Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Числа 15:35
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
Святые отцы
- Василий Великий, свт. (†379)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Иоанн Кассиан, прп. (†435)
- Феодорит Кирский, блж. (†457)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
Прочие
Василий Великий, свт. (†379)
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана
Взяв Божественные Писания, в Ветхом и в Новом Завете я обнаруживаю, что непокорность Богу отчетливо судится не по множеству и не по важности грехов, но по единственному ослушанию какого бы то ни было постановления и что всякое преступление влечет за собой одинаковый Божий суд. В Ветхом Завете я читаю об этом страшном конце Ахана или историю о собиравшем дрова в субботу, о которых нельзя сказать, чтобы они когда-либо в чем-то другом против Бога грешили или людей обижали, в малом или во многом. Но один из них за однократное и первое собирание дров несет неизбежное наказание, не имея даже возможности к покаянию, ибо тотчас по повелению Бога всенародно побивается камнями.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана
Но почему же наказан собиравший дрова в субботу? Потому что если люди с самого начала не соблюдали законы, то они вряд ли стали бы это делать в дальнейшем. Многую и великую пользу вначале приносила суббота - например, делала людей кроткими и человеколюбивыми к ближним, приводила их к познанию промысла и управления Божия и постепенно, как говорит Иезекииль, научала их удаляться от зла и располагала к предметам духовным.
Гомилии на Евангелие от Матфея
Если Закон схватывает убийцу, то убивает его; если Благодать схватывает убийцу - просвещает и животворит. И что я имею в виду под убийцей? Закон побил камнями собирающего дрова в субботу - вот что значит буква убивает (2Кор 3:6).
Иоанн Кассиан, прп. (†435)
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана
Мы знаем также и то, что некоторые за более легкие преступления подпадали под тот же скорый смертный приговор… Так произошло и с собиравшим дрова в субботу и также с Ананией и Сапфирой, которые, по заблуждению неверия, нечто малое утаили из своего имения: не потому, что грехи их были равно тяжки, но потому, что они как первые виновники нового преступления, подавшие прочим пример греха, должны были послужить примером наказания и страха, чтобы всякий, впоследствии покусившийся на то же, знал уже, что и он, подобно тем людям, осужден будет и что если отлагается в настоящее время его наказание, то оно постигнет его в день будущего судного испытания.
Феодорит Кирский, блж. (†457)
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана
Для чего повелел Бог побить камнями собиравшего дрова в субботу? Чтобы не послужил он образцом в беззаконии, как первый преступивший закон сей. Ибо наказание его внушало страх всем.
Максим Исповедник, прп. (†662)
Когда сыны Израилевы были в пустыне, нашли человека, собиравшего дрова в день субботы
Чего ради после сказанного о побиении камнями, согласно приказанию Божию, собиравшего дрова в субботу, велит Господь, чтобы делали кисти на краях одежд [своих] и вставляли нити из фиолетовой шерсти?
Тот, кто, субботствуя деланием и ведением, потом, разленившись, начнет себе, словно дрова, собирать горючую материю страстей, или [если] познающий обращается вокруг явления видимых вещей, то справедливо словами Божиими, словно камнями, подобные страсти умерщвляются.
Но поскольку Бог, видит нерадение и удобососкальзывание людей [в страсти и материю], то для того, чтобы они, овладеваемые забвением, не отбросили заповедь, велит на края одежд привязать фиолетовые кисти, дабы смотрящие [на них] вспоминали Божественное повеление [о субботе].
Эти [кисти] являют видимую цель Закона, духовная же и очищающая глубину [души цель] такова: поскольку края одежды [состоят] из материи, это означает, что необходимо к гиматию деятельной и нравственной философии прилаживать веру — ведь это и есть основа — и попросту сплетать веру и делание, из них же ткать подобно фиолетовым [кистям] ведение или же премудрость; премудрость ведь, согласно занимающимся этимологией, называется «Софией», на нее и указывает фиолетовый цвет через почернение [синего].
Сальвиан Марсельский (†480)
И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана
Человек из израильского народа, собиравший дрова в субботу, был убит, и это, конечно, по воле и суду Божию, благостнейшего и милосерднейшего Судии, Который, без сомнения, предпочел бы миловать, а не убивать, если бы доводы строгости не победили доводов милосердия.
О правлении Бога
Георгий Константинович Властов (†1899)
15:33 и привели его нашедшие его собирающим дрова [в день субботы] к Моисею и Аарону и ко всему обществу [сынов Израилевых];
15:34 и посадили его под стражу, потому что не было еще определено, что должно с ним сделать.
15:35 И сказал Господь Моисею: должен умереть человек сей; пусть побьет его камнями все общество вне стана.
15:36 И вывело его все общество вон из стана, и побили его камнями, и он умер, как повелел Господь Моисею.
(Ст. 32–36) «Когда сыны Израилевы были в пустыне...». Законы, излагаемые в настоящей главе Чисел, предписывались для земли Ханаанской, но соблюдение субботы было строго предписано и в пустыне следующими словами Исх.31:14 «кто осквернит ее (субботу), тот да будет предан смерти. Кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего». Здесь является случай явного нарушения субботнего покоя. Но является вопрос, почему в стихе 34 сказано «не было еще определено, что должно с ним сделать». Кажется (возвращаясь к указанным нами ссылкам, на наши примечания на Исх.31 и Лев.7 в предыдущем примечании), необходимо было определить расследованием, было ли действие этого человека «осквернением субботы» т. е. намеренным возмущением против закона, или поступок его подходил под определение «он делал дело в субботу». В последнем случае, как мы говорили в упомянутых примечаниях, он лишался кажется всяких гражданских прав, лишался всякой помощи своих сограждан и изгонялся из общества и стана, в случае же возмущения, он, как намеренно осквернивший субботу, предавался смерти, на основании Исх.31:14. В виду возникшего сомнения, Моисей вопрошает Господа сердцеведца, и Господь повелевает предать смерти человека, который по неверию и явному возмущению нарушил всем известный закон, и мог служить поводом соблазна и возмущения для других.