Священномученик Алекси́й Меркурьев, пресвитер
Дни памяти
9 февраля (переходящая) - Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
11 февраля - Собор Екатеринбургских святых
Житие
Священномученик Алексий Меркурьев родился 11 февраля 1852 года в селе Покровском Екатеринбургского уезда в семье священника.
В 1868 году он окончил Екатеринбургское Духовное училище, во время обучения в котором проявил себя как весьма способный ученик. Через два года он был определен послушником в екатеринбургский архиерейский дом. Вскоре его посвятили в стихарь и благословили служить псаломщиком в Покровской церкви села Кривского Шадринского уезда. В селе действовала церковно-приходская школа, в которой Алексей Степанович исполнял должность законоучителя.
После женитьбы Алексей Степанович был рукоположен 6 декабря 1892 года в сан священника и по ходатайству прихожан определен на служение в Покровскую единоверческую церковь села Иванищевского Шадринского уезда.
Все свои силы отдавал отец Алексий пастырской работе, полагая, что служение Богу есть самое важное дело на земле. Будучи настоятелем церкви, он вел просветительскую деятельность, которая не осталась не замеченной священноначалием. В 1897 году он был назначен кандидатом в члены иванищевского миссионерского комитета, а 27 октября 1903 года утвержден в должности председателя церковно-приходского попечительства.
В Иванищевском издавна проживали раскольники — беспоповцы; у них имелась в селе деревянная часовня. В XIX веке на Урале начало распространяться единоверие, образовались единоверческие приходы. Они основывались на определенных правилах, главным из которых была возможность совершать богослужения и таинства по старопечатным книгам и по своим обрядам. Единоверческие священники подчинялись православным епископам. Храмы перестраивались из старообрядческих часовен посредством пристройки алтаря. Образовался единоверческий приход и в селе Иванищевском. В 1836 году часовня старообрядцев была перестроена в церковь и освящена в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1871 году этот храм сгорел, и вместо него в 1879 году тщанием прихожан была построена каменная церковь. В селе в то время еще оставались раскольники, не желавшие переходить в единоверческий приход; очень вероятно, что батюшка как ревностный пастырь вел с ними работу, старался убедить их выйти из раскола.
Последним местом служения батюшки стало село Корюковское, находящееся в Камышловском уезде. Это село расположено вдоль ложбины реки Катайки, свое название получило от фамилии некоего крестьянина Корюкова, переселившегося сюда из Катайской слободы. Первыми поселенцами села были беглые помещичьи крестьяне и преступники из центральных областей России, пришедшие сюда в XVIII веке. Лесная и болотистая местность, в которой находилось село, представляла собой удобное место для поселения беглых. До 1861 года Корюковское было приходской деревней Катайско-Троицкой церкви. В 1858 году жители деревни решили построить у себя храм, и к 1861 году была возведена деревянная однопрестольная церковь в честь Вознесения Господня. С этого времени существовал самостоятельный корюковский приход, состоявший только из одного села. Также в селе было земское училище.
В этом приходе отец Алексий продолжал усердно трудиться на благо Церкви. В 1914 году за ревностное и полезное служение Церкви отец Алексий был награжден набедренником. Эту награду он получил ко дню Святой Пасхи. Верной спутницей отца Алексия, доброй хранительницей домашнего очага была его жена Антонина Григорьевна. Так же как и отец Алексий, она происходила из духовного сословия — ее отец был диаконом. В 1896 году в семье Меркурьевых было уже семеро детей: четыре сына — Константин, Иаков, Александр, Валериан и три дочери — Анна, Таисия, Клавдия. Дети воспитывались в благочестии, с малых лет были приучены к молитве и труду. Сыновья батюшки, Константин и Иаков, выбрали для себя служение Церкви, по достижении соответствующего возраста поступили на должность псаломщиков.
С началом октябрьских событий спокойная жизнь семьи Меркурьевых закончилась, пришли тяжкие будни, полные тревоги и неизвестности. Отец Алексий по-прежнему усердно исполнял свои пастырские обязанности, которые, казалось бы, далеко отстояли от политики. Но не так считали большевики. Православная Церковь и священнослужители были особенно ненавистны представителям новой власти, которые «проповедовали» теорию беспощадной классовой борьбы, и тем самым сеяли в обществе ненависть и злобу. В период гражданской войны член Коллегии ВЧК М. И. Лацис издал приказ № 9, который разрешал коммунистам любые расправы над священнослужителями. В приказе говорилось: «Во всей прифронтовой полосе наблюдается самая широкая и необузданная агитация духовенства против советской власти. В городах и селах, которые на время советским властям приходится оставлять под давлением белогвардейских и англо-французских банд, попы играют роль ищеек, выдают советских работников на растерзание бандитам и встречают неприятеля с охотой.
Ввиду этой явной контрреволюционной работы духовенства предписываю всем прифронтовым чрезвычкомам обратить особое внимание на духовенство, установить тщательный надзор за ними, подвергать расстрелу каждого из них, несмотря на его сан, кто дерзнет выступить словом или делом против советской власти. Приказ этот разослать всем уездным и волостным Советам».
Вскоре село Корюковское стало прифронтовым, и этот приказ стал распространяться и на его жителей. В период большевистского правления отец Алексий был арестован и подвергнут публичной казни. Пожилого священника расстреляли около церкви, на глазах у прихожан, дочери и сына. Его тело родные перевезли в Катайское, после того как село было освобождено от большевиков, и погребли у Катайской Богоявленской церкви. Расправа над священником была, как и везде, бессудной. Точная дата мученической кончины отца Алексия пока неизвестна.
Решением Священного Синода от 17 июля 2002 года священник Алексий Меркурьев прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских[1].
Примечание
[1] Использованы материалы:
- Помянник 1919 года. ГАСО. Ф. 6. Оп. 2. Д. 630, 646; Оп. 4. Д. 94, 194. ГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854. ЦДООСО. Ф. 76. Оп. 1. Д. 780.
- Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екатеринбург: Братство Святого Праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца, 1902.
- Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1897. №8; 1903. №22; 1913. №31; 1914. № 12.
- Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1904 год. Екатеринбург, 1904.
- Справочная книжка Екатеринбургской епархии за 1915 год. Екатеринбург, 1915.
- ВЧК уполномочена сообщить... Жуковский; М.: Кучково поле, 2004.
Богослужения
Случайный тест
О календаре
Богослужения
Посты
Праздники
И веровать только во Христа Спасителя есть оправдание, исповедать же Его устами — совершенное спасение.
Все жития
3:11