Скрыть
Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Святые отцы

Прочие

Василий Великий, свт. (†379)

Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает

Предавание неудержимому и неумеренному смеху есть знак невоздержанности, необузданных движений и неограничиваемого строгим разумом надмения в душе. Изъявить душевную радость светлой улыбкой не противно приличию, только поскольку выражается написанное: веселое сердце делает лицо веселым (Притч 15:13). Но смеяться громко, всем телом приходить в невольное сотрясение свойственно человеку необузданному, неискусному, не умеющему владеть собою.

Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах (Большой Аскетикон)1

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает

Объясняет, как может радоваться Господь Церкви, а именно, живущим в свете, то есть сиянию святых - тех, в ком она делается прекрасною, сама будучи незапятнанна, ибо Церковь не имеет ни единой морщины. Что бы ни происходило с ними, сияет лик их. Ибо для здравого человека свойственна красота лица, как и Соломон говорит: при веселии сердца лицо становится цветущим (Притч 15:13; LXX); так к лику Церкви святой прибавляется та краса, каковая возникает в заслугах блаженных.

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 8-15 Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему. Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит. Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет. Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих. Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет. Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает. Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью. Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир

В ст. 8-9 высказывается весьма часто повторяемая священными писателями мысль о том, что необходимым условием богоугодности жертвы, молитвы и всего внешнего богопочтения является чистое нравственное настроение и искреннее расположение человека, что, напротив, при отсутствии этих условий, жертвы и молитвы отвратительны пред Богом (Притч XXI:27; Ис I:11; LXVI:3; Иер VI:20; Oc V:6; VIII:13; Ам V:21-22 и др.). Бог любит только ищущего правды, нечестивцев же и презрителей мудрости отвращает, и их постигает гибель (ст. 9-10). Для предупреждения злых дел и даже нечистых помышлений, человеку надо всегда помнить о всеведении Божием, пред которым открыты недоступные человеческому глазу области: преисподняя, ад, евр. шеол и гибель, евр. Аваддон (ст. 11), т. е. область гибели и смерти (сн. Притч XXVII:20; Иов XXVI:6; XXVIII:22); в Апокалипсисе именем Аваддона, по-гречески Аполлиона (т. е. губителя) назван Ангел - царь бездны (Откр IX:11). Тем более открыты всеведению Божию все тайны человеческого сердца (ср. Пс CXXXVIII). Далее указано несколько нравственно-психологических черт характеристики мудрого и нечестивого (ст. 13-15).

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible