Скрыть
Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Блажени живущии в дому Твоем, т. е. небесном.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Блажени живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя

Дом Божий – закон; здесь Бог обитает как в Своем жилище и чрез него является тем, кто исполняет заповеди. Живу­щие здесь блаженны, во-первых, потому, что живут с Богом, затем и потому, что место это недоступно для злобы, и что в нем имеется точное знание настоящего, и ясное предвидение и созерцание будущего. Потому-то живущие там в веки веков восхвалят Бога, предвосхи­щая уже жизнь ангелов, непрестанно восхваляющих Творца, и с настоящим славословием соединяя будущее. Перемена тона прерывает пророчество, так как пророк, говоря до сих пор о тех, кто всегда весьма сильно любил Бога, переходит теперь к тем, которые хотя и рождены были на то, но поднялись до степени одинаковой с первыми с помощью и содействием Божиим.

Беседы на псалмы. На псалом 83

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Блажени» вси «живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя». Каждое из сих речений, как образ, приличествует живущим в Вавилоне, а в самой действительности относится к нам. Ибо те, находясь вдали от Божественнаго храма, ублажают насладившихся находимою там помощию, и мы, вкусив Божественной сладости, достойными соревнования называем тех, которые непрестанно притекают к Богу, и услаждаются Божественными благами.

Евфимий Зигабен (†1118)

Блажени живущии в дому Твоем; в веки веков восхвалят Тя.

Поелику Божественный Давид пожелал войти в Церковь и дворы Господа, но еще находился далеко по временам; то посему он называет здесь счастливыми тех христиан, которые имели обитать в них; ибо под домом Христа должно разуметь церкви Его. Он безразлично сказал о доме в единственном числе, а о селениях и о дворах во множественном, это потому, что по местному положению домы Христовы многочисленны, а по общему благочестию и единению в одной вере все называются одним домом Христовым. Далее говорит, почему блаженны имеющие обитать при церквах Христовых; потому, говорит, что они будут всегда прославлять в них Христа непрестанными песнопениями.

Слова Божественного Кирилла: Сведущие в святолепных поучениях собирают в церквах случаи ко спасению: потому что в них говорит Дух Святый чрез святых пророков и слово Апостолов и Евангелистов. И как во врачебнице, хотя много болящих иногда и в различных видах, но возможно и каждому из них подучить полезное лекарство, так находим и в церквах. Евсевия: Итак блаженны не краткое время пребывающие, но всегда живущие и постоянно пребывающие в Божественных таинствах, доставляющих бессмертную и вечную жизнь. По разумению Дидима блаженны те люди, которые, пожелав успехов, которые означаются селениями, ибо селение есть знак ycпеxa (так как оно есть дом путешествующих, а не стоящих) достигли совершенной добродетели и высочайшего познания истины, так что обитают в доме Божием, который есть (конец) совершенство блаженства.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Блажени живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя

Здесь яснее показывает пользу, происходящую от святилища, и сим образом отличает себя от людей нечестивых, удаляющихся от Бога и от святаго жилища Его. О истинных же Богопочитателях свидетельствует, что они во храмах Божиих приносят чистую жертву хвалы, соединенную с благочестием и верою, и в сем упражнении препровождают всю жизнь свою, не скучая хвалить Того, Котораго любят сердечно и Котораго всякому можно всегда прославлять без труда и без отягощения.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 2-5 Коль возлюбленна селения твоя, Господи сил. Желает и скончавается душа моя во дворы Господни: сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе. Ибо птица обрете себе храмину, и горлица гнездо себе, идеже положит птенцы своя, олтари твоя, Господи сил, Царю мой и Боже мой. Блажени живущии в дому твоем: в веки веков восхвалят тя.

Как дороги Твои жилища, Господи, к которым стремится моя душа и которые для меня тоже, что гнездо для птенцов птицы

«Как вожделенны жилища Твои» - как дороги и приятны для меня Твои, Господи, селения! Под селениями разумеется не только святилище, но и двор храма со всеми относящимися сюда сооружениями. Я, говорит писатель, душою и телом взвываю, страдаю по ним («истомилась душа моя»). Мне бы хотелось быть там, где Ты, Господи, обитаешь, и радоваться близости к Тебе. Для птицы местом покоя и защиты служит ее гнездо, таким же местом успокоения для каждого страждущего праведника являются селения Господни, где он может в богослужении, жертвах и молитве почерпать ободрение и силы.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Блажени живущии в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя

Поэтому счастливы те, которые могут посещать эти богослужебные места, этот дом Божий, действительно находиться в нем (живущие); пусть они за это счастие вечно прославляют Бога. Во веки веков – постоянно.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Блажени живущий в дому Твоем: в веки веков восхвалят Тя

Здесь псалмопевец говорит о блаженстве живущих в храме Божием. Кого же он разумеет под именем живущих в доме Божием? Прежде всего, конечно, иереев, совершающих служение в храме, затем – дев, посвященных на служение при храме, и левитов, но – не их только, а всех вообще верующих и благочестивых людей, прибегающих под благодатный покров храма Божия. Они не так, как живущие в мире и преданные миру, которые, при всей кажущейся свободе, сколькими связаны узами забот и попечений житейских, которые не дают им свободно вздохнуть душею даже в праздники Господни! Блаженство верующих и благочестивых душ, удаляющих себя от всех пристрастий и удовольствий мирских и стремящихся под сень храма Божия, состоит в том, что они постоянно славят и вечно будут прославлять Господа: в веки веков восхвалят Тя. Так и ныне, в новозаветной Церкви христианской, вступив в храм, верующие слышат непрестанное обращение к Богу священнослужителей, чтецов и певцов, от лица народа возносящих к Богу хвалу, благодарение и прошение, – это весьма назидательно, поучительно, трогательно и спасительно действует на души всех истинно благочестивых. Тут «едиными усты и единым сердцем все славят и воспевают пречестное и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа (возглас священника на Божественной литургии, после ходатайственной молитвы), (цит. неточно. – Ред.). Церковь, вместе молящаяся, есть великая сила Божия, побеждающая полки демонские и могущая испросить у Бога «всякий дар совершенный» (из заамвонной молитвы) (цит. неточно. – Ред.), всякую помощь, всякое заступление, избавление и спасение. Посему блаженны все искренно приходящие в церковь и молящиеся в церкви: с ними Бог, они «не лишатся всякаго блага» (Пс. 33:11). Горе оставляющим собрание церковное: с ними «диавол, уловивший их в свою волю» (2Тим. 2:26).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible