Божество́ –
1) Божья Сущность, Природа, Естество;
2) Божественная энергия;
3) название, прилагаемое к ложным, языческим богам или идолам, олицетворяющим этих богов.
Как известно, в Едином и Истинном Боге различают: Сущность, Лица (Ипостаси), энергию.
1) Сущность Божия заключена в трёх Божеских Лицах – Отце, и Сыне, и Святом Духе – равным и неизменным образом; не частями, но всецело в каждом из Лиц. Поэтому Каждое Лицо Пресвятой Троицы равно именуется Божественным. Все они единосущны и отличаются Одно от Другого только ипостасными свойствами, или образами Бытия.
2) Всякая реально существующая сущность так или иначе проявляет себя, и в первую очередь, – Божья. Проявление Божьей сущности называется Божественным действием или энергией. Божественная энергия неразлучна с Божеской Сущностью и всецело отображает Божественные совершенства. К Божественной энергии, как и к Сущности Бога, приложимо именование «Божество». Между тем, Божественная энергия обусловлена Сущностью, которая и является Её Причиной. С этим связано одно из принципиальных различий двух богословских понятий: «Божества», как термина, обозначающего Божью Природу и «Божества», как термина, обозначающего Божественную энергию.
– Для человека, и даже для ангелов Божья Сущность непостижима. Поэтому те библейские стихи, в которых сообщается о возможности теоретического познания Божества посредством положительных представлений, следует воспринимать не иначе как в значении познания Божьих энергий: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1:20).
Познание Бога через личный опыт общения с Ним, в том числе через созерцание Божественного света, также связан с познанием Его действий.
– Онтологическое соединение творений с Божеской Сущностью невозможно, а причастность творений Божественным энергиям не только возможна, но и является главным, необходимым условием их бытия. Поэтому те фрагменты Писания и святоотеческих произведений, где повествуется о причастности творений Божеству, необходимо интерпретировать, как причастность Божественным действиям, силам, энергиям (это касается и тех мест, где говорится о причастности Божескому естеству, ведь они указывают на причастность по благодати (2Пет.1:4).
3) а) Примерами использования термина «божество» в уничижительном смысле служат названия ложных, языческих богов, почитавшихся в среде племён и народов, окружавших Израильское общество, как то: божество Сидонское (3Цар.11:5), божество Аккаронское (4Цар.1:2) и др.
Поскольку языческие боги, как боги в действительности не существуют, а суть продукт выдуманных людьми или навеянных падшими духами басен и мифов, постольку и прилагаемое к ним понятие «божество» нужно соотносить не с действительным бытием, а с воображаемым миром греховных иллюзий, фантазий и грёз.
б) В случаях, когда Божество Пресвятой Троицы противопоставляется естеству, материалу, из которого и изготовлены языческие идолы, например, золоту, серебру или камню, этим в очередной раз изобличается ничтожность кумиров: «Итак, мы, будучи родом Божиим, не должны думать, что Божество подобно золоту, или серебру, или камню, получившему образ от искусства и вымысла» (Деян.17:29).
Естество материального идола, несмотря на то, что и сам он называется богом, которого олицетворяет, не следует называть «божеством».
Цитаты о божестве
«Божество просто, несложно, не имеет вида (внешнего); поэтому, если мы вознамеримся, судя по себе самим, приписать Богу и совокупность членов, то незаметно впадем в еллинское нечестие».
свт. Иоанн Златоуст
Комментировать