одна панахида на их память февраля в 7 день». По князьям полагалось «правити... средния понахиды против того, как на Москве по удельных князех».
Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Владимирских святых в 1982 г.
Праздник святому Владимиру установлен 4 февраля и 23 июня – в Соборе Владимирских святых.
Источник: Владимир и область
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11