Скрыть
Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

В конец, о Маелефе, разума Давиду

Содержание: Воспевает псалом сей о лике Апостолов и уверовавших во Христа, они возвеселились и возрадовались. Маелеф же толкуется: лик или ликование. Но по необходимости говорит и о том, что было пред пришествием Господним, чтобы показать всю пользу пришествия. Должно же знать, что ту же самую мысль и все почти те же выражения содержит в себе и псалом тринадцатый, а потому в нем найдут объяснения ищущие истолкования.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

В конец, о Маелефе, разума Давиду

А надписание: «о Маелефе», яснее переданное переложившими речение сие на эллинский язык, придает какую-то ревность подвижникам добродетели, указывая им на конец подвигов, говоря, что одержавшим верх в борьбах предстоят ликования и веселия; так как в этом смысл протолковано оное слово: «Маелеф», которое переводится словом: ликование, что знаем из истории о победе Давида, когда в единоборстве с сим юношею пал Голиаф, с ликованием встретив, девы славят отважный Давидов подвиг. Так, надписание: «о Маелефе» выражает, что всякая победа над сопротивниками, приобретаемая трудом и пролитием пота, сопровождается весельем и ликованием, потому что всякая разумная тварь присоединяется к победителям, как бы входя с ними в один стройный лик. Было некогда, что словесное естество составляло один лик, который взирал на единого Ликоначальника, и исполнением заповеди приводил себя в согласие с тою стройностью ликов, какую ликоначальник установлял своим движением.

Но после того, как это Божественное согласие ликов расстроил вторгшийся грех, и под ноги первых людей, ликовавших вместе с Ангельскими силами, подлив нечто, соделавшее их поползновенными к обольщению, довел до падения, и человек отлучен от общения с Ангелами, потому что падением прервано единомыслие; падшему потребно стало много трудов и пота, чтобы, поборов и свергнув с себя налегшего на него в падении, снова восстать, в награду за победу над противником получив право на Божественное ликостояние. Посему, когда слышишь, что надписание: «о Маелефе» соединено с выражением «в конец», тогда знай, что в этой загадке предлагается тебе совет не ослабевать в борьбах с искушениями, но взирать на конец – победы, то есть, на вчинение в Ангельский лик и твоей души, очищенной приражением искушений. Так, слышим от Господа, было и с Лазарем, который, поелику терпением страданий на целом поприще жизни сохранил себя непадшим, по разрушении на нем этой скинии после победы над боровшимся с ним на жизненном поприще, немедленно оказался среди Ангелов; ибо сказано: «бысть умрети нищему, и несену быти Ангелы» (Лук. 16:22). Вот ликование – совершение пути с Ангелами, и лоно патриарха, приемлющее на себя Лазаря, и само представляющееся не чуждым сего радостного согласия с ликом. Ибо не погрешит, кто, услышав слово: «лоно», представит себе, что это полнота благ, какою наименован патриарх, подобно какому-то обширному объему моря, и в ней-то пребывает Лазарь; – потому что у отличившихся подобными подвигами ни у кого нет ничего собственного, но благо общим делается для всех, одною и тою же добродетелью достигших равного блага.

… Надписание дает видеть, что псалмопение сие есть победная песнь, разумно возглашаемая ликом. Ибо сказано: «в конец, о Маелефе, разума Давиду»; а Маелеф толкуется лик. И вместо сего: «в конец» иные толковники написали: победная песнь

См. также Толкование на Пс. 4:1

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

В конец, о Маелефе, разума Давиду

Слова: «о Маелефе» Феодотион перевел: для ликования, Симмах: с помощию лика, Акила же: при ликовании. Псалом сей заключает в себе одну и туже мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалом тринадцатый. Ибо содержание обоих псалмов одно. В обоих осуждается хула Сеннахирима и Рапсака; а также предвозвещается погибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, каковому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: «в конец», потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен.

Евфимий Зигабен (†1118)

В конец, о Маелефе (о ликовании), разума Давиду

Сей псалом подобен 13-му псалму, двумя стихами только больше его. Посему их только мы и изъясним здесь, так как изъяснение прочих стихов сделано в 13-м псалме. Два стиха здесь прибавлены, чтобы не показалось, что этот псалом по ошибке считается дважды; но чтобы видно было, что хотя оба сии псалма по произношению слов составляют один, а по мысли различаются, потому что первый осуждает ярость и злобу Сеннахерима и Рапсака, которые они показали против Иезекии, а последний псалом обвиняет неистовство иудеев против Христа.

Если бы сей псалом не различался по мысли от 13-го, то он не считался бы дважды и не был бы повторен, и как 70 толковников, которые переводили его, так и изъяснявшие его отцы, не сделали бы такой погрешности. Сверх того сей псалом имеет и надпись другую, отличную от надписи 13-го псалма, указывающую читателю конец по причине содержащихся в нем пророчеств об иудеях, которые исполнились в конце. Надпись о Маелефе, значит то же что о лике, где предлог οπερ употреблен вместо περι по переношению. Читая этот псалом, мы христиане ликуем по причине исполнения того, что в нем предсказано.

Красиво изъяснение на сие делал св. Григорий Нисский: Когда ты услышишь, что в надписи за словом: «к концу», следует «о Маелефе», тогда ты должен знать, что сим загадочно дается тебе совет—не ослабевать в борьбе с искушениями, но смотреть на конец победы, который состоит в том, что твоя душа будет сопричислена к ангельскому лику, по очищению ее чрез нападение искушений, как мы слышим о нападении их на Лазаря. Здесь быть может спросит кто либо, для чего этот псалом написан дважды? На сие отвечаем, что безбожие, по которому иной говорит, что нет Бога, есть столе велики и страшный грех, что Дух Святый не удовольствовался однократным обличением греха сего, но почел за необходимое дважды, посредством сугубых обличений и обвинений, опозорить и поразить его, чтобы показать, как он богопротивен и богоненавистен пред всеми другими грехами. А Литин в своей псалтири прибавляет и вторую причину, то есть, что 13-й псалом написан пророчески о Навуходоносоре и Вавилонянах, а сей быть может написан об Антиохе Епифане; также прилагает и третью, что 13-й псал. содержит пророчество о растленном мире и современниках Давида, а сей о современниках Христа. А я присовокуплю и четвертую причину, по которой тот псалом написан дважды, потому что упоминает о растленных нравах живших до Христа людей, в каком смысле принимает его и ап. Павел. Итак, чтобы показать, сколь необходимо было пришествие Христово, он описал растленное состояние людей, требующее необходимо Спасителя и Искупителя.

Ибо возрадуется, говорит, Иаков и возвеселится Израиль; а это мы —новый Израиль, как мы сие изъяснили в 13-м псалме. Выражение: разума, означает, что читающим сей псалом нужно разумение, чтобы знали, что хотя он по словам имеет сходство с 13-м псалмом, но по мыслям имеет таинственное различие. Итак, только сии два различные стиха станем изъяснять, так как псалом сей превышает ими 13-й псалом, как мы сказали.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

В конец, о Маелефе, разума Давиду

Налписание: В конец, о Маелефе, разума Давиду.

Содержание и толкование: Псалом 52 оставлен без толкования, поелику во всем сходствен со псалом Пс. 13.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.1-5   Въ коне́цъ, о Маеле́ѳѣ, ра́зума Дави́ду.
Рече́ безу́менъ въ се́рдцы свое́мъ: нѣ́сть Бо́гъ. Растлѣ́ша и омерзи́шася въ беззако́нiихъ, нѣ́сть творя́й благо́е.
Бо́гъ съ небесе́ прини́че на сы́ны человѣ́ческiя, ви́дѣти, а́ще е́сть разумѣва́яй или́ взыска́яй Бо́га.
Вси́ уклони́шася, вку́пѣ непотре́бни бы́ша: нѣ́сть творя́й благо́е, нѣ́сть до еди́наго.
Ни ли́ уразумѣ́ютъ вси́ дѣ́лающiи беззако́нiе, снѣда́ющiи лю́ди моя́ въ снѣ́дь хлѣ́ба? Го́спода не призва́ша.

Ст.1-5   Начальнику хора. На духовом орудии. Учение Давида
Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Развратились они и совершили гнусные преступления; нет делающего добро.
Бог с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
Неужели не вразумятся делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Бога?

 

     В конец, о Маелефе*, разума Давиду.  «Слово о Маелефе, – говорит бл. Феодорит, – Феодотион перевел: «для ликования»; Симмах: «с помощию лика»; Акила: «при ликовании». Псалом сей заключает в себе одну и ту же мысль с псалмом предыдущим, равно как и псалмом 13-м; ибо содержание сих псалмов одно. В обоих осуждается хула Сеннахирима и Рапсака, а также провозвещается гибель злочестивых. Почему и в надписании упомянуто ликование, какому, без сомнения, предались улучившие спасение и песнословящие Бога. Присовокуплено же: в конец, потому что пророчество пришло в исполнение на последок времен». По св. Афанасию, «псалом сей воспевает о лике Апостолов и уверовавших во Христа; они возвеселились и возрадовались. Маелеф же толкуется: лик или ликование». Другие относят к Антиоху Епифану или к антихристу. Калмет – к плену Вавилонскому, что, по видимому, подтверждает 7 стих сего псалма.

Ст. 1–6. Эти стихи сходны с стихами 13 псалма 1–6.

* - О Маелефе – υπερ Μαελεθ. В Еврейском: махалет. Махалет (от махалат) означает: хор, лик, а по другим – музыкальный инструмент.


Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

В конец, о Маелефе, разума Давиду

Этот псалом сходен буквально (за исключением 6 ст.) с псалмом 13.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

В конец, о Маелефе, разума Давиду

См. Пс. 13, с коим он почти буквально сходен.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible