Преподобномученик Анто́ний Супрасльский
Дни памяти
20 мая - Собор преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
Житие
Мирское имя преподобномученика Антония[1] неизвестно. Родился он в Великом княжестве Литовском в благочестивой православной семье. В молодости отличался необузданным нравом, убил человека. Движимый раскаянием, принял монашество с именем Онуфрий в Супрасльском Благовещенском монастыре (территория современной Польши) при его основателе игумене Пафнутии (до 1506). Движимый чувством раскаяния в тяжком грехе, принял решение пострадать за веру в мусульманских странах, но не получил на это благословения игумена. Наставленный афонскими иноками, устроителями Благовещенского монастыря, принял схиму с именем Антоний и отправился на Афон, где поселился в пирге (башне) святого Саввы Сербского (вероятно, близ Протата в Карее). На Афоне намерение Антония принять мучение за веру также не получило одобрения монастырских властей и старцев, и он послушно исполнял свой монашеский обет. Однако по прошествии какого-то времени Антоний услышал о подвиге знатного юноши Иоанна, замученного турками (вероятно, в македонском городе Серры), и желание принять мучение за веру вновь овладело им. Он направился в Фессалоники, пришёл в храм Богородицы Ахиропиитос (один из древнейших храмов города, обращённый в мечеть в 40-х годах XV века) и начал молиться в ней во время мусульманского богослужения, за что был избит и брошен в темницу, где провёл 10 дней без пищи и воды. Вызванный после этого на допрос к турецкому градоначальнику, Антоний отказался от предложения перейти в мусульманство и в резкой форме порицал ислам и его приверженцев. Разъярённый градоначальник приговорил святого к сожжению, хотя кадий («законный судья») не нашел вины в поступке инока. Приведённый на казнь, Антоний вновь отказался принять ислам, плюнул в лицо стражнику и был убит ударом палицы. Чтобы пресечь поклонение христиан мощам новомученика, турки сожгли его тело, а прах развеяли.
Краткое житие со стихом вначале было написано, по всей видимости, в Супрасльском Благовещенском монастыре по рассказам афонских монахов или паломников вскоре после кончины преподобномученика. Почитание Антония Супрасльского не было распространено ни на Афоне, ни в Салониках. Не известны ни служба ему (даже отдельные песнопения), ни изображения.
Централизация системы канонизации святых в условиях изоляции Западнорусской митрополии от Москвы привела к тому, что из западнорусских святых в святцы попали только наиболее известные: Киево-Печерские святые и Виленские мученики. Экспансия католицизма и насаждение унии уничтожили в числе прочих все сведения о преподобномученике Антонии Супрасльском. Текст жития его сохранился в единственном списке XVI в. на вставных листах в западнорусской рукописи Стишного Пролога, где был помещён под 4 февраля. Рукопись хранилась в Государственном Историческом Музее, в фонде собрания графа Уварова. Почитание преподобномученика Антония возродилось в 2005 году в Супрасльском Благовещенском монастыре, после того, как информация из рукописи была извлечена исследователями.
Примечание
[1] Не включён в современный Месяцеслов Русской Православной Церкви.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
1920 год. Подписан известный Указ Патриарха Тихона №362, которым Русская Православная Церковь Заграницей обосновывала своё временное независимое существование. На него также позже ссылались т.н. "непоминающие" внутри СССР.