Скрыть
И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю.

Святые отцы

Иероним Стридонский, блж. (†420)

После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет

Теперь для нас время выяснить степень целомудренности Иисуса. Написано, что Моисей имел жену. <…> Покажите мне таким же образом, что и Иисус, сын Навин, имел либо жену, либо детей, и, если ты это сделаешь, я признаю себя побеждённым. Он, конечно же, получил лучшую долю в уделе Иуды, и умер… <…> И был погребён в Фамнаф-Сараи, что означает «самое совершенное владычество» или «среди тех, кто под новым покрывалом», чтобы обозначить толпы дев, покрытых помощью Спасителя на горе Ефремовой, то есть на горе плодоносной; к северу от горы Гааша, что истолковывается как «возмущение», ибо гора Сион; на северной стороне её город великого Царя (Пс 47:3) - всегда противостоит козням и при каждом испытании восклицает: едва не поскользнулись стопы мои (Пс 72:2).

Книга, в названии которой имя Иисуса Навина, заканчивается его погребением. Но в книге Судей мы снова читаем о нём, будто бы он воскрес и вернулся к жизни, и дела его перечисляются. И мы читаем: И отпустил Иисус народ, каждого в свой удел (Ис. Нав 24:28), чтобы владеть своей землёй.

И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и далее (Ис. Нав 24:31). Тут же говорится: После сего умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет. Вот, Моисей лишь увидел землю обетования, но войти не мог, и умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Давайте сравним, как каждый из них погребён. Моисей умер в земле Моавитской, Иисус - в земле Иудейской. Первый похоронен в долине против дома Фегора, что переводится как «опорочение», поскольку еврейское слово Фегор соответствует слову Приап; второй погребён на горе Ефремовой к северу от горы Гааша. За самыми простыми выражениями Священного Писания всегда стоят высокие смыслы. Среди иудеев принято было хвалиться детьми и чадородием: неплодная женщина, не имевшая потомка у Израиля, подвергалась проклятию, напротив, благословен был тот, чьё семя было среди Израиля и чьи домашние были в Иерусалиме. И частью высшего благословения было: Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей (Пс 127:3). Итак, могила его описывается как место в долине напротив дома идола, который в некотором роде имеет отношение к похоти. Мы же, сражаясь под водительством Иисуса, даже до сего дня, не знаем, где погребён Моисей. Ибо мы презираем Фегор и всю порочность его, зная, что те, кто во плоти, угодить Богу не могут. И Господь до потопа сказал: Не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть (Быт 6:3). Вот потому Моисея, когда он умер, оплакивал народ Израиля, но Иисуса, как идущего к победе, не оплакивали. Брак заканчивается смертью; девственность после неё увенчивается короной.

Против Иовиниана

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible