Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Ложь говорит каждый своему ближнему; уста льстивы, говорят от сердца притворного.
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая
Устне льстивыя в сердце, — потому что, называя Его учителем и благим, иное совещавали о Нем. Потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречивый. Ибо не велеречив ли язык, осмелившийся сказать Спасителю: коею областию сия твориши? И кто Ти область сию даде (Мк. 11,28)?
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая
Другой переводчик (Симмах) говорит: «в сердце ином и ином говорили». Пророк говорит о двух родах зла: о том, что они говорили суетное, и о том, что говорили ближнему; а под суетным разумеет или ложное, или излишнее и бесполезное. Тоже выражает и Павел, когда говорит: «не говорите лжи друг другу» (Кол.3:9). И особенно тяжело то, что все развратились. Он не сказал: такой-то и такой-то, но: «каждый». Зло не было только снаружи, но и внутри, в сердце: «от сердца, и от сердца», или, как другой переводчик говорит: «в сердце ином и ином», внушая, что в сердце их – великая двуличность. Это хуже всяких врагов. Есть враги явные и открытые, которых легко можно остеречься, и есть враги, снаружи представляющие одно, а сами в себе содержащие другое, которых трудно уловить тем, на кого они нападают, и которые гораздо опаснее людей, носящих скрытно при себе мечи.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая
«Суетная глагола кийждо ко искреннему своему». Лицемерно показывают дружбу, а делают, что свойственно врагам.
«Устне льстивыя в сердце: и в сердце глаголаша злая». С хитростию ведут беседу друг с другом, и один, приводя в движение уста, сердцу ближняго передает ложь, а подобно и другий также воздает ему подобным. За сим Пророк наконец угрожает им наказанием.
Евфимий Зигабен (†1118)
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему
Каждый говорил пустое, то есть обман и ложь. Или тогдашние люди не только обманывали и подвергали осмеянию чужих, но и своих друзей; так как ближним Давид называет здесь находящегося близ другого не по месту, но по свойству природы и произволения.
Великий Афанасий говорит: сиe слово явно изобличает неверие иудеев, почему и Моисей порицал их так: сыны неверные (Втор. 32,20). И Кирилл: — у еллинов все ложь и мудрость и слава и жизнь, а истинного т.е. необходимого и полезного у них никто не найдет нисколько. Они обоготворили и тварь, оставив Бога по естеству. Итак, истины у них уменьшились. Василий великий:— как из красок и других вещей одни истинны, а другие ложны, и как есть порфира истинная и порфира ложная, так и в добродетелях, и истина есть действительно сущее. Итак поелику все это извращено и истреблено, не потеряв бытия, но быв прогнано от людей, то посему не сказал: уменьшились истины, но с прибавлением от сынов человеческих. И Дидим говорит: сказал истины, а не истина, с одной стороны по причине неверности в договорах, с другой — в учении, наполненном неблагомыслием.
Устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая
Устами коварными Давид называет коварного человека,— частию целое. Потому что коварный с двойным сердцем и двойною мыслью говорит злое и вредное. Внутри себя скрывает мысль одну, а вне себя показывает другую .
Другой перевел: в сердце одном и другом. И народный греч. поэт Гомер сказал в одном месте: тот мне враг, наравне с врагами ада, который одно скрывает в уме, а другое говорит.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая.
То есть, люди не глаголют с ближними своими, как разве с намерением обольстить и обмануть. И не диво: понеже имеют устне льстивыя в сердце, сиречь, глаголют не от чистаго и простаго, но от лукаваго сердца, и в сердце глаголют злая, сиречь, иное языком провещавают, а иное на сердце имеют, и тако простодушных прельщают.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Ириней (Орда), еп. (†1904)
Ст. 2-3 Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный: яко умалишася истины от сынов человеческих. Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая
Очень часто, особенно во время преследований Саулом и Авессаломом, Давид имел случай убедиться, как люди вероломны и коварны, как мало искренних людей даже между его соотечественниками; во время этих гонений, и вероятнее всего – гонения от Саула (ср. 1Цар. 24:10; 26:19), и произошел этот псалом. Хитрые лицемеры, силу которых составляет клеветливый их язык, привели псалмопевца в великое бедствие; поэтому он и воссылает к Богу молитву о помощи (спаси мя); побуждением к молитве (яко) он выставляет изображение великого нравственного развращения между его соотечественниками; страдания его и имеют свой источник в этой их развращенности. Почти уже нет более ни одного праведника; правдивость почти исчезла из среды сынов человеческих; ложь и обман даже ближних (соотечественников; Исх. 32) стали обычным явлением.
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердцы, и в сердцы глаголаша злая
Как преследуемый царем, Давид нигде не мог встретить искреннего к себе сочувствия и открытой помощи. Последняя неминуемо навлекла бы гнев на такого человека со стороны царя. Давид не мог ни на кого положиться из опасения быть выданным, в отношениях к себе он видел только притворство и ложь.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Суетная глагола кийждо ко искреннему своему: устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая
Нет искренности и правды во взаимных отношениях людей: каждый говорит с ближними своими притворно и лживо, с намерением обольстить и обмануть; у каждого лесть на языке, а в сердце зло. На языке и в словах – доброжелательство; а в сердце скрытое зло.