Скрыть
дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 25-26 Даяй пищу всякой плоти. Попечительность человеколюбивого Бога простирается не на людей только благочестивых, но даже и на бессловесных, потому что каждому дает сообразную пищу. И пророк промышление Его распростирает от чудес на небе до самомалейших тварей на земле. Отсюда же снова восходить на небо; почему, сказав: всякое плоти, присовокупил: исповедайтеся Богу небесному. Бог, будучи Творцом всего, по преимуществу называется небесным, потому что служат Ему живущие на небе; так как область эта чиста от греха.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Ст. 24-25 И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость его: даяй пищу всякой плоти: яко в век милость его

Чтобы не перечи­слять отдельно войн, нападений, побед, трофеев, он опять, одним словом коснувшись ряда их подвигов и оставив то, что происходило в частности с иудеями, обращается к всеобщему Его промышлению и говорит: «Он дает пищу всякой плоти, ибо во век милость Его». Другой (Акила): «который дает хлеб» (ός δίδωσιν αρτον). Третий (Симмах): «дающий хлеб» (διδοὺς αρτον). Итак, не земля, не вода, не воздух, не солнечный луч, и не что-нибудь другое произращает плоды, но все – от Него. По­смотри и здесь не только на могущество, но и на неизреченное человеколюбие Его. Как Христос сказал: «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), так и пророк здесь выражает тоже в словах: «Он дает пищу всякой плоти», т.е., не праведным и добродетельным только, но и грешникам и нечестивым и всему роду человеческому, что в особенности и возвещает об Его владычестве. Ви­дишь ли, что псалом составлен особенно для того, чтобы руко­водить к богопознанию? Потому и в начале он прежде всего указал на всеобщие явления, и в конце ими же заключил речь: выше сказал о солнце и луне, о молниях и дождях, которые бывают не в одной только части вселенной, а в заключение указал на общую всех пищу.

Беседы на псалмы. На псалом 135

Феодорит Кирский, блж. (†457)

«Даяй пищу всякой плоти: яко в век милость Его». От Промысла частнаго Пророк переходит снова к всеобщему, возвещая Божие попечение о всем. Ибо не только людям, но и безсловесным, дает приличную пищу. Так и Господь в священном Писании говорит: «воззрите на птицы небесныя, яко не сеют, ни собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их» (Мф.6:26).

Евфимий Зигабен (†1118)

Даяй пищу всякой плоти; яко в век милость Его.

Господь, продолжает, дает приличную пищу всякому роду как людей, так и всех животных земных и морских и земноводных.

Слова Златословесного: Дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам и нечестивым и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии. Феодорита: Доставляет пищу не людям только, но и бессловесным соответственную природе каждого, как сказано: воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш небесный питает их. Посему промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 23–26 Яко во смирении нашем помяну ны Господь: яко в век милость Его. И избавил ны есть от врагов наших: яко в век милость Его: даяй пищу всякой плоти: яко в век милость Его. Исповедайтеся Богу Небесному: яко в век милость Его

Говоря о смирении, пророк разумеет здесь не личное чье-либо смирение, а указывает вообще на уничижение всего народа израильского, всех потомков патриарха Израиля, которых египтяне обратили в рабство.

И словом нашем указывает не на современное ему состояние народа, а на связь свою и происхождение от тех предков, которые чудесным образом изведены Богом из Египта. Пророк говорит здесь (по пер. с евр.) так: «Господь вспомнил нас в унижении нашем... и избавил нас от врагов наших, ибо милость Его вечна». И Сам Господь говорил пророку Моисею при купине: «Я увидел страдания народа Моего в Египте... Я знаю скорби его и иду избавить его от руки египтян» (Исх. 3:7–8). Вот это и значат слова псалмопевца: во смирении нашем помяну ны Господьи избавил ны есть от врагов наших. В следующих словах пророк дает понять, что Господь Бог имеет попечение и оказывает Свои милости не одним израильтянам, но и другим народам, и не только народам, но и всякой плоти дает нужную пищу; а потому все, без различия, должны приносить хвалу и благодарение Богу, как пользующиеся благополучием, так и находящиеся в бедах и несчастиях, как люди, так и все животные, всякая плоть.

По словам св. Иоанна Златоустого, «Господь дает пищу не праведникам и не подвизающимся только в правоте, но и грешникам, и нечестивым, и всему роду человеческому. Итак, плодородие не зависит от земли, и не от вод, не от воздухов, не от лучей и не от чего другого, но все от Него. И из сего заключай не о силе только, но и о неизреченном человеколюбии» [7, с. 1067].

А по словам блж. Феодорита, «Он доставляет пищу не людям только, но и бессловесным, соответственную природе каждого, как сказано: «Воззрите на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» new:mf:06:26|(Мф. 6:26). Посему Промысл Божий столь велик и достаточен, что простирается от чудес на небе до земли и до самых малейших животных на ней» [7, с. 1067; 6, с. 664]. В заключение всего псалма, пророк убеждает воздать благодарность Богу, как Творцу и Владыке неба, – Богу Небесному, имеющему престол Свой на небесах.

По словам того же блж. Феодорита, «Бог есть Бог всяческих, как Творец всех; но Он преимущественно называется Богом неба, как особенно чтимый служением живущих там ангелов. Ибо эта страна чистая от греха» [7, с. 1068]. И так «за все, говорит св. Иоанн Златословесный, – станем воздавать Богу благодарение, за общие и за частные блага; сия-то жертва, сие приношение особенно может преклонить Его к нам на милость» [7, с. 1068].

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible