Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ст. 17-18 Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде его и пою имени Господа вышняго
«Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». Это сказано, как говорят, и об Ахитофеле, и об Авессаломе, потому что тот и другой погубили свои головы. Первый окончил жизнь, удавив себя; а второй, подъехавши под дерево и зацепившись за него волосами, висел долгое время. Так и Иуда окончил жизнь свою удавлением, увидевши, что он сделал все на погибель головы своей. И Ахитофел, поняв, что Давид непременно одержит победу, пошел и удавился. И Авессалом невольно повис на дереве, и был умерщвлен не тотчас, но наперед висел как пред судилищем, будучи прицеплен к дереву, и по высшему суду Божию висел долгое время, испытывая мучение от своей совести. Он хотел омочить руку свою в крови отца; отец же и несмотря на это просил воинов пощадить его, и так далек был от тщеславия, что даже после смерти оплакивал его. Дабы ты убедился, что случившееся было делом не человеческих усилий, а всецело божественным определением, то вот – волосы и дерево связали его, и бессловесное животное предало; вместо веревки послужили волосы, вместо виселицы – дерево, а вместо палача привел его сюда лошак. И посмотри на это чудное дело. Когда он находился в таком бедственном положении, никто из преданных ему не посмел подойти и спять его, хотя было столько удобного времени. И то устроил Бог, что он не был снят и не приведен связанный к отцу, потому что отцовская любовь чрезмерно щадила его; и то достойно удивления, что примиривший его с отцом (2Цар. 15:33) сам же и убил его, сделавшись как бы сильным его обличителем. Впрочем, убил он, а определил так Бог.
Что действительно так определено было свыше, послушай, как выражает это сам пророк. Сказав: «злоба его обратится на его голову», он говорит: «славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего». Будем благодарить, говорит, Господа, не поражению других радуясь, а признавая определение Божие. Но кто может возблагодарить Его «по правде Его»? Кто может восхвалить Его так, как Он есть? Никто. Что же значит: «по правде Его»? Иначе сказать: за правду Его. Я буду петь, говорит, в честь Господа вышняго, потому что Его – победы, трофеи, а не мои. Как на войне, когда царь одержит победу, подданные, составив хоры, поют, воссылая ему похвалы, так буду делать и я. Не сказал: прославил, но: «славлю», показывая, что он и после получения благ не забывает их, не становится беспечным, но сознает и бодрствует, – не потому, чтобы Бог имел в этом нужду, но потому, что это полезно и благотворно для нас. Как жертвоприношения Бог принимал, не имея нужды в жертвах, – «если бы Я взалкал», говорит Он, «то не сказал бы тебе» (Пс. 49:12), – но, желая привести людей к почитанию Его, так и песнопения Он принимает, не имея нужды в наших похвалах, но желая нашего спасения. Бог весьма сильно желает нашего преспеяния в добродетели.
Ничто так не способствует преспеянию в добродетели, как частое собеседование с Богом, постоянное благодарение и славословие Бога. Пророк славословит Бога, изумляясь Его правосудию и долготерпению. Но где, скажешь. Его долготерпение, если тиран был умерщвлен? И здесь оно было велико и продолжительно. Бог оставлял его в живых долгое время, чтобы он пришел в раскаяние; дал ему овладеть и царскими сокровищами, чтобы он, видя дом, в котором вырос и воспитан, и предметы, напоминавшие об отце, пришел в раскаяние. Подлинно, если он не был зверь и имел не каменное сердце, то все это достаточно могло бы вразумить его: стол, за которым он бывал вместе с отцом, дом, седалища, где преподаны были ему увещания, когда он совершил убийство, и кроме того многое другое могло смягчить его. Он слышал, что отец его скитался, как изгнанник и беглец, что он терпел крайние бедствия. Если же это не смягчало его, то случившееся с Ахитофелом – петля и смерть – должно было вразумить его и привести в раскаяние. Ведь он не незнал о случившемся с другом его. И в чем мог он обвинить отца, когда делал это? В том ли, что отец удалил его от своего лицезрения (2Цар. 14:32)? Но за это следовало удивляться ему и быть признательным, что братоубийцу он принял так кротко. Не имея ничего, в чем мог бы обвинить отца, он увлекся безрассудным желанием, и притом тогда, когда отец был уже старцем, и, когда надежда его готова была исполниться, не потерпел даже мало времени. Как он не подумал, что, и одержав победу, он стал бы проводить самую жалкую жизнь, сделавшись нечистым и достойным проклятия за сам трофей свой?
Где теперь те, которые жалуются на бедность? Какой бедности, какой болезни, какой скорби не тяжелее все это? Но Давид ничего такого не подумал, не досадовал, не плакал и не говорил: хороши же награды получаю я, поучаясь в законе Божием день и ночь, находясь в таком сане, будучи смиреннее всех; пощадив врагов, я сам предан в руки бесстыдного сына. Ничего такого он не сказал и не подумал, но перенес все с любомудрием, имея в своих обстоятельствах одно утешение, – что все это происходило не без ведения Божия. Как три отрока говорили: «да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан. 3:18), и если бы кто-нибудь спросил их: с какой надеждою вы умираете, чего ожидаете, чего надеетесь после смерти, после сожжения (потому что тогда не было у всех надежды воскресения), то услышал бы от них: для нас величайшая награда умереть за Бога, – так и он находил величайшее утешение в том, что Бог, зная о случившемся, не препятствовал этому. Так и влюбленный готов тысячу раз потерпеть смерть за свою любимую, хотя после смерти ничего не ожидает от нее.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 15-16 Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет
Запутается в собственных сетях своих, получит награду за труды свои, и уловлен будет мрежами, какия разставил для уловления других.
Евфимий Зигабен (†1118)
Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет
Обратится (устремится) болезнь его на (в) главу его
То и другое, говорит, постигнет его самого. Авессалом действительно как бы поглощен был опасностью и его коварство обратилось на его же голову. Ободряя ряды своего войска во время сражения, и проезжая верхом под сучьями одного дерева, он запутался в них своими волосами и повис на них, где вскоре и умер в страшных муках.
И на верх (темя) его неправда его снидет (падет)
Та неправда, которую он сам направлял против других, поразит его самого, и поразит смертельно в самое темя. Так именно и случилось на самом деле. Начавши бой против своего отца, с намерением погубить его, сам он (Авессалом) вместо того сделался жертвою этой войны.
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
Ст.16-17 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
Ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Решается вопрос: какой конец всех замыслов нечестивых, уготовляющих погибель праведникам? Ответ: их собственная погибель. Саул, Авессалом, Ахитофел, строившие козни Давиду, как бы рывшие под ним яму, сами в нее упали и погибли жалким образом, один закололся, другой повис на дереве и убит, третий удавился.
Ст.(Пс.7:17): обратися болезнь его на главу его. С Евр. весь стих: «Злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». Болезнь, т.е. усиленный, тяжелый труд Авессалома (или Ахитофела), козни его обратились на него самого. И на верх его неправда его снидет. Неправда или беззаконие пало на самое темя его головы; «он сам погубил свою голову» (Злат.): погиб от собственного своего беззакония. Св. Афанасий разумеет Иуду Искариотского, который, уготовав смерть Спасителю, сам предается смерти – временной и вечной.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Ст. 13-18 Аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела. Се, боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконие: ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде его и пою имени Господа вышняго
Враги Давида, в своих несправедливых преследованиях на него, являются врагами Господа; Бог же не потерпит торжества неправды, а потому нечестивые непременно будут наказаны и погибнут, как гибнут от «сосудов смерти», носителей смерти, т. е. стрел, причиняющих раненому «палящие», воспаленные, гнойные и смертельные раны. Чем глубже ненависть по отношению («зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь» - образ силы неприязни) к Давиду, тем страшнее будет нечестивцу кара от Бога. Злоба и злодейства обратятся на «его голову», на него самого и сделаются причиной его гибели. Эта вера Давида в непреложность гибели его врагов нечестивцев вызывает в нем необыкновенный подъем духа и служит источником составления в честь Бога, как защитника правды, хвалебного гимна («пою имени Господа»).
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
ров изры́, и ископа́ и́, и паде́т в я́му, ю́же соде́ла.
Обрати́тся боле́знь eго́ на главу́ eго́, и на верх eго́ непра́вда eго́ сни́дет.
Самое течение речи седьмого Псалма свидетельствует о глубоко и сильно взволнованном состоянии Псалмопевца. Отсюда резкие переходы, повышенная энергия в выражениях, и в то же время ощутительное подыскивание им мыслей, которые бы дали успокоение его сердцу.
В Псалме можно указать шесть частей. И в заключение, в шестой части (стихи: 15-17) обращается и к главному виновнику клеветы (т. е. Ахитофелу), тому, кто болел неправдой, зачал болезнь и родил беззаконие, и предсказывает ему, что сам он и впадет в ту яму, что приготовил, и там выявится неправда его.
Здесь Давид из среды беззаконников выделяет одного, выдающегося по коварству своему и злобе, по всей вероятности – Ахитофела, и дает краткую, но наглядную и сильную характеристику этого изменника, предрекая ему, так быстро исполнившуюся потом над ним, погибель, сравнивая ее с могилой, которую рыл он для другого, а сам впал в нее, и со «стрелой или камнем, которые, будучи брошены в высоту, опять возвращаются на главу стреляющего или бросающего».
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет
Все, что ни делал в своей вражде против меня враг мой, – все его и тайные злоумышления, и явные злодеяния, – все обратилось на главу его, и всякая неправда его, по изволению и действию всемогущего Промысла Божия, на верх главы его, на темя его пала: и злоумышлял, и злодействовал враг на свою голову, на свою погибель.