Скрыть
Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, .

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся

Три причины приводит пророк, умоляя Господа, чтобы Он призрел на него, обратил к нему лицо Свое и услышал молитву его: могущество и силу врагов, и еще прежде этого их высокомерие и надменность, и, в-третьих, их радость и веселие. Он как бы так говорит: если не по моему про­шению и не по моему уничижению обрати ко мне лицо Твое, Господи, то по надменности врагов; они надмеваются своею силою, радуются моим бедствиям, смеются над моим падением. «Услышь меня, Господи…, просвети очи мои»: отгони глубокий сон от меня при грехах моих, уснув которым я скоро подвергся бы душевной смерти. Если тогда, как я только лишь поколеблюсь с твердыни твоей, они радуются, восхищаются, считают это своею силою, превозно­сятся и делаются невыносимыми, то чего не сделают они, когда я буду доведен до смерти? Видишь, как пророк почитает величайшим вредом, не меньшим, чем наказание и му­чение, то, чтобы радовался общий враг, чтобы он казался силь­ным и считался высоким. Если бы он не почитал этого зла величайшим и невыносимым, то не представлял бы его для умилостивления Бога и для получения Его благоволения. Так будем поступать и мы; будем смотреть и стараться, чтобы нам не возвысить врага, не сделать его сильным, не доставить ему веселия, а, напротив, чтобы он оказался низким, ничтожным, слабым, прискорбным и безотрадным. А все это исполнится тогда, когда он увидит грешников совер­шающими дела добрые.

Беседы на псалмы. На псалом 12

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 5-6 Да не когда речет врагь мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся

Не сделай меня посмешищем для неприязненных мне; потому что это для меня горестнее всех горестей.

Евфимий Зигабен (†1118)

Стужающии ми (оскорбители мои) возрадуются, аще подвижуся

Если, говорит, внутреннее мое состояние и безопасность поколеблются, то враги мои, в последствии времени надеясь совершенно погубить меня, как не имеющего никакого основания спасения и твердости, будут радоваться.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся.

Понеже Бог для того, по-видимому, людем Своим не скоро помощь подает, что не зрит на нужды их: сего ради в первом месте просит Давид, дабы Он воззрел на него; во втором, дабы помощь подал. Хотя в Боге нет ни того, ни другаго, то есть, ни перваго, ни последняго, однако говорится так для нашего понятия. Ибо Дух Святый образцы молитвы с намерением приспособляет к понятию нашему. Давид, если бы не был удостоверен, что он находится пред очами Бога, то ничего не воспользовало бы ему взывание к Богу: но он имел око веры, и потому в первом месте полагает милостивое воззрение Божие, потом присовокупляет помощь Его. Ибо Бог тогда наконец помогает нам, когда наперед помилует. Просветить очи у Евреев то же значит, что дать жизненный дух: ибо особенная сила жизни во очах является. В таком разуме повествует священная история о Ионафане, который будучи утомлен гладом до крайности, вкусил мало меду, и от того ободрившись, сказал: ныне прозреша очи мои (1Цар. 14:29). Подобная метафора находится и в иных словах: да не когда усну в смерть. Вкратце сказать, Давид исповедуется, что ежели не возсияет ему свет жизни от Бога, то он тотчас покрыт будет мраком смертным, и что он подобен уже издыхающему, ежели Господь не оживотворит его силою свыше, или не даст ему жизненнаго духа. Да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся. Две причины приводит Пророк, чего ради просит, дабы Господь обратил лице Свое к нему, и воззрел на него, а именно, силу и крепость врагов, потом веселие и радость их о падении его, аки бы тако глаголя: ежели ради моего прошения, ежели ради моея бедности не обращаеши ко мне лица Твоего, Господи: по крайней мере ради кичения врагов, поелику они велемудрствуют, надеяся на крепость и силу свою, поелику радуются о напастях моих и посмеваются моему падению, – по крайней мере ради сего услыши мя. Аще бо токмо от Твоего покровительства удален буду, сие почитают они радостию и славою и крепостию, сим хвалятся, и суть несносны: аще же к смерти приведен буду, то чего не соделают?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Ст.6   Азъ же на милость Твою уповахъ: возрадуется сердце мое о спасенiи Твоемъ: воспою Господеви благодѣявшему мнѣ и пою имени Господа Вышняго. 

Ст.6   Я же уповаю на милость Твою; сердце мое возрадуется о спасении Твоем; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня»
 

Аз же на милость Твою уповах: возрадуется сердце мое о спасении Твоем. «Твердо надеюсь получить прощение во грехе, возводя мысль к милосердию Твоему, по которому даровал Ты спасение всем человекам. И сие-то спасение приводит в радование мое сердце, давно болезновавшее по причине греха» (Св. Афан.). «Мою душу, говорит, радует то, чтобы получить спасение от Тебя; мою душу веселит то, что Ты – спасение» (Злат.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся

Спасение от Бога, как давно желанное Давидом, наполнить его ликованием и восхвалением Бога в благодарственных гимнах.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4–6 Призри, услыши мя, Господи Боже мой: просвети очи мои, да не когда усну в смерть; да не когда речет враг мой: укрепихся на него. Стужающии ми возрадуются, аще подвижуся

Выразив скорбь свою и жалобу на несчастные и бедственные обстоятельства, а также и твердую веру и надежду свою на милость Божию, Давид обращается далее с молитвою к Богу, чтобы Он призрел на него оком милости, услышал мольбу и просветил его душевные очи. Просветить очи – в духовном смысле значит то же, что дать жизненный дух, вдохнуть жизнь. Греховная жизнь помрачает душу человека и подвергает ее вечной смерти. Чтобы избавиться от греха, нужно искать света истины Божественной, нужно молить Господа о просвещении ума и сердца, этих духовных очей. Это и делает Давид, прося Господа Бога как бы так: не отвращай, Господи, лица Твоего от меня, воззри, посмотри на меня милостивым Твоим оком и дай жизнь духовным очам моим, оживотвори умерщвляемую грехом мою душу, чтобы мне не уснуть сном смертным. Если не сделаешь этого, то может случиться, что враг мой, видя меня слабым и беззащитным, погруженным во тьму греховную, еще более усилит свои козни надо мной, еще более станет превозноситься и будет говорить: я преодолел, победил его: укрепихся на него. Тогда и стужающии ми, т.е. гнетущие и оскорбляющие меня враги мои возрадуются, аще подвижуся, т.е. если я поколеблюсь в подвиге терпения, в добродетели, в уповании на помощь Божию.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible