Скрыть
Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.

Святые отцы

Прочие

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 5-6 Пищу даде боящимся Его, т. е. мысленный хлеб, сшедший с небеси. Помянет в век завет Свой, т. е. завет с Авраамом: благословятся о тебе вси языцы (Быт. 18,8). Крепость дел Своих, т.е. Апостольский лик призванному к вере народу возвестил крепость дел Христовых, или самый дела, какие творит всегда собственною Своею крепостию.

Толкование на псалмы

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет свой

«Пищу дал боящимся Его». По­чему Он говорит здесь о боящихся? Бог питает не их од­них; и в Евангелии говорится: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45). Почему же он сказал: «боящимся Его»? Мне кажется, что здесь Он го­ворит о пище не телесной, но духовной; потому и упомянул только о боящихся Господа: эта пища назначена для них. Как питается тело, так питается и душа. А что она действительно питается, послушай: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4) Итак, он говорит о пище, которую Бог преимущественно дает боящимся Его, т.е. поучение посредством слова, настав­ление, все любомудрие. «Будет помнить вечно завет Свой». Желая опять низложить высокомерие иудеев и смирить гордость их, или лучше – показать, что блага, которыми они пользовались, они по­лучили не за собственные заслуги, но по любви Божией к отцам их и вследствие заветов Его, бывших с ними, говорит: «будет помнить вечно завет Свой». Так и Моисей, при вступлении иудеев в землю обетованную, заповедал им говорить и ду­мать. Когда ты построишь, говорил он Израилю, великолеп­ные города и приобретешь богатства, то не говори, что все это сделано ради моей правды, но ради завета с отцами твоими (Втор.9:4, 5). Нет ничего хуже гордости, почему Бог посто­янно и поражает ее всеми мерами.

Беседы на псалмы. На псалом 110

Нил Синайский, прп. (†430)

Ст. 4-5 Память сотворил есть чудес своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся его: помянет в век завет свой

Бог, создавший все по благости Своей, обо всем промышляет, взирая не на достоинство того, о чем промышляет, но по Своему избранию и дарует всякое благо. Посему взирающим на Него и пищу дает по милости и щедрости. И сие то значит сказанное Псалмопевцем: «милостив и щедр Господь: пищу даде боящимся Его» (Пс. 110:4-5).

Письма на разные темы. Пресвитеру Сократу

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 4-5 «Память сотворил есть чудес Своих». Поелику явно совершил гибель врагов, а сие же самое творил и при предках, то скрыв под водами Египтян, то воздеянием рук Моисеевых поразив Амаликитян, и чрез Иисуса Навина сокрушив Хананеев и иные народы; то наказание врагов Пророк назвал напоминанием чудес: то есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением, и напомнил нам, что совершил Ты при наших предках.

«Милостив и щедр Господь». «Пищу даде боящимся Его». Слово «пищу» другие переводчики заменили словом: добычу. То и другое верно; потому что Иудеи, как на готовую добычу, устремились на богатство врагов, и принесли оттуда обильную пищу.

«Помянет в век завет Свой». Симмах же перевел так: добычу дал боящимся Его, памятуя вечный завет Свой; потому что хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага.

Евфимий Зигабен (†1118)

Пищу даде боящимся Его

И здесь можно спросить: для чего Давид говорит, что Господь дает пищу боящимся Его, тогда как Он дает пищу и не боящимся Его? Разрешая сие недоумение скажем, что пищею Давид называет здесь душевный, словесный, духовный и небесный хлеб, который Господь дает преимущественно тем, которые боятся Его. Под пищею можно разуметь также и духовную вечерю—тело и кровь Господню. Или царе-пророк сказывает сие потому, что Бог часто питает боящихся Его и чувственною пищею в случае нужды и недостатка их, как пропитал, по словам Дидима, Илию, Даниила, народ еврейский и многих других.

Потому-то слова сии прилично сказываются священником при благодарении по окончании обеда.

Помянешь в век завет свой

Иудейские толковники слова сии изъясняют так, что Бог, вспомнил завет свой, т. е. совершил и сделал непреложным завет свой о умножении потомства Авраамова и о наследии земли обетованной. А мы христиане вместе с Аполлинарием принимаем сии слова за пророчество о Христе. Бог, говорит, вспомнит в надлежащем веке данный Аврааму и прочим патриархам завет, т. е. что в семени Твоем (т. е. во Христе) благословятся все народы (Быт. 22,18).

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

5. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.

Пищу даде боящымся Его
. «Пророк говорит о пище (духовной), которую дает преимущественно боящимся Его, т.е. поучение посредством слова, наставление, все любомудрие» (Злат.). «Пищу, т.е. мысленный хлеб, сшедший с небеси» (Св. Афан.). Бл. Феодорит разумеет добычу и пищу, взятые у неприятеля, после его поражения. Помянет в век завет Свой, т.е. завет с Авраамом (Быт.18:18), говорит св. Афанасий. «Хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага» (Бл. Феод. и св. Злат.).

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой

Таково, например, чудесное насыщение народа в пустыне манною, введение Израиля в обладание Ханааном. Помянет и проч. – чудесное насыщение имело свое основание в верности Бога завету, было подтверждением Его.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 4-5 Память сотворил есть чудес Своих: милостив и щедр Господь. Пищу даде боящымся Его: помянет в век завет Свой

Господь Бог соделал так, что воспоминание, или память, о сотворенных Им чудесах сохранилась в древней иудейской Церкви чрез слово Его, или чрез Священное Писание, а потом, вместе с Евангелием, сделалось достоянием и всей христианской Церкви. Неисчислимое множество этих чудес, и все они свидетельствуют о великой милости Божией к роду человеческому, о том, что милостив и щедр Господь. По причине сей милости, Он пищу даде боящимся Его. Здесь, впрочем, говорится не «о пище тленной», которую Господь Бог дает не одним только боящимся Его, но всем вообще, а о той пище, о которой учит Иисус Христос в Св. Евангелии и которая питает и «приводит человека в жизнь вечную» (Ин. 6:27). О том, что «боящиеся Бога не лишатся» не только пищи, но и вообще «всякаго блага», говорится и в других псалмах (напр. Пс. 33:10–11). Слова: помянет в век завет Свой в переводе с еврейского читаются так: «вечно помнит завет Свой». Это значит: как хотел Бог, – и устроил, чтобы израильтяне памятовали о чудесах Его, которые Он соделал, при изведении их из Египта и в разные другие времена в истории сего народа, так равно и Сам обещал помнить Завет Свой, в который вступил Он с праотцами и патриархами сего народа, в особенности об обещанном потомству их «семени», чрез которое получат благословение все народы (Быт. 22:18).

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible