Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых.
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
- Григорий Нисский, свт. (†394)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
- Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
Прочие
Ефрем Сирин, прп. (†373)
Ст. 8, 10, 14 Вниде в след человека израильтянина в ложницу, и прободе обоих, и возревновал ревностью Моею в них. И тем что возревнова по Бозе своем и умилостиви о сынех Израилевых. Имя же человеку… Замврий, сын Салмонь. Сей Замврий, сын Салмонь, который в глазах братий своих дерзнул войти к Мадианитянке, и которого князи народные не убили за сие, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А что Замврия не убили князи народные, сие служит образом, что и сатану не могли одолеть и небесные силы, и праотцы, и Пророки; одолел же его Еммануил, Которого изображает Финеес, и Который крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. И преста вред от сынов израилевых. Так, приведена в бездействие сила смерти, как скоро отъят грех.
Кирилл Иерусалимский, свт. (†386)
и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых
Если Финеес, усердствуя, предал смерти бесстыдного человека и прекратил гнев Божий, то Иисус Христос, предав смерти не кого-то другого, но Сам Себя отдав в качестве искупления, неужели не может утолить гнева на людей?
Григорий Нисский, свт. (†394)
и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых
Если бы мы уподобились Его смерти, то совершенно мертвым соделался бы в нас грех, пронзенный копьем крещения, как тот блудник - копьем ревнителя Финееса.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых
Иногда убийство оправдывается, а человеколюбие осуждается хуже убийства: когда первое совершается по воле Божией, а второе вопреки ей. Именно Финеес был оправдан, хотя он пронзил жену блудницу вместе с блудником, а святой Божий Самуил, несмотря на то, что он плакал ночами, сетовал и молился, не мог избавить от осуждения Саула, которое Бог произнес на него за то, что он против воли Божией пощадил иноплеменного царя, которого следовало умертвить.
Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)
Ибо Моисей сказал: сегодня посвятите руки ваши Господу, каждый в сыне своем и брате своем, да ниспошлет Он вам сегодня благословение
Итак, следует поразмыслить, сколь пагубно хранить мир с наихудшими, если столь великий пророк словно бы жертву принес Богу, когда ради Господа возбудил против себя вражду лукавых. Вот почему колено Левия, пройдя по стану с мечом, не захотело пощадить заслуживавших наказания и, как сказано, посвятило свои руки Богу. Вот почему Финеес, презрев благоволение согрешающих сограждан, поразил совокупляющихся с мадианитянками и, разгневанный, утолил гнев Господень.
Филарет (Дроздов), свт. (†1867)
и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых
Если чувства твои отверсты к удовольствиям растлевающим и оскверняющим душу: то не нужна ли тебе против тебя самого ревность Финееса, дабы, если можно, решительным ударом умертвить уды сущия на земли, страсть и похоть злую (Кол. 3:5)?
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и вошел вслед за Израильтянином в спальню и пронзил обоих их, Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых
«Пронзил их», следуя чувству ревности о славе имени Божия и указаниям закона о смертной казни идолопоклонников (Лев XX:2; Втор XIII:8, 9). «Право ревнования» — jus. zelotyparum — признается раввинским учением за каждым евреем в случаях опасности соблазна для народа (ср. Ин II:14, 17).
«И прекратилось поражение сынов Израилевых». Кроме казни преступников по приговору Моисея и судей, соблудивший народ был наказан, по-видимому, какой-нибудь опустошительной болезнью.