Благоверная княгиня Ксения Тверская
Дни памяти
13 июля (переходящая) - Собор Тверских святых
Житие
Краткое житие благоверной княгини Ксении Тверской
Ксения Юрьевна (в монашестве Мария) († 1312, Тверь), благоверная княгиня Тверская, вторая жена великого князя Владимирского Ярослава (Афанасия) Ярославича, невестка благоверного великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского, мать благоверного князя Михаила Ярославича Тверского и прп. Софии Тверской. Большинство историков, начиная с Н. М. Карамзина (Карамзин. ИГР. Т. 4. С. 58, 218), считают Ксению Юрьевну дочерью новгородского боярина, основываясь на летописном сообщении о женитьбе в начале 1265 г. в Новгороде посаженного новгородцами на княжеский стол Владимирского великого князя Ярослава Ярославича: «...поя за ся Юрьеву дщерь Михайловичя» (ПСРЛ. Т. 18. С. 72; Т. 25. С. 145). Согласно позднейшей «Повести о тверском Отроче монастыре» (2-я пол. XVII в.), Ксения Юрьевна была дочерью пономаря из с. Едимонова под Тверью. Брак с Ксенией Юрьевной был вторым для Ярослава Ярославича (имя первой жены, погибшей при взятии Переяславля Залесского монголами в 1252, неизвестно).
Ксения Юрьевна покинула родной город, видимо в 1268 г., когда князь Ярослав уехал из Новгорода, оставив там наместника, во Владимир. К тому времени в браке с князем Ярославом Ксения Юрьевна родила двух дочерей. В конце 1271 г. на обратном пути из Орды Ярослав умер, его тело привезли в Тверь. Ксения Юрьевна и первый Тверской еп. Симеон похоронили князя в церкви святых Космы и Дамиана. Зимой 1271/72 г. Ксения Юрьевна родила в Твери сына Михаила (в одном из поздних списков Похвального слова блгв. кн. Михаилу Ярославичу стоит дата его рождения – 1 ноября (ГИМ. Барс. № 807. Л. 29 об.)). Согласно пространной редакции Жития блгв. кн. Михаила Тверского (составлена ок. 1319-1320 игуменом тверского Отроча в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря Александром), Ксения Юрьевна принимала активное участие в воспитании сына: «Роди же ся от блаженыя воистину от преподобныа матери великие княини Оксиньи, егоже святаа та премудрая мати воспита в страсе Господни и научи святым книгам и всякой премудрости» (Кучкин. 1999. С. 130). После кончины Ярослава Ярославича тверским князем стал Святослав Ярославич (1271-1282/85), пасынок Ксении Юрьевны. В 1282 г. Ксения Юрьевна выдала старшую дочь замуж за холмского и галицкого княжича Юрия Львовича, будущего князя галицко-волынского. Князь Юрий приехал за невестой в Сев.-Вост. Русь («до Суждали») осенью 1282 г. (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 884).
В 1285 г. на месте деревянной церкви во имя святых Космы и Дамиана в Твери 13-летний кн. Михаил Ярославич, его мать Ксения Юрьевна и еп. Симеон заложили новый каменный кафедральный Спасо-Преображенский собор (освящен еп. Симеоном в 1287). После кончины еп. Симеона в 1289 г. «княгини Оксинья Ярославля с сыном Михаилом с сыном своим, и с всеми бояры, и с ыгумены, и с попы, и крилошаны» выбрали на Тверскую кафедру игумена Богородицкого общежительного монастыря Андрея (сына литов. кн. Герденя) и отправили его в Киев на поставление (ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Присёлков. 1950. С. 344-345).
В 1293 г. приняла постриг младшая сестра Михаила Ярославича прп. София. В ее Житии, составленном в 1305-1306 гг., говорится, что княжна приняла постриг в тверском мужском монастыре Архангела Михаила, «поне же убо таяшеся матери своеа великиа кнеини и всех домашних своих» (Кучкин. 2002. С. 138). Прп. София основала в Твери девичий монастырь во имя св. Афанасия Александрийского – небесного покровителя своего отца (Софийский или Софьин монастырь). Возможно, не без участия Ксении Юрьевны была выбрана невеста для Михаила Ярославича: ею стала ростовская княжна Анна Дмитриевна; венчание состоялось в Спасо-Преображенском соборе 8 ноября 1294 г. Брак прекратил вражду между тверским правителем и ростовскими князьями.
В конце жизни Ксения Юрьевна приняла монашество, затем схиму. По предположению Г. С. Гадаловой, княгиня была пострижена в монашество вскоре после женитьбы князя Михаила на княжне Анне – 21 ноября 1294 г., в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. По мнению исследовательницы, косвенно об этом свидетельствует построенный при еп. Андрее каменный Введенский придел в Спасо-Преображенском соборе, где Ксения Юрьевна была погребена (ГА Тверской обл. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 1129. Л. 142 об.; Д. 1554. Л. 241 об.). Однако есть указания на то, что княгиня приняла постриг позднее, незадолго до кончины. По Житию кн. Михаила Тверского, в 1304 г. митр. Максим просил московского кн. Георгия (Юрия) Данииловича не добиваться у хана великого княжения Владимирского, при этом предстоятель ссылался на авторитет Ксении Юрьевны («аз имаюся тебе с кнеинею с матерью князя Михаила: чего въсхочешь из очины вашея, то ти дасть» – Кучкин. 1999. С. 131). Митрополит не упоминает о монашестве княгини. В Послании вел. кн. Михаилу Константинопольского патриарха Нифонта I, написанном в 1310/11 г. по поводу противостояния тверского княжеского дома, выдвинувшего своего претендента на митрополичий стол – игум. Геронтия, и митр. Киевского св. Петра, патриарх благословил в том числе «боголюбивую мать» князя, не называя ее монахиней (ПДРКП. № 16. Стб. 149). Ксения Юрьевна и Михаил изображены предстоящими Христу на миниатюре в тверском пергаменном списке «Хроники» Георгия Амартола кон. XIII – нач. XIV в. (РГБ ОР). Княгиня представлена в мирской одежде.
Ксения Юрьевна была погребена в усыпальнице тверских князей в Спасо-Преображенском соборе (ПСРЛ. Т. 18. С. 87).
Местное почитание Ксении Юрьевны началось, вероятно, после ее кончины и утвердилось после гибели в 1318 г. кн. Михаила Ярославича. Память о матери и сыне изначально была взаимосвязанной. Митр. св. Петр учил молодого кн. Димитрия Михайловича Грозные Очи († 1326), внука Ксении Юрьевны, ставшего тверским князем в 1318 г.: «Не даваитеся в бестрашие (Бога.– Авт.); стареи добре помьнять, како было пьри великом князи и при матери его; да ть въспоминають молодым» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 627). Ксения Юрьевна упоминается в Житии блгв. кн. Михаила Тверского, составленном современником князя. В летописных и нелетописных редакциях автор Жития только упоминает имя отца кн. Михаила и более подробно сообщает о матери. Агиограф отмечает высокий авторитет вел. княгини, на мнение которой ссылался митр. Максим, пытаясь удержать московского кн. Юрия от княжеской междоусобицы.
В службе кн. Михаилу Тверскому Ксении Юрьевне посвящены песнопения в первом каноне (глас 8-й), созданном, по мнению В. А. Кучкина, в XIV или XV в. Песнь 3, 2-й тропарь: «От святою боку богомудрыя Аксинии, блажене, родился еси, с неюже тя блажим, страдалче прехвалне, спаси град свои, люди, поющая тя». Песнь 8, 3-й тропарь: «Ливаньскую гору наречем тя, богомудрая Аксиниа, или Фисоньскую реку, добреиши самфира, камениа честнаго, блаженнаго Михаила рождьши, имже просветися Руская страна, и молитася за нас к Господу» (РГБ. Ф. 304/1. № 619. Л. 28, 34 об.– 35). По мнению исследователей, данные тексты, видимо, заимствованы из канона равноап. княгине Ольге (Конявская. 2007. С. 52. Примеч. 14).
В 1765 г. ректор Тверской Духовной семинарии архим. Макарий (Петрович) написал новую редакцию Жития кн. Михаила Тверского (изд.: М., 1791 и 1798), в которой пересказал «Повесть об Отроче монастыре» и много внимания уделил Ксении Юрьевне, назвав ее «утешение граду и всему отечеству покров и надежда». Имя благоверной княгини Ксении Юрьевны упомянуто в акафисте кн. Михаилу Тверскому (1883), написанном тверским мещанином И. В. Долговым и отредактированном протоиереем тверского собора Григорием Первухиным. Архиеп. Димитрию (Самбикину) атрибутируется служба всем Тверским святым, среди которых названа Ксения Юрьевна. Имя княгини включено в службу всем Тверским святым, созданную Калининским и Кашинским митр. Алексием (Коноплёвым) (1978-1988), и в службу всем российским святым. В начале XXI в. тверской свящ. Георгий Белодуров написал тропарь и кондаки Ксении Юрьевне; московский автор А. С. Прутцкова создала Житие Ксении Юрьевне, а также службу, акафист и молитву благоверной княгине (не опубликовано).
Источник: Православная Энциклопедия. Том XXXIX, с. 194-196
Полное житие благоверной княгини Ксении Тверской
Мало кому известно в России имя великой княгини Владимирской и Тверской Ксении Юрьевны, или, как ее именовали летописцы, княгини Оксиньи. А между тем великая княгиня Ксения пользовалась высоким авторитетом среди современников, о чем сообщают летописные и литературные источники. Так, например, в 1304 г. сам митрополит Максим (ум. 1305 г.), по свидетельству автора Жития Михаила Тверского, ссылался на мнение княгини Ксении, когда пытался примирить московского князя Юрия Даниловича с князем Михаилом. Удерживая князя Юрия от незаконных притязаний на велико-княжеский престол, митрополит обещал ему «съ великою княгинею Оксишею, матерью великого князя Михаила, чего въсхочешь изъ отчины вашея, то ти дастъ».
Социальное происхождение княгини Ксении неизвестно. Большинство историков считают ее дочерью какого-то новгородского боярина, так истолковывая сообщения летописцев о женитьбе в 1265 г. в Новгороде великого князя Ярослава: «поя за ся Юрьеву дщерь Михаиловичя». По другой версии – Ксения дочь князя Юрия Михайловича Тарусского, внучка князя Михаила.
Черниговского. Происхождение двух версий связано, вероятно, с исследованием Н.М. Карамзина, который в «Истории государства Российского» указал, что среди тех, кто мог быть отцом невесты, в тот период был один только князь с именем Юрий Михайлович -это князь Тарусский. Однако здесь же историк отметил, что в летописной статье нет титула «князь».
Далее Карамзин привел «баснословное» предание о браке князя Ярослава Ярославича и Ксении, первоисточником которого считается литературное произведение второй половины XVII столетия. Согласно легенде, Ксения, подобно великой княгине Ольге, отличаясь красотой и умом, была не знатного рода, а дочерью пономаря Афанасия из села Едимоново. Несомненно, в этой повести наивная попытка оправдать выбор великого князя Божественным предназначением жениха и невесты, о чем свидетельствует таинственный сон Ярослава и Ксении накануне их встречи. По мнению Т. Манухиной, автора книги «Святая благоверная княгиня Анна Кашинская», в основе «Повести о Тверском Отроче монастыре» лежат отголоски событий свадьбы тверского князя, которая показалась современникам необычной и породила толки: «Что-то об этом брачном союзе в народной памяти сохранилось загадочное: не то Ярослав Ярославич отбил в Новгороде чужую невесту, не то самый выбор боярской дочери-новгородки не соответствовал представлению тверитян XIII века о браке великого князя Владимирского и Тверского, старшего из всех Рюриковичей».
Предполагая, что Ксения родом из Новгорода, древнейшего центра русской культуры, можно с уверенностью сказать, что она была высокообразованным для своего времени человеком. Сведения новгородских берестяных грамот и других документов говорят не только о высокой грамотности и культуре женщин привилегированного сословия Новгорода, но и о решении ими своей личной судьбы. О степени образования княгини Ксении можно судить косвенно на основании ее деятельности и результатов воспитания князя Михаила, который родился зимой 1271/72 г. после смерти отца.
Ксения нарекла сына именем Михаил, несмотря на то, что у тверского князя от первого брака был сын с таким именем. Михаил в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог», а князь, как известно, согласно церковной иерархии – наместник Бога на земле. В небесные покровители будущему князю-воину был выбран архангел Михаил, вождь небесного воинства, ставший на Руси символом воинской мощи. Архангел Михаил был небесным покровителем Киева. Как пишет Н.С. Борисов, «значение культа Михаила архангела, победителя сатаны, спасителя праведных, возросло в эпоху усобиц и иноплеменного «томления». По преданию, Михаил с огненным мечом в руках остановил полчища Батыя, направлявшиеся к Новгороду». И кто знает, не мечтала ли великая княгиня, новгородка по крови, о том, что именно ее сын объединит русичей.
Имя князя Михаила после известия о его рождении появилось на страницах летописей в 1285 г., когда в Твери на месте церкви «Козмы и Демьяна» был заложен первый в Северо-Восточной Руси после монгольского нашествия каменный храм во имя Святого Спаса. Участниками события летописцы назвали: князя Михаила Ярославича, его мать Ксению и епископа Симеона. 1285 год – рубежный для тверского князя: год его совершеннолетия, а значит, и времени вступления на княжеский престол. Видимо, к этому событию и было приурочено строительство храма в Твери, возвестившее об экономической мощи Тверского княжества, с одной стороны, а названием храма, перекликавшимся с главным собором Переяславля, – к появлению на политической арене нового князя – Михаила Ярославича Тверского.
Окончание строительства и освящение Спасо-Преображенского собора в 1290 г., женитьба Михаила в 1294 г., обряд «пострига волос» первенца князя в 1302 г. в день тезоименитства тверского князя – 8 ноября, все это лишний раз подчеркивало имя Михаила Ярославича. Кроме того, всех, кто прибывал в Тверь, на берегу Волги встречала церковь архангела Михаила, построенная тверским тысяцким Михаилом Шетеном в честь своего да и княжеского патрона на рубеже XIII – XIV вв.
В первые годы правления князь Михаил Ярославич зарекомендовал себя как смелый и решительный защитник Отечества, принявший боевое крещение в августе 1285 г. в совместных действиях тверских, московских, волоколамских, новоторжских, дмитровских, зубцовских и ржевских отрядов против литовских войск, вторгшихся в волость тверского епископа. Ксения могла гордиться сыном: Михаил с честью выдержал выпавшее на его долю испытание, воистину став князем-воином. Кроме того, без поддержки великого князя Дмитрия Александровича он, по сути, возглавил объединенное войско русичей против неприятеля и вышел победителем. Последствия политики Тверского княжеского дома и противодействие Твери великому князю сказались уже в 1293 г. во время нашествия Дюденя, когда русичи стали стекаться в Тверь искать защиты от монголов. Тверь, по словам Борисова, стала общерусским центром сопротивления «Дюденевой рати».
В 1294 г. великая княгиня Ксения женила Михаила Ярославича на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича, княжне Анне. Конечно, брак был династическим: он должен был примирить Тверское княжество с воинственным соседом. Но не будем забывать и о личных достоинствах княжны Анны (в семье ростовского князя было три или четыре дочери), которыми она, несомненно, обладала и на которые обратила внимание княгиня Ксения при выборе жены для своего сына, будущего великого князя, ибо, как пишет А.В. Чернышов: «Высокий престиж княжеского рода во многом определялся репутацией его женской половины».
Вероятно, после свадьбы Михаила Ярославича, свидетельствующей о зрелости князя, или в 1305 г., когда Михаил вступил на Владимирский стол 14, Ксения ушла в монастырь, приняв в постриге имя Мария. Но, как видно из летописей, от дел она не устранилась. И хотя нет прямых доказательств, Т. Манухина, анализируя взаимоотношения княгини Ксении и Михаила Ярославича, считает, что «в 1305 г., после смерти митрополита Максима, мать и сын сообща стоят за кандидатуру в митрополиты всей Руси своего тверского ставленника – Геронтия». Историки по-разному оценивают поступок князя Михаила Тверского: одни считают попытку выставить собственного кандидата на митрополичью кафедру политической дерзостью великого князя, другие – героической смелостью. По мнению Е.Е. Голубинского, бесспорно одно: «Мысль обратиться к содействию митрополитов в государственной борьбе принадлежала собственно Твери».
Как считает Т. Манухина, Ксения передала сыну «и чисто новгородскую черту – склонность хранить и защищать свои законные права, убежденность в том, что законное право неотъемлемо». И Михаил был верен этому принципу: не посягая на чужое, он свято защищал свое Отечество. Однако при монголах никакого «права» у князей уже не было. Вспомним слова В.О. Ключевского: «На стороне тверских князей были право старшинства и личные доблести, средства юридические и нравственные; на стороне московских были деньги и умение пользоваться обстоятельствами, средства материальные и практические, а тогда Русь переживала время, когда последние средства были действительнее первых».
Оклеветанный великим князем Юрием Московским, князь Михаил Ярославич Тверской сложил свою голову в Орде 22 ноября 1318 г. У него был выбор: спасти свою жизнь бегством ценой гибели подданных и разорением княжества или погибнуть самому и тем самым спасти свое Отечество. Он выбрал последнее. И этот подвиг отечестволюбия зафиксировали летописцы».
Высокий патриотизм князя Михаила Тверского, без сомнения, был взращен его духовными наставниками, среди которых видное место занимает его мать – княгиня Ксения. Автор Жития св. Михаила. Тверского назвал княгиню «премудрой», «блаженной», «преподобной» и подчеркнул ее участие в воспитании сына «в страхе Господнем» и обучении «святым книгам и всякой премудрости». А то, что Михаил Ярославич был обучен грамоте, видно из повествования о последних днях его жизни, когда он в Орде неоднократно читал Псалтырь.
Скорее всего, в доме тверского князя была своя личная библиотека. Сам факт, что в Твери знали Хронику Георгия Амартола, тверской список которой был составлен на рубеже XIII – XIV вв., говорит о высокой степени образованности членов княжеского дома. Возможно, заказчиком списка была сама княгиня Ксения, хорошо понимавшая необходимость продолжения культурных традиций Византии и Киевской Руси в период объединения русских земель. Недаром в выходной миниатюре Хроники мы видим главных действующих лиц Тверского княжеского дома – князя Михаила и княгиню Ксению, предстоящих перед Спасом на фоне Тверского кремля. Тверь в сознании русичей должна была занять место Киева – символа былого могущества Руси. Поэтому в Твери уже в этот период было положено начало тверскому летописанию, у истоков которого стояли епископ Симеон и княгиня Ксения.
Роль великой княгини Ксении в упрочении Тверского княжества еще не оценена историками, которые, тем не менее, признают, что в период малолетства князя Михаила на тверскую политику кроме бояр «могли оказывать влияние также и епископ Симеон и княгиня Оксинья». Кроме того, стараниями Ксении и владыки Симеона в Твери был погребен великий князь Владимирский и Тверской -Ярослав Ярославич (в схиме – Афанасий). При жизни Ксении в городе были построены два Афанасьевских монастыря, свидетельствующих о почитании памяти князя в Твери. С точки зрения В.А. Кучкина, в конце 1305 г. или начале 1306 г. в Твери был создан самый ранний агиографический памятник – Житие княжны Софьи, дочери княгини Ксении и князя Ярослава.
Почитание княгини в Твери началось, вероятно, сразу после ее смерти в 1312 г. или непосредственно после гибели князя Михаила Ярославича в 1318 г. Образ княгини Ксении писали иконописцы на иконах и фресках не только в тверских соборах, но и, например, в храме Христа Спасителя в Москве. Ей посвящены стихиры в службе Михаилу Ярославичу.
По материалам статьи Галины Гадаловой
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.