Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою:
Святые отцы
- Афанасий Великий, свт. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Нил Синайский, прп. (†430)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах. Как Благой, провидев отпадение народа и погибель ученика, воссылает за них молитвы к Отцу, чтобы и они, не приобщаясь злобе, могли улучить даруемое Им спасение.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 1-3 Песнь псалма сыном Кореовым, в конец, о Маелефе еже отвещати, разума Еману израилтянину. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему
Ты уже знаешь, что сыны Кореовы были псалмопевцами. Заметь и то, что настоящее песнопение есть песнь псалма, так как соединено с пророчеством о Христе. Что касается надписания: «в конец», то другие переводчики перевели: победная песнь хором, откуда видно, что это песнопение пел не один псалмопевец, а целый хор, причем начинал один псалмопевец – Еман Израильтянин, а ему соразмерно и согласно отвечал хор. Поэтому в надписании и говорится: «Для ответа. В научение. Емана Израильтянина. Господи, Боже спасения моего! Днем… и ночью взывал я пред Тобою. Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему». Так и каждый из нас должен день и ночь молиться пред Богом, т.е. как Ему благоугодно, если желаем, чтобы молитва дошла до Него и наши прошения имели успех, дабы и нам услышать: «услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом» (Деян. 10:31). Так как весь псалом написан о Христе, то пророк (от лица Христа) справедливо назвал Бога Господом и Богом своего спасения, говоря о спасении вообще, потому что Христос считает виновником нашего спасения, которое Он усвояет Себе, как его начаток, Отца, так как по Его благоволению Сын пришел в мир и мы получили спасение. К Нему Он многократно взывал днем на горе, а ночью в Гефсимании, когда Иуда хотел предать Его, т.е. с твердою надеждою просил Отца, чтобы Он услышал Его молитву. Какую именно? «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя» (Мф. 26:42). «Да войдет пред лице Твое молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему», т.е. отнесись со вниманием к моей молитве и исполни то, о чем я прошу тебя, потому что не за себя молю, а за тех, чей образ и вид принял я.
Нил Синайский, прп. (†430)
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою
Сказано: «во дни воззвах и в нощи пред Тобою», Господи Боже (Пс. 87:2). Смотри, как богомудрый Давид служит для тебя образцом, по которому должно тебе непрестанно молиться и никогда не впадать в уныние. И справедливо: если часто получаем пользу от беседы с каким-либо добрым мужем, то сколько же приобретем пользы, день и ночь беседуя в молитв и псалмопении с Владыкою всяческих?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 2-4 «Господи Боже спасения моего, во дни воззвах, и в нощи пред Тобою»: «Да внидет пред Тя молитва моя». Знаю, что Ты, Владыка, – Господь моего спасения; потому день и ночь умоляю принять мое прошение. «Приклони ухо Твое к молению моему». «Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися». Воззри, умоляю Тебя, на множество окружающих меня зол; ибо я при самой смерти, и имею нужду в Твоей помощи.
Евфимий Зигабен (†1118)
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою
Мы сказали в 67м псалме, изъясняя слова: Боже спасений наших, что Бог называется спасением, вместо: Бог спаситель или Бог, готовый спасать. Здесь Христос, как человек, называет Господом и Богом Отца своего, потому что многое подобное говорит и в 21м псалме от лица Его. Выражение в день и ночью, употреблено, вместо: всегда. А взывание всегдашнее к Богу показывает веру в Бога, потому что тот, кто искренно любит Бога, всегда взывает к Нему иногда устами, а иногда сердцем, поколику всегда нуждается в помощи Божией. Или днем и ночью называет время предательства Иудина.
Слова Афанасия: Спаситель, как благий, зная об отпадении народа, воссылает к Отцу молитвы о нем, чтоб и он, раскаявшись во зле, получил даруемое чрез Него спасение.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Ст. 2-3 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: да внидет пред тя молитва моя, приклони ухо твое к молению моему
Пророк, нарицая Бога виновником спасения своего, умягчает жестокость скорби своея, заключает дверь отчаянию и располагает себя к терпению, а тем самым подает и нам пример, дабы не изнемогали под бременем зол. Воплем и непрестанным взыванием показывает, колико тщателен был к молитве. И хотя, может быть, не из всей гортани глас испускал, но глагол взывания не всуе употребил для означения усилия. В том же разуме сказаны и оныя слова: во дни и в нощи, не напрасно положено и оное местоимение, пред Тобою. Ибо хотя все вообще, будучи в прискорбных обстоятельствах, жалуются и стенают, но стенания свои не пред Богом изливают. Многие ищут сокровенных убежищ, где тайно ропщут на Бога и обвиняют Его в строгости, а иные вопли свои безразсудно на воздух испускают. Отсюду научаемся, что иметь Бога непрестанно пред очами и к Нему направлять молитвы есть редкая добродетель.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою:
Услыши мою молитву, Господи, так как я покрыт скорбями и бедствиями, угрожавшими мне смертью
«Днем вопию и ночью пред Тобою» - постоянно, неусыпно писатель взывал к Богу о помощи ввиду тяжелого и безвыходного своего положения.
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою День и ночь псалмопевец молится к Богу, чтобы услышал его; о если бы Господь услышал его, потому что он в высшей степени несчастлив.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 2–3 Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему
Как видно из содержания всего псалма, составитель его был удручен великою скорбию, находился в тяжких страданиях и потому обращается с молитвою к Богу, как единственному Защитнику и Помощнику во время скорби и печали, причем выражает, что среди одержащих душу его зол он непрестанно – и день и ночь – молился Богу: Господи Боже, Спаситель мой (Боже спасения моего), к Тебе взывал я днем, и ночью я пред Тобою (на молитве). Пусть дойдет до Тебя молитва моя, обрати милостивое внимание Твое (приклони ухо Твое) на мое моление. Свою молитву псалмопевец считает слабым, едва слышным шепотом больного, и потому умоляет, чтобы Господь Бог, как истинный Врач душ и телес, приклонился к нему, дабы расслышать его, как делают обыкновенные врачи со слабым больным; просит, чтобы Господь Бог обратил на него Свое милостивое внимание.