Скрыть
6Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене

Видишь ли, как он и здесь представляет в свою защиту то, что гово­рил выше, т.е. что он «весьма унижен», получил наказание за грехи с избытком. Выражение: «весьма» означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждущего. Если смотреть на важность грехов, то это унижение не будет «весьма»; а если – на слабость страж­дущего, то оно «весьма», чрезмерно. Бог никогда не требует наказания, равняющегося важности грехов; если же для страж­дущих оно кажется невыносимым, то это зависит не от су­щества дела, но от слабости переносящих. «Избавь меня от гонителей моих, ибо они укрепились более меня«. Вот и другая причина избавления – неправедные козни нападающих, тогда как он в великом изнурении.

Беседы на псалмы. На псалом 141

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 6-7 «Воззвах к Тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое». Посему, умоляю Тебя, на Котораго возложил я надежду мою.

«Часть моя еси на земли живых». «Вонми молению моему, яко смирихся зело». Божественный Давид многократно называл Бога «частию своею», и теперь делает тоже самое. Не имею, говорит, никакой другой помощи; Ты у меня – один Помощник, о том умоляю, чтобы от Тебя получить мне жизнь. «Смирением» же называет здесь бедствия. Сие выразил и Симмах: выслушай вещания мои, потому что крайне я изнемог.

«Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене». Враги стали сильнее меня; но при Твоей помощи избегну их рук.

Игнатий (Брянчанинов), свт. (†1867)

Гласом моим, гласом ума моего, гласом сердца моего, гласом тела моего болезнующего, гласом немощей моих, гласом падений моих воззвах: Господи, услыши молитву мою (Пс. 142:1), вонми молению моему (ст. 7), которое воссылаю Тебе из среды браней, потрясающих ум и сердце, из среды болезней, томящих и расслабляющих тело мое, из среды множества немощей, объемлющих все существование мое, из среды бесчисленных падений, которыми преисполнена жизнь моя. Услышавший Иону, молившегося во чреве кита, услышь меня, вопиющего из чрева беззаконий моих, из чрева адова. Из глубины, из бездны грехов, из бездны поползновений и искушении моих воззвах Тебе, Господи! Господи, услышь глас мой! Изведи из темницы (ст. 8) страстей душу мою, пролей в нее свет благодатный! Когда прольешь в нее этот свет, свет исветлый, и радостный, и животворный, тогда будет она исповедатися имени Твоему (ст. 8). — Действует в душе исповедание, возбужденное благодатию, превышающее ум и потопляющее его в неизреченной сладости своей; он, сошедши в сердечную клеть, затворившись в ней невниманием ко всему чувственному, произносит имя Твое, поклоняется имени Твоему, питается именем Твоим, объемлет имя Твое и объемлется им. Имя Твое, Слове Божий и Боже, соделывает для него излишними все прочие слова! Избави мя от гонящих мя бесовских помыслов и начинаний, яко укрепишася паче мене (ст. 7), паче произволения души моей, паче постижения ума моего! Уны во мне дух мой, во мне смятеся сердце мое (Пс. 142:4). Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя (Пс. 114:3). Господи! Не на мою силу уповаю: падения мои научают меня познавать немощь мою. Ты, Господи, упование мое! Тогда только могу быть в стране живых (Пс. 114:8), в стране святой правды Твоей, когда Ты, Господи, ниспошлешь в сердце мое благодать Твою, когда, вселившись в сердце мое, будешь часть достояния моего (Пс. 15:5), моим единственным имуществом и сокровищем! Возрадуются святые Ангелы Твои, возрадуются лики благоугодивших Тебе человеков, увидя спасение мое. Мене ждут праведницы, дондеже воздаси мне (ст. 8) милость Твою не по множеству грехов моих, по множеству Твоего человеколюбия.

Древо зимою пред окнами келии

Евфимий Зигабен (†1118)

Вонми молению моему, яко смирихся зело (угнетен весьма).

Внемли, говорит, Господи, молитве моей, если не за что-либо другое, то по крайней мере за великое злострадание мое; ибо смирением Давид, по словам Феодорита, называет злострадание и бедствие, которое и употребляет в посредство к тому, чтобы услышал его Бог и старается преклонить оным Владыку к человеколюбию. И в другом месте он же сказал: я был озлоблен и смирен до крайности (Псал. 37, 9).

Златословесного: Hapечие весьма, не означает порицания событий, но печаль и бессилие страждущего: ибо если (говорит) Ты воззришь на то, чего стоять грехи, то невелико угнетение: а если на бессилие того кто несет его, то чрезмерно велико. Ибо Бог никогда не подвергает за преступления достойному наказанию.

Избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

Избавь, продолжает, меня, Господи, от врагов, преследующих меня; потому что они сделались сильнее меня, заключив меня в таком месте, из которого я не в состоянии убежать.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Вонми́ моле́нию моему́, я́ко смири́хся зело́, изба́ви мя от гоня́щих мя, я́ко укрепи́шася па́че мене́.

С Евр.: «Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня». «Смирением же здесь называет бедствия», говорит бл. Феодорит. «Выражение: зело, – говорит св. Злат., – означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждующего».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене.

«Выведи из темницы душу мою» - избавь меня от тяжелых бедствий, от стесненного положения, чтобы я мог славословить Тебя. Ко мне тогда (по миновании бедствий) присоединятся все праведники, которые ждут, наблюдают за ходом моей судьбы, чтобы, когда Ты «явишь мне благодеяние» - защитишь меня и воздашь должное моим врагам, присоединиться ко мне для Твоего восхваления.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 6–7 Воззвах к тебе, Господи, рех: Ты еси упование мое, часть моя еси на земли живых. Вонми молению моему, яко смирихся зело: избави мя от гонящих мя, яко укрепишася паче мене

Выражение: Воззвах к Тебе, – здесь не имеет значения громогласного воззвания, а употреблено в смысле глубоко сердечного устремления мысли и сердца к Богу вездесущему с мольбою о помощи и потому добавлено словом: рех.

Что же именно, застигнутый в мрачной пещере и окруженный преследующими его врагами, сказал тогда из глубины души пророк Давид? Он сказал: Ты еси, Господи, упование мое, часть моя еси на земли живых. То есть, он как бы так сказал: Никого нет у меня из близких и знакомых живущих на земле людей, кто мог бы помочь мне и защитить от враждующих против меня. Ты един, Господи, на кого я возлагаю все упование мое! Все, что может быть дорогого для меня на земле живых людей, – все это заключается в Тебе едином, Ты один – часть моя.

«Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты – прибежище мое и часть моя на земле живых» (пер. с евр,). По изъяснению блж. Феодорита, «часто божественный Давид называет своею частию Бога, и теперь то же самое сделал, ибо говорит: я не имею никакой другой помощи, но только Тебя одного имею попечителем и чрез Тебя желаю достигнуть жизни» [7, с. 1107]. Выразив такую беспомощность свою, далее опять просит внять его молитве, причем указывает на свои злострадания.

Вонми, говорит, молению моему, яко смирихся зело. Смирихся – от слова «смиритися» (affigi, «быть унижену, угнетену») – значит: «я изнурен». Так читается это и по переводу с еврейского: «Внемли воплю моему, ибо я весьма изнурен». «Смирением здесь называет бедствия», – говорит блж. Феодорит [6, с. 663].

А словом зело, по словам св. Иоанна Златоуста, пророк означает не жалобу на события, но скорбь и изнурение страждущего. Тут же указывает и другую причину, побуждающую его к молению об избавлении от гонителей, – в том, что они усилились (укрепишася паче мене), заключив его в пещере, которую окружили войском.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible