Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие
«Нечестивые не пребудут пред очами Твоими». Здесь он показывает, что Бог ненавидит зло, и научает желающих приближаться к Нему – благоустроять себя, таким образом, потому что иначе невозможно быть близко к Богу. Если к человеку доброму не может быть близок тот, кто отличается от него своими нравами, то тем более к Богу. А что злые не могут быть близки к людям добродетельным, послушай, как говорят они о праведнике: «тяжело нам и смотреть на него» (Прем.2:15). Так Иоанн, находясь в темнице и никому не показываясь, был несносен для Иродиады, хотя эта женщина была так далека от него; и после смерти он тяготил совесть того, кто был тогда тираном. Итак, не думайте, чтобы кто-нибудь из живущих добродетельно терпел зло, хотя бы на него и нападали злые; терпят зло делающие зло.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
«Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй. Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима». Ты приемлешь мои прошения и призираешь на умоляющаго; потому что отвергаешь всякое беззаконие, совершенно отвращаешься от пребывающих в лукавстве, гнушаешься всеми возлюбившими жизнь беззаконную. Ибо Пророк присовокупил:
«Возненавидел еси вся делающия беззаконие. Погубиши вся глаголющия лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь». Давид представил список пороков, показывая, что все это противно Божией воле. Ибо не только запрещает лукавство, беззаконие, ложь, коварство и убийство, но гнушается и делателями оных, если не хотят они прибегнуть к покаянию. Означает же сим тех, которые в различныя времена возставали на Церковь, и не могли одолеть ее, по запрещению самого Бога Спасителя нашего. Ибо сказано: «врата адова не одолеют ее» (Мф.16:18). Сие же дает разуметь и псалом.
Евфимий Зигабен (†1118)
ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие
Ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоими
В этих словах, как полагают, содержится пророчество об иудеях, которые, пока оставались верными закону Божию, обыкновенно были удостаиваемы божественного покровительства, напротив как только являлись его нарушителями, тот-час же праведно были отвергаемы Богом.
Возненавидел ecu вся делающыя беззаконие
А это сказано о неверующих в истинного Бога язычниках, не принявших закона Божия. Здесь надобно различать противозаконника от беззаконника: противозаконник это будет тот, кто знает закон, но преступает его: беззаконник же тот, кто вовсе не получил никакого закона. Но мы нередко, смешивая эти два понятая, и противозаконника называем также беззаконником, как не соблюдающего закон. Сказав вообще о грешниках, пророк перечисляет затем в частности и те грехи, которые казались ему в свое время более существенными и главнейшими.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 5-7 яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам – каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1Цар. 24:10; 26:19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
ниже пребудут беззаконницы пред очима твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие
Он просит Бога о постоянном руководстве «в правде», а нечестивых осудить за греховный характер их действий
«Не пребудут пред очами» - не будешь наблюдать, оберегать их.
архиепископ Димитрий (Вознесенский) (†1947)
ниже́ пребу́дут беззако́нницы пред очи́ма Твои́ма: возненави́дел еси́ вся де́лающыя беззако́ние.
Погуби́ши вся глаго́лющыя лжу: му́жа крове́й и льсти́ва гнуша́ется Госпо́дь.
Пятый Псалом по содержанию своему может быть разделен на пять почти равных частей, и последовательность переходов в них особенно определяется противопоставлением противоположных типов людей – верующих и праведных, как Псалмопевец, и нечестивцев, являющихся таковыми особенно по лицемерию и лжи самого сердца своего. Во 2-ой части (стихи: 5–7), в противоположность сему, оттеняется, насколько неприемлемы для Господа беззаконницы, коих ненавидит и гнушается Он, и предрекается погибель тех, кто ходит во лжи (ср. Апок.21:8;22:15). Пятый Псалом входит в состав 1-го часа (7-го утра по нашему счету), которым заканчивается в нашем Богослужении всенощное бдение и утреня.
Стихи: 5, 6, 7 - О беззаконниках. Слова, по-видимому, несвязные и отрывочные, каковые часто употребляют Святые в молитвах своих, немотствуя пред Богом, подобно младенцам: но сие немотствование их, сия несвязность приятнее Богу, нежели хитросплетенное риторов витийство. Впрочем намерение Пророка клонится к тому, дабы показать, что Бог нечестивых и злых врагов Своей Церкви, когда дойдут они до самой крайней лютости и нечестия, не оставит без наказания... А так как нечестие и грехи творятся или словом, или делом, или помышлением, сего ради Пророк обособленно каждый грех и исчисляет: и первое говорит вообще о беззаконниках, то есть злых человеках; потом о говорящих лжу, то есть, о клеветниках; засим о мужах кровей, то есть, о людях бесчеловечных и кровожаждущих; наконец, о людях льстивых, то есть, лукавых и коварных.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 5–7 Яко Бог не хотяй беззакония Ты еси: не приселится к Тебе лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Твоима: возненавидел еси вся делающыя беззаконие, погубиши вся глаголющыя лжу: мужа кровей и льстива гнушается Господь
По связи с предыдущим, слова эти имеют такой смысл: заутра предстану я пред Тобою, Господи, и увижу, что Ты Свят и Праведен, что противно Тебе всякое беззаконие; Ты отвергаешь молитвы людей нечестивых, нераскаянных грешников, и потому не приселится, не может приблизиться к Тебе лукавнуяй, т.е. хитрый, злой человек. Беззаконники, все творящие беззаконие, не любящие и нарушающие закон Твой, не предстанут пред очи Твои, потому что ненавистны Тебе всякая неправда и всякое беззаконие. По Своей святости и правосудию Ты не оставишь без наказания, Ты погубишь всех лживых, порочных, совершающих дела неправды. Человека кровожадного и коварного лицемера гнушается, отвращается Господь.