Скрыть
А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя; или, да не буду иметь помощи свыше.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

Заметь и здесь великую перемену. Те, которые каждый день слышали, что они будут лишены города, и не обращали на это внимания, теперь сами на себя призывают проклятия, если забудут о нем. Что значит забвена буди десница моя? «Пусть, - говорит, - крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима яко в начале веселия моего». Что значит аще не предложу Иерусалима? «Не только, — говорит, — буду вспоминать о тебе при других делах, но и при пении, и в песнях». Слово предложу значит поставлю в начале песни; оно выражает сильное желание или, лучше, любовь и пламенное стремление к городу. Выслушаем это все мы и будем поучаться. Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся Горнего Иерусалима. Но они после лишения имели надежду возвращаться, а нам, когда мы лишимся, уже невозможно будет возвратиться. «Червь их, — говорит Господь, - не умрет и огнь их не угаснет» (Мк. 9:46). Поэтому нам нужно с особенной тщательностью наблюдать за самими собою и так устроять настоящую жизнь, чтобы не сделаться пленниками, чуждыми и отлученными от того отечественного города.

Беседы на псалмы. На псалом 136

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». «Прилпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе». Сие говорить научает их Пророк, чтобы незабвенно памятовать им о священном граде, и ободряя себя надеждою возвращения, не обучаться злочестию пленивших. Посему говорят: и вдали находясь от тебя, Иерусалим, не предавал я забвению мысли о тебе; а если сделаю это, пусть потерплю тогда сказанное мною, и не улучу помощи свыше. Сию-то помощь Пророк называет «десницею».

Максим Исповедник, прп. (†662)

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе. Здесь он называет «десницей» духовное делание, [проявляющееся] в божественных и достохвальных [добродетелях], а «языком, прилипнувшим к гортани» – ведующее действие разума в нас, вследствие неведения прилипнувшее к глотке, то есть к страсти, вставшей комом в горле, а поэтому мешающей устремляться к неизреченным благам и вкусить благость Господню.

Вопросоответы к Фалассию

Евфимий Зигабен (†1118)

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя

Если я, народ Иудейский, забуду, говорит, тебя, город Иерусалим, то да будет забыта, по словам Златоуста, сила моя и действие мое, т. е. я сам да буду увечен и расслаблен, или пусть иссохнет рука моя, чтобы более не чувствовать ее.

Слова Златословесного: И из сего можешь видеть великую перемену: ибо те, которые слышали ежедневно, что потеряют град и не заботились о сем, ныне предают себя проклятию, если забудут оный, Феодорита: Пусть я, говорит, не получу помощи свыше, каковую называет десницею. А некоторые толковники говорят, что евреи, когда потеряли возлюбленный свой Иерусалим и были отведены в Вавилон, столько скорбели в сердце своем о нем, что для всегдашнего воспоминания о нем вырезали его на камнях перстней своих и при всяком воззрении на перстень, находившийся на правой руке их, имели случай воспоминать о вожделенном своем отечестве. Посему и изрек сии слова в виде проклятия: если забуду тебя, Иepycaлим, то да будет забвена десная моя рука… Почему и Златоуст: Да слышим сие и вразумимся. Ибо как они, когда потеряли вышний Иерусалим, тогда стали искать его, так и многие из нас поверят в то время, когда потеряют горний Иерусалим; но первые имели надежду на возвращение, а нам, когда лишимся оного вожделенного града, не возможно будет возвратиться снова: потому что червь их там не умирает, говорит писаниe. Посему должно так устроять настоящую жизнь, чтобы не быть изгнанниками из вышнего града.

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.

«Пусть, говорит пророк, крепость моя, сила моя забудет меня, и пусть я буду безгласен от множества бедствий» (Злат.). Пленные Иудеи дают знать Вавилонянам, что для них невозможно забыть Иерусалим и его священные уставы, как невозможно забыть правую руку, всегда нужную. Но св. Афанасий и бл. Феодорит под десницею разумеют помощь свыше. Т.е., а если я забуду Иерусалим, то да не улучу помощи свыше. «Сию то помощь, – говорит бл. Феод., – пророк называет десницею».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.

«Забудь меня десница» - перестань действовать, т. е. высохни. - «Прилипни язык» - тоже высохни. «Поставить Иерусалим во главе веселья» - радоваться только тому, что является радостью для всего Иерусалима. Во время же плена евреев Иерусалим был опустошен и находился в развалинах. Его заселение и восстановление прежнего значения для еврейского народа и было для пленников единственной мечтой и заглавной радостью.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя

Петь радостные песни показывало бы их равнодушие (забвена буди) к своей земле и к единственному месту своего богослужения, было бы преступлением; поэтому пленники просили Бога строго наказать их, если они позволят себе это и покажут свое равнодушие к Иерусалиму. Забвена буди десница, пусть усохнет правая рука моя, которою я в Иерусалиме на удивление многих ударял по струнам; или – «пусть забудут, что я когда-то был искусным музыкантом»; или – «пусть забудет меня моя десница».

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Иоанн Соловьев, прот. (†1917)

Ст. 5-6 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

Пленные иудеи желают, чтобы забыла их десница их, чтобы их правая рука, которою они добывают хлеб свой насущный, перестала действовать, расслабла, отсохла. Они желают, чтобы язык их прильпнул к гортани – онемел, отказался служить им, если они, увлекаясь ли то соблазном или теснимые внешнею силою, не устоят в своем отказе и языком своими станут петь сионские песни для язычников – для их удовольствия, для удовлетворения их каких бы то ни было, только не религиозных желаний. Заклиная себя, они, как бы к Богу обращаются с мольбой, чтобы Он Сам, так сказать, помимо их воли сделал для них невозможным это пение.

Так заклиная себя, пленные иудеи выражают тем свою крепкую, как смерть, не только веру в Бога, а и любовь к Нему и надежду на Него. Он, и не только Он, а и Иерусалим – город Его, даже разрушенный, для них дороже самой жизни.

На реках вавилонских

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего

В изречениях сих стихов заключается ответ на требование вавилонян о том, чтобы иудеи воспели для них словеса песней Господних, которые они пели на Сионе. Песнь Господню, так говорят они, можно петь только на Сионе, в Иерусалиме, а если так, то как же мы будем петь ее в земле чужой? Это значило бы забыть Иерусалим, не помнить своего отечества. Но этого не будет! Скорее забыта будет моя десница, то есть моя правая рука, чем я забыл бы об Иерусалиме. Пленные иудеи дают знать вавилонянам, что для них невозможно забыть Иерусалим и его священные уставы, как невозможно забыть правую руку, всегда нужную.

Но св. Афанасий и блж. Феодорит под десницею разумеют помощь свыше. А если, то есть, я забуду Иерусалим, то да не улучу помощи свыше. «Сию-то помощь, – говорит блж. Феодорит, – пророк называет десницею» [6, с. 646]. Выразив ответ свой на требования вавилонян сначала во множественном числе, псалмопевец с 5-го стиха изменяет речь свою и вводит весь народ израильский говорящим как один человек и произносящим клятвенное обещание, что он никогда не забудет своего отечества.

Пусть высохнет та рука моя, которая играет на гуслях, и пусть этот язык, который поет священные песнопения, сделается без движения (прильпни), ежели Израиль, забыв об Иерусалиме, запоет что-либо из песней сионских: да подвергнусь я всем этим клятвам, если прежде всего другого не буду приводить себе на память Иерусалима.

Аще не предложу Иерусалима значит: «если память о тебе, Иерусалим, не предпочту всякому веселию». Ибо в таком только случае может быть, что и всякое другое веселие обратится мне во благо. «Слово предложу, – говорит св. Иоанн Златоуст, – значит: «поставлю в начале песни», оно выражает сильное желание, или лучше – любовь и пламенное стремление к городу (Иерусалиму)».

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible