Святитель Анто́ний (Смирницкий), архиепископ Воронежский
Дни памяти
Житие
Архиепископ Антоний (Смирницкий Авраамий Гаврилович) родился 29 октября 1773 года в селе Повстино Пирятинского уезда Полтавской губернии в день преподобного Авраамия Ростовского (в Крещении получил его святое имя) и был старшим сыном в многодетной семье протоиерея. Его отец по окончании Киевской духовной академии вначале учительствовал на дому, а по принятии сана пятьдесят лет верой и правдой служил Церкви, став примером для своего старшего сына. В детстве Авраамий учился грамоте по Часослову и Псалтири, читал и пел на клиросе, помогая отцу как псаломщик, тогда же проявилось его усердие к молитве и богослужению. Однажды чудом Господь сохранил отроку жизнь, когда тот по дороге в храм упал в прорубь.
В 1783 году Авраамий поступил в Киевское духовное училище, где за смиренный и тихий характер получил фамилию Смирницкий. Хорошо подготовленный дома, он учился примерно, поэтому после окончания училища поступил в Киевскую духовную академию. По окончании с отличием, одним из лучших студентов богословского курса академии, в августе 1796 года Авраамий поступил послушником в Киево-Печерскую Лавру, «желая учиться у тех учителей, которые почивают в пещерах».
Авраамий ежедневно молился за ранней литургией в Лавре, избегал студенческих увеселений. Предполагающийся брак Авраамия не был благословлен митрополитом Киевским и Галицким Самуилом (Миславским; † 1796): «Смирницкому другие пути назначены».
21 февраля 1797 года митрополитом Киевским и Галицким Иерофеем (Малицким; † 1799) он был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Антония Печерского, 12 апреля 1797 года тем же преосвященным рукоположен в сан иеродиакона. Заведовал библиотекой, в качестве послушания читал собственные проповеди, впоследствии был известен как блестящий проповедник. 20 ноября 1799 года митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом (Бодони-Банулеско; † 1821) рукоположен в сан иеромонаха. 25 января 1808 года митрополитом Киевским и Галицким Серапионом (Александровским; † 1824) назначен заведующим лаврской типографией. Будучи строгим постником, благодетелем бедных и богомольцев, молитвенником (носил власяницу, питался и отдыхал мало, ночи проводил в бдении), Антоний 20 сентября 1814 года был определен начальником Ближних пещер, тогда же подал прошение принять схиму, но разрешения не получил. 2 января 1815 года был назначен наместником Лавры и в 1817 году митрополитом Серапионом возведен в сан архимандрита. В Лавре, соблюдая строгое молитвенное правило, установил еженедельное совершение братией акафиста Успению Божией Матери в благодарность Ей за спасение Киева и Лавры от нашествия французских войск в 1812 году (этот обычай сейчас возобновлен), в 1816 году принимал великого князя Николая Павловича (позже – император Николай I) и императора Александра I; в течение всей жизни имел благоволение как императора, так и всего царского двора. (Об этом свидетельствуют визиты августейшей фамилии в Воронеж, обширная переписка архиепископа Антония с монархами, императрицей Александрой Феодоровной, великим князем Михаилом Павловичем, великими княгинями Марией Павловной, Анной Павловной и Еленой Павловной, рескрипты, многочисленные дары (кресты, облачения, золотые покровы на святые мощи, панагии) и монаршие благодарности).
31 января 1826 года по рекомендации митрополита Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова, † 1837) в Киево-Печерской Лавре архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Воронежского и Черкасского (с 5 апреля 1829 года стал именоваться Воронежским и Задонским): епископами Черниговским и Нежинским Лаврентием (Бакшевским; † 1837), Чигиринским, викарием Киевской епархии, Афанасием (Протопоповым; † 1842), и Феофилактом (Слонецким; † 1823), бывшим Вологодским и Устюжским, пребывавшим на покое. 6 декабря 1832 года епископ Антоний возведен в сан архиепископа.
Двадцатилетнее служение выдающегося иерарха XIX века архиепископа Антония на одной кафедре (с 1826 по 20 декабря 1846 года) составило целую эпоху в истории Воронежской епархии. Промысл Божий избрал его «орудием» прославления святителя Митрофана Воронежского и подготовки к канонизации святителя Тихона Задонского. «Еще ничего не было известно, – говорил архиепископ Антоний, – как приносят мне из Сарова записку от отца Серафима, в которой он меня поздравляет с явлением нового Угодника Божия».
С 1830 года архиепископ Антоний начал готовить материалы к прославлению святителя Митрофана и впервые обратился в Святейший Синод; 25 июня 1831 года, после повторного донесения в Синод, мощи святителя были признаны нетленными, а чудеса над гробом и от мантии святого – истинными. 6–7 августа 1832 года преосвященный Антоний в сослужении члена Синода архиепископа Тверского и Кашинского, впоследствии – митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского, Эстляндского и Финляндского, Григория (Постникова; † 1860) и двенадцати священников возглавил торжества по открытию и обретению мощей, на которых присутствовало более 60 тысяч верующих со всей России. Спустя сорок дней на поклонение прибыл император Николай I. 23 декабря 1832 года архиепископ Антоний торжественно переложил мощи в новую, подаренную воронежским купечеством, серебряную раку. 25 июня 1833 года святые мощи были перенесены из Архангельского в возобновленный стараниями владыки Антония Благовещенский кафедральный собор, после чего день перенесения мощей стал по его указу общеепархиальным праздником. Для Благовещенского Митрофановского монастыря им было установлено еженедельное соборное чтение акафиста Божией Матери по субботам (с 1836 года), а по четвергам – акафиста святителю Митрофану (с 1842 года). Последнее было возобновлено митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) в 1989 году не только пред мощами святителя Митрофана в Покровском кафедральном соборе, но и циркулярно – по всем приходам епархии. В 1832 году преосвященный Антоний издал указ по епархии «вспоминать имя святителя Митрофана при всех служениях на отпустах пред именем дневного святого».
В этом же году архипастырь благословил ректору Воронежской духовной семинарии архимандриту Иннокентию составление жития святителя (издано лишь в 1886 году в «Воронежских епархиальных ведомостях»). В 1834 году, по просьбе архиепископа Антония, гостивший в Воронеже иеромонах Никита (князь С.А. Ширинский-Шихматов) составил житие святителя Митрофана с изложением чудес и сообщением об открытии мощей. В 1839 году по совету архиепископа петербургским купцом С.Ф. Масленниковым был написан акафист святителю Митрофану. В 1842 году при непосредственном содействии владыки Антония к 10-летию открытия мощей первого Воронежского епископа Святейшим Синодом был окончательно одобрен полный текст службы святителю. По распоряжению архиепископа Антония для первого издания профессором Императорской академии художеств Н.И. Уткиным была сделана гравюра святителя Митрофана, с которой стали писаться иконы, а в 1830 году по его же настоянию художником И.В. Шевцовым было исполнено первое живописное изображение святителя Митрофана. К середине 1840-х годов архиепископ Антоний разместил в архиерейских покоях галерею собираемых им портретов всех воронежских архиереев.
Он был одним из инициаторов полного перевода на русский язык творений святых отцов, особенно преподобного Ефрема Сирина, что и было осуществлено в 1829 году. Он способствовал развитию церковного издательского дела: большими тиражами издавались иконки, акафисты, душеполезные назидания. Владыкой было дано задание Н.А. Мотовилову ехать в Курск и собирать сведения о родителях преподобного Серафима Саровского.
Преосвященный Антоний всегда почитал святителя Тихона Задонского. Еще будучи Лаврским архимандритом, он ежегодно 13 августа служил по нему заупокойную литургию и панихиду. На Воронежской кафедре архиепископ Антоний стал инициатором прославления святителя Тихона (канонизация Задонского чудотворца состоялась через 15 лет после кончины преосвященного Антония, 13 августа 1861 года, при архиепископе Воронежском и Задонском Иосифе (Богословском). Именно архиепископ Антоний сподобился обрести мощи святителя и был инициатором его скорейшего прославления. В мае 1846 года при сносе старого храма тело святителя Тихона было найдено нетленным, а архиерейское облачение, несмотря на 63-летнее пребывание в сыром месте, оказалось целым. 20 мая 1846 года архиепископ Антоний сообщал Святейшему Синоду об обретении мощей святителя Тихона нетленными. Считая своим архипастырским долгом довести начатые труды до конца, Антоний, уже слабеющий от болезней, вновь в октябре 1846 года свидетельствовал перед Синодом о всенародном и благоговейном почитании святителя, множестве чудесных знамений и ходатайствовал (после повторного освидетельствования святых мощей) о прославлении нового всероссийского чудотворца Тихона. За несколько часов до своей кончины 20 декабря 1846 года писал императору Николаю I о всеобщем желании обретения честных мощей святителя Тихона «перед очию всех».
Заботами архиепископа Антония еще в начале пребывания на Воронежской кафедре был обновлен архиерейский дом, расширена Крестовая церковь, перестроено здание консистории и соборная колокольня. На средства благотворителей, а также на его собственные были возобновлены и отремонтированы все приходские храмы. Лишь за последние 12 лет его управления епархией (с 1834 по 1846 год) построено 63 новых храма. В 1828 году восстановлен древнейший Дивногорский мужской Успенский монастырь, переведен на прежнее место Успенский Предтеченский монастырь, организованы иноческие общины, ставшие позже такими известными монастырями, как Задонский Богородице-Тихонов (Тюнинский) и Белогорский Воскресенский. 1 сентября 1836 года был открыт учрежденный по прошению архиепископа Антония первоклассный Митрофанов монастырь при Воронежском кафедральном Благовещенском соборе, где покоились мощи святителя Митрофана. Обитель, священноархимандритом и настоятелем которой был назначен владыка Антоний, стала одним из важнейших религиозных центров России, привлекая ежегодно десятки тысяч паломников. В 1839 году в монастыре был сооружен и освящен храм во имя святителя Митрофана с братскими келлиями и трапезной, а в 1833–1845 годах в Воронеже и епархии архиепископом Антонием было освящено более 20 храмов и приделов, устроенных в честь святителя Митрофана. В 1841 году владыка Антоний освятил Покровский храм, являющийся в настоящее время кафедральным собором Воронежской епархии. В 1845 году начато строительство собора во имя Владимирской иконы Божией Матери в Рождество-Богородицком Задонском мужском монастыре, возобновлен Михаило-Архангельский собор в Благовещенском Митрофановском монастыре.
Без архипастырского попечения не оставалась и современная ему богослужебная практика. В продолжение лучших Лаврских традиций в 1830–1831 годах во всех епархиальных монастырях было установлено чтение неусыпаемой Псалтири в дни Великого Поста.
Архиепископ Антоний уделял особое внимание развитию духовных школ и просвещению духовенства. Основой всякого воспитания он считал Священное Писание и творения святых отцов. Семинарскую науку с ее внешними формами он недолюбливал, вызывая холодное отношение к себе преподавательской корпорации, что, однако, не мешало его деятельным заботам о духовном образовании. Число воспитанников Воронежской духовной семинарии возросло при архиепископе Антонии с 485 до 665, наставникам и лучшим ученикам выдавались от архиерея денежные вознаграждения, были устранены розги. Наибольшим уважением преосвященного пользовались ректоры семинарии: архимандриты Евтихиан (Лестев), Варлаам (Успенский), Елпидифор (Бенедиктов), впоследствии ставший его викарием, Симеон (Авдуловский). Архиепископ Антоний постоянно посещал семинарские и училищные экзамены, на которые приглашал губернатора, предводителя дворянства, почетное купечество.
У владыки Антония встречались люди разных званий и состояний, он был «центром, связующим воронежское общество», состоял в добрых отношениях со всеми местными губернаторами в годы его архипастырства: Н.И. Кривцовым, Б.А. Адеркасом, Д.Н. Бегичевым, Н.И. Лодыгиным и бароном Х.Х. Ховеном.
В конце 1820-х – начале 1840-х годов при прохождении многочисленных отрядов на Кавказ его преосвященство распорядился напутствовать воинов у мощей святителя Митрофана (наиболее известно благословение генерал-фельдмаршалу, князю Варшавскому, графу И.Ф. Паскевичу-Эриванскому). Многие из офицеров и солдат при возвращении с войны благодарили преосвященного Антония за молитвы и чудеса.
Ежегодно преосвященный Антоний, производя объезды благочиний, особое внимание обращал на состояние храмов, совершал литургии и устраивал после службы благотворительные народные обеды с посещением тюрем. Владыка Антоний был щедрым благотворителем и побуждал других к делам милосердия, вменяя клирикам епархии сообщать ему о нуждающихся, которым он оказывал помощь как из личных средств, так и из сумм активно опекаемого им Попечительства о бедных духовного звания и Воронежского попечительного о бедных комитета. В 1830 годы он открыл Воронежский тюремный комитет, в 1833 году владыкой была устроена подписка в пользу голодающих (во многих местах России был неурожай). Он жертвовал значительные суммы в Приказ общественного призрения на устройство благотворительных обедов (до 10 и более тысяч человек). В 1834 году при участии архиепископа Антония губернатор и дворянство Воронежа организовали беспрецедентный по тем временам Комитет для строительства жилья на месте сгоревших городских домов. За полгода необходимые средства были собраны и построено более 100 домов в Ямской слободе Воронежа. Святитель посылал пожертвования в Иерусалим, Вифлеем, на Синайскую гору и на Афон. По его благословению и при его помощи в Афонском Русском Пантелеимоновском монастыре был основан первый за пределами России храм святителя Митрофана. Следует отметить, что многие пожертвования владыка направлял тайно от имени святителя Митрофана.
Архипастырь поощрял паломничества как к местным, так и всероссийским святыням, принимал многочисленных посетителей как гостей святителя Митрофана, «а я, – говорил он, – только последний его служка» и не отпускал без подарков: образков, Псалтири, отпечатанных слов из святых отцов, «Алфавита духовного» и прочего, внимательно всех выслушивал, давал советы. Получая несколько десятков писем в день со всей России как от простых людей, так и от известных особ, прочитывал их и по возможности удовлетворял просьбы.
Особую заботу о своей пастве владыка Антоний проявил во время эпидемий холеры: губернатор Д.Н. Бегичев доносил императору Николаю I о благотворной деятельности воронежского духовенства и лично Антония. Епископ Антоний в 1830 году наложил на себя, священство и паству трехдневный пост, совершал молебны и крестные ходы, и эпидемия не коснулась Воронежа. В 1831 году холера свирепствовала по всей России. Пастырь издал указ о безвозмездных отпеваниях, исповеди и причащении в холерных больницах, о ежедневных служениях молебнов «об избавлении от мора». С этого года епископ Антоний возобновил повсеместное почитание чудотворного Сицилийского (Дивногорского) образа Божией Матери, когда по молитвам перед иконой прекратилась холера в южной части Воронежского края.
Дважды, в конце 1830-х и начале 1840-х годов, архиепископ Антоний подавал императору и обер-прокурору прошение об увольнении на покой в Киево-Печерскую Лавру, но отказался от него, услышав в видении голос святителя Митрофана: «епископство есть сораспятие Христу на Кресте, а с Креста не сходят, но им возносятся или снимаются».
По особому вниманию к трудам и в помощь архиепископу Антонию 28 октября 1841 года в Воронежскую епархию был назначен викарный епископ Иринарх (Попов), бывший викарий Псковской епархии, епископ Рижский, и учреждено Острогожское викариатство.
В разные годы Антоний был удостоен наград: алмазного наперсного креста (1816); орденов святой Анны II степени (1817); святой Анны I степени (1831); святого равноапостольного князя Владимира II степени (1837); алмазного креста на клобук (1837); святого благоверного князя Александра Невского (1840) и алмазных знаков на этот орден (1846).
Владыка Антоний снисходил к слабостям других, будучи строгим к себе, и часто говорил, что «недолго сделать человека несчастным». В обязательном порядке семье священника, находившегося под запретом, выплачивал пособие. О злоупотреблениях в епархии при архиепископе Антонии нет сведений, в его управление Воронежская консистория не получила ни одного замечания от Святейшего Синода; все представления архипастыря уважались и не оставлялись без внимания.
Архиепископ Антоний был невысокого роста, но представительного вида, в последние годы жизни – даже величественного, приятные черты лица имели печать серьезности, проницательные, живые и ласковые глаза всегда располагали к нему. Нередко, на службе и после, многие видели его «полузакрытые очи, полные слез», которые «катились по седой длинной бороде». Голос имел ясный, говорил с незначительным малороссийским акцентом, до самой кончины читал и говорил внятно, имел хороший слух и голос. Никто не видел, чтобы он смеялся, хотя часто его лицо умилялось радостью или улыбкой.
В последний год своей жизни, будучи уже больным, архиепископ Антоний освятил два храма, находящиеся в 200 километрах от Воронежа: в Дивногорском монастыре – во имя Рождества Иоанна Предтечи и в хуторе Гнилой Острогожского уезда – в честь Преображения Господня, действующие в настоящее время. Накануне своей кончины он продолжал посещать храм и молиться в алтаре, заниматься епархиальными делами. Вечером 17 декабря 1846 года он исповедовался, попросил отслужить в своем кабинете молебен с водосвятием. 18 декабря приобщился Святых Таин, но прийти в храм уже не мог. 19 декабря все дела по управлению епархией передал викарию – епископу Острогожскому Елпидифору (Бенедиктову), ночь под 20 декабря провел в молитве, утром пособоровался, велел раздать щедрую милостыню нищим и отослать почтой денежные пособия бедным, живущим вне Воронежа. Продиктовал духовное завещание (известное как «Духовное завещание святителя Антония II, архиепископа Воронежского своей пастве», которое, оставшись без его подписи, не получило статуса формального акта, но по силе своего нравственного воздействия напоминало и во многом воспроизводило завещание святителя Митрофана) и подписал последнее письмо на имя государя. 20 декабря в полдень благословил присутствующих и по окончании чтения отходной тихо и мирно отошел ко Господу. Первая панихида была отслужена епископом Елпидифором, священником Е. Светозаровым, ректором семинарии архимандритом Симеоном (Авдуловским), профессорами семинарии священниками П. Эсманским, И. Дагаевым, кафедральным протоиереем М. Подзорским, ими были произнесены слова искреннего уважения о приснопамятном иерархе, позже напечатанные отдельными изданиями и в жизнеописаниях владыки Антония. Панихиды по святителю были отслужены по всей России, в Санкт-Петербурге заупокойное богослужение возглавил первенствующий член Святейшего Синода митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Антоний (Рафальский; † 1848), в сослужении викария Санкт-Петербургской епархии, епископа Ревельского Нафанаила (Савченко; † 1875) и 30 священнослужителей. В Москве службу по почившему возглавил святитель Филарет (Дроздов; † 1867). 27 декабря после заупокойной литургии было совершено погребение в Благовещенском соборе Митрофанова монастыря в склепе возле усыпальницы святителя Митрофана. Над местом погребения была положена чугунная плита: Антоний завещал похоронить себя при самом входе в церковь (вне ее) с западной стороны, не ставя никакого памятника, «да вся приходящая попирают меня ногами», без дорогих архиерейских украшений, в схимонашеском образе. В 1914 году тщанием архимандрита Александра (Кременецкого) и А.А. Полянского на пожертвования почитателей памяти Антония была устроена над могилой часовня-усыпальница и мраморное надгробие, учреждено целодневное служение панихид.
Из многих добродетелей, роднивших Антония по духу со святителями Митрофаном и Тихоном, особенно следует отметить его молитвенный непрестанный подвиг и щедрую благотворительность: «засиял на свещнице церкви Воронежской третий светильник благочестия». По отзывам современников, Антоний был энергичным и смиренномудрым, правосудным и благостным, являя собой удивительно «полный, отрадный, идеальный образ архиерея». Часто он называл себя «послушником всех». Еще при жизни преосвященного Антония – «жителя из села Божией Матери, Лавры ее Печерской постриженика», как он сам себя называл, многие современники почитали его святым. Преподобный Серафим Саровский питал к святителю Антонию особенное благоговейное отношение, часто направлял богомольцев за духовным советом в Воронеж и называл его не иначе, как «великим архиереем Божиим» и своим «старшим братом», хотя они ни разу не встречались. Известно глубокое почитание архиепископа Антония святителем Московским Филаретом (Дроздовым), дивеевской блаженной Пелагеей Ивановной Серебренниковой, которую владыка Антоний благословил на тяжкий путь юродства во Христе.
Будучи еще в начале своего иноческого пути, Антоний пользовался покровительством и уважением митрополитов Киевских и Галицких, Московского и Коломенского Платона (Левшина; † 1812). Позже Антоний имел братские молитвенные отношения с архиепископами Игнатием (Семеновым), своим преемником по Воронежской кафедре, и Казанским и Свияжским Филаретом (Амфитеатровым; † 1857), впоследствии – митрополитом Киевским и Галицким.
В наибольшем духовном сродстве Антоний состоял с киевскими подвижниками иеросхимонахом старцем Парфением (Краснопевцевым) и своим духовным отцом иеросхимонахом старцем Вассианом (Балашевичем). В святости Антония не сомневались и современники, почитавшие святителя и пользовавшиеся его советами и покровительством. Среди них – Христа ради юродивые и старцы задонские: Антоний Алексеевич Монкин, Евфимия Григорьевна Попова (в монашестве Евгения), Матрона Наумовна Попова (в монашестве Мария), иеросхимонах Нафанаил (Остапов) и затворник Георгий Алексеевич Машурин (в монашестве Стратоник); сезеновский затворник Иоанн и белогорская блаженная старица-пещерокопательница Мария Шерстюкова. Известны слова (1915) архиепископа Воронежского и Задонского священномученика Тихона (Никанорова): «Святитель Антоний – накануне своего прославления» и обращенный к пастве из Соловецкого заключения завет другого воронежского священномученика – архиепископа Петра (Зверева) молитвенно чтить святителя Антония. К памяти Антония с благоговением относилась великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна Романова.
Первое жизнеописание было составлено по благословению Антония его биографом – Н.М. Савостьяновым и издано в 1852 году в Санкт-Петербурге под названием «Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского». Уже в нем архиепископ Антоний представлен как доблестный иерарх, истинный праведник, осиянный благодатию святости. Позже стали появляться воспоминания о почитаемом иерархе в журналах, альманахах и епархиальных ведомостях. Создание пространного жизнеописания было поручено епископом Воронежским и Задонским Вениамином (Смирновым) известному воронежскому проповеднику протоиерею Михаилу Некрасову (впоследствии – епископ Тульский и Белевский Лаврентий; † 1908). В издание 1890 года были добавлены воспоминания и раздел о чудесах (хотя основу книги составил труд Н.М. Савостьянова), включены мнения о преосвященном митрополита Филарета (Дроздова) и архиепископа Игнатия (Семенова), воспоминания протоиереев А. Перцева, Н. Патрицкого, В. Гурьева и родственников архиепископа Антония; устные предания Киево-Печерской Лавры, насельников Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыре; сведения из архива Воронежской консистории; а также факты из жизнеописаний воронежских святителей Митрофана и Тихона, преподобного Серафима Саровского. Книга протоиерея М. Некрасова явилась наиболее подробным и выразительным жизнеописанием в XIX веке.
Вслед за этим вышли жизнеописания Е. Поселянина и архимандрита Александра (Кременецкого), наместника Воронежского Благовещенского Митрофановского монастыря, с последующими переизданиями. Кроме книг о владыке Антонии, архимандрит Александр собрал наиболее яркие случаи, подтвержденные свидетельскими показаниями, и постоянно публиковал в 1913–1916 годах сообщения в «Воронежских епархиальных ведомостях» о чудесах по молитвам святителя Антония, в которых подвиги и духовные дарования ставили его в один рост со святителями Митрофаном и Тихоном. П.В. Никольский в своем исследовании «Антоний II, архиепископ Воронежский и открытие мощей святителя Тихона» (1911) также сравнивал преосвященного архипастыря с великими воронежскими святителями.
Архиепископ Херсонский и Одесский Сергий (Петров) в своем исследовании по истории Воронежской епархии пишет, что в 1914 году в Воронеже была создана комиссия, которая осматривала останки святителя Антония, и при вскрытии склепа оказалось, что гроб, в котором находилось нетленное тело и сохранившиеся одежды, сгнил и при прикосновении к нему рассыпался. Тогда же тело почившего владыки было переложено в новый гроб, а вход в могилу замурован. По утверждению митрополита Куйбышевского и Сызранского Мануила (Лемешевского; † 1968), к Поместному Собору Русской Православной Церкви 1917–1918 годов были подготовлены соответствующие материалы для канонизации преосвященного Антония. 24 сентября 1953 года архиепископ Воронежский и Острогожский Иосиф (Орехов) в рапорте на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского; † 1970) свидетельствовал о широком почитании верующими памяти архипастыря, его благодатной помощи как подателя исцелений и ходатайствовал о перенесении останков святителя Антония в ограду Покровского кафедрального собора в связи с началом строительства на месте снесенного Митрофанова монастыря. В епархиальном отчете за 1956 год архиепископ Иосиф писал, что состоялось перенесение останков архиепископа Антония в августе 1956 на городское кладбище, после чего была отслужена панихида. В настоящее время на территории Алексиево-Акатова монастыря устроен некрополь из захоронений воронежских архиереев, останки которых перенесены с городского кладбища. Среди перечисленных на надгробии – и имя архиепископа Антония. Однако утверждать, что в общем захоронении находится и его могила, нельзя. С 1996 года – года 150-летия кончины святителя Антония – и по настоящее время благословением митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия (Немцова) место захоронения святителя Антония уточняется. Тогда же была завершена подготовка к прославлению архиепископа Антония в лике местночтимых святых Воронежской епархии.
Ходатайством митрополита Мефодия и по результатам рассмотрения Синодальной комиссией по канонизации святых жизнеописания архиепископа Антония святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил совершить прославление святителя митрополиту Мефодию 23 мая 2003 года, а также издать житие и писать новопрославленному святому службу.
Народом почитается и образ святителя Антония в Покровском кафедральном соборе, написанный по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия. Празднование памяти святителю Антонию, помимо дня прославления, совершается 20 декабря (2 января), в день его праведной кончины. Знаменательно, что оно совпадает с днем памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского († 1908), о духовной связи с которым свидетельствуется в одном из жизнеописаний великого молитвенника России.
Сочинения
Слово блаженной памяти преосвященнейшего Антония, архиепископа Воронежского, говоренное к воронежской пастве. СПб., 1847. 16 с.; Духовное завещание [пастве] / Сообщение прот. М. И. Некрасова. Душеполезное чтение. 1893, Ч. 2. № 6; То же // Воронежские епархиальные ведомости. 1893. № 12. С. 375–381; Письма [архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) к архиепископу Нижегородскому Иакову (Вечеркову). Июль] // ОР РГБ. Ф. 505. К. 1. Ед. хр. 1. Л. 122-122 об., 137-137 об. Письмо [писано иеромонахом Антонием (Смирницким)] к отцу о пребывании императора Александра I в Киеве [священнику в Поддубновке Полтавской губернии] // Чтения в Императорском обществе истории и древностей Российских при Московском университете. 1862. Январь-март. Кн. I. М., 1862. С. 188-190. Проповеди // Полтавские епархиальные ведомости. 1883. № 19; Проповеди // Христианское чтение. 1837, апрель; 1847, январь.
Источники и литература
- Деяние о канонизации святителя Антония (Смирницкого, 1773–1846), архиепископа Воронежского и Задонского, местночтимого святого Воронежской епархии // Архив канцелярии Воронежского епархиального управления. 2003. № 213.
- Здравомыслов К.Я. Биографический словарь иерархов Русской Православной Церкви с введения христианства на Руси до 1918 г. // Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ). Ф. 102. Ед. хр. 431.
- Письмо [министра Императорского Двора графа Адлерберга господину обер-гофмаршалу графу Шувалову] от 24 января 1855 г. // Российский государственный исторический архив. Ф. 466. Оп. 1. Ед. хр. 395. Л. 28-29 об.
- Письмо [о видении трех святителей: Митрофана, Тихона и Антония Воронежских] // Там же. Ф. 797 Оп. 3. Ед. хр. 10253.
- Письмо обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова от 5 февраля 1840 года за № 636 архиепископу Воронежскому и Задонскому Антонию (Смирницкому) об отказе его ухода на покой в Киево-Печерскую Лавру // Отдел рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ). Ф. 214. К. 55. Л. 60-61 об.
- Письмо [святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II Митрополиту Воронежскому и Липецкому Мефодию о благословении совершить канонизацию святителя Антония (Смирницкого) как местночтимого святого Воронежской епархии] // Архив канцелярии Воронежского епархиального управления. 2002. Исх.№ 6941.
- Рапорт архиепископа Воронежского и Острогожского Иосифа (Орехова) святейшему патриарху Алексию [I] о перенесении останков святителя Антония (Смирницкого) в ограду Покровского кафедрального собора г. Воронежа. № 760 от 24 октября 1953 г. Машинопись // Архив канцелярии Воронежского епархиального управления.
- Светозаров Е., свящ. Надгробная речь, сказанная при отпевании Архиепископа Воронежского и Задонского Антония (Смирницкого) 26 декабря 1846 года в Крестовой церкви г. Воронежа // ОР РГБ. Ф. 214. К. 214. Л. 43-44.
- Сергий (Петров), архиепископ Херсонский и Одесский. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. III. Воронеж–Минск–Одесса. 1961–1968. Машинопись. С. 541–544, 563, 568, 572, 576–578.
- Александр (Кременецкий), архимандрит. Высокопреосвященный Антоний (Смирницкий), Архиепископ Воронежский. Изд. 2-е. Воронеж, 1916.
- Он же. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского // Воронежские епархиальные ведомости. 1914. № 39.
- Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. Киев, 1856. С.362–384.
- Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. 2-е. Харьков, 1892. Ч. 2. С. 1398-1399.
- Воронежские епархиальные ведомости. 1890. № 10. С. 455–471, № 11. С. 500; 1893. № 12; 1914. № 20. С. 563–564; № 42. С. 1154; № 45–46. С. 1180–1183; 1915; № 12. С. 310–313; № 24. С. 665–668; 1916. № 44. С. 1187–1189, 1194–1197, 1200–1201; № 46. С. 1239–1243; № 47. С. 1275–1276.
- Высокопреосвященнейший Антоний II (Смирницкий), Архиепископ Воронежский и Задонский (Краткий биографический очерк). М., 1903.
- Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. Изд. 2-е. С. 176-178.
- Гурьев В., протоиерей. Память о прошлом: Антоний, архиепископ Воронежский // Странник. 1879. № 11. С. 255–261.
- Денисов Л. Православные монастыри Российской империи. М., 1908. С. 94.
- Духовные назидания (архиепископ Антоний – третий светильник Воронежский) // Воронеж/Липецк Православный. 2001. № 3–4 (47–48).
- Душеполезное чтение. 1888. Ч. 3. С. 117; 1895. Ч. 3. С.120, 369.
- Жизнеописание отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX вв. М., 1903–1912. Т. 2, доп. С. 574–575; 1907. Т. 3. С. 215, 216, 219, 222, 359; Т. 5. С. 105, 192, 194, 296, 297; Т. 10. С. 324; Т. 12. С. 490–526, 566, 710–715, 762–763; Ч. I. М., 1908. Декабрь. С. 488-564.
- Житие святителя Антония (Смирницкого). Воронеж, 2003.
- Из земной жизни архиепископа Воронежского и Задонского Антония // Воронеж/Липецк Православный. 2003. № 1 (57).
- Кирьянова О. На святой Воронежской земле // ЖМП. 1999. № 1. С. 29.
- Ковалевский А. Из воспоминаний паломника о встрече и беседах с преосвященным Антонием, архиепископом Воронежским // Душеполезное чтение. 1868. Ч. 3. Разд. 2. С. 117-124.
- Леонид (Краснопевков), архиепископ. Записки. М., 1907. С. 68, 69.
- Леонтий (Лебединский), митрополит Московский. Мои заметки и воспоминания // Богословский вестник. 1913. Сентябрь. С. 156–157.
- Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской епархии/ Сост. архим. Серафим (Чичагов). Изд. 2-е. СПб., 1903. С. 302-305, 470-472, 480-481, 512-513, 704, 801,
- Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи с 992 по 1892 годы. М., 2002. С. 120–128.
- Митрофан (Шкурин), иеромонах. Антоний (Смирницкий Авраамий Гаврилович) // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 641–643.
- Он же. Краткое жизнеописание архиепископа Антония // Воронеж/Липецк Православный. 1999. № 11–12 (31–32).
- Недетовский Г. И. Дело об имуществе, оставленном после смерти преосвященного Антония II, архиепископа Воронежского и Задонского // Памятная книжка Воронежской губернии на 1903 год. Воронеж, 1903. Отд. III. С. 14–27.
- Некрасов М. И., протоиерей. Преосвященный Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский (1773–1846 гг.). Воронеж, 1890; 2-е изд. Воронеж, 1892.
- Никольский П. Антоний II, Архиепископ Воронежский (1826–1846), и открытие мощей святителя Тихона // Воронежская старина. Воронеж, 1911. Вып. 10. Воронеж, 1911. С. 22, 26–29, 38–50.
- Нилус С. Служка Божией Матери и Серафимов. М., 1904. С. 79-82, 102-103.
- Он же. Служка Божией Матери и Серафимов // Серафимово послушание: Жизнь и труды Н.А. Мотовилова / Сост. А. Н. Стрижев. М., 1996. С. 171-173, 175-190, 195-196.
- Поликарпов Н. И. Памяти преосвященного Антония II, архиепископа Воронежского и Задонского. Воронеж, 1896.
- Он же. Митрополит Московский Леонтий о святителе Антонии Воронежском // Воронежские епархиальные ведомости. 1916. № 42.
- Он же. Памяти преосвященного Антония II, прхиепископа Воронежского и Задонского // Воронежские епархиальные ведомости. 1916. № 24.
- Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. Пг., 1916. С. 471.
- Он же. Подвижники последнего времени: Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский // Душеполезное чтение. 1895. Ч. 3. 375-376.
- Он ж е. Русские подвижники XIX века. Изд. 1-е. СПб., 1900. С. 46-48; Изд. 3-е, доп. СПб., 1910. С. 50-70.
- Пречистенский Т. Летопись Русской Православной Церкви. Декабрь // Журнал Московской патриархии. 1945. № 12. С. 45.
- Письма в Бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением краткого известия о жизни его, составленные из записок живших при нем келейных, собранные Козельской Введенской Оптиной пустыни иеромонахом Порфирием (Григорьевым). В 3-х ч. Изд. 6-е. СПб., 1894. С. 93-95.
- Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. М., 1883. Ч. 3. С. 182–189.
- Письма митрополита Московского Филарета к С.Д. Нечаеву // Русский архив. 1893. Кн. 1. С.77, прим. 2.
- Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М., 1896-1913. Т. 2. С. 146, 225.
- Савостьянов Н. М. Жизнь преосвященного Антония, архиепископа Воронежского и Задонского. 1-е изд. СПб., 1852; 2-е изд. Воронеж, 1891; 3-е изд. Воронеж, 1914.
- Светозаров Е., протоиерей. Он называл себя «послушником всех». Воспоминания протоиерея Евфимия Светозарова о преосвященном Антонии / Подг. к публ. М. Прасолов // Воронежский епархиальный вестник. Воронеж, 1998. № 1 (55). С. 33-36.
- Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский // Алексиево-Акатов женский монастырь. Воронеж, 2003. С. 90–102.
- Святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский // Жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Воронежско-Липецкой епархии. Прославленные святые (святители, преподобные и новомученики). Воронеж, 2003. Кн. 1. С. 119–163.
- Смолич И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1997. Ч. 1. С. 299, 310, 562. Ч. 2. Справочно-библиографические материалы. С. 685.
- Он же. Русское монашество. 988–1917. М., 1997. С. 298.
- Современные свидетельства о чудесах по молитвам святителя Антония (Смирницкого) // Воронеж/Липецк Православный. 2003. № 1 (57).
- Стаднюк А., протоиерей. Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий, 1733–1846). М., 1999. Рукопись. Изд. Отд. Воронежского епархиального управления.
- Он же. Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний II (Смирницкий) // Воронежский епархиальный вестник. 1992. № 8(28). С. 28-32.
- Третий светильник Воронежа. Архиепископ Воронежский и Задонский Антоний (Смирницкий) / Сост. иеромонах Митрофан (Шкурин). Воронеж. Машинопись. Издат. Отдел Воронежского епархиального управления.
- Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы. 3-е изд. СПб, 1884. С. 463.
- Юбилейный сборник исторических материалов «У Троицы. В Академии». 1814–1914 г. М., 1914. С. 19–54, 59, 60.
- Яновский И. Преосвященный Антония (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский (1826–1846) // Полтавские епархиальные ведомости. 1883. № 19.
Творения в библиотеке
Труды о святом в библиотеке
Богослужения
Служба святителю Антонию, архиепископу Воронежскому и Задонскому
Текст службы утвержден к общецерковному богослужебному употреблению на заседании Священного Синода 29 декабря 2022 года (журнал № 130).
Месяца декабря в 20-й день
святителя Антония, архиепископа Воронежскаго и Задонскаго
На велицей вечерни
Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: стихиры на 8: предпразднства Рождества Христова 3 и святителя 5, глас 2.
Подобен: Киими похвальными:
Киими похвальными венцы/ увязем святителя Антония,/ от юности всею душею Бога взыскавшаго/ и паче всего службу церковную возлюбившаго,/ тихостию нрава и смирением украшеннаго,/ града Воронежа похвалу/ и Русския земли светильника,/ егоже избра Христос Бог наш,/ имеяй велию милость. (Дважды)
Киими достойными песньми/ прославим святителя Антония,/ мира тленнаго отрекшагося,/ постника, не токмо телом, но и душею,/ узким путем заповедей Господних шествовавшаго,/ града Воронежа похвалу/ и Русския земли светильника,/ емуже благодать дарова Христос Бог наш,/ имеяй велию милость.
Киими церковными хвалами/ воспоим святителя Антония,/ словом Божиим ум питавшаго/ и подвиги святых отец волю свою укрепльшаго,/ молитвою сердечною чувства освятившаго,/ града Воронежа похвалу/ и Руссския земли светильника,/ егоже просвети Христос Бог наш,/ имеяй велию милость.
Киими песненными гласы/ воспоим святителя Антония,/ пастыря монашествующих изряднаго,/ во игуменстве своем/ всем всяко послужившаго,/ града Воронежа похвалу/ и Русския земли светильника,/ егоже умудри Христос Бог наш,/ имеяй велию милость.
Слава, глас 8:
Что тя наречем, святителю Антоние;/ монахов ли украшение,/ яко целомудрием, нищетою и послушанием себе украсил еси;/ архиереев ли похвалу,/ яко свет твой пред человеки просиял еси;/ святителей Митрофана и Тихона достойнаго преемника,/ яко светильник земли Воронежския явился еси./ Сего ради со дерзновением молися Христу Богу/ о спасении душ наших.
И ныне, предпразднства, глас тойже: Восприими, Вифлееме:
Вход. Прокимен дне. И чтения три святительская.
На литии стихира храма.
Слава, святителя Антония, глас 3:
Отче, святителю Антоние,/ ты во дни смертоносныя язвы и глада губительнаго/ Господа прилежно умолял еси,/ о еже отступити прещению сему лютому./ И ныне моли всемилостиваго Бога,/ еже избавитися нам от губительнаго поветрия, на ны движимаго,/ таже огненнаго запаления/ и неистовства водныя стихии,/ глада и иных бед, по грехом нашим находящих на ны;/ да дарует Господь молитвами твоими/ людем православным и всей земли Русской/ мир и велию милость.
И ныне, предпразднства от стиховны, глас 2: Се, время приближися:
На стиховне стихиры предпразднства со стихи их, глас 2.
Аще кроме праздника, стихиры святителя, глас тойже.
Подобен: Доме Евфрафов:
Дом добродетелей/ и обитель Святаго Духа/ явился еси, святе Антоние,/ Воронежская похвало/ и Церкве Русския украшение.
Стих: Священницы Твои облекутся в правду/ и преподобнии Твои возрадуются.
Пастырю добрый/ и молитвенниче присный,/ святе Антоние,/ огради стадо твое/ от волков, губящих е.
Стих: Восхвалятся преподобнии во славе/ и возрадуются на ложах своих.
Бедствующих помощниче,/ во узах томящихся укрепление,/ святче Божий Антоние,/ не престай молитися/ о призывающих тя.
Слава, глас 1:
Приидите, вернии, прославим Господа,/ даровавшаго нам угодника Своего,/ святителя Антония,/ иже по преставлении от земных к Небесным/ чудесы паче луч солнечных сияет/ и всем всяко ко благу способствует:/ болящия исцеляет,/ бедствующия спасает,/ скорбящия утешает,/ путешествующия сохраняет,/ немощныя в вере укрепляет,/ неверующия вразумляет,/ злонамеренныя наказует,/ небрегущия о законе и правде обличает/ и молится о спасении душ наших.
И ныне, предпразднства, глас тойже: Предпразднуим, людие, Христово Рождество:
Тропарь, глас 4:
Предивнаго селения Божия Матере житель сый,/ кротостию и смирением изрядно украшаемь,/ граду Воронежу третие светило благодати явился еси,/ святых Митрофана и Тихона сонаследниче,/ святителю отче наш Антоние,/ моли Милостиваго Бога,/ граду твоему мир даровати,/ Отечеству нашему утверждение/ и душам верных спасение.
Слава, и ныне, предпразднства, глас тойже: Готовися, Вифлееме:
На утрени
На Бог Господь: тропарь предпразднства, дважды. Слава, святителя. И ныне, предпразднства.
По 1-м стихословии седален, глас 1:
Аще и сокровени быша подвиги твоя, святе Антоние, обаче подвижницы Христови яко угодника Божия тя почитаху, свет бо доброты души твоея преславно просиял есть.
Слава, и ныне, предпразднства глас тойже: Приклонивый Небеса:
По 2-м стихословии седален, глас 4:
Ангелов собеседник и святых подражатель был еси, святе Антоние, темже мудрость и благочестие твое в мире просияша, аще и добродетели своя от людей евангельски сокрывал еси.
Слава, и ныне, предпразднства глас тойже: Радуйся, Сионе:
Величание:
Величаем тя,/ святителю отче Антоние,/ и чтим святую память твою,/ ты бо молиши о нас/ Христа Бога нашего.
Псалом избранный: Услышите сия, вси языцы:
По полиелеи седален, глас 3:
Днесь святитель Антоний у престола Божия вкупе с Митрофаном и Тихоном и всеми святыми земли Воронежския за ны предстоит Святей Троице; днесь во храмех архиереи и священницы ликовствуют и вси вернии радости исполняются, тии бо молят усердно о нас Превечнаго Бога.
Слава, и ныне, предпразднства.
Таже, степенна, 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен, глас 4: Честна пред Господем/ смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми. Всякое дыхание: Евангелие от Иоанна, зачало 35 (от полу).
По 50-м псалме стихира, глас 6:
Святителю отче Антоние,/ пастырю добрый и мудрый,/ града Воронежа похвало,/ и Церкве Русския украшение,/ скорый пред Богом ходатаю о пастве твоей,/ моли спастися душам нашим.
Канон предпразднства со ирмосом на 6 и святаго на 8, глас 1.
Песнь 1
Ирмос: Песнь победную поим вси Богу,/ сотворшему дивная чудеса мышцею высокою/ и спасшему Израиля,/ яко прославися.
Даждь ми слово, Христе Боже, воспети достойно святителя Воронежскаго Антония, иже днесь купно с нами Рождество Твое песньми предпраздственными славословит.
От земнаго священства род свой ведя, святе Антоние, измлада душею к Небесным обителем устремился еси. Сего ради Бог сохрани тя во всех путех твоих.
Еще отрок сый, святе Антоние, мудрость книжную возлюбил еси, темже и в словесех Господних со тщанием поучался еси.
Богородичен: Едеме, украсися, Евфрафа бо Создателю уготовася, родитися хотящу от Девы Матере в вертепе Вифлеемстем за благоутробие многое.
Песнь 3
Ирмос: Камень, егоже небрегоша зиждущии,/ сей бысть во главу угла:/ той есть Камень,/ на Немже утверди Церковь Христос,/ юже от язык искупи.
Тихостию нрава и смирением украшен, святе Антоние, Смирницким во училищи духовнем наречен был еси, да по житию прозвание твое будет.
От юности Богу всем сердцем служити восхотев, святе Антоние, в обитель первоначальников жития монашеского на Руси притекл еси и, мира отрекся, преподобнаго Антония имя восприял еси.
Жития и творения святых отец, яко путь к Солнцу Правды Христу, возлюбил еси, писания же мирская, яко тьму и суесловие, отвергл еси, святе Антоние.
Богородичен: Гряди, Исаие, возопий: се Дева имать во чреве Избавителя мира и родит в вертепе, и нарекут Раждаемаго Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог.
Кондак и икос предпразднства.
Седален святаго, глас 8:
Стопам преподобнаго Антония последовал еси, блаженне, той бо в пещере Киевстей начало русскому монашеству положи; ты же, от силы в силу восходя, блюститель Ближних пещер и игумен Лавры Печерския нареклся еси.
Слава, и ныне, предпразднства, глас тойже: Из чрева прежде век:
Песнь 4
Ирмос: Духом провидя, пророче Аввакуме, Словесе воплощение,/ проповедал еси, вопия:/ внегда приближитися летом - познаешися,/ внегда приити времени - покажешися./ Слава силе Твоей, Господи.
Преподобным отцем Печерским наследуя, подвигами воздержания, поста и молитвы просиял еси, святе Антоние, разумом же богопросвещен, братию ко спасению наставлял еси.
Предстательством Пресвятыя Богородицы укрепляемь, блаженне Антоние, яко искусный кормчий Лаврою Печерскою право правил еси, темже и благоволение Александра Благословеннаго стяжал еси.
Хранитель паствы Воронежския Божиим изволением поставлен был еси, святе Антоние, да ветхая обновиши, немощная укрепиши, благая удобриши, омертвелая отсечеши.
Богородичен: В вертепе убозем родитися нас ради, Бог Сый, изволил еси, обнищав, Блаже, нашею нищетою за милосердие и, из Девы прошед, воплощен, пребыв един Сын из Отца Предвечен.
Песнь 5
Ирмос: Твой мир даждь нам,/ Сыне Божий:/ иного бо, разве Тебе бога не знаем,/ Имя Твое именуем,/ яко Бог живых и мертвых еси.
Труды велия на земли Воронежстей уготованы быша тебе, святителю Антоние, якоже в видении чуднем показа ти Господь, темже, со упованием руку на рало возложил еси.
Службу Божию неотступно совершал еси, святителю Антоние, паству Воронежскую словом благодатным ко спасению назидая.
Милостынею никогдаже оскудевая, богомудре Антоние, имущих стяжание многое праведно расточати то поучал еси, наипаче же сущим в темницах питатель и утешитель был еси.
Богородичен: Бог человеком подобен быв из Тебе, Младенец нас ради раждается, Богоневесто, и пребывает весь неизменен, и во плоти видится Бог вочеловечивыйся.
Песнь 6
Ирмос: Пророка Иону подражая, вопию:/ живот мой, Блаже, свободи из тли/ и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе.
Во дни смертоносныя язвы и глада губительнаго паству твою призывал еси, отче Антоние, усердно Богу молитися и Святых Таин приобщатися, да помиловани будут.
Преподобный старец Серафим яко великаго архиерея Божия почиташе тя, святителю Антоние, ты же, в любви Христовой с ним пребывая, преставление его к Богу духом провидел еси.
Яко наставника искусна почитаху тя, святителю Антоние, Георгий Затворник, старец Муромский Антоний, служка Серафимов Николай и мнози инии, на нихже явлены быша чрез тебе чудеса и знамения Божия.
Богородичен: Украсися, Вифлееме, уготовися Евфрафо: без матере бо от Отца и без отца Материю Сын чревоносится и раждается, спасая ны.
Кондак, глас 3:
Днесь земля Воронежская веселия исполняется,/ во иерарсех великаго Антония память чествующи:/ той бо любовию Христовою воспламенився,/ молитвами, бдением и пощением обитель Духа Святаго себе сотвори,/ от Негоже вразумляемь,/ паству церковную премудре упасл еси;/ мы же, таковаго ходатая ко Христу Богу имуще,/ с верою и любовию вопием:/ радуйся, святителю Антоние,/ теплый о нас пред Богом предстателю.
Икос:
Ангелом подражателя и паствы Воронежския любвеобильнаго архипастыря, святителя Антония, песньми прославим, вернии, иже, от юности Христа всем сердцем возлюбив, добронравное житие явил еси и многия люди на путь истины наставил еси. Емуже днесь по достоянию приносим похвалы сия:
Радуйся, яко от младенства храму Господню прилежал еси;
радуйся, яко мудрость Божию паче суемудрия мира возлюбил еси.
Радуйся, от юности обеты монашеския избравый;
радуйся, иноков обители Печерския добре управивый.
Радуйся, пастыри премудре наставляяй;
радуйся, яко и паству твою словом истины питаяй.
Радуйся, яко святителя Митрофана на земли прославил еси;
радуйся, яко святителя Тихона мощи нетленныя обрел еси.
Радуйся, яко во дни язвы и глада Бога умолил еси;
радуйся, яко всем призывающим тя скорый помощник явился еси.
Радуйся, верныя чудесы твоими укрепляяй;
радуйся, неверныя к Богу обращаяй.
Радуйся, святителю Антоние, теплый о нас пред Богом предстателю.
Песнь 7
Ирмос: Сущим в пещи отроком Твоим, Спасе,/ не прикоснуся, ниже стужи огнь./ Тогда трие, яко единеми усты, пояху/ и благословляху, глаголюще:/ благословен Бог отец наших.
Воистину Ангел паствы Воронежския был еси, святителю Антоние, крилами молитвы твоея ю ограждая и неотступно к Богу взывая: призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей, егоже насади десница Твоя.
В милосердии, молитве и терпении пастыри утверждал еси, святителю Антоние, да, яко ревностнии служителие и строителие Тайн Божиих, добрый ответ дадут на Страшном Судище Христове.
Сугубое попечение о младости неразумней имея, отче Антоние, поучением кротким и любовию в юных сердцах страх Господень насаждал еси.
Богородичен: Пророком древле прореченный, приближается мне Младенец, из Девы рождейся, радуется Адам и прамати Ева болезней разрешися и сликовствует Давид, раждающия отец.
Песнь 8
Ирмос: Егоже ужасаются Ангели и вся воинства,/ яко Творца и Господа,/ пойте, священницы, прославите, отроцы,/ благословите, людие,/ и превозносите во вся веки.
Святителя Митрофана, архипастыря Воронежскаго, всем сердцем почитая, нетленныя мощи его обрести потщался еси, отче Антоние, и яко новаго заступника земли Русския того прославил еси.
О монашестем жительстве ревнуя, святителю Антоние, обитель Благовещения Пресвятыя Богородицы во граде Воронеже основал еси, идеже и честныя мощи святителя Митрофана, яко драгоценное сокровище, положил еси.
Телом болезнуя, святителю Антоние, возжелел еси ради спасения души в Лавру Печерскую удалитися, обаче, святителя Митрофана явлением вразумляемь, даже до смерти паству Воронежскую не оставил еси.
Богородичен: Звезда возсия, Христос от Иакова, и волсви стекаются во град Вифлеем пети, чествовати и поклонитися Ему, рожденному из ложесн Чистыя Богородицы.
Песнь 9
Ирмос: Живоприемный Источник приснотекущий,/ светоносный светильник благодати,/ храм одушевленный, сень пречистую,/ Небесе и земли пространнейшую,/ Богородицу, вернии, величаем.
На конец дний твоих, святе Антоние, дарова ти Господь обрести мощи святителя Тихона, да явлен будет на свещнице Воронежстей пред очию всех, яко светильник веры и добрых дел.
Подвигом добрым подвизался еси, течение жития твоего непостыдно скончав, веру соблюл еси, святителю Антоние, сего ради уготова ти Господь венец правды.
Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения! Паства Воронежская и вся Церковь Русская радуется, святителя Антония молитвенным предстательством и чудесы Богом прославленнаго, достойно величающи.
Богородичен: Радуйся, Чистая, Божий граде одушевленный, в Немже Бог вместитися благоволи, не оставль бо горних, к Тебе сниде, яко дождь на землю, Богородительнице, и во граде Вифлееме Младенец раждается.
Светилен:
Светлостию добродетелей просияв, в месте светле, идеже празднующих глас непрестанный и безконечная сладость зрящих лика Христова доброту неизреченную, вселился еси, святче Антоние, ходатаю наш пред Богом непостыдный.
Слава, и ныне, предпразднства: Украсися, Вифлееме:
На хвалитех стихиры на 8: предпразднства 4 и святителя 4, глас 5.
Подобен: Радуйся, Живоносный Кресте:
Радуйся, святителю Антоние,/ архипастырю предивный Церкве Русския,/ яко по вся дни жития твоего,/ трудом, молитвою и неленостным попечением/ ревностно паству твою охранял еси/ и повеленная ти от Господа со усердием исполнял еси,/ благая терпеливне возращаяй,/ негодная же искореняяй./ И ныне не престай молитися Христу Богу нашему/ даровати нам велию милость. (Дважды)
Радуйся, святителю Антоние,/ архипастырю добрый земли Воронежския,/ ты бо, болезнуя о пастве твоей, Бога умолял еси,/ да дарует ти помощники верныя,/ служители Христовы и строители Таин Божиих,/ с радостию бдящия о душах христианских,/ путеводствующия люди в Царство Небесное./ И ныне не престай молитися Христу Богу нашему/ даровати нам велию милость.
Радуйтеся, святителие тричисленнии,/ Митрофане, Тихоне и Антоние,/ столпи благочестия и закона Божия проповедницы,/ пастырие и учителие богодухновеннии,/ путеводителие в Царствие Небесное,/ земнаго Отечества нашего заступницы,/ земли Воронежския утверждение,/ всея Руси чудотворнии молитвенницы./ Молитеся Христу Богу нашему,/ даровати нам велию милость.
Слава, глас 5:
Вострубим трубою песней,/ прославим святителя Антония:/ архипастыри и священницы, монаси и простии,/ старцы и юнии, мужие и жены,/ нищии и богатии,/ властителие и иже под властию сущии,/ скорбящии и радующиися,/ всех бо созывает наш архипастырь добрый,/ даровати коемуждо по сердечному прошению,/ мир и велию милость.
И ныне, предпразднства, глас 6: Зависть же и огнь:
На Литургии
Блаженны от канона предпразднства, песнь 3 и святителя песнь 6. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость/ и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы, внушите вси, живущии по вселенней. Апостол ко Евреем, зачало 318. Аллилуиа, глас 2: Уста праведнаго поучатся премудрости/ и язык его возглаголет суд. Стих: Закон Бога его в сердце его и не запнутся стопы его. Евангелие от Иоанна, зачало 36. Причастен: В память вечную будет праведник:
Молитва
О, святителю отче наш Антоние, пастырю добрый, чудотворче изрядный и молитвенниче предивный! Ты во дни земнаго жития твоего нищетою духовною, кротостию и чистотою сердца себе украсив, жаждою правды, милостынею и плачем покаянным заповеди Евангельския исполнил еси. Дух мирен стяжав и даже до конца дней твоих ближним послужив, Богу угодил еси и Царствия Небеснаго достигл еси.
Ныне же, со святителями Воронежскими Митрофаном и Тихоном Престолу Божию предстоя, моли Пресвятую Троицу паству твою добре управити и всем вся, яже ко спасению полезная, подати. Испроси у Отца Небеснаго, Врача душ и телес, болящим исцеление, скорбящим и озлобленным утешение, грешным покаяние, неведующим вразумление. Моли Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, отроки в страсе Божии наставити и в целомудрии возрастити, юныя во благочестии утвердити, старыя без попечения не оставити. Умоли и Духа Святаго Утешителя Животворящаго Церкви Православней в единстве сохранятися, пастырем ревность о спасении пасомых даровати, да людие в вере, надежди и любви Божией утвердятся и славится от всех пречестное и великолепое Имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 8
Правосла́вия наста́вниче, чистоты́ зерца́ло, мона́шескаго жития́ ревни́телю и ни́щих пита́телю, оте́ческаго попече́ния о па́стве твое́й до́брый о́бразе, от ю́ности себе́ смири́вый и десни́цею Христо́вою в сла́ву святы́х возвы́шенный, земли́ Воро́нежския украше́ние, Анто́ние о́тче на́ш, в труде́х святи́тельских Митрофа́ну и Ти́хону поревнова́вый,/ с ни́миже в небесе́х ны́не лику́я, моли́ся Спа́су все́х дарова́ти ми́р и душа́м на́шим.
Перевод: Православия наставник, чистоты зеркало, монашеской жизни ревнитель и нищих покровитель, отеческого попечения о пастве твоей прекрасный пример, с юности себя смиривший и властью Христовой возвышенный к славе святых, земли Воронежской украшение, Антоний отче наш, в трудах святительских Митрофану и Тихону подражавший, с ними же на Небесах сейчас радуясь, молись всех Спасителю даровать мир душам нашим.
Кондак, глас 3
От ю́ности твоея́ всего́ себе́ Го́сподеви преда́л еси́, в пеще́рах Ки́евских богому́дренно пребыва́я, и отту́ду во епи́скопа па́стве Воро́нежстей поста́вленный, святи́телю Христо́в Анто́ние всече́стне, в труде́х, бде́ниих и моли́твах до́бле подвиза́лся еси́, и та́ко во смире́нии дости́г доброде́телей соверше́нства и Це́ркви Святе́й и́стиннаго послуша́ния, па́ки в Небе́сныя Оби́тели всели́лся еси́, с вели́кими во святы́х Митрофа́ном и Ти́хоном, предстоя́ Престо́лу Христо́ву, Влады́ку Спа́са все́х моли́, оставле́ние грехо́в получи́ти и ве́лию ми́лость.
Перевод: С юности всего себя Господу предал ты, в пещерах Киевских Богомудро пребывая, и оттуда епископом паствы Воронежской поставленный, святитель Христов Антоний всеми почитаемый, в трудах, бдениях и молитвах доблестно подвизался ты и так, в смирении достиг совершенства добродетелей и истинного послушания Святой Церкви, сейчас ты поселился в Небесных Обителях, с великими святыми Митрофаном и Тихоном, предстоя Престолу Христову, Владыку Спасителя всех моли прощение грехов получить и великую милость.
Молитва
О, святи́телю Христо́в, о́тче Анто́ние, свети́ло пресла́вное земли́ Воро́нежския! Ско́рый помо́щниче все́м с ве́рою к тебе́ притека́ющим, услы́ши ны́не на́ш во́пль серде́чный, к тебе́ возноси́мый. Исхода́тайствуй на́м ве́чное спасе́ние и проще́ние мно́жества грехо́в на́ших. Моли́ся приле́жно, да поми́ловани бу́дем, и Ца́рствия Небе́снаго насле́дницы яви́мся. Та́же и в многоразли́чных ско́рбех и ну́ждах на́ших помози́ на́м: боля́щия исцели́, оби́димыя защити́, печа́льныя возвесели́, о Держа́ве Росси́йстей и лю́дех ея́ моли́тву те́плую сотвори́. Егда́ же прибли́зится вре́мя сконча́ния земна́го жития́ на́шего, моли́, да не без покая́ния и причаще́ния Святы́х Христо́вых Та́ин оты́дем, да неосужде́нно предста́нем Царю́ Сла́вы, гро́зному Судии́ все́х и да сподо́бимся со все́ми святы́ми сла́вити Еди́наго И́стиннаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Каноны и Акафисты
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11