Благоверный князь Глеб Всеволодович (Святославич) Смоленский
Дни памяти
3 августа (переходящая) - Собор Смоленских святых
Житие
В источниках Глеб Святославич (ок. 1355 — 1399) упоминается начиная с 1386 года, когда он вместе с отцом, князем Святославом Ивановичем Смоленским и двоюродным братом князем Иоанном Васильевичем участвовал в неудачном для смоленских князей походе с целью вернуть город Мстиславль. 29 апреля 1386 года в решающей битве на реке Вехре (современная Вихра) перед стенами Мстиславля князья Святослав и Иоанн были убиты, а Глеб Святославич и Георгий Святославич, получив серьезные ранения, попали в плен. На смоленский стол в мае 1386 года литовцы посадили Георгия Святославича, Глеб Святославич в качестве заложника был уведен в Литву.
Исполняя условия мирного договора, заключенного в сентябре 1386 года Георгием Святославичем Смоленским, с одной стороны, и Владиславом (Ягайло) и Иоанном Скиргайло - с другой, Глеб Святославич в 1390 году выступил на стороне последних против Витовта, когда Витовт начал борьбу за литовский великокняжеский трон (по-видимому, Глеб Святославич вернулся в Смоленск после заключения мирного договора в 1386 году). В боях на реке Вилия у села Вейкулишки под Вильно Глеб Святославич вместе с другими русско-литовскими князьями попал в плен к Витовту, который в 1392/1393 годах передал смоленский стол отпущенному для этой цели из плена Глебу Святославичу, а его брата Георгия перевел в Рославль.
В 1395 году среди сыновей Святослава Иоанновича обострилась борьба за перераспределение владений в не подвластной Литве части Смоленского княжества. В сентябре Витовт, объявив, что желает быть посредником и примирителем смоленских князей, пленил их во главе с Глебом Святославичем в своем шатре за стенами города, куда князья явились для переговоров, а затем занял Смоленск. По сведениям западнорусских летописей - Супрасльской (список 1520 года) и Слуцкой (список 20-х годов XVI века), косвенно оправдывающих Витовта, в 1395 году будто бы наметился конфликт между великим князем литовским и Глебом Святославичем, который «нача не в послушани быти», за что был лишен Смоленска (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 72).
Глеб Святославич не принял участия в борьбе князя Георгия Святославича за возвращение Смоленска, очевидно удовлетворившись пожалованием от Витовта, - Глебу Святославичу был дан город Полонный в западной части Киевской земли на границе с Волынью. Глеб Святославич был в числе русско-литовских князей, отправившихся с Витовтом в поход против Орды с целью восстановить здесь власть хана Тохтамыша. 12 августа 1399 года на реке Ворскле войска хана Тимур-Кутлуга и эмира Едигея нанесли сокрушительное поражение объединенной рати Витовта и его союзников, Глеб Святославич погиб в бою.
Почитание
В 1431 году в память по Глебе Святославиче его супруга княгиня Иулиания (в иночестве Елена) дала вкладом Псалтирь (список XIV века) в смоленскую (?) церковь «Чюдо святого архангела Михаила» (Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 384. Примеч. 381). Имя Глеба Святославича не вошло в список смоленских великих князей, составленный в XVI веке в Москве для вечного их поминания (Россия и греческий мир в XVI веке. М., 2004. Т. 1. С. 219, 400). Во 2-й половине XVII века имена князей, погибших на реке Ворскле, в т. ч. Глеба Святославича, были выписаны из летописей и включены для вечного поминания в синодик Киево-Печерского монастыря.
Смоленский князь Глеб Всеволодович, мощи которого почивают в смоленском соборе, упоминается в «Описании о российских святых» по списку из Погодинского собрания (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 135-136). В Филимоновском иконописном подлиннике под 7 июля приведена память благоверного князя Глеба Всеволодовича (без уточнения княжения) (Голубинский. Канонизации святых. С. 351). В конце XIX - начале XX веков агиологи (Леонид (Кавелин), Сергий (Спасский), Димитрий (Самбикин)) отождествили упоминаемого в агиографических источниках Глеба Всеволодовича (смоленский князь с таким отчеством неизвестен) с Глебом Святославичем. Канонизация Глеба Святославича подтверждена включением его имени в Собор Смоленских святых, празднование которому было установлено в 1984 году по благословению Смоленского и Вяземского архиепископа Феодосия (Процюка) (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 244-245). В смоленском кафедральном соборе в честь Успения Пресвтойя Богородицы захоронение Глеба Святославича неизвестно.
Иконография
Описания внешнего облика Глеба Святославича с небольшими отличиями содержатся под 7 июля в нескольких иконописных подлинниках XVIII-XIX веков, где он, как правило, именуется «Всеволодовичем»: «Надсед, кудреват, брада доле Власиевы и поуже, шуба на нем, аки на Владимире, шапка на главе лазорь, заломы черны, испод лазорь, в правой руке крест, а в левой ножны с мечом» (БАН. Строг. 66. Л. 121 об., конец XVIII века; аналогичные тексты - ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 182; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 62; Большаков. Подлинник иконописный. С. 113).
Погрудные изображения Глеба Святославича, в княжеской шубе и шапке, с кудрявыми волосами и бородой средней величины, сохранились в составе Соборов русских святых в правой группе благоверных князей в произведениях поморской иконописи: на образе 1814 года мастера Петра Тимофеева из старообрядческой Зеленковской моленной в Санкт-Петербурге (позднее - в собрании ЦАМ СПбДА; в настоящее время - в ГРМ; прорись с иконы - Маркелов. Т. 1. С. 463), где святой назван «Всеволодовичем»; на иконе 1-й половине XIX века из деревни Чаженьга Каргопольского района Архангельской области (ГТГ) - с надписью: «Глеб Смоленский» (сохранилась частично).
Исторические источники
- ПСРЛ. Т. 1, 3, 4 (Ч. 1), 6 (Вып. 1), 7, 8, 10, 11, 15 (Вып. 1), 18, 23-28, 30-35 (по указ.);
- Присёлков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.);
- РИИР. Вып. 2. С. 26-27, 76-77;
- Кузьмин А.В. Фамилии, потерявшие княжеский титул в XIV - 1-й трети XV веков (Ч. 1: Всеволож Заболоцкие, Волынские, Липятины) // ГДРЛ. М., 2004. Вып. 11. Прил. № 1 (А-В). С. 772-778.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?