Скрыть
и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас. Свет бoгoведения и нас соделал светлыми и славными; и иудеи по возвращении стали опять знаменитыми. И дела рук наших исправи. Дела — что по Закону; а дело — что совершается в Новом Завете; потому что в Ветхом Завете жертвы были различные, а в Новом приносится в жертву единый Сын. И дело рук наших исправи. Или: дела рук — отдельно взятые наши поступки, а дело рук — ведение, вследствие тех приобретаемое.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

Ст. 16-17 И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Так ободряет просвещаемых обращением, называя чадами дел Божиих; ибо говорит: «призри на рабы Твоя, и на дела Твоя»; указывает на происшедших от Авраама патриархов, потому что они в подлинном смысле дела Божии; – «и настави сыны их», ибо, совершающее дела Авраамовы делаются чадами патриархов, за добродетели присвояемые в родство ими. Потом напоследок посредством чистоты соединяет Бога с человечеством, умоляя, чтобы светлость Божия посредством чистой жизни воссияла и в нашем мире; ибо говорит: «буди светлость Господа Бога нашего на нас»; чтобы все начинания жизни нашей приносили спасительный плод, и все, что ни делаем, клонилось к одной цели. Потому, сказав во множественном числе: «и дела рук наших исправи на нас» под словом: «дело» совокупив многое, продолжает: «и дело рук наших исправи»; потому что разнообразная и многовидная попечительность о добродетелях делается многомощною, доставляет спасение преуспевающему.

О надписании псалмов

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Если мы удостоимся света Божия, т.е. просвещения Духа Святого, которого становясь участниками, святые и сами получают святость (потому что говорится: «с Тобою власть в день силы Твоей в… блеске святых Твоих. Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс.109:3), «и дело рук наших», дела для нас, т.е. за нас, будут исправлены Богом, будут совер­шаться по закону Его, так что и нам будет сказано тоже, что ска­зано апостолам: «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф.5:16). «И дело рук наших исправь». Псалмопевец ука­зывает на милостыню; она является делом рук наших по преиму­ществу; поэтому он и выделил ее из множества дел, о которых упомянул в предшествующем стихе; он хотел этим приписать милостыне особенное значение, поскольку чрез нее мы приобретаем великие блага – Божию милость и снисхождение: «блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7).

Беседы на псалмы. На псалом 89

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«И буди светлость Господа Бога нашего на нас». И нас знаменитыми и славными соделал свет Боговедения, и Иудеи по возвращении стали опять имениты.

«И дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи». Прекрасно сие прибавление: «на нас»; потому что прибыток правды есть нечто наше. Хотя Бог содействует любителям добродетели, Он дает в ней преспеяние, но плод от сего собирают сеющие. Бог ни в чем не имеет нужды, однако же радуется благополучию и благоуспешности человеков.

Феолипт Филадельфийский, свт. (†1325)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Под делами пророк представляет способы добродетели, осуществляемые в теле, а [словом] дело обозначает мысленную молитву. И то и другое исполняется молящимся прямым образом: благие деяния - без тщеславия, а молитва - без развлечения. Ведь выражение «прямым образом» намекает на такой смысл: «Удостой нас, Господи, непрестанно и чисто возносить Тебе эту разумную жертву». Пробуждаясь от упомянутых трудов и насыщаясь ими, ум не обращается к внушениям врага, отлагает плотские помыслы, изглаживает ветхие воспоминания похоти, привходящие от повседневных дел, а подозрения и гнев на ближнего, порождаемые [его суетными] делами, словами или жестами, [полностью] отстраняет от себя.

Слова о трезвении. Его же Слово о бдении и молитве

Евфимий Зигабен (†1118)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас.

Светлость Божия есть божественная благодать, просвещающая всех своих причастников. Сказал же: светлость Господа вместо светлость, которая от Господа.

И дела рук наших исправи на нас.

На нас вместо: в нас, или нам. И дело рук наших исправи. Дела рук, которые выше назвал во множественном числе, суть обыкновенные действия, производимые руками и о которых молимся, чтобы они не уклонялись от правильности, т. е. от надлежащего. Под делом же рук в единственном числе некоторые в частности разумеют милостыню, о которой вспомнил пророк отдельно, как деле особенно приятном Богу. Милостив же не только дающий, но и сострадающий. Ибо у тех, кто не имеет денег, просят только сочувствия и утешения. Другие под делами рук разумеют различныя практические дела добродетели. Ибо слово руки часто принимается за добродетели этого рода. Под делом же рук разумеют самое созерцание, как более в своем роде однообразное. Ибо и руки некоторым образом также принимаются за самый разум, потому что чрез него, как бы некоторыми руками, душа наша направляется к добродетели и приводится к Богу.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Понеже Бог, оставляя церковь Свою без помощи, некоторым образом приемлет на Себя лице, не свойственное Богу, сего ради Пророк благоразумно нарицает делом рук Его милостивое покровительство, которое обещал Он сынам Авраамовым. Почему, хотя дело рук Божиих видимо было и во всех тех казнях, коими карал Бог то вероломство Израильтян, то неблагодарность, то ожесточение, то любострастие и похоти, то другие грехи, – но Пророк всем сим доказательством Божией силы по превосходству предпочитает милостивый промысл о сохранении Израильскаго народа, и желает, чтоб сей наипаче всюду ведом и прославляем был: да явится на рабех Твоих дело Твое, и слава Твоя на сынех их. По сей причине и Павел Божию благость особенно именем славы величает, глаголя: да скажет богатство славы Своея на сосудех милости, яже предуготова в славу (Рим. 9:23). Хотя бо и мир судя проявляет славу Свою, но Поелику нет ничего естественнее Ему, как благотворить человеческому роду, сего ради слава Его между благодеяниями первое занимает место. Что касается до настоящаго места, то Поелику Бог начал уже благодетельствовать народу Своему, изведя его из Египта, а оставалось только ввести его в Ханаанскую землю: сего ради просит, дабы довершил предначатое дело и не помрачил славы Своея. Сие яснее изображается во втором члене, где Моисей испрашивает милости не токмо людям века своего, но и детям их, которыя еще не родились. Ибо таков был образ того завета, в котором сказано: Буду тебе Бог, и семени твоему по тебе (Быт. 17:7). Сверх сего заметить должно и имя светлости, откуду также усматриваем несравненную Божию любовь к нам. Ибо обогащая нас Своими дарами, хотя ничего Себе не приобретает, однако хощет, чтоб красота его явно сияла, так как бы она помрачалася, ежели бы не видима была в благотворениях Его. За сим следует: дела рук наших исправи на нас. Сими словами означает Моисей, что мы ничего не можем благополучно начать или предпринять, ежели Бог не будет нам предшествовать, и в делах наших благословением Своим содействовать. Откуду следует, что люди безбожные в намерениях и предприятиях своих бывают неблагоуспешны: ибо где нет Бога, там все приходит в безпорядок и замешательство. Не излишне присовокуплено и оное повторение: и дело рук наших исправи. Оно научает, что мы имеем нужду в безпрерывном продолжении Божией благодати, дабы сопровождала нас не токмо до половины пути, но и чрез все течение жизни.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И бу́ди све́тлость Го́спода Бо́га на́шего на нас, и дела́ рук на́ших испра́ви на нас, и де́ло рук на́ших испра́ви.

И буди светлость Господа Бога нашего на нас 
и проч. С Евр.: «Да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам». «Свет Боговедения и нас соделает светлыми и славными; и Иудеи, по возвращении (из плена), стали опять знаменитыми» (Св. Афанасий). Исправи на нас – управь для нас, для нашего блага и счастия, дай хорошее направление делам рук наших.

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

В заключение повторяется молитва о милости и помощи. Светлость Господа – свет, символ благодати лица Божия. Исправи – поставь нас прямо, твердо, чтобы удачны были все наши дела. На нас – Ты, Который над нами. Руководственное пособие к пониманию Псалтири.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 16–17 И призри на рабы Твоя и на дела Твоя, и настави сыны их. И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас, и дело рук наших исправи

Сими заключительными словами псалма пророк еще раз молит Бога, чтобы Он милостиво призрел как на людей, которых называет рабами, так и на дела Его, т.е. тех же людей, как сотворенных от Него (дела рук Его), и не оставил бы без Своего благоволительного внимания (призри) и попечения как их самих, так и потомков их (и настави сыны их). И пусть будет, говорит (и буди светлость Господа Бога нашего на нас), светлость Господа – «свет» (символ благодати лица Божия), т.е. благодать Господа Бога нашего, просвещающая и освящающая всех. И этою благодатию Своею («немощная врачующею и оскудевающая восполняющею») Ты исправь в наших делах то, что мы не в состоянии исправить собственными своими силами: все дела рук наших, всю деятельность вообще (дела) и каждый отдельный поступок (дело) направь (исправи) ко благу нашему, дай доброе направление делам рук наших и нашей деятельности. Эта молитва Моисея, человека Божия, может служить прекрасным образцом молитвы и для каждого из нас. Чем другим можем мы привлечь к себе милосердие Божие, как именно смиренным сознанием своего недостоинства и ничтожества пред Богом? При своей греховности мы можем только взывать словами Моисея, чтобы Бог вечный и милостивый не оставил нас без Своей помощи и не допустил нас до унижения (ст. 3), что мы, по немощи своей, не можем вынести гнева Его, т.е. строгого и справедливого наказания Его (ст. 6), и чтобы поэтому наказывал нас с кротостию и милосердием (ст. 9).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible