Мученица Татиа́на Гримблит
Дни памяти
17 мая (переходящая) - Собор новомучеников, в Бутове пострадавших
7 сентября (переходящая) - Собор Московских святых
1 октября - Собор новомучеников и исповедников земли Владимирской
10 декабря - Собор новомучеников и исповедников Радонежских
Житие
Мученица Татиана родилась 14 декабря 1903 года в городе Томске в семье служащего акцизного управления Николая Гримблита. Образование Татьяна получила в Томской гимназии, которую она окончила в 1920 году. В этом же году скончался ее отец, и она поступила работать воспитательницей в детскую колонию «Ключи». Воспитанная в глубоко христианском духе, желая подвига и взыскуя совершенства в исполнении заповедей Господних, она, едва окончив школу, посвятила свою жизнь помощи ближним. В 1920 году завершилась на территории Сибири гражданская война и начались репрессии против народа, а вскоре и сама Сибирь с ее обширными пространствами стала местом заключения и ссылок. В это время благочестивая девица и ревностная христианка Татьяна постановила себе за правило почти все зарабатываемые средства, а также то, что ей удавалось собрать в храмах города Томска, менять на продукты и вещи и передавать их заключенным в Томскую тюрьму. Приходя в тюрьму, она спрашивала у администрации, кто из заключенных не получает продуктовых передач, – и тем передавала.
В 1923 году Татьяна повезла передачи нуждающимся заключенным в тюрьму в город Иркутск. Здесь ее арестовали, предъявив обвинение в контрреволюционной деятельности, которая заключалась в благотворительности узникам, но через четыре месяца ее освободили. В 1925 году ОГПУ снова арестовало Татьяну Николаевну за помощь заключенным, но на этот раз ее освободили через семь дней. После освобождения она по-прежнему продолжала помогать заключенным. К этому времени она познакомилась со многими выдающимися архиереями и священниками Русской Православной Церкви, томившимися в тюрьмах Сибири.
Ее активная благотворительная деятельность все более привлекала внимание сотрудников ОГПУ и все более раздражала безбожников. Они стали собирать сведения для ее ареста, которые в конце концов свелись к следующей характеристике подвижницы, ставшей со временем всероссийской благотворительницей: «Татьяна Николаевна Гримблит имеет связь с контрреволюционным элементом духовенства, которое находится в Нарымском крае, в Архангельске, в Томской и Иркутской тюрьмах. Производит сборы и пересылает частью по почте, большинство с оказией. Гримблит во всех тихоновских приходах имеет своих близких знакомых, через которых и производятся сборы».
6 мая 1925 года начальник секретного отделения ОГПУ допросил Татьяну Николаевну о том, помогала ли она сосланному духовенству и кому именно, а также через кого она пересылала посылки в другие города. Татьяна Николаевна ответила:
– С 1920 года я оказывала материальную помощь ссыльному духовенству и вообще ссыльным, находящимся в Александровском централе, Иркутской тюрьме и Томской и в Нарымском крае. Средства мной собирались по церквям и городу, как в денежной форме, так и вещами и продуктами. Деньги и вещи посылались мной по почте и с попутчиками, то есть с оказией. С попутчиком отправляла в Нарымскую ссылку посылку весом около двух пудов на имя епископа Варсонофия (Вихвелина). Фамилию попутчика я не знаю. Перед Рождеством мною еще была послана посылка на то же имя, фамилию попутчика тоже не знаю. В Александровском централе я оказывала помощь священникам, в Иркутской тюрьме епископу Виктору (Богоявленскому), в Нарымской ссылке священникам Попову и Копылову, епископам Евфимию (Лапину), Антонию (Быстрову), Иоанникию (Сперанскому), Агафангелу (Преображенскому) и заключенному духовенству, находящемуся в Томских домах заключения, и мирянам; вообще заключенным, не зная причин их заключения.
– Обращались ли вы к духовенству с просьбой оказать содействие по сбору средств на заключенных и ссыльных, – спросил следователь.
– Да, обращалась, но получала с их стороны отказ, – ответила Татьяна, не желая впутывать в это дело никого из знакомого ей духовенства.
– Кого вы знаете из лиц, производивших помимо вас сборы на заключенных и ссыльных?
– Лиц, производивших помимо меня сборы, не знаю.
На следующий день ОГПУ выписало ордер на ее арест, и она была заключена в Томское ОГПУ.
18 мая следствие было закончено и ОГПУ постановило: «Принимая во внимание, что дознанием не представляется возможность добыть необходимые материалы для гласного суда, но виновность... все же установлена, а посему дознание считать законченным и, согласно приказу ОГПУ за № 172, таковое направить в Особое Совещание при Коллегии ОГПУ для применения... внесудебного наказания – административной ссылки». Татьяна Николаевна вместе с некоторыми другими арестованными священниками рассматривалась как «вдохновительница тихоновского движения в губернии. С удалением их из губернии значительно поколеблются устои тихоновской организации». Документы дела были препровождены в ОГПУ в Москве, а после того, как здесь было принято решение о репрессиях против арестованных, 26 марта 1926 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну в Зырянский край на три года. 1 июля 1926 года Татьяна Николаевна по этапу была доставлена в Усть-Сысольск.
15 июля 1927 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать Татьяну Николаевну этапом через всю страну в Казахстан на оставшийся срок. 15 декабря она прибыла в Туркестан. 19 декабря 1927 года Особое Совещание постановило освободить ее, предоставив ей право жить, где пожелает. О том, что она освобождена, сотрудники ОГПУ в Туркестане сообщили ей только 10 марта 1928 года, и 16 марта Татьяна Николаевна выехала в Москву. Она поселилась неподалеку от храма святителя Николая в Пыжах, в котором служил хорошо ей знакомый священник архимандрит Гавриил (Игошкин). Татьяна стала постоянной прихожанкой храма Николы в Пыжах, где она стала петь на клиросе. Вернувшись из заключения, она еще активней помогала оставшимся в ссылках и находящимся в тюрьмах заключенным, многих из которых она теперь знала лично. Посещения заключенных и помощь им стали ее подвигом и служением Христу. По выражению многих святителей, стяжавших впоследствии мученический венец, она стала для них новым Филаретом Милостивым. В подвиге милосердия и помощи, безотказности и широте этой помощи ей не было равных. В ее сердце, вместившем Христа, никому уже не было тесно.
В начале тридцатых годов поднялась очередная волна безбожных гонений на Русскую Православную Церковь, когда были арестованы несколько десятков тысяч священнослужителей и мирян. Сотни их были арестованы и в Москве, и среди них 14 апреля 1931 года была арестована и Татьяна. Через несколько дней следователь допросил ее. Она рассказала, что действительно помогала ссыльным и заключенным, но только она, особенно вначале, помогала всем заключенным, вовсе не интересуясь, церковные это люди или нет, и даже по политическим ли они осуждены статьям или по уголовным, для нее было важно только то, что они нуждались и не имели того, кто бы им помогал.
30 апреля 1931 года Особое Совещание приговорило Татьяну Гримблит к трем годам заключения в концлагере, и она была отправлена в Вишерский исправительно-трудовой лагерь в Пермской области. Здесь, в лагере, она изучила медицину и стала работать фельдшером, что как нельзя лучше соответствовало выбранному ею подвижническому пути – беззаветному служению ближним. В 1932 году она была освобождена с запретом жить в двенадцати городах на оставшийся срок. Местом жительства она избрала город Юрьев-Польский Владимирской области. После окончания срока в 1933 году, Татьяна Николаевна поселилась в городе Александрове Владимирской области и устроилась работать фельдшером в больнице. В 1936 году она переехала в село Константиново Московской области и стала работать лаборанткой в Константиновской районной больнице.
Работая в больнице, и зачастую много больше, чем ей полагалось по ее обязанностям, она почти все свои средства, а также и те, что ей жертвовали для заключенных верующие люди, отдавала на помощь находящемуся в заключении духовенству и православным мирянам, со всеми ними ведя активную переписку. В ее деятельности для всех страждущих была ощутима не только ее материальная поддержка, но и поддержка словом – в письмах, которые она посылала. Для некоторых она в иные периоды становилась единственным корреспондентом и помощником. Епископ Иоанн (Пашин) писал ей из лагеря: «Родная, дорогая Татьяна Николаевна! Письмо Ваше получил и не знаю, как Вас благодарить за него. Оно дышит такой теплотой, любовью и бодростью, что день, когда я получил его, – был для меня один из счастливых, и я прочитал его раза три подряд, а затем еще друзьям прочитывал: владыке Николаю и отцу Сергию – своему духовному отцу. Да! Доброе у Вас сердце, счастливы Вы, и за это благодарите Господа: это не от нас – Божий дар. Вы – по милости Божией – поняли, что высшее счастье здесь – на земле – это любить людей и помогать им. И Вы – слабенькая, бедненькая – с Божьей помощью, как солнышко, своей добротой согреваете обездоленных и помогаете, как можете. Вспоминаются слова Божии, сказанные устами святого апостола Павла: “Сила Моя в немощи совершается”. Дай Господи Вам силы и здоровья много-много лет идти этим путем и в смирении о имени Господнем творить добро. Трогательна и Ваша повесть о болезни[1] и дальнейших похождениях. Как премудро и милосердно устроил Господь, что Вы, перенеся тяжелую болезнь[2], изучили медицину и теперь, работая на поприще лечения больных, страждущих, одновременно и маленькие средства будете зарабатывать, необходимые для жизни своей и помощи другим, и этой своей святой работой сколько слез утрете, сколько страданий облегчите... Работаете в лаборатории, в аптеке? Прекрасно. Вспоминайте святого великомученика Пантелеимона Целителя и его коробочку с лекарствами в руках (как на образах изображают) и о имени Господнем работайте, трудитесь во славу Божию. Всякое лекарство, рассыпаемое по порошкам, разливаемое по склянкам, да будет ограждено знамением Святого Креста. Слава Господу Богу!»
Архиепископ Аверкий (Кедров), находившийся в ссылке в городе Бирске в Башкирии, писал Татьяне Николаевне: «Получил Ваше закрытое письмо, а вслед за ним открытку. За то и другое приношу Вам сердечную благодарность. Слава Богу – они по-прежнему полны бодрости и света, крепкой веры и твердого упования на промыслительную десницу Всевышнего. Слава Богу! Да никогда не иссякнет и не умалится в душе Вашей этот живоносный источник, который так облегчает здесь на земле восприятие жизненных невзгод, несчастий, ударов, неудач и разочарований. Не длинен еще пройденный путь Вашей благословенной от Господа жизни, а между тем сколько бурь пронеслось над Вашей главой. И не только над головой: как острое оружие они прошли и через Ваше сердце. Но не поколебали его и не сдвинули его с краеугольного камня – скалы, на которой оно покоится, – я разумею Христа Спасителя. Не погасили эти штормы в Вашем милом сердце ярко горящий и пламенеющий огонь веры святой. Слава Богу – радуюсь сему и преклоняюсь пред Вашим этим подвигом непоколебимой преданности Творцу, пред теми болезненными скорбями, испытаниями, страданиями нравственными, через которые лежал Ваш путь к этой победе в Вашей душе Христа над Велиаром, неба над землей, света над тьмой. Спаси Вас Христос и сохрани, помоги Вам и впредь неустрашимо и непоколебимо стоять на божественной страже своего святого святых...»
Больше всего из земных мест Татьяна Николаевна любила Дивеево, куда она приезжала часто и где служил ее духовный отец протоиерей Павел Перуанский. В одном из писем, написанном 5 сентября 1937 года архиепископу Аверкию (Кедрову), еще находившемуся в то время в ссылке в городе Бирске, беспокоясь о его судьбе, так как отовсюду стали приходить известия об арестах духовенства и мирян, она писала: «Дорогой мой Владыка Аверкий! Что-то давно мне нет от Вас весточки. Я была в отпуске полтора месяца. Ездила в Дивеево и Саров. Прекрасно провела там месяц. Дивно хорошо. Нет, в раю не слаще, потому что больше любить невозможно. Да благословит Бог тех людей, яркая красота души которых и теперь передо мной. Крепко полюбила я те места, и всегда меня туда тянет. Вот уже третий год подряд бываю там, с каждым разом все дольше. Навсегда б я там осталась, да не было мне благословения на то. А на поездку во время отпуска все благословили.
Откликайтесь, солнышко милое. А то я беспокоюсь, не случилось ли с Вами чего недоброго. Напомните мне географию. Далеко ли Бирск от Уфы? Пишите мне, я уже крепко соскучилась о Вас, родной мой».
Вечером, в тот день, когда Татьяна писала это письмо, она была арестована. Сотрудники НКВД пришли ее арестовывать, когда она писала очередное письмо священнику в ссылку, остановив ее на полуслове. Уходя в тюрьму, она оставила записку подруге, чтобы та обо всем происшедшем уведомила ее мать. Сохраняя даже в эти минуты мир и спокойствие, Татьяна Николаевна писала: «Ольга родная, прости! Прибери все. Получи белье от Дуни. Белье прибери в коробку, которая под кроватью. Постель и одежду зашей в мешки (мешка здесь два, но ты найди целые и чистые, в которых можно было бы все послать маме). Когда меня угонят отсюда, то только через десять дней пошли все маме, известив ее сначала о моем аресте письмом. Напишешь письмо, а потом через пару дней шли вещи. Деньги на пересылку у тебя будут. Деньги после десяти дней вслед за вещами отправить маме, она мне переводить будет и пересылать что надо. Ну, всех крепко целую. За все всех благодарю. Простите. Я знала, надев крест, тот, что на мне: опять пойду. За Бога не только в тюрьму, хоть в могилу пойду с радостью».
Допрашивал Татьяну начальник Константиновского районного отделения НКВД Судаков.
– Обвиняемая Гримблит, при обыске у вас изъята переписка с указанием массы адресов. Какие вы имеете связи с указанными лицами и кто они по положению? – спросил он.
– Шесть человек, указанные в адресах, являются священнослужителями, и все они были в заключении и в этапах, а в данное время они находятся в заключении и в минусах. Связь у меня с ними есть лишь письмами. Остальные адреса моих родственников, работающих в Москве и в Александрове.
После допроса заместитель начальника Константиновского НКВД Смирницкий допросил в качестве свидетелей сослуживцев Татьяны по Константиновской районной больнице – врача, медсестру и бухгалтеров.
Они показали: «Мне известно, что Гримблит посетила больного, лежащего в госпитале, к которому Гримблит не имела никакого отношения по медицинскому обслуживанию. В результате на другое утро больной рассказал врачу, что ему всю ночь снились монастыри, монахи, подвалы и так далее. Этот факт наводит меня на мысль, что Гримблит вела с больными беседы на религиозные темы. На собрании сотрудников больницы по вопросу о подписке на вновь выпущенный заем Гримблит ни за, ни против в прениях не выступала, но при голосовании за подписку на заем не голосовала».
«Гримблит зимой 1937 года, сидя у тяжело больного в палате, в присутствии больных и медперсонала после его смерти встала и демонстративно его перекрестила. В разговорах, сравнивая положение в тюрьмах царского строя с настоящим, Гримблит говорила: “При советской власти можно встретить безобразных моментов не меньше, чем прежде”. Отвечая на вопросы о том, почему она ведет скудную жизнь, Гримблит говорила: “Вы тратите деньги на вино и кино, а я на помощь заключенным и церковь”. На вопрос о носимом ею на шее кресте Гримблит неоднократно отвечала: “За носимый мною на шее крест я отдам свою голову, и пока я жива, с меня его никто не снимет, а если кто попытается снять крест, то снимет его лишь с моей головой, так как он надет навечно”. В 1936 году при обращении приехавшего одного из заключенных Дмитлага для ночевки Гримблит при встрече с ним спросила, по какой статье он сидит, и, получив ответ, что он сидит по 58 статье, с удовольствием уступила для ночлега свою комнату, заявив, что она для людей, сидящих по 58-ой статье, всегда готова чем угодно помочь. У Гримблит в период ее работы в больнице были случаи ухода с работы в церковь для совершения религиозных обрядов».
«Мне известно, что Гримблит очень религиозный человек, ставившая религию выше всего. В день Преображения в разговоре со мной Гримблит сказала: “Теперь стал не народ, а просто подобно скоту. Помню, как было раньше, когда я училась в гимназии. Сходишь в церковь, отдохнешь, и работа спорится лучше, а теперь нет никакого различия, но придет время, Господь покарает и за все спросит”. Мне также приходилась часто от Гримблит слышать слова: “Придет все же время, когда тот, кто не верует, будет после каяться и пострадает за это, как страдаем в данное время мы, верующие”. Кроме того, Гримблит использовала свое служебное положение для внедрения религиозных чувств среди стационарных больных. Находясь на дежурстве, Гримблит выдачу лекарств больным сопровождала словами: “С Господом Богом”. И одновременно крестила больных. Слабым же больным Гримблит надевала на шею кресты».
«Относительно воспитания детей в настоящее время Гримблит неоднократно говорила: “Что хорошего можно ожидать от теперешних детей в будущем, когда их родители сами не веруют и детям запрещают веровать”. И, упрекая родителей, говорила: “Как вы от Бога ни отворачиваетесь, рано или поздно Он за все спросит”. В 1936 году моя девятилетняя дочка рассказывала мне, что Гримблит ее выучила креститься, за что дала ей гостинцев».
После допросов свидетелей заместитель начальника НКВД Константиновского района допросил Татьяну.
– Обвиняемая Гримблит, не состояли ли вы и не состоите ли в настоящее время в какой-либо религиозной секте, если состоите, то каковы ее цели?
– Ни в какой секте я не состояла и не состою.
– Обвиняемая Гримблит, из каких средств вы оказывали помощь заключенным и не являетесь ли вы членом какой-либо организации, ставящей своей задачей оказание им помощи, а также внедрение религии в массы?
– Я ни в какой организации никогда не состояла и не состою. Помощь заключенным и кому могу помочь я оказываю из своих заработанных средств. Внедрением религии в массы я никогда не занималась и не занимаюсь.
– Какова причина вашей помощи в большинстве случаев политзаключенным, а также причина ведения вами переписки исключительно с политзаключенными?
– Являясь религиозным человеком, я и помощь оказывала только заключенным религиозникам, с которыми встречалась на этапах и в заключении, и, выйдя на свободу, переписывалась с ними. С остальной же частью политзаключенных я никогда не имела никакой связи.
– Как вы проявлялись как религиозный человек относительно советской власти и окружающего вас народа?
– Перед властью и окружающими я старалась проявить себя честным и добросовестным работником и этим доказать, что и религиозный человек может быть нужным и полезным членом общества. Своей религиозности я не скрывала.
– Обвиняемая Гримблит, признаете ли вы себя виновной в ведении вами антисоветской агитации за время службы в Константиновской больнице?
– Никакой антисоветской агитации я нигде никогда не вела. На фразы, когда, жалея меня, мне говорили: «Вы бы получше оделись и поели, чем посылать деньги кому-то», я отвечала: «Вы можете тратить деньги на красивую одежду и на сладкий кусок, а я предпочитаю поскромнее одеться, попроще поесть, а оставшиеся деньги послать нуждающимся в них».
После этих допросов Татьяна была помещена в тюрьму в городе Загорске. 13 сентября 1937 года следствие было закончено и составлено обвинительное заключение. 21 сентября перед отправкой обвинительного заключения на решение тройки сотрудник НКВД Идельсон вызвал Татьяну на допрос и, узнав, за что и когда она арестовывалась раньше, спросил:
– Вы обвиняетесь в антисоветской агитации. Признаете ли себя виновной?
– Виновной себя не признаю. Антисоветской агитацией никогда не занималась.
– Вы также обвиняетесь в проведении вредительства, сознательном умертвлении больных в больнице села Константиново. Признаете себя виновной?
– Виновной себя не признаю, вредительской деятельностью никогда не занималась.
Прочитав протокол допроса, Татьяна подписалась под фразой, оканчивающей протокол: «Записано с моих слов верно, мной лично прочитано».
22 сентября тройка НКВД приговорила Татьяну к расстрелу. На следующий день она была отправлена в одну из Московских тюрем, где перед казнью с нее была снята фотография для палача. Татьяна Николаевна Гримблит была расстреляна 23 сентября 1937 года и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Игумен Дамаскин (Орловский)
«Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 7». Тверь. 2002. С. 128-136
Библиография
- Архив УФСБ РФ по Томской обл. Арх. № 11803-П.
- ЦА ФСБ РФ. Арх. № Р-1086.
- ГАРФ. Ф. 10035, д. П-78635.
Примечания
[1] Имеется в виду арест – на условном языке переписки тех лет.
[2] Имеется в виду пребывание в заключении.
Источник: fond.ru
Жития и книги в библиотеке
- Мученица Татиана (Гримблит) Жития новомучеников и исповедников XX века Московской епархии
Богослужения
Служба мц. Татиане Гримблит
Текст службы утвержден
решением Священного Синода
от 9 июля 2019 г. (журнал № 82).
Месяца сентября в 10-й день
Святыя новомученицы Татианы Гримблит
На велицей вечерни
На Господи, воззвах: стихиры, глас 2.
Подобен: Егда от Древа:
Восхвалим, вернии, песньми духовными,/ мученицу добропобедную Татиану,/ яже, страха мучений не убоявшися,/ к страданием мужественне устремися/ и душу свою, яко жертву непорочную,/ в руце Подвигоположника Христа предаде./ Ныне же с лики святых жен Ему предстоит/ и молится прилежно/ мир душам нашим даровати и велию милость.
Христу Жениху рачением твоего сердца/ от младенства поработати возжелела еси,/ во дни же гонений лютых,/ любовию к Нему распалаема,/ страдания и муки небоязненно претерпела еси,/ невесто благославная Татиано./ Ныне же, в нетленнем чертозе пребывающи,/ прилежно молися Спасу и Владыце всех,/ мир душам нашим даровати и велию милость.
Яко жены мироносицы древле,/ добродетельми многими преукрашена/ и делами милосердия исполнена,/ прехвальная страдалице Татиано,/ Христа всем сердцем возлюбила еси/ и вместо мира благовоннаго/ душу твою в жертву Ему принесла еси./ Ныне же, Богу предстоящи,/ испроси душам нашим мир и велию милость.
Слава, глас 6:
Инии языцы мудростию хвалятся,/ инии богатством и силою,/ мы же славными новомученики и исповедники,/ подвиги своими процветшими,/ кровию землю нашу обагрившими/ и верныя прославляти научившими/ Отца и Сына и Святаго Духа,/ Троицу Единосущную и Нераздельную.
И ныне, праздника.
Вход. Прокимен дне. И чтения 3 мученическая.
На литии стихиры, глас 1:
Яко некогда восточнии царие/ Богомладенцу Христу дары принесоша,/ такожде и ты, Татиано богомудрая,/ принесла еси от сокровища сердца твоего/ вместо злата – веру чистую,/ вместо фимиама – молитву теплую,/ вместо смирны – страстей умерщвление,/ и явилася еси воистинну жертва благоприятная.
Яко агница нескверная,/ посреде мучителей предстала еси/ и, сих зверонравие кротостию победивши,/ дерзость же тех терпением посрамивши,/ Горняго Иерусалима достигла еси,/ мученице Татиано добропобедная,/ идеже, Христу предстоящи,/ молишися о душах наших.
Слава, глас 8:
Руце твои на рало заповедей Божиих возложивши,/ вспять не обратилася еси/ и, Христу усердно работающи,/ плод сторичный добродетелей принесла еси:/ веру несумненную, надежду известную/ и любовь нелицемерную,/ наипаче же милосердию прилежала еси,/ святая мученице Татиано./ Темже молися от бед и скорбей избавитися/ благочестно совершающим святую память твою.
И ныне, праздника.
На стиховне стихиры, глас 6.
Подобен: Все отложше:
Мученице преславная Татиано,/ ты, жена естеством сущи,/ мужественне смерть прияла еси/ и, Крестом Христовым вооружившися,/ страсти душетленныя отсекла еси/ и гордаго змия смирением попрала еси./ Ныне же, в радости вечней пребывающи,/ Христу Богу молися,/ грехов прощение нам даровати,/ благочестно совершающим святую память твою.
Стих: Зане Тебе ради умерщвляемся весь день,/ вменихомся, яко овцы заколения.
Огнем любве распалаема/ и делами милосердия украшена,/ страждущим и в заточении сущим/ усердно послужила еси/ и в радость Господа твоего вошла еси,/ Татиано, мученице преславная./ Темже и нас, добродетельми убогих/ и многими страстьми исполненных,/ от язв душетленных избави/ и на путь благочестия направи.
Стих: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.
Яко маслина плодовита/ в стране нашей явилася еси,/ мученице Христова Татиано,/ исцеляющи елеем милосердия/ души и телеса недугующих/ и твоея помощи просящих./ Ныне же, Богу предстоящи,/ данною тебе свыше благодатию/ испроси болящим исцеление/ и душам нашим велию милость.
Слава, глас 8:
Радуйся, святая мученице Татиано,/ премудрая ученице Христова,/ временная бо искушения прешедши,/ ныне в радости вечней пребываеши/ и гласа ангелов наслаждаешися,/ непрестанно воспевающих:/ Свят, Свят, Свят еси, Господи.
И ныне, праздника.
Тропарь, глас 3:
Мироносицам женам в добродетелех подражающи,/ в темницах и юзах сущим усердно послужила еси,/ и, образ евангельскаго милосердия нам показавши,/ за Христа мученическую смерть прияла еси,/ Татиано преславная./ Ныне, Богу предстоящи,/ моли спастися душам нашим.
На утрени
На Бог Господь: тропарь праздника, дважды.
Слава, святыя. И ныне, праздника.
По 1-м стихословии седален, глас 4:
Житием праведным ныне обнищах/ и грехи многими ураних душу мою,/ но ты, мученице честная,/ богатством милосердия и лечбою молитв твоих/ исцели мене, немощнаго,/ яко да воспою славныя твоя подвиги.
Слава, и ныне, праздника.
По 2-м стихословии седален, глас 4:
Яко разбойницы, обыдоша мя страсти моя,/ световидную одежду души моея совлекоша/ и ту ранами греховными уязвиша,/ но ведый тя милостивую помощницу,/ из глубины сердца моего взываю:/ пролей елей милосердия на мя/ и еле жива суща, возстави,/ Татиано, мученице честная.
Слава и ныне, праздника.
Величание:
Величаем тя,/ святая мученице Татиано,/ и чтим честная страдания твоя,/ яже за Христа/ претерпела еси.
Псалом избранный: Бог нам Прибежище и Сила:
По полиелеи седален, глас 8:
В багряницу от кровей твоих одеявшися/ и порфирою славы украсившися,/ вошла еси в чертог Христов, Татиано богомудрая,/ идеже святии новомученицы и исповедницы Церкве Русския/ Престолу Божественныя славы предстоят./ Сего ради молим тя:/ вознеси с ними молитвы о нас,/ любовию память твою празднующих.
Слава, и ныне, праздника.
Таже степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Дивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев. Стих: В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых. Всякое дыхание: Евангелие от Матфеа, зачало 104.
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Днесь восхвалим, вернии,/ дивнаго во святых Своих Бога/ и воспоим Ему благодарственно,/ яко яви нам Татиану пречудную,/ чистотою и милосердием украшенную/ и благодать Святаго Духа стяжавшую,/ и тако возопиим:/ Господи, молитвами Твоея мученицы,/ не помяни беззаконий наших,/ но спаси души наша.
Канон, глас 8.
Песнь 1
Ирмос: Воду прошед, яко сушу,/ и египетскаго зла избежав,/ израильтянин вопияше:/ Избавителю и Богу нашему поим.
Днесь память мученицы преславныя Татианы нас созва, да восхвалим, вернии, добродетели и труды ея и, торжеством духовне напитавшеся, прославим Избавителя и Бога нашего.
Благочестиваго корене отрасль всечестная сущи, мученице славная, всяцей добродетели от юности навыкла еси и, закона Божия николиже оставляющи, яко древо плодоносное при исходищах вод явилася еси.
Глагол Христов, яко блажени милостивии, от младенства в сердце твоем восприемши, доброю стезею шествовала еси, всечестная Татиано, заключенных за имя Христово утешающи и от глада избавляющи.
Богородичен: Тя, благословенную в женах, архангельским гласом величаем: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Песнь 3
Ирмос: Небеснаго круга/ Верхотворче Господи/ и Церкве Зиждителю,/ Ты мене утверди в любви Твоей,/ желаний краю, верных утверждение,/ едине Человеколюбче.
Старца Саровскаго почитающи, во обитель Дивеевскую вселитися возжелала еси, святая, обаче, волю Господню о себе познавши, к смерти и страданию уготовилася еси, поющи: утверди мене в любви Твоей, едине Человеколюбче.
Преподобнаго Гавриила, добродетельми украшена, наставника ко спасению обрела еси, блаженная Татиано, иже поучаше тя в подвизе духовнем пребывати и в любви Господней утверждатися.
Святей Анастасии Узорешительнице в милосердии подражающи, во узах и заточении сущим усердно послужила еси, богозванная невесто Татиано, поющи: утверди мене в любви Твоей, едине Человеколюбче.
Богородичен: Рождеством Твоим, Дево Пречистая, род человеческий избавила еси служения вражия и женское естество Тобою почтено бысть.
Седален, глас 8:
Кая темница не име тя юзницу,/ кий град не имать тя заступницу,/ не токмо земля Московская о тебе хвалится,/ но и Зырянская с нами ликовствует,/ и Казахстанская о тебе радуется,/ и мнози инии грады и веси свеселятся с нами в торжестве твоем,/ поминающе изгнания и прославляюще страдания твоя,/ Татиано, мученице христоименитая.
Слава, и ныне, Богородичен:
Боголюбивая Владычице, ангелов украшение и мучеников славо,/ с ними молися обрести нам милость и разрешение от беззаконий наших,/ помози течение жизни нашея добре совершити/ и Царствия Небеснаго наследники явитися.
Песнь 4
Ирмос: Услышах, Господи,/ смотрения Твоего таинство,/ разумех дела Твоя/ и прославих Твое Божество.
Нрав благ праведных жен Марфы и Марии стяжавши, единое на потребу обрела еси и веру благими делы украсила еси, алчущих питающи, странных утешающи и больных посещающи, мученице славная.
Добродетелем безсребренников и чудотворцев подражающи, на служение страждущим устремилася еси, Татиано терпеливодушная. Темже и наша телесныя и душевныя недуги исцели благоприятными твоими молитвами.
Милосердие творити в житии твоем возлюбивши, вся имения твоя в руце нищих влагала еси и тако Богу угодила еси. Темже молим тя: части человека богата, обаче немилосерда, избави нас и со всеми святыми в недрех Авраамовых вселитися Господа умоли.
Богородичен: Родила еси Сына Божия плотию, девство сохраньши, темже притекают к Тебе, Пречистая Владычице, отроковицы, девство возлюбившия, и яве побеждают невидимыя враги.
Песнь 5
Ирмос: Просвети нас повелении Твоими, Господи,/ и мышцею Твоею высокою/ Твой мир подаждь нам,/ Человеколюбче.
Девственных лик о тебе, невесто Христова, ныне радуется, собор мучеников веселится и множества благочестивых в храме взывают: Твой мир подаждь нам, Человеколюбче.
От тесноты темничныя и смраднаго заточения, мученице честная, к пространней широте рая сладости прешла еси и святых светлость узрела еси. Ныне прилежно с ними молися, даровати нам мир и веры утверждение.
О, мученице добропобедная, ластовице красная, голубице кроткая, горлице миролюбивая! Душу мою плодоносну покажи и нрав жестокосердый премени, и мир душевный низпосли молитвами твоими.
Богородичен: Ныне род человеческий возрадовася, печаль преста и радость процвете, яко Бог вселися во утробу Твою, Пречистая, и виден бысть Тобою.
Песнь 6
Ирмос: Молитву пролию ко Господу/ и Тому возвещу печали моя,/ яко зол душа моя исполнися/ и живот мой аду приближися,/ и молюся, яко Иона:/ от тли, Боже, возведи мя.
Истинною любовию, милосердием и кротостию, терпением и целомудрием украсившися, обитель Духа Святаго себе соделала еси, святая, нас же, грехами отягченныя, посети и надеждою на милость Божию ободри, молитвами твоими.
Страдания и гонения от безбожных претерпевши и силою Креста Христова диавола победивши, Небеснаго пристанища достигла еси, избраннице Христова, идеже неотъемлемый мир обрела еси.
Исповедников Христовых в темницах утешающи, нищетою вольною себе украсила еси, святая Татиано, и, страдания нивочтоже вменивши, от смерти к Жизни прешла еси.
Богородичен: Тя, Дево, яко Матерь Божию, лицы мученичестии велегласно прославляют, темже и святая Татиана, Сыну Твоему последовавши, купно с ними ублажает Тя, Пречистая.
Кондак, глас 2:
Слово Божие сердцем твоим восприемши,/ миру распялася еси,/ святая мученице Татиано,/ и, в служении страждущим Богу угодивши,/ плод добродетелей обилен пожала еси./ Сего ради буди нам ходатаица/ и умоли Создателя всех,/ безплодие сердец наших исцелити,/ да принесем Ему плоды покаяния,/ любовь, милосердие и смирение.
Икос:
Приидите, вернии, духовне возвеселимся в памяти святыя мученицы Татианы,/ и, прославляюще подвиги ея, воспоим тако:/ радуйся, града Томска благое прозябение;/ радуйся всея земли Русския украшение./ Радуйся, Церкве Божия плод благоприятный;/ радуйся, лика новомучеников наших цвет благоуханный./ Радуйся, женам мироносицам в ревности подражавшая;/ радуйся, многия добродетели стяжавшая./ Радуйся, Татиано, мученице преславная, образ милосердия нам показавшая.
Песнь 7
Ирмос: От Иудеи дошедше отроцы/ в Вавилоне иногда/ верою Троическою пламень пещный попраша, поюще:/ отцев Боже, благословен еси.
Кая темница не име тя юзницу, страдалице терпеливодушная? Ты бо, лютое неистовство мучителей безбожных мужественне претерпевающи, смирением Христовым сих победила еси. Ныне же в радости поеши: отцев Боже, благословен еси.
Евангельскими глаголы святых юзников утешала еси, достохвальная Татиано, имже божественне поревновавши, вседушно пострадати за Христа возжелела еси. Ныне же с лики мучеников в радости поеши: отцев Боже, благословен еси.
Мироносицы вземши чин, всечестная страдалице, Христу, нас ради волею обнищавшему, усердно послужила еси, егда, вместо мира, елеем милосердия страждущих и недужных умастила еси. Ныне же, Господа зрящи, поеши: Боже, благословен еси.
Богородичен: Вся жены богомудрыя с веселием прославляют Деву Пречистую, истинную Матерь Божию, и, благоговейно предстояще, Христа восхваляют во веки.
Песнь 8
Ирмос: Царя Небеснаго,/ Егоже поют вои ангельстии,/ хвалите и превозносите во вся веки.
Сластьми мира сего не прельстившися, яко цвет красный, в девстве процвела еси и мученическаго венца сподобилася еси, Татиано богомудрая, и тако, сугубый подвиг на земли совершивши, ныне с лики ангельскими Христа прославляеши.
Христа всем сердцем возлюбивши, Тому усердно последовала еси, честная, и, скверны греховныя избегши, яко голубица, крилома добродетелей в Небесный чертог возлетела еси, идеже, веселящися, песнь победную воспеваеши.
Добродетельми и подвиги твоими Богу угодила еси, Татиано достохвальная, сего ради Той в лице мучениц прослави тя и дерзновение велие дарова молитися присно о верою и любовию чтущих тя.
Богородичен: Ты Бога едина родила еси, Дево, преславно; Ты естество обновила еси Рождеством Твоим, Богородительнице Чистая.
Песнь 9
Ирмос: Воистинну Богородицу/ Тя исповедуем,/ спасеннии Тобою, Дево Чистая,/ с безплотными лики Тя величающе.
Светильник добродетели во мраце беззакония возжегши, мудрым девам сопричислилася еси, всечестная, и, в чертог брачный возшедши, Небесному Жениху Христу обручилася еси. Егоже моли спастися душам нашим.
От земных к небесным ум вперивши, сетей вражиих избегла еси, мученице Татиано, и крилами чистоты Царствия Божия достигла еси, идеже с безплотными силами Христа величаеши.
Приими, Триипостасный Боже, малую песнь сию, в память святыя Татианы, добропобедныя мученицы Твоея, сложенную. Еяже молитвами умягчи наша окамененная сердца и научи любви и милосердию.
Богородичен: Приими, о, Богомати, яко миро, от любве приносимую песнь сию, и принеси Сыну Твоему, яко дар, во оставление грехов наших.
Светилен:
Яко мудрая дева, светильник души твоея елеем украсивши,/ во след Христа устремилася еси, Татиано достоблаженная,/ и, Чертога Небеснаго достигши,/ Свет Невечерний лицезрети сподобилася еси./ Укрепи и нас, мати всехвальная,/ во свете заповедей Господних ходити/ и делы своими Бога прославляти.
Слава и ныне, праздника.
На хвалитех стихиры, глас 8.
Подобен: О, преславнаго чудесе:
О, преславнаго чудесе!/ Голубица нескверная, Татиана всеблаженная,/ девство и милосердие возлюбивши,/ сими, яко крилы духовными,/ возлете превыше видимыя твари,/ в Царство благодати и нескончаемыя радости,/ идеже, со всеми святыми пребывающи,/ молится Богу грехов оставление даровати,/ светло празднующим святую память ея.
О, преславнаго чудесе!/ Девства благое процветение,/ Татиана мученица Христова/ во дни гонений на Церковь Русскую,/ страдания мужественне претерпевающи,/ в законе Господни непорочно хождаше,/ темже, нетленным венцем увенчавшися/ и обретши дерзновение у Бога,/ подает верным велию милость.
О, преславнаго чудесе!/ О, Божественнаго произволения!/ Христова мученица Татиана,/ жена немощная сущи,/ победи коварствия демонов/ и, лютыя смерти не убоявшися,/ истину пред беззаконники исповеда./ Ныне же с безплотными силами/ Триипостаснаго Бога прославляет.
Слава, глас 6:
Мира соблазны презревши/ и любовию Божественною возгоревшися,/ в темницах сущим прилежно послужила еси,/ мученице славная Татиано,/ раны же юзников слезами омывающи,/ во исповедании веры словесы твоими сих укрепляла еси./ Ныне, во славе вечной пребывающи,/ благодать духовную нам низпосли,/ благоприятными твоими молитвами.
И ныне, праздника.
Славословие великое и отпуст.
На Литургии
Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 6: Тебе ради умерщвляемся весь день,/ вменихомся яко овцы заколения. Стих: О Бозе похвалимся весь день и о имени Твоем исповемыся во век. Апостол Коринфяном, зачало 181. Аллилуиа, глас 1: Терпя потерпех Господа, и внят ми. Стих: И услыша молитву мою. Евангелие от Матфеа, зачало 39. Причастен: Веселитеся, праведнии, о Господе, и исповедайте память святыни Его.
Молитва
О, доблественная страстотерпице Христова Татиано, земли нашея доброе прозябение, Церкве Русския благое украшение и Вышняго Иерусалима избранная дщи!
Ты, на земли благочестно поживши, Христа всем сердцем возлюбила еси и, в темницах сущих посещающи, алчущих питала еси, нагих одевала еси и словом Евангельския любве утешала еси. Таже, вземши крест свой, страдания и смерть за веру Православную прияла еси и Царствия Небеснаго достигла еси. Темже тя, яко благую и верную рабу Господню достойно почитающе, усердно просим: моли о нас Всещедраго Бога, да дарует Церкви Русской благостояние, Отечеству нашему мир, людем во благочестии преспеяние, в скорбех утешение, во обстояниих помощь и заступление, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством земное жительство пройдем и Горняго Иерусалима достигнем, идеже вкупе с тобою сподобимся прославляти дивнаго во святых Своих Бога нашего, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 3
Мироно́сицам жена́м в доброде́телех подража́ющи,/ в темни́цах и у́зах су́щим усе́рдно послужи́ла еси́/ и, о́браз ева́нгельскаго милосе́рдия на́м показа́вши,/ за Христа́ му́ченическую сме́рть прия́ла еси́,/ Татиа́но пресла́вная./ Ны́не, престо́лу Бо́жию предстоя́щи,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.
Перевод: Женам-мироносицам подражая в добродетелях, в тюрьмах и заключении пребывающим усердно послужила ты и, пример евангельского милосердия нам показав, за Христа мученическую смерть приняла ты, Татьяна прославляемая. Сейчас, престолу Божию предстоя, моли о спасении душ наших.
Кондак, глас 2
Сло́во Бо́жие се́рдцем твои́м восприе́мши,/ ми́ру распя́лася еси́,/ свята́я му́ченице Татиа́но,/ и, в служе́нии стра́ждущим Бо́гу угоди́вши,/ пло́д доброде́телей оби́лен пожа́ла еси́./ Сего́ ра́ди бу́ди на́м хода́таица/ и умоли́ Созда́теля все́х,/ безпло́дие серде́ц на́ших исцели́ти,/ да принесе́м Ему́ плоды́ покая́ния,// любо́вь, милосе́рдие и смире́ние.
Перевод: Слово Божие сердцем твоим восприняв, ты распялась для мира (Гал.6:14), святая мученица Татиана, и, в служении страдающим Богу угодив, собрала обильные плоды добродетелей. Потому будь нашей заступницей и умоли Создателя всех, бесплодие сердец наших исцелить, чтобы мы принесли Ему плоды покаяния, любовь, милосердие и смирение.
Молитва
О, свята́я му́ченице Христо́ва, Татиа́но! А́гнца Бо́жия непоро́чная а́гнице, целому́дрия голуби́це, неве́сто Христа́, Жениха́ твоего́!
Ты́, во дни́ жития́ твоего́ мирски́я по́хоти презре́вши, па́че земны́х бла́г Го́спода возлюби́ла еси́ и во страда́ниих обрела́ еси́ небе́сный поко́й. При́зри ны́не с Небесе́ и ви́ждь, я́ко погиба́ем во обстоя́ниих и ско́рбех на́ших. К тебе́ прибега́ем и твоея́ ми́лости про́сим, не отве́ржи на́с, убо́гих ча́д твои́х, не иму́щих еле́я до́брых де́л, и на пу́ть покая́ния наста́ви. Помяни́ ста́рцы и ю́ныя, сироты́ и вдови́цы, ни́щия и убо́гия, в темни́цах и заточе́нии су́щия, неду́гующия и скорбя́щия, изря́днее же, гони́мыя ве́ры ра́ди Правосла́вныя. На́с же, ю́зами греха́ свя́занныя, разреши́ и ко спасе́нию ско́ро напра́ви, тебе́ бо даде́ся благода́ть моли́тися за ны́. Да, твои́м предста́тельством огражда́еми, дости́гнем Ца́рствия Небе́снаго, иде́же вси́ святи́и пребыва́ют, прославля́юще И́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11