Священномученик Григо́рий Гаряев, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
16 февраля (переходящая) - Собор святых Пермской митрополии
Житие
Краткое житие священномученика Григория Гаряева
Священномученик Григорий Симеонович Гаряев родился 29 января 1878 года в селе Пянтег Чердынского уезда в семье священника. В 1900 году окончил Пермскую Духовную семинарию. Служил в Спасской церкви города Соликамска Пермской губернии. Расстрелян красноармейцами 21 сентября 1918 года во время массовых репрессий против духовенства в Пермской губернии. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года.
Составитель игумен Дамаскин (Орловский)
Источник: fond.ru
Полное житие священномученика Григория Гаряева
Родился 29 января 1878 года в селе Пянтег Чердынского уезда в семье местного священника, настоятеля Пророко-Ильинской церкви Симеона Евангеловича Гаряева, и его жены Анфисы Варлаамовны.[1]
В 1871 году в доме протоиерея Симеона Гаряева открылась первая в селе школа для крестьянских детей, преобразованная впоследствии в народное училище. В этом училище получил свое начальное образование Григорий Гаряев.
В 1900 году он окончил Пермскую Духовную семинарию и 9 июня того же года епископом Пермским и Соликамским Петром (Лосевым) посвящен в стихарь и назначен псаломщиком Пророко-Ильинской церкви села Никулино Пермского уезда.
В августе 1900 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Перми тем же Преосвященным был рукоположен в сан диакона, а 10 сентября – в сан пресвитера к Петро-Павловской церкви села Космо-Дамианское Соликамского уезда.
11 декабря 1903 года по ходатайству прихожан и своему прошению отец Григорий был переведен в Спасскую церковь города Соликамска.
Исполняя обязанности приходского священника в большом одноштатном приходе, отец Григорий с похвальным усердием нес различные послушания:
С 24 февраля 1904 года он состоял постоянным членом Соликамского уездного отделения Епархиального Училищного совета.
В 1904-1906 годах являлся членом Ревизионного Комитета по поверке экономического отчета Правления Соликамского Духовного училища.
Около двух лет (с февраля 1905 года по 4 июня 1907 года) отец Григорий являлся делопроизводителем Соликамского Уездного Отделения Епархиального училищного совета.
С марта 1905 года – членом школьной комиссии Соликамского уездного отделения Епархиального Училищного Совета.
С 30 сентября 1905 года по сентябрь 1906 года состоял законоучителем в Усть-Усольском земском училище, ответственным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в Усть-Усольском начальном училище.
По избранию Окружного Училищного Съезда отцов депутатов 1906 года с 12 января 1907 года по 1 сентября 1908 года был членом Правления Соликамского Духовного училища от духовенства.
Состоял:
С 1909 по 1911 год – членом Ревизионного Комитета по проверке экономического отчета Правления Соликамского Духовного училища.
С 1912 по 1916 год – членом Правления Соликамского Духовного училища по избранию Епархиального Съезда духовенства 1912 года с утверждения Его Преосвященства на трехлетие.
С 1908 по 1910 год – членом Благочиннического Совета по избранию Окружного Съезда духовенства 1-го благочиннического округа Соликамского уезда на трехлетие.
С 14 февраля 1910 года по 31 мая 1910 года временно исполнял обязанности благочинного 1-го округа Соликамского уезда по докладу Консистории.
С 1911 по 1912 год – кандидатом в члены Благочиннического Совета по избранию Окружного Съезда духовенства 1-го Благочиннического округа Соликамского уезда.
С ноября 1911 года по 31 декабря 1913 года – членом Ревизионного Комитета по обревизованию денежной части благочиния.
С 1912 по 1914 год – кандидатом к члену Благочиннического Совета по избранию того же Съезда духовенства на трехлетие.
В 1913 году – кандидатом к депутату на Епархиальный Съезд духовенства на 1913 год, по избранию того же Съезда духовенства;
С 1912 по 1914 год – кандидатом к следователю по избранию Окружного Съезда духовенства.
С 1914 по 1916 год состоял членом Благочиннического Совета и наблюдателем за преподаванием Закона Божия в начальных училищах Министерства народного просвещения, находящихся в районе Благочиния с утверждения Его Преосвященства на трехлетие.
Так же состоял:
С 24 июля 1906 года – законоучителем Соликамского 2-х классного мужского училища.
С 24 февраля 1904 года – постоянным членом Соликамского уездного отделения Епархиального Училищного совета.
С марта 1905 года – членом школьной комиссии того же Отделения.
С 1 марта 1911 года – казначеем Соликамского Уездного Отделения.
С 1916 года – по избранию Епархиального Съезда духовенства и церковных старост – членом Ревизионной Комиссии по Соликамскому Духовному училищу на трехлетие.[2]
15 марта 1904 года за отлично-усердную службу по духовному ведомству епископом Пермским и Соликамским Иоанном (Алексеевым) награжден набедренником.
16 апреля 1907 года за заслуги по духовному ведомству и школьному делу епископом Пермским и Соликамским Никанором (Надеждиным) награжден скуфьей.
6 мая 1915 года за отлично-усердную службу по духовному ведомству награжден камилавкой.
В 1918 году, в ходе массовых репрессий в Пермской губернии священника Григория Гаряева арестовали и увезли в город Пермь. Там 8 сентября того же года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, он был расстрелян красноармейцами.[3]
9 октября 1918 года газета Пермского Губернского Исполнительного Комитета Советов Рабочих, Крестьянских и Армейских депутатов «Известия», опубликовала список лиц, расстрелянных «в ответ на покушение на членов Чрезвычайной Комиссии». В этом списке под № 21 значится «Горляев [Гаряев] Семен Григорьевич, – священник – черносотенец».[4]
В материалах Предварительного Следствия Судебного Следователя Пермского Окружного Суда по важнейшим делам «об убийстве по постоновлениям б. чрезвычайной Комиссии ряда лиц духовного звания», в показаниях Богословского Павла Степановича есть свидетельство о том, что расстрел священника Гаряева, как и расстрел протоиерея Александра Шкляева произошел на 5-ой версте по Сибирскому Тракту.[5]
После занятия Перми Белой армией, 8 мая 1919 года, по Сибирскому тракту, на 4 версте от города Перми на свалке нечистот были вырыты из земли восемь трупов: семь из них духовного звания и один светский. Трупы эти перевезены в Пермский Городской анатомический покой для опознания родными и знакомыми.[6] Тело священника Григория Гаряева опознано его родственниками.
Отпевание убиенных: протоиерея Алексия Стабникова, протоиерея Александра Шкляева, священника Константина Широкинского и священника Григория Гаряева было совершено 13 мая собором духовенства во главе с временно управляющим Пермской и Кунгурской епархией епископом Борисом (Шипулиным). Похоронены на Архиерейском кладбище у Свято-Преображенского Кафедрального собора.[7]
Внук отца Григория – Денисов Геннадий Васильевич – свидетельствует:
«Отец Григорий был похоронен в братской могиле. Когда город взяли Белые войска, захоронение с останками расстрелянных священников было вскрыто. Деда опознал брат по вышитым вензелям на одежде – «Г. Г. С.», так как лицо было неузнаваемо от побоев. После опознания тело деда было погребено на кладбище у Кафедрального собора города Перми. Впоследствии власти разместили там зоопарк. Одно время над могилой деда, расположенной у стены зоопарка, стояла клетка с верблюдом.
В семье священника Григория Гаряева было восемь детей. Во время ареста отец Григорий успел наказать своей жене, Вере Васильевне, чтобы та сохранила семью. В 1919 году, вместе с отступающей Белой армией, семья ушла в город Курган. В Кунгуре матушка Вера изменила метрики детей: фамилии и имена оставила те же, а место рождения записала иное. Семья жила в страхе, скрываясь от преследований. Позже Вера Васильевна Гаряева переехала в село Торговище Суксунского района, где работала учительницей, а позднее – директором школы.
Архиерейским юбилейным собором Русской Православной Церкви 2000 года священник Григорий Гаряев прославлен в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских.
Примечания
[1] ГАПК, Ф. 719, оп. 11, д. 97, л. 6-7.
[2] ГАПК, Ф. 540, оп. 1, д. 4, л. 62 об.–67; д. 6, л. 58 об.–63.
[3] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, дело 2, л. 59.
[4] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919, л. 136.
[5] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 2, л. 59.
[6] ГАРФ, ф. 9440, оп. 1, д. 1919 л. 171.
[7] «Освобождение России», 1919 г., № 101, 102.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11