Скрыть
Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Услыши ны Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли. Итак, услышь нас и даруй нам просимое. На Тебя, говорит, уповают пределы вселенной и живущие далеко от моря, чем означает опять пределы вселенной.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 «Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением.

«Свят храм Твой», «Дивен в правде». Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей.

«Услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова; ибо им изречено: «не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков» (Быт.49:10). Его-то и здесь Пророк назвал упованием «всех концей земли и сущих мори далече». А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию.

Авва Дорофей, прп. (†565)

Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече

Он (Христос) есть упование всех концов земли и сущих в мори далече. Сущие в концах земли суть те, которые находятся в конечной злобе; а сущие в море далече - те, которые пребывают в крайнем неразумии; однако Христос есть упование и таковых.

Душеполезные поучения. Поучение 12

Евфимий Зигабен (†1118)

Дивен в правде

Опять храм Божий есть находящийся в дольнем и горнем Иерусалиме, а каждая церковь и дом Божий есть поместный храм Божий. Итак, сей храм свят, поелику есть храм Бога из святых Святого и поелику исполнен освящения. Он же и дивен по праведности живущих в нем пристойно праведных мужей. Или храмом Божиим называет добродетельного человека, который есть жилище Божие, как сказано: вы храм Бога живого, как сказал Бог, что вселюсь в них и буду ходить (2Кор. 6,16) и опять: (ибо) храм Божий Свят, а храм сей вы (1Кор. 3,17); и добродетельный свят по непорочности и непричастности страстям, а чуден по праведности и сверхъестественной добродетели своей.

Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече

И в сих словах заключается пророчество о том, что язычники имели уверовать во Христа: услышь, говорит, Господи, нас, Ты, который имеешь быть после упованием всех народов. Концы земли означают живущих на краях земли: находящееся на море (означают) живущих на островах, а далеко значит, что много островов населенных людьми находится и вдали от суши.

Слова Аввы Дорофея: По мнению некоторых, те, которые в концах земли живут, суть находящиеся в крайнем зле; а которые далеко на море—пребывающие в крайнем неведении, и однако же Христос есть и их надежда. Феодорита: Снова предсказывает и здесь о спасении вселенной и напоминает о предречении патриарха Иакова; так как он говорит: не оскудеет князь из Иуды и вождь от чресл его, доколе не придет Тот, Которому предоставляется и Который есть чаяние народов. Его же и здесь назвал надеждою всех концов земли и находящихся далеко на море.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече

Давид в лице вернаго народа паки обращается к молитве, и представляет новую побудительную причину, чего ради должен услышан быть, нарицая Бога спасителем, на Котораго все народы уповают. Услыши нас, глаголет, просящих избавления от плена. Мы желаем и просим того благонадежно: Ты бо еси Спаситель наш, понеже часто от врагов и гонителей спасал еси нас, и посему не токмо мы, но и все народы, сущие даже на последних концах земли и живущие на отдаленных островах морских, на Тя уповают. Сие глаголет Пророк, предвидя обращение всех народов к богопознанию: и притом глаголет в настоящем времени, понеже Пророкам и будущия дела представляются настоящими.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече

Услыши нас, Боже, упование всей Вселенной, всемогущий Владыка земли и морей

«Упование всех концов земли и находящихся в море далеко». Господь является единственным и верным оплотом всякого, в каких бы пределах земли он ни был. Так как Господу принадлежит вся земля, то не может быть внешних границ Его влиянию и воздействию: везде истинный Его чтитель найдет в Нем защиту.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Дивен в правде, услыши ны, Боже, спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече

Дивен в правде, т.е. храм. Храм (этим именем называлась и скиния Моисея; потому здесь нет доказательства о происхождении псалма после Давида) есть место, где находится Бог Праведный и подающий праведность, т.е. прощающий (дивен в правде). Услышь нас, продолжает далее псалмопевец, Ты, на Которого уповает весь мир и тем более народ Твой. Всех концей, т.е. на краях земли живущих людей; в мори далече, т.е. жителей самых дальних островов.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Дивен в правде, услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече

То же речение – дивен в правде, которое в переводе с греческого имеет связь и соотношение с речениями стиха 5, в переводе с еврейского относится не к храму Божию, а к лику Самого Бога и читается так: «Страшный в правосудии, услышь нас». Этому же еврейскому переводу оно соответствует и в нашей славянской Библии и в «Учебной Псалтири». Молитвенные слова: услыши ны, Боже, Спасителю наш, пророк влагает в уста тех же ожидающих освобождения из плена вавилонского иудеев, но в то же время, как и в 3-м стихе, он предсказывает спасение всех народов, живущих во вселенной, и словами упование всех напоминает пророчество патриарха Иакова (Быт. 49:10) о лице Господа Иисуса Христа, Спасителя всех людей, Который во все времена ветхозаветной истории был чаянием языков. Концы земли означают здесь живущих во всех странах и во всех краях земли, а слова сущих в мори далече означают живущих на островах морских (Пс. 96:1), не только ближайших к материку земли, но и на самых отдаленных. Таким образом, молитвенные изречения этого стиха могут быть выражены так: Боже, Спаситель наш, дивный правдою Твоей, услышь нас, Ты, Который составляешь упование (чаяние) всех народов, живущих во всех концах земли и на самых отдаленных островах морских.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible