Священномученик Петр Григорьев, пресвитер
Дни памяти
Житие
Петр Федорович Григорьев родился в мае 1895 года в городе Обояни в семье личного дворянина, потомственного гражданина Обояни, служившего наблюдателем Курско-Орловского лесничества. В 1916 году он окончил Курскую духовную семинарию. Февральская революция 1917 года застала его в Петрограде, где Петр Федорович учился в духовной Академии. Революционные события заставили прервать учебу и вернуться в Обоянь к матери. В 1919 году он начал служить псаломщиком в Смоленской церкви, в этом же году был рукоположен в сан иерея. Проживал в это время отец Петр в городе Обояни по ул. Луначарского, 59. Известно, что отец Петр был женат. Супруга - Зинаида Ивановна (1893 г.р.), у них была дочь Ольга (1928 г.р.).
В 1930 г. батюшка был лишен избирательных прав. В феврале этого же года был арестован и постановлением Курского областного отделения ОГПУ осужден за систематическую антисоветскую и антиколхозную агитацию. Но по причине недостаточности материалов для обвинения отец Петр в июне 1930 г. был освобожден из Курского дома заключения (Домлага). По возвращении в г. Обоянь отец Петр проживал по ул. 1 Мая, 28 и Володарского, 21 и продолжал служить в Смоленском храме. Но 17–18 октября 1931 г. был вновь арестован на своей квартире. При аресте было изъято 158 церковных книг. 16 апреля 1932 г. отец Петр осужден тройкой ОГПУ по Центрально-Черноземной области в качестве руководителя церковно-монархической контрреволюционной организации. Приговор 10 лет концлагерей. По данному делу участников контрреволюционной организации в Центрально-Черноземной области проходило 36 человек. Отец Петр обвинялся также в широких связях с контрреволюционным духовенством и монашеством, а также в сборе средств для заключенного Курского архиепископа Дамиана. Из обвинительного заключения: «Руководитель контрреволюционной организации…, имел через своих связистов нелегальные связи с отдельными ячейками контрреволюционной организации, расположенной как в Обояни, так и в Обоянском районе. Устраивал нелегальные собрания, участвовал на нелегальных заседаниях руководителей организации в Курске, на которых посылал отдельных членов организации в села с целью сбора пожертвования. Собранные деньги периодически посылал руководителю организации архиепископу Курскому Дамиану. От архиепископа Дамиана через связистов ктитора кладбищенской церкви Кофанова и священника Артамонова Григорьев получал директивы и инструктаж для дальнейшей контрреволюционной работы». При содержании под стражей отец Петр находился в строгой изоляции. Виновным себя не признал.
В 1932 году особым совещанием при коллегии ОГПУ СССР батюшке вместе с 35 обвиняемыми по предыдущему делу было предъявлено еще одно обвинение по групповому делу в качестве активного участника контрреволюционной организации «Ревнителей Церкви». В мае этого же года отец Петр прибыл к месту заключения — Беломоро-Балтийский канал, разъезд «Сословец», Мурманской железной дороги.
В Белбалтлаге батюшка пробыл до января 1937 года. Из материалов дела: «Держать в строгой изоляции, вербовке не подлежит. Несмотря на запреты, в лагере батюшка общался с другими ссыльными священниками и мирянами, наставлял, находил возможность причащать и совершать водосвятие, служил Пасху». В июле 1933 г. срок ему был сокращен на 1 г. 8 мес., т.е. до 24 ноября 1939 г. Но в августе 1933г. на о.Петра было заведено новое следственное дело. В 1935–1936 гг. за священниками в лагере начали вести особое наблюдение. Для этого их выделили в группу «Православное духовенство» и отселили от других заключенных. Располагалась эта группа недалеко от станции Кома Мурманской железной дороги. Отец Петр находился вне обслуживания этой дороги, а жил в 30 км. от станции одиночкой и на «командировке» бывал только за получением продовольствия.
В январе 1937г. батюшку перевели в Волголаг Ярославской области. В лагере работал чертежником при начальнике работ 7-го строительного участка. Из характеристики на заключенного Григорьева П.Ф.: …Проявил себя только с отрицательной стороны, как лодырь-дезорганизатор, в быту ведет себя плохо, лагрежим не соблюдает, в культмассовой работе не участвует, на производстве не дисциплинирован…».
В сентябре 1937 г. тройкой при УНКВД СССР по Ярославской области отец Петр по групповому делу священника Глеба Апухтина, Петра Григорьева и др. был приговорен к высшей мере наказания — расстрелу. Из обвинения: «…в Волголаге среди заключенных проводил систематическую контрреволюционную агитацию и организацию коллективного чтения молитв, исполнение религиозных обрядов. Во время пребывания в Волголаге являлся руководителем контрреволюционной церковно-монархической организации, систематически проводил среди заключенных контрреволюционную агитацию, распространял листовки. В группе с другими заключенными, в том числе со священниками Истоминым, Ильиным и др. нелегально организовывал коллективное чтение молитв, для этой цели соблюдал религиозные обряды, как-то: причастие, исповедование и т.д.». На допросах отец Петр держался удивительно твердо, не упоминая никого из знакомых лиц. По поводу обвинения в контрреволюционной деятельности он сказал: «Я христианин, верую в Бога и проповедую исповедание христианского направления». Категорически отверг все приписываемые ему обвинения.
23 сентября 1937 г. в Волголаге Угличского района, Ярославской области, при ИЗО 3-го отделения отец Петр был расстрелян.
8 августа 1989 г. Петр Федорович Григорьев был реабилитирован прокуратурой Ярославской области.
Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшимся 13–16 августа 2000 г., по представлению Ярославской епархии, священномученик священник Петр Григорьев канонизирован и причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. Даты памяти установлены — Собор новомучеников и исповедников Российских первое воскресенье, ближайшее к 7 февраля, и 23 сентября — день мученической кончины священномученика Петра.
Источник: блог Ирины Громовой
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.