Скрыть
Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла,

Святые отцы

Прочие

Григорий Богослов, свт. (†389)

Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла

Должно идти самым царским путем и остерегаться, чтобы, как сказано в Притчах, не уклониться ни направо, ни налево (Притч 4:27). Таково свойство наших немощей, и от этого столько труда доброму пастырю, обязанному хорошо знать души своих пасомых и быть вождем их по закону прямого и справедливого пастырства, которое было бы достойно истинного нашего Пастыря.

Слово в защиту

Августин Аврелий, блж. (†430)

Ст. 26-29 Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые - испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит

Поразмыслите, к чему через Соломона увещевает Святой Дух: …исправь стези для ног твоих и направляй пути свои прямо. Не уклоняйся ни направо, ни налево, отврати ногу твою от злого пути. Ибо знает Бог пути правые, а левые испорчены. Он же прямыми сделает пути твои и шествие твоё в мире устроит (Притч 4:26-29; LXX). И заметьте, братия, что не будь свободной воли, не сказано было бы в этих словах Священного Писания: исправь стези для ног твоих и направляй пути свои прямо. Не уклоняйся ни направо, ни налево. И все же, если бы было возможно так поступить без Божьей благодати, не было бы после того сказано: Он же прямыми сделает пути твои и шествие твоё в мире устроит.

Письма

Иоанн Кассиан, прп. (†435)

Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла

Итак, желающему идти царским путем нужно идти с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2Кор 6:7-8), и с такой осторожностью среди вздымающихся волн искушений под управлением рассудительности и под веянием Духа Божия направлять путь добродетели, чтобы знать, что, если немного уклонится на правую или левую сторону, тотчас разобьется о подводные, гибельные скалы. Потому премудрый Соломон увещевает: …не уклоняйся ни направо, ни налево (Притч 4:27), то есть не тщеславься добродетелями, не превозносись счастливыми успехами в духовном, не уклоняйся и на левую стезю пороков, по апостолу, не ищи себе славы в сраме твоем.

О постановлениях монастырских

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 20-29 Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим приклони ухо твое; да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри сердца твоего: потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здравие для всего тела его. Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да направлены будут прямо пред тобою. Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды. Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла, потому что пути правые наблюдает Господь, а левые - испорчены. Он же прямыми сделает пути твои, и шествия твои в мире устроит

Снова (ст. 20) слушатели побуждаются (ср. III:21; II:2 и др.) к особенно внимательному восприятию наставлений мудрости, которые для исполняющих их являются не только питающими и поддерживающими истинную жизнь духа, но также благотворными для самого тела (ст. 22: мысль подобная выраженной в словах Апостола, «благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей», 1Тим IV:8). Но чтобы человек получил надлежащую устойчивость в добре и неодолимость со стороны приражений зла, всякому ревнителю мудрости - благочестия необходимо со всею тщательностью, более всяких других сокровищ, хранить свое сердце (евр. лев): «потому что из него источники жизни» (евр. тоцео хаим, LXX: εξοδοι ζωης). Сердце, по библейскому представлению служит центром, средоточием как физически органической природы человека (Пс XXI:27, CI:5; Ис I:5; Иер IV:18), так и душевной и духовной жизни его (Пс LXXXIII:3; Иер XI:20 XVII:10), частнее - не только разного рода ощущений, чувств и эмоций (Притч XXXI:11; V:12; XIII:12; Суд XVI:15), но и высших обнаружений духа, как то: решений воли (1Цар XIV:7, 3Цар VIII:17 и др.), ведения и силы разумения (3Цар X:2 Суд XVI:17; Притч XVII:16; XV:14; VII:7; IX:4), наконец, как центр и носитель нравственной жизни (Пс L:12; 3Цар III:6; IX:4; Притч VII:10 и мн. др.). В этом последнем значении ветхозаветно-библейское «сердце» ближе всего подходит к христианскому понятию «совесть»; в этом смысле, в смысле чистого нравственного сознания (ср. новозаветное αγαθη συνειδησις 1Тим I:5, 19; 1Пет III:16), сердце употреблено и здесь Притч IV:23 (ср. Пс L:12; Иов XXVII:6; 1Цар XXV:31), как показывают и дальнейшие стихи 24-25, предостерегающие от всякого лукавства, от всякого лицемерия и под. (ср. Притч VI:13; Х:10; XVI:30; Сир XXVII:25, сн. Мф VI:22-23), чем извращается нормальное течение нравственной жизни, регулируемой доброй совестью. Только при условии неповрежденности последней, пути нравственной жизни человека могут быть тверды (ст. 26. Сн. Пс CVIII:13; Евр XII:13). Ст. 27 представляет сжатое обобщение всех отеческих увещаний к пути мудрости и добродетели и по форме выражения напоминает подобное же увещание законодателя Моисея, Втор V:32. LXX удлиняют этот стих сравнительно с еврейским текстом словами: οδους γαρ τας εκ δεξιων οιδεν ο θεος, διεστναμμενοι δε εισιν αι εξ αριστεγων αυτος δε ορθας ποιησει τας τροχιας σου, τας δε πορειας σου εν ειρηνη προαχει. Прибавка эта имеется и в Вульгате, а равно и в славянском и русском - синодальном перев. кн. Притчей (в переводе архим. Макария слова эти отсутствуют). По мысли слова эти представляют повторение и развитие мысли ст. 26-27. Ввиду устойчивости разных код. греческого текста в передаче этого добавления, а также ввиду авторитета Вульгаты, можно думать, слова эти могли находиться и в том еврейском оригинале, с которого был сделан перевод LXX-ти (ср. Franz Delitzsch. Das Salomonische Spruchbuch. Leipzig. 1873, s. 39).

Георгий Максимов, свящ.

Притч. 4:27

«Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притч. 4:27).

Святитель Григорий Богослов пишет: «Должно идти царским путем и остерегаться, чтобы, как сказано в Притчах, не уклониться ни направо, ни налево (Притч. 4:27). Таково свойство наших немощей, и от этого столько труда доброму пастырю, обязанному хорошо знать души своих пасомых и быть вождем их по закону прямого и справедливого пастырства». Понимание о царском пути, который идет прямо, без уклонения налево или направо, в одну или в противоположную крайность, важно и в делах веры, потому что некоторые ереси рождались из чрезмерного противодействия противоположным ересям, как например, монофизитство возникло из-за неразумного и чрезмерного противодействия ереси несторианства.

Но также это имеет отношение и к духовной жизни, потому что здесь христианина тоже могут подстерегать крайности. Какие? Либо не трудиться вообще, либо же наоборот, взвалить на себя невероятные подвиги, и потом, надорвавшись, опять-таки ничего не делать. Некоторые приходят, говоря: я начал сокращать молитву и досокращался до того, что совсем почти не молюсь. А другие подходят с просьбами благословить их на чтение множества акафистов или псалтыри за кого-то. А потом такая молитвенница говорит: «ой, взяла на себя чтение Псалтыри по часам, а мне некогда, а люди на меня рассчитывают». И человек начинает уже злиться и на себя и на людей и на Псалтирь. Поэтому не случайно Церковь определила в качестве нормы конкретное молитвенное правило – вот его и держись, если ты мирянин. Постись тогда, когда Церковь предписывает, и так, как Церковь предписывает, молись тогда и так, как Церковь предписывает. Но редко можно встретить человека, который идет царским путем, соблюдая все именно так, как Церковь предписывает. Кто-то меньше, а кто-то больше, а потом надрывается. Обе эти крайности объединяет то, что человек творит свою волю и в том, и в другом. А в том, чтобы идти средним путём, нужно не свою волю творить, а исполнять то, что благословляет Церковь. Поэтому средний путь непопулярен, поскольку предполагает смирение перед Церковью.

Преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Итак, желающему идти царским путем нужно идти с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах (2Кор. 6:7–8), и с такой осторожностью среди вздымающихся волн искушений под управлением рассудительности и под веянием Духа Божия направлять путь добродетели, чтобы знать, что, если немного уклонится на правую или левую сторону, тотчас разобьется о подводные, гибельные скалы. Потому премудрый Соломон увещевает: …не уклоняйся ни направо, ни налево, то есть не тщеславься добродетелями, не превозносись счастливыми успехами в духовном, не уклоняйся и на левую стезю пороков».

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible