Скрыть
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость .

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Се бо истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси.

Смысл речи таков: Ты, Господи, Ты, Который — истина, любишь истину, и хочешь, чтобы мы пребывали в истине, очистишь нас от древнего греха, и очистишь иссопом, так что убелимся паче снега. Иссопу же уподобляет действенность Святого Духа, как возгревающую нас и очищающую всякую в нас скверну. А очищение совершится иссопом, т. е. Святым Духом; потому что иссоп есть растение очищающее. Наконец, словами: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси, дает разуметь, что Бог открыл ему Духом Святым все, что будет, и что положил Он в Своей премудрости.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси

Где же он возвестил это? Послушай самого пророка, как он говорит о нисшествии (Сына Божия) с неба: «сойдет, как дождь на руно« (Пс.71:6), потому что Сын Божий, пришедши, не потрясал вселенной, не бросал молний, не низвергал громов, приходил не с открытым божеством. Если бы Он открыл божество Свое, то и горы не перенесли бы этого, и солнце погасло бы; если бы Он открыл существо свое, то луна исчезла бы, земля погибла бы, вся наша природа уничтожилась бы. Потому Он и прихо­дил тихо и без шума, так что никто не знал, но для всех незаметно пришел и вселился в девическое чрево. О, дивные и необыкновенные дела! Камень распадается, а чрево не рас­торгается; горы разрушаются, а чрево носит Бога. Как я объясню это, как представлю? О, безумие богохульника! Скажи: как раба носила Бога во чреве? Исследующий высокое, объясни низшее. Как Вездесущий был во чреве и в то же время был на небе? То, что Он сидел на (божественном) престоле и в то же время пребывал во чреве Девы, я знаю; а как – не знаю. Я принимаю верою, а не исследую разумом, – что Он явился, что Он имеет явиться, не производя ни смятения, ни шума, ни погибели, ни разрушения: «сойдет, как дождь на руно». Так, ты сказал о царстве Его, сказал и о предательстве: «который ел хлебы мои, поднял на меня пяту» (Пс.40:10). Скажи же о суде Его: «зачем волнуются народы, и племена замышляют тщетное?» (Пс.2:1). Скажи и о кресте: «они пронзили руки мои и ноги мои», «сосчитали все кости мои» (Пс.21:17–18). Скажи и о желчи, дан­ной Ему: «дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом» (Пс.68:22). Скажи и о помазании Его: «умастил елеем голову мою» (Пс.22:5). Скажи и о крещении Его: «у тихой воды воспитал меня» (Пс.22:2). Скажи и о таинствах Его: «приготовил для меня трапезу против притеснителей моих» (Пс.22:5). Скажи о чаше Его: «чаша Твоя, напоевающая меня, как (она) сильна!» (Пс.22:5). Скажи об отвержении иудеев: «не приму от дома твоего тельцов и от стад твоих козлов» (Пс.49:9). Скажи и о хуле на Него иудеев: «он уповал на Господа, пусть Он избавит его, пусть спасет его, если… угоден Ему» (Пс.21:9). Скажи и о спасении языч­ников: «проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое» (Пс.2:8). Скажи и о погребении Его: «что Ты не оставишь душу мою в аду и не дашь преподобному Твоему видеть тление» (Пс.15:10). Скажи и о вознесении Его на небеса: «вознесся Бог при восклицании, Господь при звуке трубном» (Пс.46:6). Скажи и об избрании апо­столов: «вместо отцов Твоих были сыновья Твои» (Пс.44:17). Скажи и о лике дев: «приведутся к Царю девы во след Ее» (Пс.44:15). Скажи и о призвании Церкви: «предстала Царица одесную Тебя, в одежде расшитой золотом, преукрашенная» (Пс.44:10). Скажи и о сидении Его одесную Отца: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих» (Пс.109:1).

Беседа о Давиде царе и Павле апостоле; о покаянии


Ты судишь, говорит, так, и одних нака­зываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. А любя истину и ведая немощь нашей природы, будь снисходителен к тре­бующим лекарства. И «неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне».

Оставляет речь о царстве и говорит о пророчестве. Такую честь оказал Ты мне, что открыл и сделал известным мне Своего Сына. Я узнал, что Ты имеешь Сына, имеешь Сопрестольника, узнал, что Он хочет сделаться человеком. Мы благовестили вселенной Евангелие, крест, гроб, воскресение, восшествие на небеса. Я сказал о пришествии Его на землю, сказал об Его восхождении, сказал о сидении Его одесную (Отца), сказал о призвании Церкви, о спасении язычников, об отвержении иудеев, об избрании апостолов. И все это потому, что «неизвестное и тайное премудрости Твоей Ты явил мне». Ты так почтил меня, так возлюбил, что открыл мне и величай­шую из тайн – Своего Сына. [Конечно, я считаю себя совершенно недостойным прощения, оказав­шись неблагодарным после стольких даров. Ведь, Ты не только по­садил меня на царский престол, но и открыл мне то, что будет долгое время спустя, и неизвестное другим сделал мне известным, чтобы и других я научил о вочеловечении Единородного Твоего Сына и о Его спасительной страсти и воскресении. Всему этому наученный Твоим Святым Духом, я умоляю, чтобы и мне сподобиться той благо­дати, какую я предвещаю другим.

Беседа на остальное из 50-го псалма, и о покаянии

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Се бо истину возлюбил еси

Судишь же Ты так, говорит пророк, и одних наказываешь, а других увенчиваешь, потому что любишь истину. Но любя истину и ведая немощь естества, окажи снисхождение просящим врачевств.

безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси

Не почитаю себя достойным какого-либо извинения, после стольких даров соделавшись неблагодарным. Не только утвердил Ты меня на царском престоле, но сподобил и пророчественной благодати, открыл мне, что будет по прошествии долгого времени, безвестное для других соделал известным для меня, так что и другим возвестил я вочеловечение, спасительное страдание и Воскресение единородного Сына Твоего, спасение вселенной, щедрое оставление грехов, велелепные и божественные дары святого крещения. Всему этому предварительно наученный всесвятым Духом Твоим, умоляю о том, чтобы и мне причастным быть той благодати, о которой вопию и предвозвещаю другим.

Гавриил (Ургебадзе), прп. (†1995)

Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.

«Безвестное» означает невидимый, духовный мир, который Благий и Всесильный Бог Промыслом своей непостижимой премудрости сотворил и создал еще до сотворения видимого мира и человека. Оба эти мира в своем единстве есть полнота Божьего творения, а человек есть совершенное олицетворение этой полноты, в которой Бог своей непостижимой премудростью в одном лице, обобщенно — образе человеческом, связал и объединил обе природы: духовную — высшую и физическую — низшую по сравнению с духовной.

До грехопадения Адам беспрепятственно видел оба мира — физический и вместе с ним духовный, из которых премудрость и величие Божие явственнее и сильнее всего лицезрелись при видении небесных обиталищ Господа. Адам видел их до грехопадения, а после грехопадения это видение было сокрыто от него и от всего человечества и стало «безвестным». Оно было даровано нам для лицезрения, но было отнято. Грех, непослушание, уход от Слова Божьего лишили нас способности видеть Его; а тем, которые вновь удостаивались явления «безвестного», это давалось милостью Божьей за их особенную святость и добродетельную жизнь.

Значит, ближний мой, как видишь, необходима святость, чтобы человек вновь удостоился лицезрения «безвестного», отнятого и изъятого у нас — величественной части дивной премудрости Божьей, подлежащей восприятию и ощущению посредством видения.

«Тайное» есть лоно тайных знаний премудрости Божией, куда люди допускаются по исключительному благоволению и Промыслу Божиему. Те, кто неопустительно, постепенно, от силы в силу, содействием и споспешествованием Святого Духа созерцанием, познанием и откровением приобщаются к высшим тайнам Божиим и поучением втайне умудряются в познаниях о Боге, ангелах и человеке. Одно дело — увидеть и услышать, а другое — вникнуть в тайну увиденного и услышанного. «Тайное» не лицезреется, ближний мой, как это было сказано о «безвестном», но здесь наличествует только созерцание очами разума, которым Дух Святой придает силу устремления.

Для того чтобы человеку открылись врата по знания «тайного», помимо святости, необходимо, чтобы человек имел заслуги перед Богом. А заслуги человек приобретает смиренным и полюбовным претерпеванием множества маленьких и больших невзгод и испытаний, гонений, несправедливостей, насмешек, осуждений, трудов, пота и служения во имя Бога и Его святого Евангелия.

Святой жизнью перед Богом, как мы уже говорили, людям дается видение «безвестного», а с присовокуплением к святости заслуг открывается также и «тайное». Ибо человек своим подвижничеством сперва сподобляется грани святости, восхождением на высокие степени которой ему дается видение «безвестного», а затем, если он вновь пребудет в усердном служении, то обретает благодать в очах милостивого и человеколюбивого Бога и получает от Него в дар уже познание «тайного».

Когда человек бывает допущен в лоно познания «тайного» и даются ему откровения по мере его, тогда он изо всех сил предается созерцанию, почти ничего не помня, даже самые естественные потребности, настолько сладостно для него это состояние. Он погружается в созерцание воспринимаемого разумными очами откровения и тщательно отцеживает его для познания. В подобном напряжении человек не испытывает ни усталости, ни пресыщения, но бывает облечен в великое терпение, так как душа его пребывает в великом умиротворении и всячески ожидает явления «тайного». Пребывание в созерцании для него — услаждение, откровение же и постижение увиденного — неизъяснимая радость и блаженство. Все это, ближний мой, исполняется на человеке высочайшей добродетели, той, которую преподобный Иоанн Синайский именует верой, надеждой и любовью. Недаром сказал я: «высочайшей добродетели», ибо это и вправду последняя ступень лестницы добродетелей.

И все-таки, хоть человек и испытывает высочайшее блаженство, он все же не довольствуется этим и не унимается. Он еще сильнее устремляется к Богу, к еще более глубокому единению и неразлучному пребыванию с Ним. За этим уже следует обóжение, восприять которое невозможно ни каким бы то ни было усилием воли, ни напряженным подвигом, — безумие паче всякого смысла! Это — единственно Божий дар, непостижимая, невыразимая словом милость Творца к своему созданию, которую ему должен даровать Бог и животворящим действием Своего Божественного Духа удостоить его этого дара, который со стороны человека тоже требует своеобразной готовности — подвизания.

Здесь человек всем существом своим прилежит смирению, беспощадно смиряет себя и спускается на самое дно ощущения собственной немощности. Непрестанно вопиет, плачет и молит Бога, чтобы Он удостоил его неразлучным пребыванием с Ним, его Творцом. Велико в это время пламя любви в человеке, являющееся всего лишь отдельным языком Божественного, вечного огня, именуемого любовью. Он жаждет всецело воссоединиться со всем пламенем, а не быть отдельным языком его.

Всецелое соединение с этим огнем — это обóжение, для достижения которого ему, кроме личного стремления и молений, необходима еще и внутренняя жестокость по отношению к себе, отсечение всего личного и забвение всего собственного, что без большого смирения и самоуничижения никак не достигается. Надо любить всех, видеть в каждом брата и ближнего, помня, что Господь наш Иисус Христос пострадал за всех и каждого. Любовь ко всем — значит служение всем, но с мудростью! Ее, эту мудрость, и дарует Господь Бог всякому, на кого призрит и облечет его Своей всесовершенной любовью.

До воссоединения человек тщится и всем существом своим стремится к неразлучному сопребыванию с Богом, а после воссоединения пребывает в любви, где великая безмятежность, мир и упокоение. Там — подвиг и труд, так как недостает полноты и цельности; Тут же — великая безмятежность, мир и упокоение, ибо уже полнота и пребывание в этой полноте. Все прекрасно и божественно у Иоанна Синайского, который столь впечатляюще описывает ступени духовного усовершенствования человека, но только не хватает одного и окончательного состояния, которое есть дар Божий, венец и совершенство всего — именуемый любовью и обожением. Тут единственно любовь, любовь — и больше ничего. Человек целиком и неразлучно пребывает с Богом, что и есть полное единство. Ум человека останавливается, мысли полностью исчезают из головы, он ни о чем уже не думает, единственно созерцает Бога и делает, и говорит лишь то, что видит и слышит от Бога. Обóженный обладает премудростью от начала и до скончания веков.

Прп. Гавриил (Ургебадзе) о 50-м псалме

Евфимий Зигабен (†1118)

Се бо истину возлюбил ecи; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecи

Первую половину этого стиха надлежит относить к тому сознанию, исповеди, к тому раскаянию Давида, о чем сказано выше. Он говорит: я исповедую и не отвергаю, что Ты любишь истину и ненавидишь ложь, и потому исповедал и сознался пред Тобою, по сущей правде, что я согрешил. Последние же слова направлены им к собственному осуждению, где говорится как бы так: и Ты столько возлюбил меня, что неизреченные тайны промысла Твоего открываешь мне пророческим духом; а я неблагодарным пред Тобою оказался. Что касается до первоначальных слов: се бо, как в этом стихе, так и в предыдущем, то эти слова излишни здесь и составляют только так называемый плеоназм, свойственный еврейскому языку, в котором он часто встречается.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Се бо истину возлюбил eси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми eси

Из сих слов яснее видим, что Давид не для извинения своего отнес свой грех ко времени зачатия, но наипаче для того, дабы засвидетельствовать, что он от самаго младенчества повинен был вечной смерти. Почему не токмо не возлагает вины на Бога (как некоторые дерзкие люди безстыдно жалуются на Него потому, что Он не дал людям другаго естества), но паче со смирением суд Божий оправдывает. Он представляет себя пред очи Божии преступником, достойным вечнаго осуждения. Сего ради упоминает об истине, которую нарушил, не уважив тех священных и сокровенных тайн, которыя Бог открыл ему с тем, чтоб он истину любил, а пороков и всякия несправедливости бегал, будучи наипаче поставлен царем для научения других. Таким образом, во втором члене еще более увеличивает грех свой, показывая, что он не может взять в предлог извинения невежество свое, поелику был свыше довольно вразумлен о должности своей.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси

«Внутрь меня явил мне мудрость», т. е. духовно меня просветил, сообщил то откровение через пророка, которого я своими силами не мог бы узнать. - «Вот, Ты возлюбил истину». Господь любит только истину, а потому эту истину Он желает видеть и в людях. Для поддержания в них влечения к истине Им и даются откровения людям.

Толковая Библия

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси

Далее, Бог любит истину, именно, как она начертывается в человеке, в его жизни; поэтому Он дал ему руководящее откровение, которое тогда только снова может осуществиться в жизни псалмопевца, отпавшего от этой истины, когда Бог сначала простит ему настоящий грех и подаст благодать к праведной жизни. Ст. 8 толкуется различно; во всяком случае здесь дается основание (се бо), почему Бог должен простить. Истину – то, что соответствует идее Бога. Дабы отпадший от своей идеи человек, который теперь стал ложь, снова возвысился к своей идее (истина), Бог дал чрез Моисея положительное откровение, открыв в законе дотоле сокровенные для человека (ужасное потемнение в язычестве) или таинственные глубины Своей Божественной мудрости. В том, что Бог хочет иметь идеального человека (истину возлюбил еси), для достижения чего Он и открыл Себя, заключается, конечно, для кающегося, к идеалу стремящегося грешника твердое основание надежды на просвещение. Другие под истиною разумеют истинность, откровенность, честность, с какою Давид исповедует свой грех; безвестная и тайная суть в таком случае особенные пророческие откровения Давиду: «Ты меня удостоил таких откровений; прости же мой грех!»

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 7–8 Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси

Продолжая исповедание вины своей пред Богом, Давид здесь говорит, что ему нечем оправдываться пред праведным судом Божиим, потому что он с малолетства и во всю жизнь не был свободен от греха, что он и рожден во грехе, и зачат во чреве матери с беззакониями, что ему прирождена склонность ко греху. Ты, Господи, говорит он, свят и праведен, а я грешен, я во грехе рожден и ко греху склонен от утробы матери моей, я величайший беззаконник. Ты праведен, и суд Твой справедлив и чист от нареканий, потому что Ты истину возлюбил, а я в беззаконии зачат и во гресех родила меня мать моя. Я и не думаю поэтому оправдываться чем-либо пред Тобою, особенно теперь, когда умоляю Тебя об одном помиловании, но Ты Сам, внутри меня открывая мне пророческим духом неизреченные тайны Промысла Твоего, открыл и эту тайну о наследственности первородного греха, предназначенного в совете Троичного Божества к искуплению кровью Единородного Сына Божия. Зачем Ты открыл ее мне? Затем, что истину возлюбил еси, безвестная (никому не известное) и тайная премудрости Твоея явил ми еси. В последних словах Давид указывает на то, что ему, как пророку, сообщены откровения святой воли Божией и открыты вечные Божественные тайны, сокрытые для обыкновенных людей (Рим.14:24; Еф.3:9).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible