Священномученик Порфи́рий Фелонин, пресвитер
Дни памяти
Житие
Родился в 1858 году в семье священника села Нижний Белоомут Зарайского уезда Николая Ильича Фелонина († 1890).
В 1874 году окончил Зарайское духовное училище по первому разряду, поступил в Рязанскую духовную семинарию, откуда был уволен, по прошению, в 1879 году.
В 1880 году, согласно собственному прошению, определён исправляющим должность псаломщика к Никольской церкви села Горок Егорьевского уезда Рязанской епархии. В 1881 году рукоположен во диакона. Переведён на штатную диаконскую вакансию в том же приходе в 1885 году.
11 июля 1899 года был рукоположен во священника епископом Рязанским Мелетием (Якимовым) к Никольской церкви села Бунбуйского Енисейского уезда Енисейской епархии.
6 марта 1901 года, по прошению, перемещён к Георгиевской церкви села Устьянского Канского уезда.
С 1909 года упоминается священником Троицкой церкви села Троицко-Заводского (Троицкий солеваренный завод) Тасеевской волости Канского уезда.
С 16 декабря 1918 года северо-восток Канского уезда (Тасеевская, Шеломовская, Долгомостовская, Фаначетская и Рождественская волости) был охвачен восстанием красных партизан, укрепившихся в селе Тасеево. Крестьяне свидетельствовали об их зверствах:
"... Весь район находится во власти бродячих банд, которые делают налеты, грабеж, убивают, делают поджоги. Никто не уверен за свою жизнь. Всех должностных лиц убивают. <...> Большевиков всего лишь каких-нибудь 200. Местных крестьян среди них единицы, да и то самые отбросы. Остальные все крестьяне против них".
"... в селе Рождественском местная военная организация из 95 человек. <...> Большевики мстят, забирают на пашне, некоторых убивают, некоторых уводят в плен в Тасеево, лошадей и одежду забирают себе в отряды. Смертную казнь проводят т.о.: забирают на пашне крестьянина, пока везут в свой штаб, бьют плетьми и прикладом винтовки, затем штаб предлагает пытать, начинают отрезать у него уши, нос, кожу резать, затем живьем жгут на костре. Были случаи, что плетьми до смерти забивали. Сведения эти достоверны, т.к. останки сожженого крестьянина и еще труп привезли в село Рождественское".
Резолюцией епископа Енисейского Назария от 31 марта 1919 года священнику села Рождественского о. Стефану Суховскому было разрешено "выехать из прихода и передать св. Антиминс и Дары на хранение в Канский собор" [6]. Рапортом от 26 марта 1919 года о. Стефан докладывал, в частности, что "по имеющимся, пока непроверенным слухам" священник Троицко-Заводской церкви Порфирий Фелонин убит. Игумен Дамаскин (Орловский) указывает март 1919 года как месяц убийства о. Порфирия. Однако согласно рапорту благочинного 5-го участка Канского уезда о. Николая Пальмина от 27 июня 1919 года, о. Порфирий был жив до момента бегства большевиков от правительственных войск в начале лета (18 июня было освобождено Тасеево), а в августовском номере "Енисейских епархиальных ведомостей" было сообщено об определении о. Порфирия временным заведующим Рождественским приходом.
Осенью большевики, загнанные правительственными войсками на 100 верст к востоку от Тасеево, в глубь тайги, перешли в контрнаступление и вернули утраченные территории. "Красный поп" Вашкорин в воспоминаниях, относящихся, предположительно, к этому периоду, сообщает, что "военный трибунал работал день и ночь", "попа Фелонина" приговорили к смертной казни за то, что он якобы "представил [властям] громадный список лиц, которых необходимо было, по его мнению, казнить". Точная дата кончины священника неизвестна.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви священник Порфирий Фелонин был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.
Использованные материалы
- Енисейские епархиальные ведомости, 1899, №12, отдел офиц., с.99; 1901, №6, с.134-135; 1909, №8, с.16; 1919, №5, с.16-17; №7, с.23; №8, с.29.
- Рязанские епархиальные ведомости, 1880, №6, отдел офиц., с.96; 1881, №18, отдел офиц., с.359; 1885, №14, отдел офиц., с. 315; 1899, №15, отдел офиц., с.267; №16, отдел офиц., с.282; отдел неофиц., с.532.
- Малашин Г.В. Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861-2011 гг. – Красноярск: ООО «Издательский дом «Восточная Сибирь», 2011. С. 283, 292-293.
- БД ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века"
- Ларьков Н.С., Шишкин В.И. Партизанское движение в Сибири во время гражданской войны // Сибирская Заимка. История Сибири в научных публикациях
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11