Скрыть
Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Горы яко воск растаяша от лица Господня. Горами называет сопротивные силы, которые, подобно воску, растаяли от сказанного выше огня. Что отвердевает от северного ветра, то тает от ветра южного. Поэтому, прекрасно говорить невеста в Песни Песней: востани севере, и гряди юже, и повей в вертограде моем, и да потекут ароматы моя (Пес. песн. 4,16).

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли

Подобно тому, как горы возвышаются над землею, так точно и пророки возвы­шаются над прочими людьми, почему и называются горами. Есте­ственно поэтому, что при пришествии Единородного, Который есть Господь всей земли, т.е. человечества, ставший его Господом чрез восприятие начатков всего смешения, пророки «растаяли». Прежде их пророчество сковано было буквою, почему и оставалось неведомым для читавших; когда же пришел Единородный, то оно растаяло, т.е. стало мягким, так что все могут пользоваться им для составления понятия о таинстве Единородного, и чрез него, как бы чрез воск, согретый огнем, делать образы Владыки. «Растаяли, – говорится, – от лица Господа», т.е. от действия Духа. Так как пророк называет здесь лицо Господа дважды, то ясно, что в одном случае он назы­вает Сына – лицо Отца, в другом Духа – лицо Сына. Пророче­ский воск растаял, следовательно, не только от пришествия Едино­родного, но и от дарования Духа, потому что и после пришествия Христа апостолы не могли бы уразуметь пророчеств о Нем, если бы Он не сообщил им даров Духа, как это видно из слов Господа, которые Он сказал им: «о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки» (Лк.24:25).

Беседы на псалмы. На псалом 96

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Горы яко воск растаяша от лица Господня: от лица Господа всея земли». Не одни подвластные, но и сами владычествующие и царствующие, подобно воску приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха. Ибо чем больше дел, смотрение которых поручено им, тем большей подлежат они ответственности; и чем выше обязанность тем больше страха.

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли

Достойно величия Божия говоришь ты, пророче Божий!

Дневник. Том II. 1857–1858

Евфимий Зигабен (†1118)

Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли.

Горы иносказательно суть, по словам Афанасия и безъименного, бесы, по причине гордого и высокого мудрования их и по причине бесплодной, жестокой и гибельной воли их. И в 67-м псалме сказано: как тает воск от огня, так погибнут грешники от лица Божия (Пс. 67,3).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

5. Горы яко воск растаяша от лица Господня.

Под горами св. Афанасий разумеет «сопротивные силы», а бл. Феод. – «владычествующих и царствующих, которые подобно воску, приближающемуся к огню, как бы уничтожатся от страха».

Толкование на Псалмы

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 2–5 Облак и мрак окрест его: правда и судьба исправление престола Его. Огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Осветиша молния его вселенную: виде и подвижеся земля. Горы яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли

Словами: облак и мрак, по толкованию блж. Феодорита, почтительно указывается на неудобозримость, невидимость Божеского естества. Как нельзя видеть того, что закрыто облаком и мраком, так нельзя видеть и Бога в существе Его [6, с. 462], и потому святый евангелист Иоанн говорит: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1:18). Но те же самые облак и мрак напоминают Того, Который еще на горе Синайской показал Свое явление при даровании Закона (см. Втор. 5:22) народу еврейскому. Сей Господь Бог, Который воцарился, хотя и невидим, как окруженный облаком и мраком, но всегда присущие Ему действия власти и силы Его видимы: они суть правда и судьба исправление престола Его, или, как в переводе с еврейского: «благость и правосудие основание престола Его», и как это выражено в другом псалме (Пс. 88:15). Таким образом, здесь (в ст. 2), во-первых, говорится о невидимости существа Божия, как бы о закрытии Его для нас, под облаком и мраком, и, во-вторых – о вечной силе Его, Божестве, которые, по слову апостола, «чрез разсматривание творений видимы» (Рим. 1:20). И тут же намекается ясно на силу и власть Господа Иисуса Христа, Которые Он проявил в пришествии Своем на землю и в основании Церкви Своей, когда воцарился и совершил праведный суд Свой, по которому победил мучителя диавола, чтобы освободить от него находящихся во власти его людей. А затем, в следующих стихах (3–4), делаются ясные указания на знамения второго пришествия Христова, для всемирного Суда. Упомянув о правде и суде как лучших принадлежностях Царства (престола) Божия, пророк далее говорит, что когда настанет время всеобщего Суда, то огнь пред Ним предыдет и попалит окрест враги Его. Почти то же самое открыто было в видении пророку Даниилу, который говорит: «Река огненная текла пред Ним» (Дан. 7:10). «Божественною Своею силою попалит Он всякое лукавое и сопротивнос действование», – так говорит св. Афанасий Александрийский [3. с. 316]. По словам блж. Феодорита, «и Сам Владыка молнии уподобил пришествие Свое» [6, с. 463]. «Ибо, как молния, – изрек Он, – исходит от востока и видна бывает до запада, так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). А св. Афанасий говорит: «Св. апостолы и евангелисты Христовы суть молнии и подобно свету озарили поднебесную» [3, с. 316]. Они, как причастники света Христова, и сами возоблистали в мире и сделались для него светом, как и Сам Христос назвал их: «Вы свет мира» (Мф. 5:14). Сияние сего света не могла не видеть земля со всеми живущими на ней: виде и подвижеся земля, т.е. живущие на земле люди увидели апостолов-проповедников нового благотворного учения, и от радости подвигнулись, произошло между людьми движение от заблуждения к истине, и от тьмы идолобесия к свету истинной веры. Действия невидимой силы Божией выразились далее у псалмопевца (в ст. 5) под видимым образом гор воска и огня. По изъяснению тех же отцов (Феодорита и Афанасия), под горами разумеются здесь противные силы, которые, подобно тому, как воск от приближения к огню уничтожается, исчезают и тают (яко воск растаяша от лица Господня, от лица Господа всея земли). То же самое и так же выражено и в псалме 67, стих 3, где «враги Господни», т.е. демоны и служащие им люди, исчезают от «лица Божия, как воск от лица огня».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible