Мученик Гео́ргий Муромский
Дни памяти
6 июля - Собор Владимирских святых
Житие
Правление Георгия Ярославовича началось после смерти старшего брата Василия зимой 1345/1346 года. К этому времени, по-видимому в результате разорения города и его округи монголо-татарами в 1281, 1288 и 1293 годах, Муром запустел, княжеская резиденция находилась вне его; в 1330 году. князь Ярослав, отец Георгия Ярославовича, был должен митрополиту Феогносту 15 гривен церковных даней[1].
В 1351 году Георгий Ярославович «постави двор свои» в Муроме, по примеру князя в городе стали селиться «тако же и бояре его, и велможи, и купци, и чръные люди»[2]. В ходе возрождения Мурома были восстановлены храмы, которые князь и горожане «обновиша и оукрасиша иконами и книгами»[3].
Правление Георгия Ярославовича в Муроме было недолгим. Летом 1355 году в качестве претендента на муромский стол выступил его племянник князь Федор Глебович, осадивший город. Георгий Ярославович бежал. Федор вокняжился в Муроме и привлек на свою сторону большинство бояр, которые «яшася за него». Часть бояр отправилась вместе с князем в Орду (очевидно, за ярлыком на Муромское княжество). Однако и у Георгия Ярославовича в городе остались сторонники. Через неделю после отъезда Федора Георгий Ярославович вернулся в Муром. «Собрав останочные люди муромци», он отправился вслед за племянником в Орду. Здесь им был «суд велик», в результате которого Федор получил ярлык на муромское княжение, ему выдали Георгия Ярославовича. Последний, как отмечают летописцы, умер «с истомы» (по-видимому, насильственной смертью) в том же году[4]. Более поздний Владимирский летописец прямо говорит, что князь Федор «умори» Георгия Ярославовича[5]. Поскольку запись о гибели муромского князя находится в летописях перед известием о смерти 21 ноября 1355 года нижегородско-суздальского князя Константина Васильевича, можно заключить, что Георгий Ярославович умер ранее указанной выше даты. Имя Георгия Ярославовича было занесено в синодики муромского в честь Преображения Господня мужского монастыря и Никольского собора в городе Зарайске.
Рассказы об обновлении Мурома и о трагической гибели Георгия Ярославовича вошли в большинство текстов так называемой лаврентьевско-троицкой группы летописей, в XV – середине XVI веков неоднократно включались с разной степенью сокращения в общерусские летописные своды. В 40-х годах XVI века они были использованы Ермолаем (Еразмом) при создании Повести о Рязанском епископе Василии («О граде Мураме и о епископьи его, како преиде на Рязань»), согласно которой Георгий Ярославович был инициатором поставления святителя. Распространенная редакция Повести о Рязанском епископе святом Василии вошла в Житие благверного муромского князя Константина и его детей Михаила и Феодора, написанное Ермолаем (Еразмом) в связи с канонизацией князей в 1547 году, и была использована тем же автором в Повести о Петре и Февронии. Установление почитания Георгия Ярославовича в Муроме относится к времени не ранее XVII века – после местной канонизации святителя Василия (1609 год). Свидетельствами почитания Георгия Ярославовича являются памятники иконографии.
Примечания
[1] Присёлков М.Д., Фасмер М.Р. Отрывки В.Н. Бенешевича по истории Русской Церкви XIV века: (Посвящено В.Н. Бенешевичу). I-IV // ИОРЯС. 1916 год. Т. 21. Кн. 1. С. 50, 68.
[2] ПСРЛ. Т. 15. Выпуск 1. Стб. 60.
[3] Повесть о Рязанском епископе святом Василии 40-х годов XVI века сообщает, что Георгий Ярославович «первоначальную церковь Благовещения Пресвятыя Богородицы обновил, такожде и вторый храм святых страстотерпец Бориса и Глеба обновил» – Памятники. Выпуск 1. С. 235.
[4] ПСРЛ. Т. 15. Выпуск 1. Стб. 64.
[5] Там же. Т. 30. С. 111.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.
1365 год. В память чудесного исцеления в день Архистратига Михаила свт. Алексием татарской ханши Тайдулы в Кремле был основан Чудов монастырь.
Ангелы Божии хранят человека и в нуждах помогают ему
Для чего Господь попускает праведным страдать от нечестивых, а также терпеть и другие беды?